20 марта 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Александр Семёнов
4 ноября 2009 г.
версия для печати

День ритуального единства

День народного единства стал всего лишь спущенной сверху бутафорией, ритуально-символическим актом, призванным убедить общество в том, что оно действительно существует как единое целое. Но на самом деле этот день является лучшим срезом жестокой реальности и доказательством обратного. В обществе, где единственными всеобщими мерилами давно стали деньги, воплощение в жизнь лозунгов о необходимости некоего «общего движения вперед» невозможно

4 ноября Россия четвертый раз за свою новейшую историю отмечает День народного единства. В среду в Москве должны пройти, как минимум, три массовых молодежных уличных акции в честь Дня народного единства. Те же, кому опротивела политика, смогут присоединиться к «Маршу доноров». Количество разнообразных «маршей», растущее с каждым годом, убеждает, что в День народного единства празднуется нечто прямо противоположное. В День народного единства прокремлевское движение «Наши» организует на набережной Тараса Шевченко акцию «Все свои». Одновременно в Люблино пройдет националистический «Русский марш» («Славянский союз», «Движение против нелегальной иммиграции» и др.). Также свой партийный митинг проведет и «Единая Россия» — на Поклонной горе. Либеральную интеллигенцию и ей сочувствующих граждан зазывают на Чистые пруды, где пройдет митинг «Русские против фашизма». Те же, кому опротивела политика, смогут присоединиться к «Маршу доноров», он пройдет от станции метро Киевская по Дербеневской набережной до Воробьевых гор. А Русская Православная Церковь, именно благодаря инициативе которой новый государственный праздник появился на свет, приглашает москвичей принять участие в панихиде по жертвам революции 1917 года, гражданской войны и всем русским людям, скончавшимся на чужбине.

Между тем, движение «Наши» накануне праздника объявило о том, что намерено перехватить у националистов «Русский марш» и провести на Васильевском спуске одноименную акцию, призвав туда всех российских граждан, а не только русских. Узнав об этом, националисты пригрозили появиться у стен Кремля со своими знаменами и лозунгами. «Наши» ответили своей готовностью в случае отбиться от неудобных сторонников. В итоге мэрия Москвы развели националистов и «Наших» по разным углам «городского ринга». Националистический «Русский марш» от греха подальше разрешили проводить в Люблино, а «Наших» оставили в центре города. Митинг столичных антифашистов на Чистых прудах станет альтернативой вышеуказанным шествиям. Организатор мероприятия Степан Максимов пояснил изданию «Газета»: «У памятника Грибоедову соберутся те, кто не хочет стоять в рядах кремлевской молодежи. И не хочет оказаться в толпе подростков, вопящих «Зиг хайль!».

Стоит напомнить, что в следующем году новой традиции празднования Дня народного единства исполняется пять лет. Именно тогда традиционный для поколений людей праздник 7 ноября, в основном из-за неудобных и неудачных для новейшей российской государственности идеологических контаминаций был переименован со Дня согласия и примирения на День народного единства и перенесен, на 4 ноября, когда отмечается православный праздник Казанской иконы Божией Матери. Новый праздник был приурочен памяти исторической даты 4 ноября 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Китай-город от польских интервентов, что послужило началом изгнания из Москвы сторонников Лжедмитрия.

Несмотря на такой солидный исторический «бэкграунд» (этот день праздновался и в дореволюционной России), куда более соответствующий смыслам общенациональной идеи, чем ельцинский оксюморон «Дня согласия и примирения», Дню народного единства 4 ноября как-то сразу не повезло стать примером того единства, выразителем которого он был призван стать. Характерный пример – уже упомянутые «Русские марши», которые даже в среде русских националистов сразу же вызвали ожесточенные идейно-организационные споры и дрязги. В результате ситуация быстро достигла абсурда, когда в столице 4 ноября год-два назад проводилось сразу нескольких «Русских маршей». Не отставали от националистов и прочие политические и общественные силы. Количество массовых акций и банального пиара, привязанных ко Дню народного единства, как мы видим, вплоть до нынешнего дня, множится и раздробляется в геометрической прогрессии, являясь лучшей антирекламой идеи единства, который они должны были, по идее, означать.

