16 июля 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Хаськович
26 октября 2010 г.
версия для печати

Маркетинг русских владык

Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации

как централизованная религиозная организация.

Устав РПЦ МП

Кто-то еще улыбается про себя, думая, что новый Патриарх,

а вместе с ним его единомышленники фантазируют —

все это пройдет и все останется, как было.

Не пройдет и не останется!

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

Реформа РПЦ МП неизбежна. В нынешнем виде эта корпорация долго просуществовать не сможет.Если ничего не предпринять, то процессы разложения нынешней организационной формы Русского Православия могут стать уже необратимыми. Прихожане разойдутся в интернет, по домам и альтернативным религиозным группам, а топ-менеждерам окажется выгоднее продать остатки структуры, чем что-то предпринимать для ее возрождения

Черные рейдеры

Маркетинг русских владыкДо тех пор, пока операция «Боголюбово» не закончится успехом тех, кто ее инициировал, мы так и не узнаем, кто же именно «заказал» о. Петра (Кучера). Сразу оговоримся: ни правозащитники, ни «ювеналы», ни уж тем более полумифические «антиклерикалы» здесь ни при чем. В нашем понимании, имеет место внутрикорпоративный конфликт интересов, в рамках которого одной из сторон привлекаются под заранее сформированный «бизнес-план» внешние силы, заинтересованные в его реализации. Так, те же активисты борьбы за права обижаемых детей из Общественной палаты, вроде Олега Зыкова, используются в той же роли, что и ОМОН во время рейдерских захватов.

Борьба идет, прежде всего, за отчуждение актива у того, кому он принадлежит сейчас, с целью дальнейшей перепродажи новым владельцам, которые смогут обеспечить его эффективной использование. Это, конечно, не мешает каждому из участников кампании преследовать свои интересы и параллельно решать свои задачи, но цель убрать архимандрита Петра из Боголюбово стоит только перед теми, кто находится внутри РПЦ, притом на самом верху ее иерархии. Перед нами, в общем-то, классический пример рейдерства.

О том, что у каждого монастыря или прихода в РПЦ есть своя цена, за которую его можно купить, слышали многие, но говорить об этом как-то стесняются даже самые яростные антиклерикалы. Что понятно: у них мотивы «идеологические», и внутрикорпоративные порядки в РПЦ МП их не беспокоят – у самих, чаще всего, такие же. Так ли иначе, но в разговорах между собой клирики не скрывают, что любой приход, любая должность в РПЦ стоят своих денег и нередко – больших. Так, средний приход в центре Москвы оценивается в сумму приблизительно 1-3 миллионов долларов. За МКАДом цены, естественно, падают и, например, небольшой сельский приход в Подмосковье можно приобрести всего за 100 000 долларов. Заинтересованные в этом люди всегда знают, кому и сколько надо занести, чтобы обеспечить необходимый результат.

Стоимость Боголюбово как актива очень высока. Мало того, что место раскрученное, да еще среди активов числится и такая жемчужина, как церковь Покрова на Нерли, коммерческий потенциал который огромен. Так что речь может идти о потенциальном доходе при продаже в размере около 10 миллионов долларов, и тут есть, за что бороться и во что вкладываться. При этом совсем необязательно, что в данном случае уже есть конкретный покупатель и именно он и инициировал все происходящее, хотя, возможно, что это и так. И тогда вскоре узнаем его имя мы.

Однако и так ясно, что пока наместником Свято-Боголюбского монастыря является архимандрит Петр, сделать с этим активом ничего нельзя и, прежде всего, его нельзя выставить на продажу, так как столь вожделенное для потенциального покупателя место пока занято. В связи с этим возникает совершенно конкретная задача: убрать заслуженного, но такого «несовременного» и экономически «неэффективного» архимандрита и продать его место тому, кто будет знать, что надо делать с таким ценным активом и как правильно использовать его ресурс. Не забывая, при этом, конечно, делиться с вышестоящими организациями. Такую схему можно назвать коррупцией, а можно франчайзингом – кому как больше нравится. В любом случае, осуществить всю комбинацию при этом надо как можно скорее, поскольку в будущем году ожидается празднование юбилея князя Андрея Боголюбского на федеральном уровне с участием иностранных гостей.

Конечно, все это черный рынок с закрытыми механизмами и реальные коррупционные схемы могут быть самыми разными, тем более, что все происходящее неподконтрольно никому. Церковь у нас, как очень любят настаивать высшие иерархи РПЦ МП, когда это им выгодно, отделена от государства и, соответственно, неподконтрольна ему.

Скромные радости «распила»

Вся эта история, как и множество подобных, когда настоятелей убирают с восстановленных ими приходов сразу после того, как там появляются хоть какие-то деньги, показывает глубокую отсталость нынешнего руководства РПЦ МП в его представлениях о том, как извлекать прибыль из имеющихся в его распоряжении ресурсов. Ничего более умного, чем просто наращивать капитал от имеющегося паломнического или другого потенциала (например, выжимать максимум пожертвований из состоятельных прихожан), они придумать не могут. О репутации бренда они даже не задумываются.

