16 сентября 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Александр Елисеев
2 ноября 2010 г.
версия для печати

«Звезда по имени Солнце». Часть I

Земля. Небо.

Между Землей и Небом — Война!

И где бы ты ни был,

чтоб ты ни делал —

Между Землей и Небом — Война !

Виктор Цой

Космические реалии можно проецировать и на социум. Солнце имеет своим символом самодержавную власть одного человека, обладающего небесным мандатом. Общество символизирует землю, что отражено в русской метаполитической традиции, где есть «власть» и есть «земля». При этом власть выражается в личности Государя, который и есть настоящее государство

1. Космология и социум

Звезда по имени СолнцеСолнце и Земля – это два, совершенно разных способа организации космоса. «Небесные тела состоят из атомов, но в составе излучающих тел – по крайней мере, горячих звезд – атом находится непосредственно во власти массы и «внутреннего движения» звезды; не существует никакой отдельной структуры, которой он мог бы принадлежать, – пишет Жорж Батай. – Напротив, атом Земли освобожден от центральной власти: он входит в состав очень маленьких и в известной мере автономных образований. Поверхность Земли состоит из молекул; каждая молекула содержит определенное число атомов; молекулы также часто объединяются, образуя соединения коллоидальной или кристаллической природы. Именно коллоиды, объединяясь, формируют автономную индивидуальность живого существа: таким способом растение, животное или человек избегают всеобщего мирового движения, творя каждый для себя свои маленькие обособленные миры. Впрочем, животные могут и собираться вместе. Люди объединяются в небольшие группы, или небольшие группы в очень крупные, потом в государства… Можно сказать, в этой связи, что «внутреннее движение» земли противоположно «внутреннему движению» звезд. Звезды излучают энергию, а наша Земля холодна. Звезды расточают свои силы; наша Земля делится частицы, жаждущие силы. Жадность частиц не имеет пределов». ( «Проклятая часть» )

Понятно, что здесь имеет место следующий символизм. Солнце символизирует Бога, который щедро и безвозмездно расточает свою творческую энергию. Не случайно в разных религиозно-мистических учениях именно Свет выступает как «выражение» и «проявления» Божества (божеств). В соответствии с православным учением исихазма, человек может стать «богом по усыновлению», приобщившись к Божественному Свету, к нетварным энергиям, исходящим от трех Ипостасей.

Земля же, напротив, символизирует тот изначальный хаос, который был еще до сотворения «вещей» — неба, звезд, планет. В «Книге Бытия» об этом сказано вполне однозначно: «Земля же была безвидна и пуста». Эта Первоматерия была создана Творцом как некая абсолютная инаковость, которая содержится в каждой вещи и которая придает ей суверенность. Понятно, что эта суверенность пытается поглотить и переработать самые разные энергии.

Сочетание творящей («солнечной») энергии Божества и абсолютной («земной») инаковости создает оформленную «вещь», которая содержит в себе как бы два «полюса» – своё солнце и свою землю. При этом самая совершенная «вещь» — человек – имеет свободу воли, а, следовательно, и возможность выбирать между двумя полюсами. (Без этого он стал бы всего лишь солнечным зайчиком, который отражается от зеркально чистой поверхности.) Будучи носителем свободы воли, человек ответственен за весь мир.

Безусловно, эти космические реалии вполне можно проецировать и на социум. Здесь Солнце имеет своим символом абсолютную, самодержавную власть одного человека, обладающего небесным мандатом. Именно такая власть соответствует состоянию, о котором писал Батай: «Атом находится непосредственно во власти массы и «внутреннего движения» звезды; не существует никакой отдельной структуры, которой он мог бы принадлежать». И, напротив, демократия соответствует земному состоянию – «атом Земли освобожден от центральной власти: он входит в состав очень маленьких… автономных образований».

