17 июля 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















свящ. Димитрий Познанский, Киев
14 апреля 2008 г.
версия для печати

О совместных молитвах с иноверцами

Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,

зная, что таковой развратился и грешит,

будучи самоосужден.

(Тит. 3, 10-11)

Ответ на вопрос о допустимости совместных молитв с иноверцами совпадает с ответом на вопрос: веруем ли мы во Единую, Святую Соборную и апостольскую Церковь? Или веруем, но не очень? Вот это «веруем, но не очень» и является показателем среднестатистической индифферентности к Вере,за которую ее святые свидетели отдавали плоть на растерзание и расставались с земной жизнью

В этой статье не будет полемики с расхожим утверждением о том, что всякая вера по-своему учит об одном и том же Боге, а земные перегородки конфессий не доходят до неба. Это мнение не имеет отношения собственно к христианству, а если бы не так, следовало бы переиначить всё Писание. То, что в некоторых конфессиях именующих себя «христианскими» считают возможным участвовать в общих молитвах даже с язычниками, лишний раз показывает насколько справедливо их самоименование. «Посмотрите на Израиля по плоти, — говорит апостол Павел, — те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его»? (1 Кор., 18-22).

В качестве примера наиболее распространенного мнения более-менее умеренных сторонников совместных молитв можно привести слова епископа Каллиста (Уэра) сказанные им в интервью одному из украинских интернет-изданий [1]. «К сожалению, это правда, что каноны, происходящие из первых веков, запрещают молиться с еретиками, — сказал епископ Каллист, — так что те, кто применяет эти каноны в подобных ситуациях, действительно идут строгим путем акривии [2], как мы говорим по-гречески. С другой стороны, другие православные утверждают, что современная ситуация отличается от той, какая была в первые века. И поэтому с теми христианами, которые принимают первые Вселенские соборы, веруют в Троицу, исповедуют Христа как совершенного Бога и совершенного человека, мы можем иметь определенное общение в совместных молитвах. Это путь икономии [3]. Аргументы второй группы, идущей путем икономии, могут быть таковы: ситуация изменилась, и мы не можем приравнивать современных инославных [4] христиан к древним еретикам, таким как савеллиане или ариане. Я лично считаю, что частным образом мы, конечно же, можем молиться вместе. Я также принимаю приглашения других христиан присутствовать на их богослужениях. При этом я не надеваю евхаристических облачений. Но я могу проповедовать, когда меня приглашают. Например, в Оксфорде меня часто просят проповедовать в университетской часовне, где служат англикане, и я соглашаюсь. Либо же я могу преподать благословение, когда об этом просят. Я не думаю, что в этом есть какой-то компромисс с моей православной верой. Таким образом, с рассуждением мы можем следовать путем икономии.

Мне кажется, что каноны запрещают совместную молитву, когда это может означать безразличие к вероучительным разногласиям. Но когда мы стремимся к единству, совместная молитва может означать, что мы принимаем во внимание наши разногласия, но ищем пути их разрешения.

Я согласен, что мы должны учитывать контекст: каково отношение к нам инославных, атакуют ли они нас, или занимаются прозелитизмом, либо же относятся с уважением. Бывают такие ситуации, в которых я не стал бы участвовать в общей молитве. Позвольте привести пример. Когда я приезжаю в Украину, я иду только в те православные церкви, которые принадлежат канонической юрисдикции Московского Патриархата. И я никогда не пойду в храмы так называемого Киевского патриархата, которые под Филаретом. Для меня это пример нового раскола, относиться к которому мы должны с определенной строгостью. При определенных условиях, с пастырских позиций, мы можем частным образом беседовать и общаться с людьми, которые ходят в филаретовские храмы, но я ни в коем случае не желаю участвовать в каких бы то ни было их официальных богослужениях, и даже не хочу заходить в их церкви. Это новая схизма, непосредственно повреждающая Православную Церковь.

Но если мы посмотрим на Католическую Церковь, за исключением определенных мест, то мы не видим, чтобы они сегодня разрушали нашу Церковь или уводили от нас людей. Мы должны смотреть по обстоятельствам».

В своем интервью епископ Каллист в той или иной мере опирается на главные аргументы сторонников допустимости совместных молитв с иноверцами. Вкратце эти аргументы сводятся к двум утверждениям. Первый аргумент выглядит приблизительно так. К нынешним иноверцам, таким, например, как католики и лютеране, нельзя применять канонические правила, учрежденные в эпоху таких серьёзнейших ересей как савелианство или арианство, поскольку современные еретики признают основополагающие положения христианства. То есть они веруют в Троицу, признают богочеловечество Христа и семь Вселенских Соборов. Этот аргумент оказывается несостоятельным уже при малейшем серьезном рассмотрении. Те же католики, на которых указывают как ближайшую к Православию конфессию содержат ереси ничем не лучшие арианства и савеллианства, а в чем-то и являющиеся их продолжением. Лишь малая часть искажений уже была указана в статье «О филокатоличестве». В католичестве повреждено практически всё. Повреждены триадология, пневматология, эклессиология, сотериология и аскетика. «Но и не осмелься они ни на что другое из перечисленного, — восклицает святитель Фотий Константинопольский, — одного богохульства в отношении Святого Духа — а точнее, всей Святой Троицы, — которое не оставляет уже места большему, хватило бы, чтобы подвергнуть их тысячам анафем»!

