24 марта 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Яна Бражникова
1 июня 2008 г.
версия для печати

Оборотни воцерковления

Сегодня есть у нас и православные политологи, и православные предприниматели, и православные телеведущие. Только вот заняты они вовсе не обращением неверующих ко Христу, а проповедью среди православных собственного образа жизни, легализацией («отмыванием») понятий антихристианских и антитрадиционных под видом «миссии» и содействия возрождению Церкви

Не успела еще толком наступить пресловутая «эпоха Дмитрия Медведева», а уж квазиполитические активисты разных сортов поспешили выказать свою посвященность в новые политические расклады. «Квази» — уже потому, что сегодня мы оказались в нулевой точке политии, в которой бессмысленна «политическая активность», вроде прогнозирования, комментирования, анализа, протеста или бесконечной правозащитной жвачки. Наступающая эпоха как будто бы предшествует самой себе: она совершилась и завершилась еще до своего легитимного начала. Наверное, именно это имел в виду Ж.-Ф. Лиотар, когда говорил о «парадоксе предшествующего будущего».

Даже перспектива «объяснить власти, что мы хорошие и свои», как это делалось повсеместно в «эпоху Путина», выглядит сегодня безнадежно комичной. В точке политического небытия, в рамках «идеологии», которой не суждено быть озвученной по причине ее отсутствия, все кошки серы, "наши" и "ненаши" похожи как две капли воды, а "согласные" и "несогласные" слились в единый протяжный гул свершающейся эффективности.

В «центре циклона» полития не живет. И даже некогда безотказные методы «разводки» Администрации Президента, посредством которых удавалось как-то симулировать «общественное мнение», сталкивая лбами экземпляры русской массы то по национальному, то по религиозному, то по нравственному поводу, – похоже, отказывают.

Примечательно и то, что в «эпоху ДАМ» (в силу смесительного закона женского космоса) вчерашние противники – «прокремлевские» и «антикремлевские», «консерваторы» и «оранжисты», «клерикалы» и «антиклерикалы» совершенно синхронно сделали ставку на одни и те же «ценности». При этом, разумеется, в устах первых эти «ценности» выглядят чуть ли не программой новоизбранного Президента и очерчивают будущее наступающей эпохи. Для вторых же они являются единственным оружием против продолжающегося «путиномедведа». Готова поспорить, что мы с вами еще увидим, как они подерутся за «универсальные христианские ценности»: Свободу, Личность, Интеллектуальность, Рациональность – точнее, за право торговать этими брендами в поп-политическом пространстве России – от лица и в интересах ДАМ или же против ДАМ.

Однако, самое замечательное достижение отечественного поп-модерна, являющего единство всех противоположностей – в полном разворачивании одного расхожего концепта, который стал достоянием широких масс в последние годы. Речь идет о так называемом «воцерковлении».

В ходе перестройки (которая также стала и временем перекройки всех «подмороженных» до времени понятий) так стали называть в православном сообществе «процесс вхождения в церковную жизнь». Позже понятие получило и генерализованный – политический — смысл, претендуя на главную характеристику общественных процессов «новой России», которые нередко обозначались как пятилетки «воцерковления» — наподобие индустриализации и коллективизации. Концепт возрастал, подкрепляемый перекройкой под актуальные политические нужды понятия «симфонии властей» и выполнял роль «доброго следователя» для тех, кто ужасался по поводу «тотальной клерикализации». В результате к моменту добровольно-принудительного избрания президентом Дмитрия Анатольевича Медведева установилось мнение, что именно эта персона является показательным плодом «воцерковления» политических элит, сочетающим в своем имидже «гуманитарную конкурентоспособность» с «непредвзятым рассуждением по вопросам религиозных ценностей». Последние, впрочем, сводятся к тому, что-де без религии не выстроить нравственности, на которой основано правосознание. То есть все к той же демократической конкурентоспособности, с чем можно и поздравить всех, потрудившихся на ниве «воцерковления» кого бы то ни было.

Впрочем, дело даже не в этом.

Еще недавно казалось естественным всей душой желать «воцерковления» всего, что бежит, ходит, летает и ползает. Прямо в воздухе витало, казалось бы, очевидное понимание: если есть Истина, и мы знаем, где она, нужно всеми силами желать перехода к этой Истине того, что, на первый взгляд, с ней не связано, а лежит, так сказать, по ту сторону. Энтузиазм воцерковления подталкивал «перейти эту реку вброд» — воцерковить все, что так хочется спасти – рок, кино, философию, поэзию, школу, науку, журналистику, бизнес, политику… шоппинг, фитнесс, гламур – почему нет? Во всем может быть явлена Истина. Переход от 90-х к нулевым позиционировался как откат от возрождения «бородатой» ортодоксии к свободолюбивому воцерковлению светской культуры, к повышению конкурентоспособности Православия.

Удивительной штукой оказалось пресловутое «воцерковление». Так и хочется сказать: воцирковление, потому как тут и впрямь начинается настоящий «православный» цирк с фокусами. Это когда в цилиндр кладут живого, скажем, кролика, а за уши достают женские чулки. За пафосом «обращения» скрывается логика превращения, да и само Православие, благодаря таким «фокусникам», а точнее, оборотням, оборачивается чем-то совсем другим.