В «архаичном», традиционном сознании власть единоличного правителя (царя, короля, князя) отождествлялась с Солнцем – достаточно вспомнить хотя бы Людовика XIV, которого называли «королем-солнцем». Кстати, очень показательно, что именно этот государь высказал известную формулу: «Государство – это я». Действительно, подлинное государство (в русском языке – от слова «государь») есть личность, которая объединяет в себе других личностей. И в этом она сущностно отличается от современного квазигосударства, которое представляет собой всего лишь политическую организацию «автономных множеств». Последние и составляют пресловутое общество, которое либералы видят в качестве гражданского коллектива, нанимающего и увольняющего управляющих во время т. н. «свободных выборов». (Таким образом, эти управляющие и сами рассматриваются в качестве части общества.) Общество символизирует землю, что отражено в русской метаполитической традиции, где есть «власть» и есть «земля». При этом власть выражается в личности Государя, который и есть настоящее государство.

Общество-земля, будучи совокупностью «автономных множеств», всегда пытается захватить и удержать как можно больше социальных энергий, причем отдельные множества захватывают энергию у других множеств. Множества и отдельные индивидуальности могут обмениваться ими на самых разных уровнях, но конечной своей целью они ставят возврат потраченного – причем, в как можно большем объеме. Если брать социально-экономический план, то это выражено в накопительстве, которое имеет своей вершиной капитализм – строй Земли («земной строй»). (1)

Напротив, царская власть, подобно Солнцу, растрачивает собственные энергии – практически безвозмездно. Сам Царь является носителем особой благодати (главное, царское «хварено» у древних иранцев), которую он щедро растрачивает на своих поданных. Кроме того, Царь еще и носитель особых социальных энергий. Солнце-Царь сообщает обществу-земле свою волю, основанную не только на интеллекте, но имеющую свой исток в некоей трансцендентной интуиции. Сверху ему сообщается нечто, что недоступно низу. (Показательно, что в исихазме Божественный Свет именуется как «энергиями», так и «волениями».)

Государь выступает как податель благ. Он наделяет вольностями, землями, милует и казнит (в древности казнь по воле государя считалась милостью). А часто Государь непосредственно раздает материальные блага: «Николай II был, вероятно, самым богатым человеком в мире. Ему «принадлежал», например, весь Алтай. На Алтае мог селиться кто угодно. У него был цивильный лист в тридцать миллионов рублей в год: революционная пропаганда тыкала в нос «массам» этот цивильный лист. И не говорила, что за счет этих тридцати миллионов существовали императорские театры с входными ценами в семнадцать копеек — лучшие театры мира, что из этих тридцати миллионов орошались пустыни, делались опыты по культуре чая, бамбука, мандаринов и прочего, что на эти деньги выплачивались пенсии таким друзьям русской монархии, как семья Льва Толстого. И когда русская династия очутилась в эмиграции, то у русской династии не оказалось ни копейки, никаких текущих счетов ни в каких иностранных банках. Другие династии о черном дне кое-как позаботились...» (И. Л. Солоневич)

Царю, который есть государство, не нужно присваивать себе энергию множеств, ведь эти множества и так принадлежат ему. Государю достаточно признание множествами (индивидуальностями) подобного порядка вещей. Само же это признание выражается в служении, которое как бы уравнивает разные множества перед Государем. Тем самым достигается равновесие – одним препятствуют присваивать энергии других. Налоги, выплачиваемые в казну – вид того же самого служения. Они нужны не столько самому Государю (хозяину всей земли), сколько подданным, которые получают сверху больше, чем отдают туда. При этом они еще и получают возможность уподобиться Солнцу (Творцу и Царю).

2. Русь солярная

Образец солнечного правителя являет собой князь Владимир Святославович, крестивший Русь. Летопись сообщает о его «социальной политике»: «…Повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать всё, что надобно, питье и пищу и из казны деньгами. Устроил он такое и сказал: «Немощные и больные не могут добраться до двора моего». И повелел снарядить телеги, и наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды. Мед в бочках, а в других квас, и развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий, или кто не может ходить?» И раздавали там все необходимое».