Такой подход, характерный для всей постсоветской экономики, при котором возможна только дележка и максимальная эксплуатация уже имеющихся ресурсов без создания новых и каких-либо попыток осмыслить, что еще можно сделать в современных условиях, приводит в сочетании с закрытостью процессов, в конечном счете, к неизбежной коррумпированности всей структуры. Через это прошли давно уже все крупнейшие российские монополии от «Газпрома» до РЖД, однако, им пришлось многое подчистить в момент выхода на рынок акций, что, правда, вряд ли в ближайшее время грозит РПЦ МП.

Проблема РПЦ МП как корпорации состоит в том, что ни ее руководство, ни их ближайшие советники не имеют четкой маркетинговой стратегии своего позиционирования на рынке. Верхушка РПЦ до сих пор воспринимает свою огромную вертикально организованную структуру как советское отраслевое министерство, над которым при этом нет никакого начальства, и соответственно его управляющие могут делать все что угодно для извлечения прибыли, совершенно не задумываясь о внешней реакции.

Отсюда и поведение по отношению к пастве, которая, говоря откровенно, просто держится за «дурачков», которые поверят во все, что угодно. При этом, надо сказать, используются чисто католические технологии, в основе которых лежит представление о непреодолимой пропасти, лежащей между духовенством и мирянами. Так в РПЦ воспитывается культ примата священников над мирянами независимо от достоинств и тех и других, сами же миряне (они же основные потребители, делающие прибыль) навечно закреплены в статусе перманентно новочальных и, соответственно, неспособных предложить что-либо осмысленное. Кроме того, по сравнению с другими православными церквями, в РПЦ фантастически завышенным общественным статусом обладают епископы, доступ к которым не только для мирян, но и для большинства приходских священников закрыт наглухо. Любое слово владыки – истина и не подлежит никакому обсуждению, попытки которого рассматриваются как нарушение церковной дисциплины.

Конечно, жесткая дисциплина лежит в основе устройства многих корпораций, но, во-первых, самые передовые в последние годы переходят к иным управленческим методам, стремясь позволить своим сотрудникам максимально реализовать их творческий потенциал в рамках общекорпоративной деятельности. Во-вторых, для нынешней РПЦ прихожане не члены корпорации (что полнее соответствовало бы каноническому требованию соборности церкви), а скорее клиенты, потребители услуг, с которыми можно особо не церемониться, учитывая кажущееся отсутствие реальной конкуренции.

В то же время, не рассматривая своих прихожан как членов единой корпорации, РПЦ при этом считает возможным требовать от них лояльности и ждет от них помощи в трудных ситуациях, спекулируя на традиционных установлениях.

То есть, с одной стороны РПЦ МП ведет себя как закрытая корпорация, целью которой является извлечение прибыли в интересах акционеров (и по сути такой является), а с другой стороны, продолжает утверждать, что она, как организация, и есть та самая самая Русская Церковь, за судьбу которой ответственен каждый православный.

В современной церковной среде, в которой силу исторических обстоятельств действительно много новоначальных, десятилетиями продвигаются ряд очень полезных для сохранения и укрепления нынешнего статус-кво представлений. Прежде всего, убеждение в недопустимости критики священноначалия и идентификация организации под названием «РПЦ» с Церковью как телом Христовым, которую «врата адовы не одолеют».

Особую роль в поддержании всей системы играет комбинация обновленчество/ревнители. В церковную среду постоянно запускаются слухи о всевозможных канонических реформах – таких, как смена календаря или переход на богослужение на русском языке. Выигрыш идет здесь сразу по нескольким направлениям. Во-первых, на всякий случай, церковная общественность приучается к тому, что все это может произойти, если понадобится, во-вторых, что более важно, каждый новый прихожанин почти немедленно включается в игру «за или против» и с жесткой необходимостью должен себя определить либо как «обновленец», либо как «ревнитель». По любому поводу между этими сторонами начинаются ожесточенные внутрицерковные споры с привлечением цитат из св. отцов, таким образом, любой спорный вопрос становится «догматическим», то есть практически неразрешимым. Достигается ситуация борьбы необходимого накала – так, чтобы, в ответ на требование любых изменений в структуре, можно было заявить, что любые реформы, независимо от их содержания, грозят гибелью всему.

Роль церковных ревнителей-консерваторов в том процессе, который принято называть «апостасией», ничуть не меньше, чем их противников. Церковные верхи уже давно научились их «включать» в нужный момент – как для того, чтобы чего-то не делать, так и для того, чтобы добиться каких-то своих бизнес-целей, например, оказать давление на светские власти при принятии закона о передаче церковного имущества религиозным организациям или борьбе за украинские активы.