Вот, например, начали выходить глянцевые журналы – гордость православной журналистики, стыдившейся «мракобесной» православной литературы 90-х, издававшейся на плохой бумаге. Казалось бы, задача их состояла во «введении в церковную жизнь» представителей бизнеса, золотой молодежи, теле-элит и правительства – тех, кто привык к формату салонного чтива. Потому и излюбленными темами этих изданий стали темы, вроде: «Совместимо ли православие с успешностью»? «Душеспасительны ли джинсы?», «Как связана протестантская этика с духом православия?» и т.д. В соответствии с требованиями современных «биографических» шоу, православный глянец раскрывает интимные истории воцерковления звезд, известных предпринимателей, телеведущих и проч. О первых шагах к Богу со страниц журналов и с голубых экранов повествуют состоятельные студентки элитных московских вузов. Не иначе, как возрождается Русская Православная Церковь, а «церковь старушек» наконец-то уходит в небытие!

Наконец, появляются специализированные разделы и даже целые православные издания для женщин – там можно, например, узнать, «как выбрать жениха» — так, чтоб не слишком «православнутого», а то ведь такой и с места не сдвинется, чтобы получать больше за свою работу — и заодно вдоволь посмеяться над разными смешными православными «досмостроевцами», лоханувшимися и с семьей, и с профессией и «вляпавшимися» в деторождение по полной программе. Главное – советуют салонные православные психологи – это психологический климат в православной семье – он и катехизации опять же способствует. Вообще «правдивые» истории о разных ляпсусах воцерковления не в меру ортодоксальных православных становятся излюбленной темой не только в публицистике воцерковленцев, но и в публичных выступлениях медиа-пастырей. Нет, это, конечно, только из соображений братской любви и желания помочь. Помочь правильно и безболезненно воцерковиться.

Сегодня есть у нас и православные политологи, и православные предприниматели, и православные телеведущие. Только вот заняты они вовсе не обращением неверующих ко Христу, а проповедью среди православных собственного образа жизни, легализацией («отмыванием») понятий антихристианских и антитрадиционных под видом «миссии» и содействия возрождению Церкви.

Чего стоит какая-нибудь очередная передача Саши Архангельского, посвященная «Роскоши и бедности», объединяющая за круглым столом священника РПАЦ (неважно, что запрещенного в служении), православную журналистку широких взглядов и прожженную гламурной жизнью редакторшу популярного женского глянца. Ведущий не скрывает, что цель передачи – «наконец очистить (sic!) понятие роскоши от тех случайных и неприятных коннотаций, которые закрепились за ним в русской философии и культуре» (ибо и бедный кичится своей бедностью, что не по-христиански). В чем ему и помогают сочувствующие такой логике «отмыва» гости студии.

То есть, декларируемое «воцерковление» на деле обернулось тотальным легалайзом, отмывом от «русских коннотаций» ценностей мирового демократического сообщества – Успешности, Конкурентоспособности, Роскоши, Личности, Прав Человека, Самореализации, Свободы, Мультикультуральности. Отмыт и успешно воцерковлен весь этот пост-европейский идеологический second-hand позавчерашней свежести, давно разоблаченный и потребленный, по дешевке спущенный наивным догоняющим странам, а здесь выдаваемый оптом за новинки будущего сезона. Ведь, в действительности, нет и не может быть никакой «православной» журналистики (публицистики, политологии) — хотя бы потому, что содержательно она несет все ту же знакомую русофобскую перестроечную идеологию и ничем не отличается от той же желтой прессы в деле уничижения собственно православных — многодетных, «наивных монархистов» и «упёртых патриотов», используя для этого лукавую логику "правильного воцерковления" и обрамляя «отмыв» цитатами из Св. Писания и Отцов Церкви. Ибо давно известно – задолго до Лютера – что цитаты могут оправдать все, что угодно.

Собственно, из всех методов легалайза в современной медиа-реальности наиболее востребованы четыре:

- апелляция к авторитету («караван историй» из жизни публичных фигур, которые всегда пишутся по определенному «канону»)

- апелляция к мнению эксперта (особенно – «психолога»)

- апелляция к безымянной «традиции» (обезвреженной форме фольклора: «так принято думать», «существует поверье» и проч.)

- апелляция к религиозной традиции (удобнее всего «обратить» одно в другое с помощью какой-нибудь удачной цитаты из Ветхого или Нового Завета)

В действительности, конечно, нет никаких двух берегов – «воцерковленной» культуры и «пока-еще не воцерковленной». Везде и всюду – как среди православных, так и среди неправославных, действуют сегодня две противостоящих силы – Сила Отмыва и Сила… не консерватизма, нет (его уже отмыли) и даже не традиционализма. Легалайзу противостоит только то, что когда-то называлось Политией, Сообществом, Экклесией… А сейчас уже неизвестно, есть ли у него «неотмытое» оборотнями имя.

Сегодня эти силы не зависят более от критерия «православности». Среди православных успешно работают агенты легалайза под знаменами «воцерковления», и, напротив, среди тех, кто противостоит «отмыву» Православия, есть те, кто не осмелится позиционировать себя в публичной сфере в качестве православного.