Помимо этого, если бы аргумент в пользу допустимости совместных молитв с иноверцами по причине их мнимой близости Православию был справедливым, стало бы вообще непонятным, почему мы не можем молиться с раскольниками? Ведь с раскольниками у нас вообще не существует ни догматических, ни даже обрядовых разногласий, если, конечно, не принимать во внимание тот факт, что самим своим существованием они воюют на догмат о Церкви. Но каноны запрещают не только молитвы с еретиками, но и со всяким отлученным от церковного общения. «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен» (10 правило святых Апостолов).

Другой аргумент сторонников совместных молитв с иноверцами заключается в утверждении, что хотя каноны запрещающие такие молитвы очень важны, и их нельзя отменять, однако важно понимать смысл этих канонов, а не слепо следовать их букве. А смысл запретов на совместные моления якобы в том, чтобы избежать мимикрии внецерковных сообществ под Церковь. И если такая опасность существует в случае ничем не отличающихся от нас внешне раскольников, то она не существует в случае, например, с католиками. Поэтому молитвы с теми же католиками допустимы, во всяком случае по икономии, тогда, когда нет опасности соблазнить свободой своих действий ревнителей не по разуму или если речь идет о частной молитве, например обыкновенной молитве перед едой. В конце концов, текст «Отче наш» и у католиков и у протестантов такой же как у православных.

Здесь сразу бросается в глаза противоречие этого аргумента предыдущему. Ведь сначала апологеты совместных молитв утверждают, что молиться с нынешними иноверцами можно, так как древние еретики в своих заблуждениях были гораздо серьезнее современных, а потом говорят, что потому и можно молиться, что с теми же католиками у нас столько различий, что опасности мимикрии нет. Такой подход возможен только в двух случаях. Либо мы понимаем Церковь только как земную организацию, либо де факто исповедуем унию [5], но при этом считаем, что все христиане обязаны существовать внутри сформировавшихся крупных религиозных корпораций, распространяющих свое влияние на поделенные между ними территории. Только с таких позиций и можно осуждать прозелитизм как таковой, поскольку на самом деле прозелитизм – заповеданное Христом апостольское служение Церкви. Когда мы говорим о принципе икономии, то обязаны четко понимать, что икономия возможна только в тех аспектах канонического права, которые напрямую не касаются вероучения. Например, минимальный возраст для совершения хиротонии или срок епитимии за впадение в плотской грех. То есть там, где отступление от буквы канона является снисхождением к немощи естества человеческого и диктуется соображениями пользы церковной и спасения конкретного человека. В вопросах Богооткровенного Вероучения Церкви Христовой, в канонах непосредственно связанных с догматами, в том числе догматом о Церкви возможна только акривия. Запрет на моление с еретиками имеет не столько дисциплинарный, административный характер, сколько догматический. К сожалению, кабинетные богословы иногда перестают ощущать Церковь как мистический организм, и начинают рассуждать о нем как о формальной организации. Но в духовном измерении Церковь не обрядоисполнительная корпорация и даже не общество Иисуса, а Тело Христово, богочеловеческий организм, благодатное участие в котором предполагает единство Веры и осуществляется посредством Таинств и молитвы. О Теле Спасителя у апостола Павла сказано: «отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет»! Нам же не приходит в голову утверждать, что канон запрещающий прелюбодеяние важен, поскольку предохраняет от мимикрии греховных сожительств под семью, но что в случае с гомосексуализмом такой опасности нет. Совокупляющийся с блудницей – становится одно тело с блудницей. Молящийся с еретиком становится одним телом с еретической синагогой, не зависимо от того молится он в собрании еретиков или «частным образом» дома перед обедом. Общение с еретиками в молитве – духовное прелюбодеяние, единение во лжи и онтологическая измена Христу. Именно поэтому каноны говорят о недопустимости не только «официальной» или богослужебной, но и вообще любой молитвы с еретиком в том числе и частной. Десятое апостольское правило гласит: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен». Известный канонист XII века Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон в толковании на это правило говорит: «Итак кто молился с отлученным, где бы и когда бы ни было, должен быть отлучен. Это написано для тех, которые говорят, что отлученный извержен из церкви и что, следовательно, если кто либо вместе с ним будет петь в доме, или на поле, то не будет виновен. Ибо в церкви ли молиться вместе с отлученным, или вне ея, все равно». Также и авторитетный канонист XX столетия епископ Никодим (Милош) пишет: «Сам Иисус Христос положил начало отлучению от Своей церкви, сказав: “если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Мф. 18:17), то есть другими словами, пусть будет отлучен от Церкви. Впоследствии Апостолы подробно разъясняли это в своих посланиях, а также применяли и на деле (1 Кор. 5:5; 1 Тим. 1:20; 2 Тим. 3:5; Тит. 3:10; 2 Сол. 3:6; 2 Иоан. 10 и 11). Таким образом, правило строго выражает мысль св. Писания, воспрещая молиться с отлученным от церковного общения не только в церкви, когда бывает общая для всех верных молитва, но даже и дома наедине с отлученным от Церкви».

Православная Церковь запрещает не только совместные молитвы с раскольниками и еретиками, но и намеренное вхождение для молитвы в собрание иноверцев (еретическую синагогу – 65 правило Святых Апостолов), приятие иноверческих «благословений» (32 правило Лаодикийского Собора), позволение иноверцам действовать в качестве служителей церкви (45 правило Святых Апостолов), приношение елея и возжигание свеч в иноверческих собраниях (71 правило Святых Апостолов).