Проблема в том, что все эти нехитрые технологии работают только во внутрицерковной среде и действуют лишь на изначально лояльного, заинтересованного и контролируемого потребителя. Работать с внешней средой нынешнее поколение церковных руководителей совершенно не способно. Единственным примером обратного можно, конечно, считать некоторые робкие инициативы митрополита Кирилла (такие, например, как встречи с рок-музыкантами или попытки работы с нецерковными СМИ), но они оказались не более, чем предвыборными ходами в борьбе за посох Патриарха.

Будь иерархи РПЦ немного «продвинутей», они бы давно поняли, что сейчас «так никто дела уже не делает», что такие явления, как рейдерские захваты приносят только сиюминутную выгоду, а в перспективе наносят непоправимый ущерб репутации всей структуры и ослабляют ее позиции на рынке.

Маркетинг русских владык

С точки зрения маркетинга, перспективы РПЦ вообще выглядят туманно. Прежде всего, дело в том, что ее руководство не совсем правильно представляет себе, ту конкурентную среду, в которой существует их структура, иначе их значительно меньше беспокоили бы вопросы границ и канонических территорий и прозелитизма католиков. На нынешнем этапе развития рыночной экономики существует ситуации, когда конкурируют все со всеми. В современном мире религиозные организации являются частью индустрии досуга. В обществе всеобщей занятости подавляющее большинство людей, так или иначе, большую часть своего времени проводят на работе, и основная борьба ведется за их свободное время. В этой борьбе РПЦ вынуждена конкурировать не только и не столько с другими религиозными организациями, сколько со всей современной индустрией досуга от торговых центров до шоу-бизнеса.

Потребитель может вечером пойти в клуб, а может – на всенощную, именно таков расклад. Поэтому РПЦ не может не думать о том, как она воспринимается снаружи, какова ее репутация у потребителя и насколько последние остаются лояльными к ней. Если ее будут воспринимать так, как она себя позиционирует сейчас, то есть как огромную, закрытую, погрязшую в «разборках», коррумпированную, неповоротливую структуру, которая держится на плаву только за счет своего богатого прошлого, положения естественного монополиста и административного ресурса, то через некоторое время руководству корпорации станет просто нечего эксплуатировать.

Настоящее чудо православного подъема 90-х создало у священноначалия впечатление, что можно уже ничего не делать. Но на самом деле, сейчас рост приходов уже почти закончился, и для его продолжения или хотя бы сохранения достигнутых результатов надо или по-настоящему молиться, или работать совсем иначе.

Не так давно мы писали, что главный современный общемировой тренд на рынке духовных услуг предполагает переформатирование традиционных вероучений в рыночно ориентированные бренд-машины, в основе функционирования которых лежат не догматы и богословские концепции, а маркетинговые стратегии. Поэтому совершенно бесперспективна стратегия, в основе которой лежит заталкивание любой проблемы – от кадровой до организационной – в богословский дискурс, при том, что для большинства этих вопросов догматических решений просто не существует, так как у них совершенно другая, чаще всего политико-экономическая природа.

Сегодняшние тренды требуют возможности обсуждения любого вопроса и наличия такой структуры, которая способна выдержать дискуссию любой степени открытости. В том числе и такой открытости такого уровня, которая предполагает участие в обсуждении огромного количества участников, ничего не понимающих в существе обсуждаемой проблемы. Совершенно не важно, какова реальная роль этих обсуждений в механизме принятия решений, речь не о гласности и демократии, речь об открытости, иначе РПЦ все чаще станет оказываться в ситуации отбивающихся и оправдывающихся, подобной той, в которой уже давно находится Ватикан.

При правильном понимании стоящих перед руководством задач никому в голову не пришло бы выдавливать всеми способами из Свято-Боголюбского монастыря отца Петра (Кучера), жертвуя при этом, ради освобождения актива, остатками репутации и подыгрывая своим прямым противникам и конкурентам. Напротив, сочетание харизматичного архимандрита и монастыря с богатой историей стало бы прекрасной базой для формирования перспективной бренд-легенды. «Нестандартные», с точки зрения большинства, взгляды игумена могли бы стать поводом для привлечения огромного количества интересующихся и любопытных, и бренд «Боголюбово» мог бы встать в один ряд с самыми популярными образами русского православия – такими, как Оптина Пустынь или Валаам. К этому можно было бы добавить и позиционирование приюта в Боголюбове как полигона отработки уникальных образовательных технологий. Если бы все это было грамотно сделано, нынешнего скандала просто не было бы.

Сколько мировых брендов стремятся создать вокруг себя ореол необычности и уникальности, тратя на это огромное количество сил и средств, а в распоряжении РПЦ это все уже есть. Поэтому стремление убрать или задвинуть на задний план все нестандартное и необычное и вместо этого предложить потребителю стандартизированные «духовно-нравственные ценности» выглядит довольно неуклюжей попыткой сделать так, чтобы никто не лез во внутренние дела и не мешал эксплуатировать ресурс.