Необходимо отметить, что при всей либеральной мягкости воцерковленцев они на удивление глухи к иному. По сути, под видом Православной традиции они догматизируют собственный узкий, социально и исторически обусловленный опыт и от чистого сердца стараются «дорастить» нерадивых современных людей до этого высокого идеала «религиозной жизни». Эксперты «воцерковления», как говорится, «мягко стелят, да жестко спать». За ссылками на Писание и цитатами из Отцов стоит неосознаваемое категоричное стремление легитимировать как единственно верный свой личный опыт или опыт своего поколения, своего социального круга – разумеется, под видом чистоты и незамутненности «религиозного импульса».

Смешно сказать, но именно завзятые миссионеры, идеологи всеохватного воцерковления в первых рядах выступают с обвинением кого-либо в ереси – «национализма», «обрядоверия», «монархизма», «постмодернизма» и т.п. Как говорил уже упомянутый Лиотар: «За общим стремлением расслабиться слышен хриплый призыв возобновить террор». Именно от них слышны требования «вытеснить» таких-то и таких-то православных «на периферию церковной жизни». Они императивно требуют жестко отделить внешнее от внутреннего, земное от небесного, душевное от телесного, бытовое от религиозного, личное от общественного, свободу от необходимости, биологическое (естественное) от культурного (приобретенного). «Оборотням» притом невдомёк, что все эти диалектические противоположности родились отнюдь не в лоне Православной Традиции или даже шире – Средневекового христианства, но в нововременной науке и философии, получив соответствующее воплощение и в социально-политических догматах.

Модернистский диалектизм и презрение к «повседневному» во многом был заимствован и русским модерном Серебряного века, и советской интеллигентской культурой, идейными наследниками которой и выступают некоторые современные идеологи «воцерковления». Разумеется, они приводят цитаты из Св. Писания. Именно таким путем упомянутые категории входили и в схоластику, и в политический словарь Модерна. Однако на каждую из этих цитат можно найти противоположную – из того же Источника. Именно потому, что восточнохристианская традиция содержит противоядие против интеллигентской диалектики.

В середине XX-го века в переживающей кризис европейской культуре был отчетливо заявлен призыв «поставить под вопрос» того, кто говорит от лица науки. Именно тогда историки осознали необходимость «историзировать самого историка» — исторически осмыслить самих себя, вместо того, чтобы некритично транслировать как единственно истинный собственный взгляд на историю. Именно тогда социологи осознали необходимость подвергнуть социолога социологическому анализу, а значит, высветлить социальные основания их собственных «чисто научных» интерпретаций.

Всякий, кто берет на себя право говорить от лица Истины – чистоты Предания, метода, традиции, учения, веры, не осознавая при этом себя самого и собственную конечность, претендуя быть посредником и исправителем тех, кто недостаточно утвержден в Истине, — неизбежно подменяет последнюю содержанием собственного бессознательного.

Если лукавое дело «воцерковления» и дальше будет совершаться от лица оборотней, убежденных в собственной правоте, то на повестке дня вскоре будет лишь одна проблема — «воцерковить самого воцерковляющего».





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

2 июня 05:45, Посетитель сайта:

К этому следует добавить радио "Свобода". Передача: "С христианской точки зрения". "Священник православно-избранный" Яков Кротов.


2 июня 11:42, Посетитель сайта:

Цитата: /**********

среди тех, кто противостоит «отмыву» Православия, есть те, кто не осмелится позиционировать себя в публичной сфере в качестве православного

**********/ :конец цитаты

Если можно, приведите пример. Тогда станет понятно, о ком речь.


3 июня 10:19, ЯБ:

посетителю

Если можно, я приведу пример не из сферы политики и не из повседневной нашей жизни, в которой непременно каждому из нас встречаются безымянные люди, чьими руками подспудно и неявно совершается наше с вами Обращение (без кавычек) - хотя такие примеры у меня, разумеется, есть. По плодам и по делам, а не по именам узнАем и оборотней, и этих, "других", кто тайно или явно ведет нас, никогда, впрочем, не позиционируя себя в этом качестве.

А вот хорошим примером являются публичные фигуры, осознающие, что их берут в оборот воцерковления, и соответствующим образом на это реагирующие. Петр Мамонов: "Вот журнал “Нескучный сад” написал про меня: шут, арлекин, христианин. Ну, какой я христианин? Я десять лет в Церкви, но не считаю себя христианином" (http://www.liveinternet.ru/users/1109521/post24955559).

К. Кинчев в последних текстах о том же проговаривается.


3 июня 10:25, Перформатив:

Да, я тоже не раз ловил себя на смешной мысли: вот какой удивительно хороший человек, а незаметно, чтобы особенно воцерковленный. Ну, ничего, может, еще воцерковится.

А вместе с тем случается работать и учиться вместе с такими супер-образованными православными ребятами, которые и при поступлении на работу первым делом показывают, что они в этом деле эксперты. По ходу дела пообщаешься с ними - там не то что веры, а и по советским секулярным критериям их людьми именно что не назовешь. Оборотни и есть.