Комментируя 45 апостольское правило, епископ Никодим (Милош) говорит: «10-е Апостольское правило, как мы видели, воспрещает молиться даже и дома с отлученным от церковного общения и налагает отлучение на каждого, имеющего молитвенное общение с отлученным. К отлученным от церковного общения, естественно, должны принадлежать и все еретики, в силу чего является последовательным воспрещение всякому православному молитвенного общения с ними. Тем строже должно быть воспрещено подобное общение духовным лицам, обязанным служить примером для остальных верных в охранении чистоты верования, не оскверненного никаким ложным учением. Под молитвенным общением, или как говорится в правиле, (“который только будет молиться”), по словам Вальсамона в толковании этого правила, нужно разуметь не только воспрещение епископу и остальным клирикам молиться в церкви вместе с еретиками, так как за это они уже подлежат извержению по 46-му Апостольскому правилу, как и за допущение еретиков к совершению чего-либо в качестве клириков; но слова нужно разуметь в смысле “имеющего просто общение” () и “снисходительно смотрящего на молитву еретика” (), ибо от таковых, как достойных отвращения, нужно уклоняться. Поэтому, понимая таким образом смысл этих слов, Апостольское правило считает достаточным наказанием одно отлучение. Совсем другой оборот принимает дело, когда православное духовное лицо допустит какого-либо известного еретика служить в церкви, и вообще признает его настоящим священнослужителем или церковнослужителем. В таком случае данное духовное лицо становится недостойным священной службы и, по предписанию этого правила, должно быть извержено из священного сана. То же самое предписывается как Апостольскими постановлениями (VI, 16. 18), так и многими другими правилами, и таково было учение всей Церкви первых веков. Весьма мудро замечает архим. Иоанн в толковании этого правила, говоря, что правила стремятся не только к охранению православных от заразы еретического духа, но и к охранению их от индифферентизма к вере и к Православной Церкви, который легко может возникнуть при близком общении с еретиками в делах веры. Такое отношение, впрочем, не противоречит духу христианской любви и терпимости, отличающей православную церковь, так как большая разница — терпеть у себя заблудших в вере, ожидая их добровольного обращения, или даже и настаивая на нем, жить с ними во внешнем гражданском общении, или вступать с ними без разбора в религиозное соприкосновение, так как последнее означает, что мы не только не стараемся об их обращении в православие, но и сами в нем колеблемся. Особенное значение должно это иметь для духовных лиц, обязанных служить для других примером в строгом охранении святыни православного верования. В силу этого православный священник, по правилам, не должен преподавать еретикам св. Таин, ни вообще совершать для них какой-либо священной службы до тех пор, пока они не изъявят твердого решения соединиться с церковью; тем менее он может допустить еретического священника к совершению какой-либо службы для православных».

Подвижники XX века не только строго придерживались Православного Вероучения в отношении ереси и еретиков, но и призывали к отказу от участия в надцерковных организациях наподобие «Всемирного совета церквей». Архиепископ Серафим (Соболев) в свое время писал: “Присутствуя на еретическом собрании, которое экуменисты называют “Всецерковной конференцией”, “собранием всех христианских церквей” и “единою святою Христовой церковью”, православные представители тем самым фактически утверждают бытие этой “единой святой церкви Христовой” со всеми ее еретическими заблуждениями. Следовательно, без слов, без всякого писания православные представители-экуменисты одним своим присутствием на экуменической конференции будут содействовать ниспровержению нашей веры в догмат о Церкви”. А сербский богослов преподобный Иустин (Попович), убеждая не участвовать в «Мировом совете церквей», писал своему Священному Синоду: «Позиция Православной Церкви в отношении еретиков — т.е. всех, кто не является православным, — была установлена раз и навсегда Святыми Апостолами и Святыми Отцами, то есть боговдохновенным Преданием, единым и неизменяемым. Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой-либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками. Ибо какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6, 14-15). (…) Не объединяясь с еретиками, где бы ни был их центр, в Женеве или в Риме, наша Святая Православная Церковь, всегда верная Святым Апостолам и Отцам, не откажется этим от своей христианской миссии и евангельского долга, то есть она будет перед современным православным и неправославным миром смиренно, но смело свидетельствовать Истину Всеистины, живого и истинного Богочеловека и всеспасительную и всепреображающую силу Православия. Церковь, ведомая Христом, через свой святоотеческий дух и богословов всегда будет готова всякому требующему отчета дать отчет в нашем уповании (1 Пет. 3, 15). А наша надежда, во веки веков, является одной и единственной: Богочеловек Иисус Христос и Его Человеко-Божеское Тело, Церковь Святых Апостолов и Отцов. Православные Богословы должны участвовать не в "экуменической общей молитве", но богословских собеседованиях в Истине и об Истине, именно как делали это Святые и Богоносные Отцы в течение веков. Истина Православия и истинная вера являются "частью" только "спасаемых" (7 правило II Вселенского Собора).