При этом в мировом православии уже есть прекрасный пример грамотного маркетинга. Это –единственный известный во всем мире православный бренд — «Афон», куда, как известно, ездят множество знаменитостей, начиная с принца Чарльза. При этом, в греческом православии афонские монахи остаются главными ревнителями традиций, сохраняя у себя и Юлианский календарь, и византийское богослужение и даже запрет на посещение полуострова женщинами, что уж, казалось бы, вообще идёт вразрез со всеми современными тенденциями. Тем не менее, Афон привлекает паломников со всего мира именно тем, что там «не так, как везде».

Нужна ли МП – РПЦ?

Вообще, модель Святой горы могла быть перспективной для русского православия и как модель для проведения радикальной организационной реформы. В современном русском православном дискурсе обсуждается все, что угодно – от реформы богослужения до длины юбок — кроме собственно того, что действительно стоило бы обсуждать, а именно: как должна быть организована русская церковь в современных условиях? Кому нужна огромная бюрократизированная централизованная структура, не способная обеспечить решения ни одной из стоящих перед ней проблем?

В одной из своих последних статей выдающийся православный историк и публицист Владимир Махнач говорил, что «Церковь всегда действовала гласно, Церковь должна быть чужда замкнутой герметичной бюрократии, потому что бюрократия вообще чужда природе Церкви, которая основана на Вере и Любви. Веровать бюрократия, наверное, может, но чтобы она любила – это для меня непредставимо!» Способна ли такой стать РПЦ? Только ли в персоналиях дело, или сама структура в ее нынешнем виде, созданная много лет назад и для решения совсем иных задач, способна быть лишь устаревшей и деградирующей бюрократической машиной все больше теряющей связь с жизнью? Может быть, пришло время подумать о каком-то ином виде устройства Русской Церкви?

На мой взгляд, оптимальной структурой могла стать децентрализованная конфедерация епархий, координировать деятельность которой мог бы совет наиболее влиятельных владык и наместников крупнейших монастырей. Состав этого совета мог бы определяться на регулярно собираемых Поместных соборах.

Самих епископов должны избирать в епархиях на местных соборах. Может быть, назначение новых епископов могло бы также производиться Поместными соборами по согласованию с соответствующими епархиями. Не исключено, что механизм мог бы быть аналогичным тому, как сейчас президент назначает губернаторов по согласованию с местными законодательными органами. Неважно, что этот процесс имеет формальный характер, в данном случае интересен сам механизм, который может быть успешно заимствован, с соотвествующими поправками естественно.

Такая организация значительно уменьшит роль церковной бюрократии и повысит роль мирян в общецерковной жизни, а самих епископов поставит в зависимость от их паствы, а не московского начальства. Кроме того, такое устройство сделает бессмысленными споры о канонических территориях, так как территориальными единицами станут отдельные епархии. Помимо этого, такое конфедерационное устройство сделает такие неприглядные и непопулярные проекты, как уния с католиками, почти недостижимыми, так как договариваться надо будет сразу с огромным количеством субъектов, а уния с отдельными епархиями не имеет смысла.

И, главное, ни одна из частных проблем не будет ставить под удар все Русское Православие сразу.

Конечно, эта предложенная здесь схема является лишь одной из множества возможных. Тем не менее, очевидно, что необходима широкая дискуссия с привлечением всех, кто хотел бы принять в ней участие, поскольку реформа РПЦ МП неизбежна. В нынешнем виде эта корпорация долго просуществовать не сможет – так же, как «Газпром», который существует в своем нынешнем виде под прикрытием слогана «национальное достояние» только потому, что пока не хватает политической воли что-то предпринять, поскольку в его существовании заинтересовано слишком много влиятельных игроков.

Если же ничего не предпринять, то процессы упадка и разложения нынешней организационной формы Русского Православия могут стать уже неконтролируемыми и необратимыми. Прихожане разойдутся в интернет, по домам, по торговым центрам и альтернативным религиозным группам, а руководителям корпорации окажется выгоднее продать остатки структуры, чем что-то предпринимать для ее возрождения. Нынешние активные попытки интегрироваться с различными международными организациями, стыдливо называемые «межконфессиональным общением», которые предпринимаются группой молодых топ-менеджеров РПЦ во главе с митрополитом Илларионом, говорят о том, что они для себя такой вариант не исключают.


Прикреплённый файл:

 Маркетинг русских владык, 23 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

26 октября 19:23, Посетитель сайта:

Да, сильно. Рецепты, конечно, вряд ли можно принять. Но диагноз во многом верен!


26 октября 20:21, Борис Ш:

Маркетинг русских владык

По-моему: очень и очень слабенько. Автору бы статейки тискать для жёлтых либеральных СМИ, финансируемых западными фондами, а не для правой.ру Прошу прощения,но типично жлобский и примитивный взгляд на окружающий мир и Церковьь: словно автор смотрит на них через просвет в денежной купюре.


26 октября 21:40, Минус Правой.ру:

Одним словом - Хаськович...