п.с.:)вспомнил, кстати, анекдот про "православное агентство" - это где обманывать проще, потому как вроде православное же.


3 июня 11:00, Михаил:

Последние два абзаца особенно хороши.Приставка "био" увеличивает продажи на 50 %.Слово православный вызывает доверие и пользуются этим все кому ни лень.Даже сей чудный сайт называется православно-аналитический,хотя отношения к Православию не имеет совсем никакого.Достаточно самокритичная статья для Правой.ру.Уважаю.


3 июня 11:08, НС:

Все, в принципе, верно. Однако с другой стороны и неплохо, что теперь, чтобы быть "хорошим" - надо быть Православным (даже если просто постоять со свечкой в Храме перед телекамерами).

Картинка понравилась - сразу вспомнил пропаганду дагестанских исламистов о истинных (моджахедах) и "домашних" мусульманах. К сожалению большинство из нас - "домашние" Христиане, а хорошо было бы если появилось поболе Православных "ваххабитов".


3 июня 11:32, Сергей:

Сильно, Яна. Диспозицию "легалайза" и "экклесии" - лучшее, пожалуй, слово для названия - Вы схватили очень точно. Будем эту мысль развивать.


3 июня 12:00, Посетитель сайта:

Затронутая тема безусловно важна, но в то же время крайне деликатна. Действительно, в 90-е православные казались закончеными маргиналами, но ими-то как раз не были. А где теперь идейные вдохновители типа Душенова или Назарова. Правильно, в расколе.

Опять же, про глянцевые журналы. "Фома", "Нескучный сад" да и "Славянка" та же -- плохие журналы или нет? Необходима конкретизация! Ведь может это провокация нового раскола, в отмеску за объединение с зарубежниками. диомид -- первая ласточка, Пензенская пещера -- вторая. А тут еще некий православный политик, гневно обличающий антимиссионерское лобби и "партию пензенской пещеры" ВНУТРИ (!!!!!?) Церкви... Короче, высшая мудрость состоит в том, чтобы пройти между сциллой маргинализации и харибдой огламуривания


3 июня 14:11, Редактор:

Михаилу

Хамите, Михаил.

Говорите с позиции "эксперта от Православия", то есть именно как оборотень, о которых статья. Статья - боль, а не самокритика.

Не следует все переворачивать с ног на голову.


3 июня 16:39, Михаил:

Редактору

А статья с позиции "эксперта от чего"на "православно-аналитическом"сайте?Понятно,что вы только можете вещать от Православия,а остальные хамят.Я лишь свое мнение высказал,не претендуя на звание православного аналитика,и оборотень сразу.Ярлыки горазды Вы развешивать.На себя православный,на других оборотни.Не много берете на себя?Статья то хороша,боль чувствуется,да только не с себя ли начать вам-"убежденные в своей правоте",а потом поучать других.Может вынете все таки бревно из глаза и перестанете "подменять Истину содержанием собственного бессознательного".Или уберете слово Православный из названия сайта.Извините если обидел чем,даже в мыслях не было хамить.


3 июня 17:31, Посетитель, частый гость:

Так, впечатления

Да, Православие в нашем обществе - тема болезненная. Но получилось как-то сумбурно и обо всем сразу - о политике, о медиа, о воцерковлении. Трудно, конечно, об этом писать. Но нужно.

Вот позвольте некоторые впечатления.

Согласен, от "публичных фигур" (того же Мамонова) ничего хорошего не дождешься. И здесь нельзя пройти между (как кто-то там говорит) гламуром и маргинальщиной. Популярность, успех, бизнес - это все из одной оперы. Рынок завоевал все. Особенно дорогостоящие виды искусства, кино в первую очередь.

А если говорить о таких "образцово-православных" изданиях, как упомянутые "Фома", "Нескучный сад", "Славянка", картина рисуется еще более грустная.

Чего стоят только вопросы, задаваемые сразу группе авторов? Да какие вопросы! Делается легкомысленное шоу на серьезнейшие темы. Каждый автор говорит свое, может быть очень хорошее, но в целом происходит замусоривание сознания читателей разнородной информацией, мнениями, аргументами, фактами, сваленными в одну кучу, нет, помойку! И с этого начинается каждый номер "Фомы", "Нескучный сад" тем же грешит. Понятно, что это не недостаток профессионализма. Когда форма не соответствует содержанию или наоборот убогое содержание упаковывается в привлекательную форму - это уже профессионализм со знаком "минус".


3 июня 18:00, Посетитель:

Вот еще примерчик. Источник - iopk точка ru.

Интервью с заведущей издательством "Основы Православной культуры".

Вопрос журналиста: Работают ли в содружестве с вами какие-либо высокоученые священники, архиереи?

Ответ директора:

– Мы сразу договорились с Аллой Валентиновной (это автор учебников), что дополняем друг друга каждый своей областью и функциями. Содержание, эксперты, опытные преподаватели – это ее работа, она сама выбирает, с кем ей работать. А в своей области мне помощь, повторюсь, не предлагают, и я никого ни о чем не прошу, не хочу обременять, как говорится – взялся за гуж, не говори, что не дюж. У священства тоже много важных забот о храмах. Хотя, конечно, можно настроить храмов, а ходить в них будет некому, просто не будет людей. Если люди убивают друг друга, если дети принимают наркотики, если кончают жизнь самоубийством...