Ответ на вопрос о допустимости совместных молитв с иноверцами в конце концов совпадает с ответом на вопрос: веруем ли мы во Единую, Святую Соборную и апостольскую Церковь? Да? Нет? Или веруем, но не очень? Вот это «веруем, но не очень», к сожалению, и является наиболее распространенным явлением и, в то же время, показателем среднестатистической индифферентности к Вере. К Вере, за которую ее святые свидетели – мученики и исповедники отдавали плоть на растерзание и расставались с земной жизнью. Существенное отличие древних богословов от многих называющих себя богословами ныне не в том, что те имели дело с другими, как бы более страшными и ужасными еретиками (еретики всегда одинаковы), а в том, что богословие Церкви они исповедовали шествуя не с докладами на трибуны, а за Христом на Голгофу. Но и свидетельство о Православной Вере с трибун международных конференций, совсем не обязательно подразумевает ниспровержение этой Веры участием в совместных молениях иноверцев.


[1] http://www.kiev-orthodox.org/site/meetings/1591/

[2] Акривия (греч. ακριβεια) — принцип строгого, точного следования правилу.

[3] Икономия (греч. οικονομια — домостроительство) – снисхождение, допустимое отступление от правила в целях практической пользы, допускаемое в впоросах не касающихся догматов Церкви.

[4] Инославный – термин появившийся в позднейшее время в качестве альтернативного терминам «неверный», «еретик» и «иноверец». Термин предназначался в целях политкорректности в отношении тех иноверцев, которые в отличие от, например, иудеев и мусульман, причисляли себя к христианскому исповеданию. Сегодня этот термин нередко используется в манипулятивных целях, а именно с намеком на то, что иные вероисповедания являются всего лишь различными типами духовности, будучи по сути инаковыми проявлениями одной и той же религии.

[5] Если следовать екклесиологической логике, допускающий совместные моления с еретиками признает их христианами, а следовательно членами христианской Церкви, а значит находится с ними в духовном единстве, то есть в не оформленной административно унии. Поэтому святитель Киприан Карфагенский и говорит, что считающему еретиков христианами подобает "сделаться вполне их соучастником — сходиться вместе с ними, с молитвами их соединять свои и ставить алтарь и жертву общие, так как у них с еретиками один бог, один Господь, одна Церковь, одна вера, один Дух и одно тело". (Письмо 62 к Магну).





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

14 апреля 16:32, Посетитель сайта:

Огромное спасибо, о. Димитрий!

Единственное, что мне хотелось бы ещё спросить у Вас по этой теме - 1) Можно ли входить в инославную церковь не для молитвы, а для поклонения какой-либо великой святыне, например, Терновому Венцу? 2) Может ли служащий Литургию православный епископ допустить к сослужению еретического священника, не причащая его, если последний обещает присоединиться к Православию?


15 апреля 01:03, ORTODOX:

А Васька слушает, да ест ...

Спасибо батюшка, только мы это и так знаем!

Как быть, если Патриарх Алексий II в г. Париже молиться с еретиками и в епархии у м. Кирилла (Гундяева) присутствие Францисканцев за литургией дело обычное и лекции они по богословию в духовном училище читают и семинаристы к еретикам за "опытом" в Германию ездят, да и служба ведётся на смеси церковнословянского и современного Русского языков "для лучшего восприятия?!

Слыхали Вы как Алексий II к Бен Лазару обращается?

Дорогой Брат - именно так!

Вот епикоп Диамид возвысил голос в осуждение подобного "единения", так на него иерархи донос накотали в "органы" за разжигание межнациональной розни и т.д.!

Что нам делать многогрешным?!


15 апреля 02:18, Михаил Чернушенко:

Есть еще важный вопрос, на который, впрочем, вряд ли возможен однозначный ответ: а как быть с теми православными, особенно иерархами, кто уже помолился с еретиками?

Я их не могу отлучить; агитировать за массовый их бойкот прихожанами как-то неловко, да и вряд ли получится; считать их уже автоматически невидимо выпавшими из Церкви, тогда как они вполне регулярно служат в храмах - это значит, если додумать до конца, создавать свой "раскол справа", вроде разных групп балканских старостильников. Делать вид, что это не моего ума дело? Но это ж моя Церковь, я тоже ее со-член.

Видимо, остается только болеть, т. е. страдать вместе со всем телом Церкви.

Кроме того, надо, вероятно, различать совместную молитву и молитву одновременную, которую не всегда следует осуждать. Попросту, если вы летите в самолете и у него загорелся двигатель, то весьма вероятно, что вы будете молиться одновременно и об одном и том же со всеми присутствующими римо-католиками, протестантами, мусульманами и т. п.

И если неправославный человек зашел в наш храм и молится на нашей службе, то чем же это плохо? Хотя формально это и есть совместная молитва. И что, нужно брать у него обещание принять Православие, и только после этого впускать?

Очень многое в духовной жизни дается авансом, когда мы и понять не можем, что получаем. Один парень, вообще не крещеный, увлекавшийся всякой эзотерикой, решил испытать и Православие (все ж веры хороши, так отчего бы не попробовать и эту, благо далеко ехать не надо?). Он попал на литургию, не долго думая пошел со всеми к причастию и причастился.

И он испытал нечто, чего никогда раньше не имел в своем опыте, некий покой, мир души, любовь. Потом это прошло, но это стало началом его долгого пути к Церкви.

Оккультное прошлое не отпускало его так просто и после крещения, и он в конце концов поневоле стал непрестанным молитвенником, так как только так мог держать духовную брань.

Но вопрос в том, что было бы, если бы его, как положено, вовремя "отфильтровали" бы и не допустили бы к причастию? Пришел ли бы он в Церковь, а если пришел бы, то стал ли бы молитвенником?

У меня нет ответов, одни вопросы.