Ситуация усугубляется тем, что идея праздновать День народного единства, практически сразу же со стороны государства была отдана на откуп общественно-политическим организациям. При этом государство самоустранилось от сколько-нибудь активного участия в праздничных мероприятиях, ограничившись чисто ритуальными политическими жестами со стороны первых лиц. Даже Русская Православная Церковь, которая в 2004 году усилиями покойного Святейшего Патриарха Алексия II упросила президента Путина сделать этот день государственным праздником, ни разу не приняла участие в массовых мероприятиях, не возглавила их, ограничиваясь чисто церковными службами. Более того, несколько лет назад московским священникам даже было негласно запрещено со стороны священноначалия ходить в этот день на демонстрации и митинги. Тогда возникает вопрос: зачем тогда нужно было вообще ходатайствовать о придании этому дню статуса общегражданского праздника, если он сам по себе даже его инициаторам не нужен? Зачем призывать граждан в этот день принимать участие в праздничных молебнах, когда и без статуса общенационального праздника этот день почитается в РПЦ как церковный праздник? Зачем государству призывать граждан 4 ноября к единству, а затем всеми способами купировать в этот день их гражданскую активность (вспомним скандальное фото годичной давности с милиционером, ломающим об колено государственный флаг РФ, отнятым у одного из демонстрантов)? В чем тогда заключается праздник?

Любопытно, что согласно опросу ВЦИОМ, проведенному накануне 4 ноября 2009 года, даже сейчас 51% граждан затруднились с ответом, когда их спросили, какой праздник отмечается завтра. Для сравнения отметим: в прошлом году среди опрошенных таких было 48%. Число же тех, кто праздник отмечать не собирается, постоянно растет с 2006 года: с 49 до 66% опрошенных.

По данным соцопроса исследовательской компании «Башкирова и партнеры», лишь чуть более 10% населения считает, что в этот день будет отмечаться годовщина Октябрьской революции. При этом треть респондентов не смогла указать историческое событие, которое было решено увековечить 4 ноября.

Правда, подавляющее большинство опрошенных (78%) отнеслись к идее праздника положительно. Но только 21% опрошенных россиян считают эту дату действительно значимой, и воспринимают праздник не только дополнительную возможность отдохнуть, ведь 57% восприняли данный государственный праздник именно как еще один выходной день. А 5% участников исследования сочли, что в России и без того слишком много праздников.

Да что там говорить, если сами народные избранники своим собственным примером подают характерный пример подлинного отношения государства к собственному национальному празднику. Например, депутат Госдумы РФ Любовь Слиска прокомментировала «Газете» свое отношение к 4 ноября, заявив, что она не будет праздновать День народного единства. По словам депутата, «это, прежде всего, день Казанской иконы Божьей Матери — символа побед российского воинства и обретения славы российского государства». «В этот день я не пойду ни на какие демонстрации, а буду принимать участие в открытии православной выставки в Манеже», — сказала народная избранница.

Похоже, что объявлением 4 ноября Днем народного единства как общенационального праздника, государство преследовало единственную цель: не просто перенос, но ликвидация «изжившей» даты прежнего праздника – 7 ноября. Не секрет, что 7 ноября народ продолжал отмечать по привычке и под вполне советским форматом, не смотря ни на какие ельцинские попытки переименовать саму дату. Однако, парадокс ситуации, заключается в том, что по степени своего формального и абстрактного патриотизма День народного единства переплюнул даже советский «галочный» формализм 7 ноября. Тогда, по крайней мере, у людей было хотя бы чувство праздника. Сегодня такое чувство относительно 4 ноября мало у кого есть. Большинство людей пребывает в тупом удовлетворении тем фактом, что власти дали «еще один выходной» из череды точно таких же мало что значащих для сознания современных россиян «общенациональных выходных». Со смыслами праздника носятся лишь несколько тысяч политически активных граждан, которых никто, кроме них самих не слышит. К тому же эти смыслы практически сразу стали не очень-то удобны власти: апелляции к памяти народного восстания против засилья чужеземных оккупантов и объединения народа против внешних и внутренних врагов очень часто стали наталкиваться на слишком очевидные аналогии из нашей жизни.

