29 апреля 2017
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Яна Бражникова
5 февраля 2010 г.
версия для печати

Плоть времени

После рекордно пасмурной осени, грозившей глобальным затемнением, массовыми депрессиями и расстрелами снежных облаков, московская зима поражает своей каноничностью и хрестоматийностью: сугробы и морозы, каких не припомнишь с начала 90-х, «мороз и солнце» в рождественский и крещенский сочельники… и начало «масленой» недели, похоже, будет ничем не хуже

Клерикалы склонны усматривать в этом благословение Господне нынешнему Предстоятелю РПЦ, отмечающему год со дня своей интронизации. Возможно.

Богу в принципе все возможно (Мк. 10:27).

Мне, впрочем, кажется – напротив. По мере того как все больше симуляции и перепроизводства обнаруживается в сферах надстроечных – культовых, «культурных», «духовных», «вечных», «религиозных» — тем вернее Бог проявляется там, где он всегда и был – в сущем, в вещном, в повседневном, «временном». Можно было бы сказать — в «природе» или «в погоде» — если бы только эти понятия – впрочем, как и «время», «временное», «повседневное» – не стали бы давно уже предметом схоластической спекуляции и жертвой модернистской пропаганды и не были бы начисто отрезаны от собственного смысла.

Вот интересное дело: еще в конце XV –го столетия, а то и позже под «погодой» отнюдь не подразумеваются явления природы – да и сама «природа» все еще мыслится как «природа вещей», как сущность, как рождающее начало – «при родах», «в родах» находящееся. Вместе с тем, опыт Времени отнюдь не противопоставляется «вечному» и «неизменному», но предшествует этому иезуитскому разделению, существуя как «век», «вековечность». Однако, и природа вплоть до начала модернити нигде и никак не позиционировалась как нечто «естественное» в противовес «искусственному». Представление о «естественном» (а значит — исконном, природном, органическом, архаическом, примитивном, неиспорченном, натуральном), которому противостоит мир собственно культурного – вторичного, человеческого, исторического и временного, техногенного и разрушительного – стало одним из поистине фундаментальных и наиболее жизнеспособных изобретений Современности, которое и сегодня мало кто осмелится подвергнуть вскрытию. Эти «мифологемы» упакованы в наши суждения, потребности и повседневные действия, — и сами кажутся настолько органичными, что не вызывают подозрений, будучи при этом довольно свежимы социально-историческими изобретениями и весьма продуктивными, с политической и маркетинговой точек зрения, конструкциями.

При этом не только в русском языке слово «погода» напрямую связано со временем, точнее, с годами, «временами года». Французское “le temps” (погода, время, годы) парадоксальная грамматическая форма, совмещающее окончание множественного числа с артиклем единственного. Что, опять же, свидетельствует о том, что Время как априорная форма и метафизическая категория возникает лишь к концу XVIII столетия как результат схоластического абстрагирования и редукции некоторого гораздо более сложного и емкого понятия – а главное, более полного опыта. Последний совмещал в себе и временность, и неизменность; и повторяемость и событие; – и историческое время, и «погоду» как неустранимую плоть времени. А отнюдь не автономную область физических явлений, которая сегодня мыслится как сфера компетенции соответствующих экспертов.

Нам сегодня представляется абсурдным говорить о погоде как явлении истории. Или как части политики. Если только речь не идет о стихийных бедствиях или попытках противопоставить им рациональный контроль. Так, собственно, и воспроизводится всякий раз та самая оппозиция природного («случай», «стихия») и человеческого («логос», «проект»), — о которой речь шла выше и которая, похоже, будет существовать вечно. Неокантианское противопоставление «наук о природе» и «наук о духе» с их якобы несводимыми системами верификации и аргументации невольно наводит на подозрение, что на самом деле это разделение возникает внутри такого опыта, где оба начала принципально едины и не различены. То, что мы сегодня называем «обществом» (а значит, социальностью и историей), — писал Батай, — никогда в действительности не существовало. Оно возникает как выхолощенная пустая форма «на месте чего-то, чему нет имени и для чего нет понятия, того, что проистекало из гораздо более полного опыта общения, включающего богов, космос, животных, умерших, незнакомцев...»

Сегодня «природное» — это все то, что не сводится к «социальному». А «погода» – уже отнюдь не Время, но случай, угрожающий извне нашему внутреннему и вполне определенному «человеческому» состоянию. Между тем, Случай и есть история как возможность События. Во всяком случае, это единственная возможность произойти для истории, которая давно уже существует в режиме реверсии и повторения.

Солнце и снег так не похожи на ту разновидность «событий» и «новостей», которые давно уже являются продуктом и ресурсом политтехнологов, питающихся собственными порождениями! И все же они гораздно ближе к тому, что следует понимать под Временем и Событием.


Прикреплённый файл:

 weather.jpg, 9 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

5 февраля 23:09, Посетитель сайта:

Исключительно верные наблюдения.


5 февраля 23:51, Посетитель сайта:

а потому давайте канонизируем сталина


6 февраля 08:37, Виталий:

Последнему анонимному посетителю:

При чем здесь Сталин? Настолько дешевая и халтурная провокация на этом ресурсе не пройдет. Регистрируйтесь и вступайте в дискуссию на форуме, если угодно.


11 февраля 10:25, Посетитель сайта:

Автору: Кто такие "клерикалы"? Вы что здесь пишете? Вы сами себя к кому относите - к достойным "верующим православным" радикалам?


8 октября 21:01, Алексей:

11 февраля 10:25, Посетитель сайта

"Клерикалы" -это церковники.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2017