15 апреля 02:32, Посетитель сайта:

"Ответ на вопрос о допустимости совместных молитв с иноверцами в конце концов совпадает с ответом на вопрос: веруем ли мы во Единую, Святую Соборную и апостольскую Церковь? Да? Нет?" Молитва - просьба о помощи. Да? Нет? Молитва - просьба о помощи организма (условно индивидуального или соборного)к Богу, стоящему выше, к организму, имеющему большие возможности воздействия на реальность, чем те организмы, которые возносят молитвы. Да? Нет? Молитва - ИНДИВИДУАЛЬНАЯ просьба о помощи. Если молитву возносят иноверцы(по отношению друг к другу), это значит, что молитву возносят разные организмы, разные ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.Да? Нет? Отсюда первая аксиома молитв: разные организмы не могут возносить одну и ту же молитву по сути, даже если это провозглашено формально. В этом случае(лучшем)такая "общая" молитва-социально-политическое действо(театр,балаган). Это, может быть не плохо, но к Богу не имеет большого отношения. Да, кстати. Верить в Бога и верить в Церковь(пусть даже в Единую, Святую Соборную и апостольскую и хоть прибавте к этому еще десяток сакральных прилагательных)- принципиально не одно и то же. Тому, кто истинно Верит в Бога, Церковь должна доказывать каждый день, что ей можно верить.


15 апреля 06:27, Посетитель сайта:

"Что нам делать многогрешным?!"

Нору себе ройте, да поскорее!


15 апреля 09:29, vodorod:

"все христиане обязаны существовать внутри сформировавшихся крупных религиозных корпораций, распространяющих свое влияние на поделенные между ними территории"

Позиция с которой я полностью согласен.

Глупо когда православные лезут в Америку, а католики на Украину. Надо тратить силы не на переманивание друг у друга верующих, а на миссионерство в отношении атеистов и иноверцов.

РПЦ МП и католикам надо договориться о нерушимости границ между собой в Европе и о помощи друг другу при экспансии в нехристианские страны.

Такие же договора можно заключить и с наиболее крупными и вменяемыми из протестантских конфесссий.


15 апреля 11:27, витёк:

во Владивостоке на собрании баптистов наблюдал такую картину: церковь(=община) встаёт на молитву, одна женщина встаёт на колени, крестится (простите за вульгарность) и кланяется до пола.

напоминаю: баптисты исповедуют триединого Бога, Воскресение, чают жизни грядущего века и т.п.


15 апреля 11:31, PS:

Норокопателю.

"Нору себе ройте, да поскорее!" - Что, опыт есть? Может ты сайтом ошибся, блуждая всю ночь по интернету? Так тебе к диггерам надо... Там опытом и поделишься.


16 апреля 14:08, 14 апреля 16:32:

1) В принципе это допускается тогда, когда в этом время не совершается служение еретиков или раскольников. Хотя, если вдуматься в этот обычай, возникает вопрос: неужели для нашего спасения так уж необходимо поклониться той или иной святыне, если она попущением Божьим оказалась в руках богоотступников? Если мы так почитаем какого-либо святого, неужели он не примет нашей молитвы перед иконой или вообще простой? Например я почитаю вмц. Варвару, и одно время ходил в захваченный раскольниками Владимирский Собор, чтобы приложиться к ее мощам. Потом я перестал это делать, а частица мощей ее попала в наш храм. Но кого-то и частица мощей не устраивает, кто-то не представляет себе жизни без посещения Святой Земли и Гроба Господня. Все это от нашего маловерия. Можно и к стене храма с верой приложиться и получить исцеление. Сколько людей теснило Спасителя, и только одна сзади прикоснувшаяся к краю одежды Его получила исцеление. Зачем же нам тешить самолюбие и самодовольство еретиков и раскольников посещая их храмы?

2) Конечно нет. Если еретик желает соединиться с Церковью, но еще не сделал этого, он приравнивается только к оглашенным. Но не к верным, и тем более священнослужителям.


16 апреля 14:09, с.Д.:

посетителю от 14 апреля 16:32

1) В принципе это допускается тогда, когда в этом время не совершается служение еретиков или раскольников. Хотя, если вдуматься в этот обычай, возникает вопрос: неужели для нашего спасения так уж необходимо поклониться той или иной святыне, если она попущением Божьим оказалась в руках богоотступников? Если мы так почитаем какого-либо святого, неужели он не примет нашей молитвы перед иконой или вообще простой? Например я почитаю вмц. Варвару, и одно время ходил в захваченный раскольниками Владимирский Собор, чтобы приложиться к ее мощам. Потом я перестал это делать, а частица мощей ее попала в наш храм. Но кого-то и частица мощей не устраивает, кто-то не представляет себе жизни без посещения Святой Земли и Гроба Господня. Все это от нашего маловерия. Можно и к стене храма с верой приложиться и получить исцеление. Сколько людей теснило Спасителя, и только одна сзади прикоснувшаяся к краю одежды Его получила исцеление. Зачем же нам тешить самолюбие и самодовольство еретиков и раскольников посещая их храмы?

2) Конечно нет. Если еретик желает соединиться с Церковью, но еще не сделал этого, он приравнивается только к оглашенным. Но не к верным, и тем более священнослужителям.