То есть, журналист спросил про уровень изданий, а в ответ получил агитку со страшилками. Не сегодня-завтра дети друг друга порежут или станут наркоманами, если срочно не ввести Основы Православной культуры.

Знаю, тема запретная. Но тем не менее. "Основы Православной культуры" были бы действительно основами православной культуры, если бы их писали, рецензировали и издавали действительно высоко культурные, образованные и православные (а не только что перешагнувшие церковный порог) люди. Слава Богу, что никто пока не разрешает вводить "ОПК" повсеместно. Хотя напору и уверенности сторонников "ОПК" может позавидовать любой бизнесмен.


3 июня 21:55, Посетитель сайта:

Прекрасная статья, спасибо Вам, Яна! Вы совершенно правы. Но и нелиберальная часть православных тоже хороша. сужу по себе. Не дотягиваю даже до плохих средних мирян столетней давности. Большинство из нас еле начали ходить в духовном смысле. Единтсвенное и существенное различие: либералы считают себя при этом настоящими атлетами.


3 июня 22:12, Редактор:

Михаилу

Так что прежде убрать - бревно или слово Православный из названия? Или и то, и другое разом? :)


4 июня 05:35, iohve:

и название оборотилил...

А если извратить название до воцИрковления(с), то можно рассмотреть вопрос в дополнительном контексте – сравнивая патриархов светских государств и тех, кто пошел путем описанным в статье.

Отдельные люди даже ненавидят подобное воцИрковление (http://www.sacrament.ru/arbor/104.html) но, Яна, Вы ведь скажете, что ненавидеть – грешно? :)


4 июня 09:07, stagerlee:

а мне нравятся клоуны

Мамонов, Охлобыстин, Кинчев, Добров, о. Кураев, Архангельский и многие другие представители медиа-апологетики мне очень нравятся и я считаю их проповедь очень ценной.


4 июня 10:22, Михаил:

Редактору

Прежде может извиниться за хама хотя бы,или объяснить в чем хамство.И обосновать присутствие слова Православный в названии сайта чем либо кроме маркетинга.Я свое мнение высказываю,а не как эксперт.Можете шутки шутить или ярлыки навешивать,а серьезно если...А судьи то кто?


4 июня 11:39, Прохожий:

В защиту...

Очень актуальная статья, по себе знаю, каков соблазн облегчить себе жизнь... Я не гламурный, но подонок... Тем не менее вижу насколько это реальный отмыв...

Поверьте, страшнее, когда такие люди становятся священниками и активно пропагандируют своё "розовое христианство" про любовь и "благополучие" (последнее - любимое слово в каждой проповеди нашего епархиального секретаря)

Интересно, но упомянутый милый глянцевый журнал ещё и выступает против Православия-lite...

Очень радует высокий уровень статьи!- Не просто кто-то нечто ляпнул по злости, а вполне фундаментальный подход...


4 июня 12:15, Читатель:

Михаил, успокойтесь. Все прекрасно понимают о чем идет речь в статье. Проблема есть, и не надо закрывать на это глаза.

Яна, полностью с Вами согласен: у нас как-то считается нормой относиться к человеку как к объекту. Конечно, это безумно трудно - не ставить себя выше, в позицию учителя. ДИАЛОГ по силам только зрелой личности.

Как только в проповеди, в учительстве (хоть, скажем, в воскресной школе) или в искусстве появляется отношение к слушателю-зрителю как к объекту воздействия, проповедь становится делом только лишь человеческим, Дух из нее уходит. Все равно как протестанты говорят: они увлечены делом, кого-то увлекают своим задором, но подлинного духа у них нет и люди, в основном, это чувствуют.


4 июня 12:41, Редактор:

Михаилу

Вы писали: "сайт называется православно-аналитический,хотя отношения к Православию не имеет совсем никакого". Это не хамство? Если православные люди делают информационный ресурс, на котором выступают священники, православные авторы - этот сайт не может называться православным? Вы же пишете: "Или уберете слово Православный из названия сайта". Когда сайт создавался 4,5 года назад проблемы маркетинга слова "православие" близко не стояло.


4 июня 13:40, Михаил:

Изначально на сайте были ссылки даже на "луг вран".Те "оборотни" и "эксперты от православия" о которых статья,они тоже считают себя людьми православными и "уверены в своей правоте",потому и создают информационные ресурсы и размещают выступления священников,печатают православных авторов, несут веру в массы.Вы думаете Ваша принадлежность к Православной вере дает Вам право вещать от имени Православия и называть сайт Православным?Вы действительно так думаете?Эта статья и про ПРАВАЯ.РУ тоже.Слово Православие ,также как и Христианство использовалось в целях маркетинга даже тогда когда еще не было слова маркетинг.(на Радонеж появилась статья на эту тему,только анализ обЪемней."Конфликты в церкви.Общие причины"Андрей Рогозянский.Интересная статья.)