Поражают и пиры, которые устраивал князь: «Владимир построил церковь и устроил великий праздник, наварив меду 300 провар. И созвал бояр своих, посадников и старейшин из всех городов, и много всяких людей, и раздал бедным 300 гривен. И праздновал князь восемь дней, и возвратился в Киев в день Успения святой Богородицы, и здесь снова устроил великое празднование, созывая бесчисленное множество народа. Видя же, что люди его христиане, радовался душой и телом. И так делал постоянно».

Владимира Святого русичи прозывали Красным Солнышком, выражая тем самым архетип Солнца-Царя. При этом они опирались на древнейшую метаполитическую традицию, уходящую своими корнями в «скифские» и даже «доскифские» времена. В «Ипатьевской летописи» рассказывается о том, что в Египте «после потопа и после разделения языков начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста, которого египтяне называли Сварогом. В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились». Феостом исследователи дружно считают Гефеста, который был, как и Сварог, богом-Кузнецом, творцом материальных благ. (2) Стоит обратить внимание на то, что христианский автор летописи считает языческого бога древним правителем, явно имея в виду какие-то исторические реалии. Конечно, «Египтом» летописец называл некую древнюю землю – возможно «Скифское царство», воины которого, как сообщали античные авторы, громили египтян. После Сварога правил «сын его, именем Солнце, которого называют Даждьбогом… Солнце-царь, сын Сварога, иначе Даждьбог, был сильным мужем».

Летописец рассказывает о событиях, которые произошли в землях праславян – далеких предков русичей. О них повествовал Геродот, приведший легенду о происхождении приднепровских «скифов»-земледельцев, именуемых сколотами. Легенда повествует о том, как сколотский правитель Колоксай – «Солнце-Царь» — стал обладателем священных золотых (солнечных) предметов, упавших с неба. Многие историки, например, академик Б. А. Рыбаков, склонны считать, что сколоты представляли собой праславянскую часть Скифии (собственно скифы были ираноязычными кочевниками.) Не случайно зона их расселения совпадает с зоной древних славянских гидронимов (названий рек). Получается, что еще до нашей эры на территории «скифов»-сколотов жили люди, называющие свои реки славянскими именами. Ясно, что этими людьми могли быть только славяне. Сколоты представляли собой высокоразвитое сообщество, имевшее дружинную прослойку. Именно вокруг сколотов было объединено великое «Скифское» царство, которое в IV в. до н. э. раскинулось от Дона до Дуная.

Сам этноним – «сколоты» — великолепно этимологизируется на славянской основе. Очевидно, он произошел от реконструированного праславянского слова *kolo («колесо», «плуг»), восходящего к общеиндоевропейскому * kuolo -, производного от глагольной основы * kuel — («двигаться», «вращаться»). Данное слово связано как с кругом и движением, так и с солнцем. Следует вспомнить о том, что богом солнечного светила (не самого света, а планеты) был Хорс (легкость перехода «х» в «к», «р» в «л»). По всей видимости, этноним «сколоты» означает «солнечные, живущие (двигающиеся) вместе с солнцем». Интересно, что к основе * kolo близко праславянское * koleda, являющееся, в первую очередь, именем славянского бога Коляды, связанного с зимним солнцестоянием, рождением нового солнца, удлинением дня. К указанным двум словам близко праславянское *koleno («колено», «племя», «род»), также восходящее к индоевропейскому *kuel. («Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Вып. 10.»).

Здесь мы имеем множество взаимопроникающих смыслов. В «Слове о полку Игореве», где вообще очень сильно звучит солярная тема, русичи названы внуками Даждьбога, то есть «потомками Солнца», теми же сами «солнечными». Речь, таким образом, идет о «солнечном роде». Причем, как следует из связки *koleda и *koleno, сам род у праславян рассматривался в качестве манифестации небесного светила.