16 апреля 14:20, с.Д.:

Михаилу Чернушенко

Конечно. Каноны запрещают православным входить для молитвы в еретическое собрание. Также каноны запрещают еретикам что-либо действовать в церкви. Но когда еретик входит в церковь, его никто не будет допытывать о его вероисповедании. Если он и помолился в храме, это его личное дело. Наоборот, как ему и обратиться к Православию, если не через посещение храма. У нас рядом адвентистская община. Одна адвентистска, десять лет бывшая в секте, как-то раз зашла к нам в храм, и поняла, что больше отсюда никуда не уйдет. Уже на следующий раз она спрашивала как принять Православие, и через несколько дней была присоединена к Церкви. И это случай не единственный.

Также и молится мы можем где угодно, если мы там оказались среди иноверцев. Мы же не совместную молитву устраиваем, а сами по себе молимся.


16 апреля 14:22, Посетитель сайта:

Норкокопателю

Мы нору?! Да никогда! Любезнейший, норы скоро придется рыть всем вам, экуменистам, продажным еретикам, оскверняющих Дом Божий. Скоро, скоро кнут и поганая метла выметут торговцев из храма!


16 апреля 16:17, с.Д.:

И еще раз повторю, чтобя не было недоумений.

Не следует думать, что православный христианин не может по необходимости молиться в каком-либо месте, где находятся иноверцы или раскольники, не делая различия между совместной с еретиками молитвы от молитвы в присутствии еретиков. Также нелепо думать, будто у еретика или раскольника вошедшего в православный храм станут насильственно допытываться о его вероисповедании. Ведь посещение православного храма может привести такого человека к покаянию и соединению с Церковью, что нередко и происходит в действительности. Каноны запрещают православным входить для молитвы в еретические и раскольнические собрания, но не ставят нам в вину того, что тот или иной иноверец вошел в православный храм во время нашего богослужения или вне него. В конце концов, и равноапостольный князь Владимир принял решение о принятии Православной Веры не после одного лишь разговора с греческим философом, но после того, как послы святого князя, войдя в греческий храм ощутили, что находятся на небесах. Как рассказывает об этом Повесть временных лет: «И сказал им Владимир: "Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю". Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: "Зачем пришли?". Они же рассказали ему все. Услышав это, царь обрадовался и в тот же день сотворил им почести великие. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: "Пришли русские разузнать о вере нашей, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего". Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила взожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: "Идите в землю вашу", и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними", - и обратился к послам: "Говорите перед дружиною". (…) И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?". Они же сказали: "Где тебе любо"».


16 апреля 17:00, Посетитель от от 14 апреля 16:32:

Благодарю за ответ, о. Димитрий

Первый вопрос я задал, как Вы, наверное, поняли, по причине посещения Святейшим Патриархом собора Парижской Богоматери, что вызвало, скажем так, некоторое недоумение. Да, св. Феодор Студит в своих правилах не возбраняет войти в еретический храм для поклонения святыне, но там, как утверждали "ревнители", имело место нечто подозрительно похожее на совместную молитву.

По второму вопросу я спросил у Вас потому, что такая практика в течение веков, к сожалению, имела место. Например, "экуменисты" постоянно приводят факт, что при епископском рукоположении, кажется, св. Патриарха Тихона в алтаре молился англиканский епископ (!). Совсем уж достоверный факт такого рода из жития св. Патриарха Константинопольского Иоанна Постника приводит прот. А.Л. Дворкин в своих "Очерках по истории Вселенской Православной Церкви", упоминая, что св. Иоанн Постник присоединил к Православию многих еретиков-севириан, в том числе и через практику сослужения их православным клирикам ( http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=626&cid=6 ). Если я Вас правильно понял, это отступление от канонических правил, допустимое только для великих святых, стяжавших в своём сердце любовь Святого Духа, которая выше канонов - так же, как св. Спиридон Тримифунтский, угощавший в Великий пост уставшего путника солониной.

Ещё раз огромное Вам спасибо за обстоятельный ответ.


16 апреля 23:01, xNemo:

vodorod:

"все христиане обязаны существовать внутри сформировавшихся крупных религиозных корпораций, распространяющих свое влияние на поделенные между ними территории"

"Позиция с которой я полностью согласен. Глупо когда православные лезут в Америку, а католики на Украину."

В результате этой, как вы выразились глупости, ВСЕ 2000 лет (по классической хронологии) ИДЕТ ВОЙНА. Промните как пел Виктор Цой? "2000 лет война, Война без особых причин... (Звезда по имени Солнце).

До Х века, пока Христианская церковь была хотя бы формально едина - экспансия в основном шла в юго-западной Европе, исключая земли мавров - Испанию с Португалией. Затем, после окончательного разделения церквей в 1054 году - каждая церковь вела экспансию по своему. Византия с юга "огнем и мечом" шла на Русь, Католическая (и совсем еще не римская, а уж скорее авиньонская) тем, же способом шла на Англию и Германию. А затем уже (без всяких глупостей) поперла на Полабье, Померанию, Подолию - то есть на славянские земли, но уже с запада.

И встретились они на несчастной земле, называемой теперь Окраиной...

Так что, так называемые вами "глупости", омывались реками крови - это не считая еретиков...


17 апреля 16:44, с.Д.:

Посетителю от 16.04 17.00

Вам спасибо за ссылку. Нужно этот моемент изучить, так как сейчас даже в как бы научных статьях много чего могут написать. В том, чтобы угостить путника мясом в пост, причем, видимо, и не православного, вообще никакого отступления нет. Но я говорю о существенном различии, на которое есть указание у святых отцов. Т.е. различие между немощью плоти, и грехом ума. Всем известна патериковая история о том, как монах пустынник по смирению согласился признать за собой все плотские грехи, но отказался признавать себя еретиком. Существует великая разница между тем, например, что человек съел в пост сосиску и тем, что он зашел в костел и помолился на мессе, так как в последнем случае никакая телесная немощь его не понуждала к этому действию.