Однако по своему изначальному смыслу День народного единства не может не быть направлен на нечто иное – на оформление на уровне гражданского самосознания если не национальной идеи, то хотя бы государственной идеологии. Но именно от этого власть всячески дистанцируется все последние годы. Даже Ельцин в угаре «лихих 90-х годов» при всей своей одиозности имел мужество признать, что без национальной идеи управление государством чрезвычайно осложнено и чревато тупиком. Казалось, с началом «нулевых» идея «сильной России» должна была оформиться в некую новую «державную идеологию», тем более? на тот момент она была востребована огромным количеством людей, уставших от бессмысленности ельцинского безвременья. Но произошло нечто прямо противоположное: государство фактически полностью отказалось определять, как оно определяет само себя, свою идею и свои интересы, полностью изолируя себя от общества, замкнувшись в созданном собой и для себя комфортном автаркийном режиме, подпритываемым нефте- и газопроводами. Дошло до того, что в прошлом году накануне своего избрания президент Дмитрий Медведев сказал, что дискуссию на тему национальной идеи следует признать неэффективной. Тогда слова президента РФ обозначили очень серьезный разрыв в национальном самосознании, действительно констатируя тот факт, что большинству граждан, пребывающих в гедоническом самозабытьи и сидящих на игле стандартов общества потребления – не до национальной идеи. Однако, справедливости ради нужно спросить: а что сделало государство, чтобы эта дискуссия действительно состоялась и приняла общенациональный характер? Ведь отсутствие идеи никак не может оправдать нежелание государства хоть как-то ее определять.

Можно легко убедиться, что День народного единства стал всего лишь спущенной сверху бутафорией подлинного гражданского самосознания, ритуально-символическим актом, призванным убедить общество в том, что оно действительно существует как единое целое. Но на самом деле День народного единства является лучшим срезом жестокой реальности и доказательством обратного. И на самом деле 4 ноября в России отмечается День народной разобщенности. Потому что в обществе, где единственными всеобщими мерилами давно стали деньги и личный комфорт, воплощение в жизнь лозунгов о необходимости некоего «общего движения вперед» невозможно.


Прикреплённый файл:

 edinstvo.jpg, 12 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

4 ноября 19:20, Тархан-бек:

У нас нет Государства как национально-органического (!) социально-политического строя, у нас есть чужеродный политический режим, властвующий с помощью тотального обмана, денег, пропаганды и полицейщины... Это не строй, а надстройка... Или, точнее, Прокрустово ложе, на котором мы все лежим, ожидая своей печальной участи... Следовательно, День Народного Единства - это, правильно написал автор, ритуальный маскарад, призванный психологически облегчить муки жертвы ловкого разбойника... Для того чтобы полностью нивелировать подлинное идейное содержание праздника, его национально-русский смысл, политтехнологи типа Суркова и Павловского придумали много разных "маршей": и "наших", и "ваших", и "русских", и "как бы русских", "православных" и "как бы православных", обрамляя всё это фолкшоудейством в стиле а ля рюс... с казачками и попсой... Потом кто-то пойдёт в ресторан жрать чёрную икру и омаров, а кто-то на кухню - салат оливье... Вот такие заединщики... Лебедь, рак и щука - в одной упаковке, кокетливо перевязанной нарядной триколорной ленточкой. Волки и овцы в одинаковой шкуре... Особенно трогательно смотрится наш православный епископат с Медведевым в одной праздничной рамке... Симфония хазарского кагана и РПЦ. Союз иудаизма и православия. Новая, небывалая гармония "Царства и Священства"... Так национальные праздники, поминовение национальных трагедий и побед превращают в глумление над Россией и её историей...