Некоторые историки были склонны выводить связывать этноним «славяне» со «славой». Сегодня преобладает точка зрения, согласно которой исходить нужно от этнонима «словене», который связан со «словом». («Словене» — «говорящие», то есть — «говорящие понятно» — в отличие от «немцев» — «немых»). Судя по всему, в оптике академической науки, всё именно так и обстоит. Но там, где ученые-рационалисты разрывают, сакральная наука часто объединяет. Для нее очень важно «звуковое» сходство, которое свидетельствует о символическом выражении одной и той же сущности. «Слава» и «слово» звучат практически одинаково, да и смысл здесь лежит на поверхности. Слово доносит славу, выступая как молва. Сама же слава есть атрибут солярности. Впрочем, можно сказать и наоборот: «…Солнце – сосредоточие славы. Солнце сияет; слава представляется такой же светлой и сияющей, как оно… Нам свойственно желание славы, стремление жить как Солнце, растрачивая свои блага и свою жизнь». (Ж. Батай)

Но и слово находится в «контексте» солярности. Так, образ Христа (Логоса, Слова) «раскрывается» через образ Солнца: «Носители слова Божия имеют солнце своим символом, пишет архимандрит Никифор. — Истинная Церковь в Откровении Иоанна изображается облеченною в солнце (От 12:1). Праведники, возрожденные словом Божиим, воссияют некогда, как солнце, в царствии Отца их (Мф 13:43, сн. Дан 12:2, Ис 30:26, Суд 5:31). 6) Но истинное солнце, истинный свет, коего видимое нами солнце служит только слабым отблеском, есть Вечное Слово, Господь, Христос. Лицо Его сияет как солнце в силе Своей (От 1:16). Он есть Солнце правды (Мал. 4:2), истинный свет (Ин 1:9), пришедший в мир, чтобы отделить свет от тьмы, чтобы служить светом миру (Ин 3:19, 8:12, 9:5) и все просвещает, — Он свет невечерний, вечный, незаходимый» (От 21:23, 22:5)». («Библейская энциклопедия»)

Вот почему празднование Рождества совпадает с «языческим» (на самом деле примордиально-нордическим) Зимним Солнцестоянием (день Коляды у русичей, ср. со сл. «колядки»). Христос действительно родился тогда, когда мы празднуем его Рождение, что бы ни говорили разного рода «авраамисты». Что же до «язычества», то оно предвосхищало многое вещи, сочетая в себе как паганистские заблуждения, так и протохристианские прозрения. Достаточно взять хотя бы образ Даждьбога (Колаксая) – Солнечного Царя. Русская летописная традиция особенно подчеркивает момент его сыновства – он сын Сварога (Таргитая). Наши далекие предки еще в доскифскую эпоху хранили память об Отце и его солнечном Сыне. Поэтому праславяне и назывались сколотами. (Любопытно, что арабы именовали славян – сакалиба.) Поэтому и славяне – славные, солнечные. Поэтому же и русичи – «внуки Дажьдьбоговы», потомки Солнце-Кесаря.

Кстати сказать, само слово «русич» также связано с Солнцем, которое на Руси именовалось «красным». В этимологических словарях «рус» тождественно тождественно слову «русый», которое, в свою очередь, означает «ярко-красный», и даже «рыжий». Так, в словаре А. Г. Преображенского «рус(ъ)» («руса», «русо», «русый») означает «темно-рыжий». Ему соответствуют укр. «русый», словац. «rus», «rosa», «rusa glava», бел. и серб. «рус», чеш. «rusy». Словен. слово «rus» означает именно «красный».

Связь слов «рус» и «красный» прослеживается и вне славянских языков, что позволяет говорить об индоевропейской основе данного феномена. Пример — лат. «russys» («кроваво-красный»), лит. «rusvas» («темно-красный»), латыш, «rusa» («ржавчина» и т . д.

Славяне называли Черное (Русское) море еще и «Чермным» (т. е. красным).