17 апреля 18:41, Порфирий Петрович:

xNemo, как распространителю антихристианских басен

"Византия с юга "огнем и мечом" шла на Русь"-

Что ж Вы так нагло врёте, сударь? И не стыдно?


18 апреля 12:35, Посетитель сайта:

Порфирию

Вот-вот, помниться это как раз Русь огнем и мечом ходила на Византию.


18 апреля 16:42, xNemo:

Порфирию Петровичу, как распространителю ортодоксальной ограниченности:

"Византия с юга "огнем и мечом" шла на Русь"-

"Что ж Вы так нагло врёте, сударь? И не стыдно?"

Князь Владимир "огнем и мечом" (что красочно описано в летописях) устанавливал христианство на Руси, а христианство это пришло из Византиии. В красивую сказку о "выборе религии" можете верить или нет - дела не меняет. У нас большая половина летописей "под церковь заточена", ибо переписывалась монахами. Синагоги, церкви и мечети стояли в Киеве (чуть ли не в центре и все разом) еще и до этого варварского акта обращения в новую веру. Попробуйте-ка нынче, в прямом смысле слова, мечом помахать "за веру христову" или на костре кого спалить - только проповедь и христианское милосердие! Так что князю Владимиру не было нужды куда-то посылать послов, чтобы познакомиться с сутью этих веровний. Принятием христианства он покупал себе право на власть в Киевской Руси и поддержку Византии. Вплоть до раскола христианства в 1054 все шло "по плану", но затем стало иначе.

Начались крестовые походы (1096-1270) и в 1220-30 х годах появились какие-то "монголо-татары" - которые, как выяснилось при темнике Мамае составляли лишь авангард из крымских татар (в простонародье "печенегов", "половцев" и проч...) при (основательной) поддержке генуэзской пехоты (сброд наемников, типа французского легиона)... Католики шли на Русь добивать Византию. (Не забывайте еще и нашествия крестоносцев - их как могло долго сдерживало Великое княжество Литовское) Поэтому в период "монголо-татарского ига" церковь была под защитой и не подвергалась никаким налогам. Она защищала власть князей - князья защищали существование Церкви. А после 1340 года на Москве стали золотить купола храмов... в честь победы над католичеством.


19 апреля 14:44, Посетитель сайта:

xNemo-вичу

Вы хоть Повесть временных лет читали? Князь ознакамливался с сутью верований, не выезжая из Киева, а послов посылал, чтобы увидеть православный чин не в местечковом исполнении, а в самом что ни на есть.


21 апреля 13:11, xNemo:

19 апреля 14:44, Посетителе-вичу

"Вы хоть Повесть временных лет читали?"

Угадайте с трех раз :)

"а послов посылал, чтобы увидеть православный чин не в местечковом исполнении, а в самом что ни на есть."

Во-первых: какая разница в том КТО ему расскажет - посол или поп киевского храма? Ведь сам он все равно этого не видел :)

Во-вторых: разве из-за роскоши Константинопольских храмов обязательно жечь и рушить собственные города, убивать население? И что это за религия которую нужно вводить "огнем и мечом"? Ведь проповедывалось, якобы, милосердие Христово?!

Мне вообще не понятно, как можно было добровольно принимать религию цареубийц - у них чуть ли не половина "помазанников божьих" отправилось на тот свет не по своей воле! И каждого следующего Церковь также помазывала на царство!

Так что кроме ПВЛ прочтите на досуге что-нибудь о самой Византии, об отношениях греков с турками и латинанами (кто с кем спал, кого травил) и о "священных" крестовых походах...


24 апреля 19:30, Посетитель сайта:

Многократно говорил я вам, возлюбленные и ныне молю: ничего не имейте общего с еретиками - ни в пищи, ни в питии, ни в делах....

Имеющий сношения с еретиками, хотя бы в жизни своей следовал житию безплотных чуждым творит себя Владыке Христу.

св. Иоанн Златоуст


23 июля 20:59, Венцеслав Крыж:

Главное нам не молиться с иноземными

А кто хочет погибели своей души и раскола в Церкви, пусть молятся.


5 января 13:42, Барьяктаревич:

Всё-таки невозможно читать без возмущения бредовье и ахинею от xNemo. Фантастическая картина про то как Св.Владимир "рушил города", ему приснилась, вот на основании этого "источника" он и вещает. Читать серьёзных историков ему лень... Галина Колпакова в книге о культуре Древней Руси подробно пишет, как Св.Владимир и его преемники СТРОИЛИ Русь, строили города и Церкви.

Был один единственный эпизод, когда пришлось подавлять сопротивление язычников - в Новгороде, но там была в 989-990 гг. гражданская война между христианами-славянами и язычниками-варягами.

Современным неоязычникам неудобно признавать, что славянам к 988 году язычество уже надоело , поскольку было символом ИНОЗЕМНОЙ, неславянской власти - ВАРЯГОВ-норманнов. Св.Владимир освободил Русь от религиозной зависимости по отношению к норманнам и ввел истинно славянскую религию -Православие!