4 июня 13:44, http://svk.rustrana.ru/:

Правильная статья. Тошнит от "православных банкиров" и "православных чиновников", вся цена "православности" которых - пять тысяч у.е.


4 июня 16:20, писатель:

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2741 статья интересная,подход глобальней.Пограничье религии и политики это ближе к Правой.


4 июня 21:11, Митрич:

"... если кто-то, кое-где у нас порой честно жить не хочет."

Поздравляю с изобретением нового жанра - анонимка в квадрате. В советском союзе было два раздельных жанра: обличается конкретный враг народа - автор анонимен и обличаются смутные "отдельные недостатки" - автор конкретный.

А тут два в одном -МОЛОДЦЫ!


4 июня 22:09, Посетитель сайта:

Глянец

Разве не очевидно, что вопрос стоит так Что лучше Фома или плейбой, караван историй ит.д. и т.п. Если мы откажемся от Фомы, то уступим место ппонятно кому. Вот надо сначала сделать так, чтобы Фома вытеснил плейбой из массового народного сознания. Тогда и покритикуем за глянец. Аллюзия к обновленчеству не удачна. Как известно, это была производная лиги каких-то там безбожников и была полностью им подконтрольна. А вот, если представить, например, что при помощи такого обновленчества, предположим Церковь боролась ну хоть с теми же безбожниками, тогда и оценки были бы другие.


4 июня 23:19, ЯБ:

Всем спасибо - много ценного в комментариях.

Удивляет Михаил - в статье же ясно сказано - это наш опыт, мы себя не отделяем от него. Просто, как говорил Сократ, тот мудрец еще глупее меня, я хотя бы знаю, что ничего не знаю, а он и того не знает.


5 июня 01:34, Посетитель сайта:

Яна, спасибо - интересная статья!

Я не очень ориентируюсь в "миссионерах" (в персоналиях). Если можно - скажите (т.е. напишите), кто сейчас проповедует не "отмывая"? Вопрос совершенно без подвоха, я просто не могу сообразить.

С уважением, Лена


5 июня 14:27, р/Б Святослав:

Статья действительно полезная и своевременная, с удовольствием ее прочитал и даже извлек из нее определенную для себя пользу. Благодарю автора за ее сопереживания о чистоте Веры!

А вот с посетителем сайта, заявившим "Слава Богу, что никто пока не разрешает вводить "ОПК" повсеместно", категорически не согласен. Население России и особенно современная молодежь, зомбируемые СМИ материальным фетишизмом, практически не имеют никакого представления не о Христе-Спасителе не о Православной вере, дальнейшая секуляризация образования может привести к окончательной деградации населения, нравственность которого и без того не вызывает особого восторга. Введение ОПК в систему отечественного образования, это не просто чья - то прихоть, это безотлагательная необходимость и заявляю это как педагог с 20-летним стажем. Если потеряем свою молодежь, потеряем и государство!

Т.к не отношу себя не к политологам, хотя и закончил политический ВУЗ, не к экспертам, в заключении всетаки позволю себе воспользоваться НовоЗаветной цитатой - спасись сам и тысячи вокруг обратяся. Того и всем нам искренне желаю.


5 июня 20:17, Доверчивый:

Да, старая советская школа...

Вот декан- Добреньков, например, сразу в двух направлениях лижет: он и православный по высшему разряду - член какой-то националистической организации, и ещё государственник хоть куда. Привлекая внимание ВЛАСТИ к действиям своих противников - студентов намекает (37 год) на вредность таких выступлений в предвыборный период.

Требует смертной казни, а Господь сказал "мне отмщение, аз воздам". Вот такой православный государственник - оборотень. Удивляюсь любви к нему ПАТРИАРХИИ. Ему бы сейчас НКВД вместо ФСБ - вот бы развернулся, добренький такой.


6 июня 10:41, Михаил:

Яна ,может Вы и сократ,я то точно глупец.Я никак не могу понять какое отношение Правая имеет к Православию и называется православно-аналитическим сайтом.Основное направление сайта -политика.Вразумительного ответа нет,хамом обозвали,глупцом тоже.Понятно,что Вам хочется рассказать о своем опыте,понятно,что Вы умеете складывать в предложения умные слова,понятно ,что хочется все это печатать,непонятно почему все это подается под вывеской Православной аналитики.Может я и хам ,но повторюсь, Правая имеет весьма сомнительное право называться Православной.Если несколько человек прочитают медицинский справочник,могут ли они открыть медицинскую клинику и ставить диагнозы?


6 июня 12:54, Русский:

Статья и впрямь неплоха, причем Яне даже почти удалось не уклоняться в философскую заумь, а говорить более-менее понятным языком))

Ну а что до самокритики - таки-да! Илья любит крыть маргиналами вполне нормальных людей - но, по мне, лучше быть с Душеновым и Назаровым, чем с Гундяевым... Имхо, есессно...


6 июня 20:07, Зрители:

А нам нравится!

Глянец

«Разве не очевидно, что вопрос стоит так Что лучше

Фома или плейбой, караван историй ит.д. и т.п.»

Не-е, не очевидно. К вере человека может привести даже ослица (Валаамова которая). А вот каковы сегодня мы сами, лучше не говорить. Скорее пугаем людей, чем зовем к Богу.