26 октября 21:51, pravdoiskanie:

Надыть в РПЦ люстрацию провести

И узнаем мы: нужны ли пастве - с Лубянки в рясах пастухи? Которые за двадцать лет последних так зомбировали сей народ, что он лежит на пятой точке, и на колень свою мозолистую подняться не могёт!


27 октября 00:29, ЯБ:

Меня всегда удивляют снобисткие заявления типа: фи, марксистский язык - и т.п. Как и в случае Маркса, который изобретает новый язык, на тот момент отнюдь не казавшийся "экономическим" для описания новой социальной реальности.

Автор говорит тем языком, который предложили патриаршие миссионеры, заявившие, что "православие - уникальный товар".

И это - честно. "Духовно-нравственные" кружева эту ситауцию не покрывают.


27 октября 12:04, Психоаналитик:

Лицам, ушедшим из Церкви, лучше всего просто оставить ее в покое и не заниматься эксгибиционизмом.


27 октября 12:47, Психиатр:

Обратитесь к Психиатру

Психоаналитик, не занимайтесь эксгибиционизмом! Тем более, что в церковь-то и не ходили никогда. Обратитесь к Психиатру.


27 октября 18:43, Пётр С.:

Церковь совсем не супермаркет...

У любой церкви как хранительницы нравственности слишком велика роль в обществе. Раньше, при Государе-самодержце и неразделённости РПЦ МП с государством, она не выдержала вызова времени и рухнула вместе с с государством в воинствующе-атеистическую эпоху. При советах РПЦ МП была обороняющейся, поэтому во времена краха СССР она не смогла "смягчить" национальную катастрофу, не допустить предательского по отношению к Русской нации Беловежского соглашения, попадания госсобственности в руки чуждых Православию нуворишей и и всей антирусской направленности последующих реформ, вплоть до настоящего времени.

Сегодня перед РПЦ МП стоять исторической важности задачи по собиранию Русского мира. Объединение с ЗРПЦ можно считать практическим успехом РПЦ МП, хотя это и усложнило решение проблемы отношения к советскому прошлому. Став формально независимой от государства РПЦ МП не перестала от него зависеть практически материально, особенно по вопросу возвращения церковной собственности (недвижимости и имущества). Она также вынуждена противостоять государственным и негосударственным СМИ в их пропаганде идеологии и образа жизни чуждых русскому человеку, ведущих к элиминации Русского духа из сознания русских людей, к ослаблению и дальнейшему разрушению России.

Чтобы справиться с новыми вызовами смутного сегодняшнего времени РПЦ МП должна переосмыслить все слабости в своём служении Господу и России, которые привели русский народ да и саму РПЦ к незавидному сегодняшнему состоянию. У неё есть возможность не только развиваться и укрепляться параллельно становящемуся новому, во многом уже чуждому Православию, государству, но и опережать его в нравственно-русском отношении, постепенно через русский народ изменяя это государство под духовные, культурные и материальные нужды русского народа и этим укрепляя Россию, способствуя собиранию Русского мира прежде всего на своей исторической канонической территории.

При неотделённости церкви от государства, она всегда зависела от госаппарата больше, чем он от неё. Сегодня же теоретически у церкви есть большая степень свободы и хорошо бы ею воспользоваться. Однако как и в остальном обществе свободой лучше пока пользуются правящие слои, остальная толща народа вместе с рядовыми священнослужителями пока этим искусством не овладела, а экономическое принуждение делает возможность остальной их свободы весьма условной если не вообще призрачной. Правящий слой и светский, и церковный более един между собой, чем с нижестоящим в иерархии общества народом. Всякая заметная моральная оппозиция руководства РПЦ МП светской российской власти во многом затруднила бы решение земных церковных проблем. Светская власть в любом обществе слишком ревнива к первенству и особенно в моральной сфере. Ей выгодно омеркантиливать руководство церкви. Так светская власть чувствует себя безопаснее перед оппонирующим ей народом.

Эту противоречивую ситуацию в среде РПЦ МП автор статьи квалифицированно описал в современной светской рыночной терминологии. Да, реформы в РПЦ МП нужны, но такие ли? Церковь совсем не супермаркет...


28 октября 09:20, Alexandre:

НЦ Одним словом - Хаськович... КЦ

Абсолютно точно.

Статью автора дочитать не смог - совершеннейшая гнусность.


28 октября 10:03, Питерский:

Петру С.

Автор: /// "На мой взгляд, оптимальной структурой могла стать децентрализованная конфедерация епархий, координировать деятельность которой мог бы совет наиболее влиятельных владык и наместников крупнейших монастырей. Состав этого совета мог бы определяться на регулярно собираемых Поместных соборах. Самих епископов должны избирать в епархиях на местных соборах"///.

Пётр С.: /// "Сегодня же теоретически у церкви есть большая степень свободы и хорошо бы ею воспользоваться...Да, реформы в РПЦ МП нужны, но такие ли?"///.