5 ноября 11:50, Валерий:

А что могут предложить воры и оккупанты, бывшие чекисты и комиссары, комсомольцы и коммунисты?

А нашим иерархам нужно беречь себя - без них никак не спасемся и симфонии не будет.


6 ноября 13:17, Посетитель сайта:

А экуменическое шествие, - это хорошо?

Такого в истории России еще никогда не было. Так "угодить" Пречистой Божией Матери, организовав и возглавив вместо Крестного хода экуменическое шествие, могли только те, кто утратил страх Божий. Только, ведь, Господь поругаем не бывает. Господь долготерпелив и многомилостив, но здесь: мягко говоря непочитание, а грубо говоря: осквернение многовековых традиций празднования Ее Пречистого Образа. Что нас ждет?

Господи, помилуй!

Официальная информация:

МОСКВА, 4 ноя - РИА Новости. Предстоятель Русской православной церкви возглавляет шествие от Казанского храма на Красной площади Москвы к Центральному выставочному залу Манеж, сообщает корреспондент.

Шествие началось в 10.30 по московскому времени, сразу после божественной литургии в Казанском соборе. В шествии участвует Патриарх и духовенство, а также представители светских и церковных молодежных организаций.

В Манеже на 11.10 мск намечено торжественное открытие XVIII церковно-общественной выставки-форума "Православная Русь - к Дню народного единства".

В акции принимают участие не только православные христиане, но и представители других религий - иудеи, мусульмане, буддисты.

Источник:

http://www.rian.ru/religion/20091104/191877446.html

Фото "Портала-Credo.Ru"

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=74090&topic=296

Посмотреть можно здесь:

http://video.mail.ru/bk/vesti.ru/society/27901.html


8 ноября 22:25, Валерий Иванов:

Экуменическое шествие - это кощунство.


4 ноября 22:09, Пётр С.:

Альтернативная глобализация

Интересная статья, отражающая ситуацию пять лет назад. С тех пор, несмотря ни на что единство народа и народов России крепнет, особенно под воздействием неумных санкций Запада. Внешние недруги России перестали маскироваться под доброжелателей и сразу вызвали у россиян желание сплотиться для отпора. Если властям ещё удастся начать реформы по преодолению зависимости экономики России от цен на нефть и вообще от импортного ширпотреба, то перспективы укрепления народного единства окажутся позитивными.

Процесс осознания российским обществом своих национальных интересов, как это делают в США, да и в ЕС, постепенно набирает силу, но ещё не пройдена точка невозврата к ельцинским временам. Наша экономика ещё не избавилась и от долларовой "наркоты", и от традиционной для развивающихся стран в современных условиях коррупции, при которой опасны дешёвые кредиты для реального сектора и от негласного контроля представителей крупного капитала иностранного и российского за тем, чтобы либерально-монетристская спекулятивная модель просуществовала в России подольше, сохраняя массу лазеек для незаконного обогащения ограбления страны.

Всякое укрепление России всегда вызывало недовольство Запада и его внутрироссийских симпатизаторов. Поэтому борьба между этими противоположностями будет обострятся вплоть до критической и только общечеловеческие интересы способны удержать эту борьбу в нелетальных для человечества рамках. Таким образом, наблюдается объективная тенденция от народного единства в России к единству народов в ней же и в мире и к реальному единству человечества на действительных, а не ложных общих для всех людей ценностях, т.е.- альтервнативная западной глобализация. Если же это кому-то на Западе или в России не нравится, то это уже их дело, а не народов.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019