6 июня 21:13, Виктор:

А чем вам так не нравятся Душенов с Назаровым? Тем, что они САМИ ВЕРЯТ В ТО, ЧТО ГОВОРЯТ?

Честность нынче не в чести. Вот те, которых в статье очень удачно назвали оборотнями, они только говорят, но НЕ ВЕРЯТ!

Они при совке исповедовали марксизьм, потому как это был самый настоящий "мейнстрим", потом этот "мейнстрим" несколько раз менял свое русло, теперь вот все называют себя христианами. А то, что Христос Был и Есть Царь неба и земли, НЕ ИМЕЛ, ГДЕ ГЛАВУ ПРЕКЛОНИТЬ- эти гламурники не понимают. Богатство, комфорт, сытость и гедонизм НЕ СОВМЕСТИМЫ со Христом! Православие это суть ВОЙНА. Война с грехом в себе, война со злом в мiре. Война без перемирий и компромиссов. Война до победы Добра на над злом. А они всё хотят "красиво тусоваться". Для них Православие всего лишь мода. Вот в 90-годы была мода на малиновые пиджаки и криминал, а теперь на гламурных диаконов, размером с тюленя, конечно растолстевших от постной пищи. А что он говорит! Правильнее употребить слово "несет". Воистину "Сын человеческий найдет ли веру на Земле?"

P.S. Карикатура хорошая. На обложку журнала подойдет.


6 июня 21:57, ...:

А нам нравится!

Оказывается, все еще силен миф о том, что все православные обязаны быть вне политики. Православие нельзя оторвать о реальной жизни, реальных проблем. В том числе, от общества. Мне вот (и, к счастью, не только мне одному) нравится, когда не обходят стороной эти вопросы. Православный сайт или журнал без политики - просто кастрированный.


7 июня 19:55, ЯБ:

Лена, я верю, что вопрос без подвоха. Но при всем желании не могу "объявить весь список". Я не специалист по персоналиям и принципиально о персоналиях здесь не говорю. Мне было важно просто показать определенную логику событий и логику действий - в том числе ложь, которая за ней скрыта. "Человека не имею". Надеюсь, что , уловив черты этого лукавого дискурса, мы с Вами без труда отделим по делам и по плодам одних от других. Помня, что и сами можем ошибаться :).

п.с. опять же всем поклон - согласна во многом

п.п.с. Михаил снова все перепутал: главный глупец и есть Сократ - см. выше.Однако, Вам респект за "Если несколько человек прочитают медицинский справочник,могут ли они открыть медицинскую клинику и ставить диагнозы?" - это очень точное описание оборотничества воцерковленцев. По Вашему сакраментальному вопросу: "какое отношение Правая имеет к Православию7" замечу лишь одно. Неинтересно, что Вы вкладываете в слово "Православие" - это более-менее предсказуемо. Интересно, что Вы подразумеваете под "отношением".


8 декабря 13:41, Посетитель сайта:

оборотни

Сейчас страшное время подмен,игры и лжи,читайте св.Отцов, Библию и ложь не коснется вас


17 декабря 01:15, Посетитель сайта:

вопрос ЯБ

Скажите на милость, уважаемый автор, а почему все вами в этой статье в июне месяце написанное не могло быть высказано на русском языке? Неужели он "не тянет"? Или Вы боялись, что "объекты" Вас не поймут? Но в то же время Вы уверены, что они знакомы с трудами "опять же" Лиотара... Не согласуется...

Неужто в России совсем не на кого сослаться в подкрепление своих наблюдений и умозаключений? Уверяю Вас, попытка выражаться по-русски много пользы принесла бы Вашей работе. Ведь Вы подняли очень важную и довольно свежую тему - о церковной периодике. Дело не в глянцах, - ну, есть у них денежки, у бедолаг... И образованьица тоже по всему видать (не у всех), есть. А вот - и здесь 1000 раз прав Ваш оппонент Михаил! - Православного миросозерцания и мирочувствования у них не достает. Все не по-русски у них. Так обидно... И Вы зачем-то туда же подаетесь. Это их ошибочный посыл - говорить с молодежью на ее слэнге, надеясь таким образом задаром купить ее душу. Говорить надо о том, что действительно нужно человеческому сердцу. А этого делать они не умеют, или не хотят, или не могут. Возьмите и журнал "Наследник", там иное что-ли? Вчитайтесь! Пошлятины чуть поменьше, но "синтетика" та же.

Будьте здоровы. У вас многое весьма точно подмечено. Только внутренний Ваш авторский настрой и пафос статьи несколько смущает: что-то не то. Ведь все эти гламурщики, или как их там, - они ведь тоже люди, Яна. Грешники, мытари, фарисеи и пр. И их тоже жалко. Но вот язык Ваш, университетские манеры мышления и путаница всего и вся, и неясность вашего собственного сознания и чувства в отношении к миру и людям, - все это тяжело и опасно для читателя. А все - язык и сумятица в том числе и христианских понятий. Писали бы по-русски, Вам же легче было.

... А суть явлений схвачена верно, только Вы не можете концептуально и духовно вытянуть и осмыслить увиденные Вами смыслы. Удачи.