А какие нужны реформы? Для реализации целей: "собственное укрепление и развитие, параллельно новому, во многом чуждому Православию государству, изменение этого государства под нужды русского народа в целях укрепления России и способствование собиранию Русского мира, в первую очередь, на своей канонической территории"? Вот, предположим, у Вас на руках - "карт-бланш" и наличные (существующие в настоящее время) финансовые и организационные возможности. Но только в пределах РПЦ, в государственной власти - свои игроки, деятельность которых и приводит к отчуждению государства (и общества - "...ей выгодно омеркантилить...") от Православия. Воспользуйтесь "степенью свободы", "сыграйте" за Патриарха, итак: "делай - раз", "делай - два", ...


28 октября 21:30, Пётр С.:

Питерскому

"Делай раз". Я бы поддержал, наконец-то, инициативу президента по тотальной жёсткой борьбе с коррупцией путём повышения нравственности правящей элиты, начиная с иерархов РПЦ за их непререкаемый нравственный авторитет. Важнейшим критерием оценки чиновника и руководителя любого ранга в любой сфере деятельности должен быть безупречный нравственный пример для всех нижестоящих.

"Делай два". Я попытался убедить Президента ввести на каждом ТВ-канале, на каждой РС, ежедневно в самое рейтинговое время проведение бескомпромиссных передачи о нравственности с приглашением лучших священников и светских выдающихся деятелей-соль земли русской, журналистов, работников правоохранительных органов и правозащитников. Также ввести колонки в каждом номере печатных СМИ, посвящённые нравственным проблемам общества, которые вели бы не запятнанные аморальностью лучшие люди страны из разных сфер жизни.

"Делай три". Я бы рекомендовал в каждой школе ввести должности уровня зам. директоров по воспитательной работе со школьниками. И за каждой школой закрепил бы священника-куратора по воспитанию.

"Делай четыре". Я бы настоял, чтобы в каждом силовом подразделении уровня не ниже роты были введены должности заместителей по воспитательной работе сотрудничающих со священниками (капеланами), тоже самое и в каждом госучреждении на уровне департаментов или их групп с численностью не менее 100 человек.

"Делай пять". Я бы попытался внести дополнения в статьи административных и уголовных кодексов о финансовой ответственности ("увесистые" штрафы)руководителей всех степеней и уровней за правонарушения, совершённые их подчинёнными и тоже для всех работодателей в отношении наёмных работников.

"Делай шесть". Я бы добился открытия церковного центрального ТВ-канала для религиозно-нравственного воспитания силами основных религиозных конфессий.

"Делай семь". Я бы убедил Президента и Парламент пересмотреть положение Конституции о свободе религиозных объединений на предмет конкретизации и запрещения видов их деятельности, наносящих ущерб нравственному воспитанию населения страны.

"Делай восемь". Я бы попытался убедить Президента и Парламент и необходимости лишения лиценции на право деятельности предприятия или даже национализации частной производственной собственности по суду у тех её владельцев, которые публично морально разлагающе влияют на население страны.

"Делай девять". Я бы постарался убедить Президента и Парламент в том, чтобы выработать применять меру ответственности для всех руководителей и владельцев СМИ, публичных людей, любых профессий, в том числе и артистов шоу-бизнеса за моральное разложение зрителей, поклонников, населения страны.

"Делай десять". Я бы попытался убедить Президента и парламент радикально пересмотреть функционирование позорных исправительных учреждений страны. Сделать их действительными центрами глубокого и надёжного перевоспитания людей по аналогии со станциями водоочистки. Чтобы люди прошедшие их возвращались в общество более воспитанными нравственно, чем до поступления в них, каких бы это не потребовало денег и усилий. Там должен быть установлен разный минимальный срок для разных категорий, а максимальный по решению попечительских советов. Для рецидивистов должна быть особая программа и содержание. Но для этого нужна разработка концепции этой реформы умными светскими людьми и священнослужителями и новые кодексы.


28 октября 22:52, Посетитель сайта:

31 октября - День реформации


29 октября 10:43, Питерский:

Петру С.

Уважаемый Пётр. Без обид: общее впечатление от Вашей "патриаршей" программы - маниловщина, сопряжённая с административным восторгом. РПЦ в Вашем исполнении на некое "Министерство по делам нравственности и здорового образа жизни" сильно смахивает... Надо ли по пунктам?

P.S. Образ нынешнего президента - белого рыцаря, ведущего тотальную жёсткую борьбу с российской коррупцией, одинокого в этом настолько, что даже Патриарх Московский и Всея Руси не поддерживает его инициативы - это сильно! Впечатляет...

P.P.S. "Капелан" (правильно будет: капеллан) - военный римско-католический священник в армии (одно из принятых значений этого слова, так их в России исстари было принято называть). Вы, будучи (условно) Православным Патриархом, в пользу Римско-Католической Церкви порадеть вознамерились? А в пункте "делай три": за школой "священника - куратора по воспитанию" какой конфессиональной принадлежности закрепить изволили бы?


29 октября 18:37, Пётр С.:

Питерскому

Спасибо за разбор ответа на Ваш вопрос. Обид быть не может, не волнуйтесь.