21 января 01:40, Анастасий:

Участникам

Братья,братья.Я начинал свое вхождение в Церковь с книжек по типу "антикатолический катехизис" и "натиск Ватикана на Восток" и так теперь стыжусь,что поверил в весь этот бред. К католикам никак нельзя относиться как к еретикам.они не подпадают под запрет молитвы с еретиками,потому что они не еретики.В высказываниях о Духе Святом,о Церкви,о Таинствах они руководствуются рассуждениями тех же Афанасия Великого,Климента и Кирилла,Иллария и Августина.У них море прекрасных святых,замечательных чудес.Их миллионы и они даже не подозревают,что где то есть мы,недовольные их существованием.У нас общая история размером в 1000 лет.Я учился в двух учебных заведениях:католическом и православном и имею право сравнивать.Так вот я скажу вам откровенно.Их уровень подготовки,их старание в духовном окормлении паствы это небо в сравнении с тем ужасом,который царит в православных семинариях.И еще:то что пишут в учебниках по Сравнительному богословию,часто и густо перекручено.Вы даже не знаете,что критикуете.Наберитесь смелости и не угрожайте тем,кого хотите зарыть в норку,а вылезьте из своей норки и просто посмотрите в глаза тем,кого вы боитесь и тихо ненавидите.Я уверен,если пообщаетесь откровенно с католиками,все само станет на свои места


2 мая 21:00, сашка:

Когда был народный собор русского народа организованный православной церковью то я долго плевался!!!!

Сидят такие русские - раввины,далай-ламы,мусульмашки , коммунисты, если это русские то я таким русским быть не хочу!!!!

И ещё я как то всегда неплохо относился к Андрею Кураеву но в последнее время он меня стал просто раздражать!!!! То он с баптистами в прекрасных отношениях и это мол такие милые и добрые люди что почти и православные, то резко наедет на старцев, то Мотовилов у него псих-больной !!!! И это с такой ненавистью что я прям чуть со стула несвалился!!!


17 сентября 15:47, Viktor:

О СОВМЕСТНЫХ МОЛИТВАХ С ИНОВЕРЦАМИ

Точка зрения свящ. Димитрия Познанского аргументирована достаточно, но сложно. Здесь надо исходить из того, что Православная Церковь есть Церковь Христова и ОН в ней Первосвященник!

А вот уже от католиков и дальше берет начало церковь христианская - в основе оной христианское учение, можно сказать - философия, но первосвященники в ней люди и устроена она во имя человека посредством "Золотого тельца"! Достаточно посмотреть, кто в них пасхальные свечи возжигает!

Таким образом, коли православные молятся Иисусу Христу, как Первосвященнику, молятся о помощи в спасении души от вожделений греховных, то не "тельцу" ли молятся прочие христиане? Не о умножении ли земных благ?

В таком случае, о какой совместной молитве может идти здесь речь? Разве что о той, чтобы православные "пособили" инославным вымолить у Бога для них земных благ? Не потому ли они так легко идут на совместные молитвы с нами?

Полагаю, что можно православным молиться совместно с инославными, но только по литургию оглашенных, а дальше - уже отдельно! Хотя бы уже потому, что сам канон дальнейшей службы у различных конфессий разительно не совпадает.

По меткому выражению моей жены - инославные, храня верность своим традициям, периодически ходят в православные храмы "благодати" поворовать!

Казалось бы - тянет тебя в православный храм - переходи в православие, ан нет - им привычнее лицемерное служение Богу и маммоне! И от этой "привычки" они емкак отрекаться не намерены, более того - требуют свободы выражения и уважения к этому своему лицемерию.

Даже вопреки завету Иисуса Христа: - "... берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие...".


17 сентября 17:44, Viktor:

О СОВМЕСТНЫХ МОЛИТВАХ С ИНОВЕРЦАМИ

Анастасию:

"... К католикам никак нельзя относиться как к еретикам.они не подпадают под запрет молитвы с еретиками,потому что они не еретики...Я учился в двух учебных заведениях:католическом и православном... ", - да, преподать себя буквой Священного Писания они умеют, была бы у человека к тому склонность, потому как у них нет других аргументов, которые православные черпают в Благодати Духа Святаго.

"... и имею право сравнивать.... Их уровень подготовки, их старание в духовном окормлении паствы это небо в сравнении с тем ужасом,который царит в православных семинариях...", - обобщать здесь никак нельзя. То, что вы пишете - это всего лишь ваше личное мнение: одному нравится кислое, а другому - сладкое!

В Богословии достаточно слов, при помощи которых, благоприятной к тому компоновкой, можно мышление человека набекрень свихнуть - лишь бы он был склонен к умствованию тому - тщеславию умом. Яркий пример тому - иудаизм с его старейшинами, книжниками и фарисеями! Каин сей жив и поныне!

А вот что вы скажете на Слово Господне: - "... различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете..."? Так, было время, когда католики отошли от Православных. Было и время, когда промыслом Божиим они стали жить по другому календарю. Настало время, когда чудесами именно по Православныму календарю Бог являет всему миру Православную Церковь - как Свою!

А католикам оной Благодати не дает! Давая тем понять, что церковь эта раскольническая!

Пред Благодатью чудес тех меркнет вся слава католической богословской философии - прообраз будущего угасания звезд и самого солнца по втором пришествии в мир Иисуса Христа!

Верхушка католичества знает о том и потому так усердно липнет ныне к православным! Нам бы вот только не впасть в грех поверить их лести!



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019