13 января 00:00, Посетитель сайта:

Как – то размыто не совсем понятно кто прав, а кто нет. Примеры действительно очень бы помогли разобраться. Мысль конечно можно уловить, а так каждый по-своему легко понять может. Общее впечатление такое, что автор, вообще против какой либо мисси Церкви особенно с помощью современных методов воздействия на массовое сознание. Типа отказываться от хорошей импортной резины (свою так и не научились так хорошо делать) и ставьте на свои автомобили колесо от телеги это и есть наша традиция. Вобшем как то на руку супер духовности вышло, закрыться, постится, молится и не учится и не думать. Мы, мол, и без всех знаем, православные знают секрет бытия. А порою люди не церковные обладают куда большей адекватностью и обидно очень, когда в Церкви человека разучивают думать. Не интересно с такими. Они привыкли у батюшки все спрашивать. Учить надо людей в Церкви думать и брать ответственность за себя и мужика мужиком быть, а не у батюшки все спрашивать. Такова реальность приходской жизни – обидно за «державу».

Хотя полно и хороших мыслей, а конкретизировать надо.

Дькон Владимир сотрудник миссионерского отдела Самарской Епархии


18 августа 00:09, Виктор:

Прошел год. (ч.1)

Статья и раньше, 14 месяцев назад, была шедевр, но как актуальна и современна она стала сейчас! Как по-новому заиграла заглавная мысль статьи:

"Сегодня есть у нас и православные политологи, и православные предприниматели, и православные телеведущие. Только вот заняты они вовсе не обращением неверующих ко Христу, а проповедью среди православных собственного образа жизни, легализацией («отмыванием») понятий антихристианских и антитрадиционных под видом «миссии» и содействия возрождению Церкви"

Великолепно! Только список "оборотней" надо дополнить одной новой категорией: "православные сталинисты". Вот!

Кризис существенно помял гламурных и богатых. Сегодня это не "мейнстрим". На глянец и гламур нет денег. А вот Иосифу со своим Лаврентием деньги не нужны. И глянец тоже. Шершавый язык плаката- шершавая стенка лубянского подвала, громкий мат. Всем ватнички и стандартные песенки без всякого там буржуазного караоке. Зато безплатно! Это именно то, что требует текущий момент, решили некоторые гиперактивные "энтузиасты воцерковления", и быстренько подали новую линейку православных идеологических продуктов: "святой Сталин", "православный Сталин", "православный социализм" и т.п.

В и без того горячих головах у этих деятелей с невообразимой для человеческого

ума закипела бурная дяетльность. Надо написать, статьи, книги, монографии, диссертации! Надо торопиться, скорее, скорее! Ведь стабфонд вот-вот закончится и смена власти неизбежна, а новая метла потребует новой смазки. Вот тут-то гламур быстро сменила борьба с хазарией. Просто заменили одно на другое, добавили цитаки из тов. Енукидзе, и Ленина и всё сразу стало полный нормалёк!


18 августа 00:10, Виктор:

Прошёл год (ч.2)

Читаю дальше:

"Переход от 90-х к нулевым позиционировался как откат от возрождения «бородатой» ортодоксии к свободолюбивому воцерковлению светской культуры, к повышению конкурентоспособности Православия."

Прекрасно!

Можно дописать переход от докризной эпохи к пост-кризисной ознаменует (!) отход от буржуазного-олигархического Православия к новому, социально-ориентированному, прямо скажем социалистическому Православию! Устаревшую идею монархии, заменит новая идея вождя всех времён и народов, с вполне реальной перспективой объявления это вождя безсмертным по проверенной формуле "… и сейчас живее всех жвых". Но это следующий этап, а пока вслух произносится только фраза "чтобы было больше "верующих", надо привлечь коммунистов-сталинистов вместо реально обанкротившихся бизнесменов . Их много, они активные, могут держать в руках оружие а, согласитесь, при смене власти это немаловажно. Но чтобы их привлечь надо дать им то, что он любят И.В. Сталина! Всё очень просто.

Кураев работает с молодежью, давя ей то, что она любит : "sex, drugs, and rokn'roll" (другой молодёжи у нас нет). А вот место "привлекателя "для второй целевой аудитории вакантно. Тут и развернулась идейная конкуренция: кто быстрее напишет апологию И.В. Сталина, тот и молдец. А там останется только дописать житие (оно практически готово), тропарь, кондак и иконы (у же есть). И наступит полное и безоговорочное счастье.

Само собой группировки по привлечению молодёжи и стариков должны воевать между собой, таково безусловное требование заказчика, имя которого никто не произносит, потому что нельзя. Ведь этот заказчик революционер, а мы знаем что бывает с теми, кто против революции.

В конечном счете всё при деле, все довольны. Но остаётся вопрос:

"А как же Христос"?


31 октября 22:30, Александр:

Имеют-ли моральное право хоть кого-то обличать в отступлении от Православия те, кто постоянно прославляет откровенно анти-христианского мыслителя Головина(каким-бы он гением не был, что, впрочем, тоже не факт для не-гуманитария), да просто кумира из него лепят?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019