Административного восторга тоже нет, это вы преувеличиваете. Была бы попытка, она -не пытка.

Относительно маниловщины, утопизма, скептицизма и пр. -это как на всё посмотреть. Почему это не считать элементом коллективного мозгового штурма? Что- утопия сегодя, после Армагедона, если кто выживет, то, возможно, уже будет и необходимостью, а поэтому и реальностью, хотя это и недоказуемо. Когда-то же люди должны осознать, что они не животные? Хотя формально Вы, конечно, правы. Но почему не помечтать о наболевшем и пока несбыточном? Начало любого дела всегда коренится в Логосе (мысли, слове, мечте, проекте, интенции и пр.)и это далеко не всегда наше личное изобретение. Мы- члены социума и ноосферы. К тому же мечтать не вредно, тем более о полезном. Если бы люди не мечтали, то они бы и не «летали».

Насчёт того, что РПЦ-это Министерство по делам нравственности и здорового образа жизни,- согласен. Для мня это главное, чего бы я хотел ощутить от РПЦ. Из верующих, наверное проще воспитывать духовных, нравственных людей. А что делать с остальными? Современное светское государство даже не планирует помогать человекоподобным антропойдам становиться людьми по образу и подобию божьему. По воспитательным целям оно стоит сегодня ниже даже государства советской эпохи. И если тогда со средствами не всё было благополучно, то сегодня уже и цели отсутствуют. Деградация общества отвязанного либерального капитализма уже никого не удивляет, к сожалению, попривыкли, заболтали и «захрюкали».

Насчёт взаимоотношений Патриарха и Президента и о неподдержке первым второго в борьбе с коррупцией, как формой нравственной деградации общества, мне ничего не известно. Здесь оценки и мнения могут быть разными. Ни о первом, ни о втором, ни о их взаимоотношениях и степени доверия друг к другу не могу судить достаточно компетентно. Наверное, они не худшие в своём деле, но для России этого, тем более сегодня, уже недостаточно.

У нас большой и генетический, и социальный провал в системе воспроизводства русской элиты. Ещё не восстановилась нация, поэтому и смута тотальная. Деградацию людей и нравственную и интеллектуальную надо останавливать, а национальным проектом и не пахнет.

Насчёт капелланов согласен с Вами, однако сегодня имена и их содержение мало кого интересуют. Такие названия как "президент", "мэр", "муниципалитет", "электорат" и пр. все они с Запада. Потерявши "голову", чего уж по "волосам" плакать. Моя неряшливость с этим термином, всё же меньшее "радение" римским католикам, чем совместные с ними молитвы иерархов РПЦ.

Насчёт свящинника-куратора, я не стал уточнять. Всё зависит от состава учеников школы. Евреи в свои школы, наверное, не пустят православного священника, также и в мусульманских уч. заведениях. В школах смешенного состава учеников курировать школу могут служители разных конфессий, ну а в чисто русских, конечно, куратором должен быть русский православный священник. Не нужно искать "чёрную кошку" в "тёмной комнате", если она туда не собиралась забегать.

Сегодня руководящими идеологическими моральными постулатами современного российского либерализма являются индивидуализм, эгоизм, алчность, нажива, конкуренция, свобода от ответственности перед ближними, страной, нацией и пр.. С таким набором "общечеловеческих" ценностей государства и нации долго не живут. А дела в РПЦ и в государстве оптимизма не вызывают.

Расчеловечивание человека до добра не доведёт. Даже интеллектуал без "нравственных" тормозов не может называться человеком. Суть и цель Православия не допустить расчеловечивания, спасти души заблудших. А это сфера чисто моральная. Поэтому условное сведение РПЦ к "Министерству по делам нравственности и здоровому образу жизни", ка Вы изволили выразиться, у меня совсем не случайное.


29 октября 19:07, Петр Иванов Мюнхен - Германия:

НЕ СОГЛАСЕН!

Не согласен с названием статьи "Маркетинг русских владык".

Почему "русских" владык?

Постоянные Члены Синода или не русские, или "работают" на "не русскую" идеологию.

Большинству "русских" владык Русской Церкви чуждо "Русское Поле".

Мы знаем, что Русские владыки - епископы вынужденны только в молитвах и в об устройствах церквей и монастырей выразить свое несогласие с сонмом антирусских священнослужителей в лоне Русской Православной Церкви.

В целом, статья грустная и справедливая...


31 октября 16:58, Петр Иванов Германия - Мюнхен:

в догонку -> НЕ СОГЛАСЕН

Русское Православие, Православный - Русской Православной Церкви, Русский человек.

Большинство Русских людей не навязывают самим себе агрессивную обособленность русского (этому можно поучиться некоторым представителям других национальностей!). Многие Русские даже не задумываются о национальности великих, значительных деятелей Русского искусства, науки и политики: как и многие великие Русские, глядя "в зеркало" убеждались по делам своим и настроениям, что они Русские люди - не русской национальности... Быть Русским - это находиться постоянно в таинстве русской Природы, в которой доминирует полное отсутствие земного превосходства над другими и присутствует тайное, пусть подспудное, предназначение - быть над национальным и нести спасительный Хоругвь убеждения - все мы дети Божьи.

Когда, некоторых злобно трясет от смутного понимания, что понятие - Русский - не укладывается в его обмирщенное сознание, тогда эта злоба - явно "подарок" от беса.

Помним же, что Христос Бог прямо указывает на одну из причин Своей Миссии на Земле, что пришел Он не ради здоровых: и изгоняет из людей легионы бесов...

Как же не придти к такому выводу; многие нездоровые от беса проникли в Русскую Церковь и узнать таких болящих можно по делам их: 1. служа в Русской церкви - ненавидят Русских. 2. в "удобных" местах кичатся тем, что они не русские. 3. "обустраивают" Русскую Церковь на лад иноверческих убеждений. 4. стремятся навредить Русскому даже в Русском Доме. 5. в "удобных" местах дать понять, что он, болящий, не русский. Всех козней и не перечислить...

Но унынию не дадим проникнуть: усугубление своих и общественных молитв на вразумление и исцеление болящих анти-русских, сможет явственно помочь в многоплановой борьбы в преодолении тех мрачных прогнозов, которые возникли в обсуждаемой статье. "О Великом Господине и отце нашем (имя рек) Господу помолимся... во исцелении и вразумлении его болящего...!" - вот доступное средство "маленького" Человека Православного на ниве спасения Русской Церкви и личного спасения.

Да простите мою вольность!


31 октября 18:10, Анатолий:

реплика

Выгнал ведь Господь торгующих из храма и столы меновщиков опрокинул. Если там были "топ-менеджеры", типа автора этой статьи, то им тоже досталось от бича его.

Русская Православная Церковь нуждается только в восстановлении в первозданном мире, а всякое реформирование её - ересь: созданное Христом улучшить нельзя. Можно только ухудшить. Дробить Церковь на самостоятельные анклавы, значит ослаблять её. Монашеская республика "Гора Афон" - межцерковное объединение, уникальное образование, благословлённое самой Богородицей. Церковь в России не может быть организована по подобию Афона.

В нашей Церкви необходимо восстанавливать роль церковного народа. Иерархия, устраняя униженное советской властью положение священства, поставила теперь почти в бесправное положение в делах прихода прихожан. Как-будто народ виновен в прошлом ущемлении священства. В этом деле нужно находить симфонию, где она отсутствует.


2 ноября 15:24, Питерский:

Петру С.

/// "Насчёт того, что РПЦ-это Министерство по делам нравственности и здорового образа жизни,- согласен. Для мня это главное, чего бы я хотел ощутить от РПЦ"///. Тогда уже надо мыслить вширь, доходить до логического конца. Почему же только от РПЦ Вы хотите ощутить ЭТО? Представьте только: учредить настоящее Министерство, а в нем - Конфессиональные Управления - Православное там, Католическое, Лютеранское, Иудейское, etc., и, конечно же, Атеистическое Управление (нельзя же атеистов обойти стороной в таком важном деле, как контроль нравственности и здорового образа жизни!), дабы осуществить широкий охват аудитории и обезпечить неукоснительное выполнение заветов Морального Кодекса строителя капитализма. Согласитесь, вполне рационально выйдет. Опять – таки, при централизации легче контролировать выделяемые ресурсы. Далее вопрос - как совместить два Ваших тезиса: 1. /// "Насчёт взаимоотношений Патриарха и Президента и о неподдержке первым второго в борьбе с коррупцией, как формой нравственной деградации общества, мне ничего не известно"/// и 2. /// "Современное светское государство даже не планирует помогать человекоподобным антропойдам становиться людьми по образу и подобию божьему ///. Значит, исходя из сказанного, возможны два варианта: либо Президент Медведев, являясь олицетворением современного светского государства и гарантом его высшего закона - Конституции, изо всех сил осуществляя (встанем на Вашу точку зрения) свою благородную миссию по борьбе с "коррупцией, как формой нравственной деградации общества", сознательно не имеет намерения помогать живущим в его государстве "человекоподобным антропойдам становиться людьми по образу и подобию божьему" – ну, цели у него таковой нет, он действует только в интересах тех, кто уже имеет соответствующий облик, при этом искренне полагая, что помощь "антропойдам" в этом вопросе - дело совершенно пустое, они того не стоят, либо – вся эта его «борьба с коррупцией» - суть имитация, блезир и фуфло, по-простому говоря. И то и другое – дела весьма далёкие от Православной Традиции. …Послушайте, Пётр, а зачем Вам всё это? Исходя из Ваших воззрений на сей предмет, уместно, полагаю, спросить: а не проще ли в деле пропаганды нравственности и здорового образа жизни обратится к привычной универсальной и единой религии – Атеизма? А в армию вернуть замполитов. И дело, как говорится, с концом?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019