Вообще, красный цвет имел большое распространение в Древней Руси. Красные стяги были стягами киевских князей, они видны на старинных изображениях, о них говорит «Слово о полку Игореве». Согласно былинам, красный цвет широко использовался для раскраски русских боевых кораблей. Русы охотно красили в него лица, используя боевую раскраску. Ибн Фадлан писал о русах, что они «подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом...» Низами Гянждеви («Искандернаме») изобразил это в стихах:

«Краснолицые русы сверкали. Они

Так сверкали, как магов сверкают огни».

Весьма показательны, в данном плане, и его строки, посвященные князю Владимиру Красно Солнышко:

«Ибо в первый день успеха — в белый день надежды —

Предзнаменованьем выбрал красные одежды,

Ибо тою красотою он рассеял мрак!

Он всегда имел убранство красное, что мак.

«Шах в багряных бармах» был он прозван — потому

Что в багряном цвете радость выпала ему»

Безусловно, такой солярный народ всегда выступал как метаполитическая общность, которая возвышалась над землей – во всех смыслах. Русская цивилизация особенная не только в социокультурном плане, она альтернативна всем проявлениям капитализма, земного строя. И не случайно, что красное знамя борьбы за социализм было поднято именно в России.

3. Древние архетипы и дон-кихоты Модерна

Когда вникаешь в солнечный, славянский символизм, то просто поражаешься – насколько глубоко проникли в архетипические глубины русского сознания «богомерзкие» большевики. Они шли в бой и на труд под красными стягами – как и древние дружинники (старинные изображения полны изображений русских воинов с красными полотнищами). Обращались друг к другу – «товарищ», также, как и участники военных походов (у В. И. Даля слово «товар» означает также и «поход»; «товары напротив градов»). И не случайно, что именно большевики сделали символом новой Империи – звезду, а на своем гербе изобразили солнце вместе с землей – в обрамлении колосьев пшеницы. Тем самым они выразили дуализм Солнца и Земли, о которой речь шла выше.

Разумеется, видеть в этом сознательный традиционализм не следует (хотя некоторые большевики могли сознательно использовать образы языческой древности). Напротив, большевики были радикальными прогрессистами, этакими дон-кихотами современного мира, которых не устраивали «узкие» рамки буржуазного Модерна. Они думали, что расширяют прежние границы, придавая современности полноту. На самом же деле, Модерн есть сугубо буржуазное явление. И бросившись расширять границы современного мира, коммунисты удалились от его центра и вырвались на сакральные, бескрайние просторы Традиции. (Пространство Модерна есть всего лишь поврежденная область традиционной «вселенной».) А вот это странным образом трансформировало их сознание, приведя к возникновению специфических образов и концепций (типа национал-большевизма). Сами коммунисты были, конечно, ослеплены и напуганы этим мощным, «безжалостным» («без жадности») Светом, который обрушился на их вестернизированное сознание. Они даже попытались радикально перетолковать смысл Звезды. Так, в СССР получила распространение официальная концепция, согласно которой она символически выражает единство пяти континентов. То есть, солярному символу придали сугубо земное значение.

Тем не менее, коммунизм так и остался Недо-Традицией, бунтующей против Модерна под его лозунгами. Конечно, этот бунт был обречен на поражение, но он показал всю ограниченность современного мира и подтвердил, что Традиция жива, что она – вокруг, и всегда готова прорваться сквозь рационалистические заслоны буржуазности.

4. Дары социализма

Опыт строительства социализма в СССР продемонстрировал саму возможность существования иной экономики, основанной на постоянном и даже возрастающем собирании и расточении энергий. Советское народное хозяйство было ориентировано на планомерное развитие производства, свободное от сбоев, кризисов и тому подобных проявлений хаоса. Весьма емкую и точную характеристику сталинских воззрений на экономику социализма дал Ж. Батай: «Коллективная собственность на средства производства, которая, разумеется, не единственная способна обеспечить экономический рост, единственная может обеспечить регулярный рост. Индивидуальная собственность на эти средства, вынуждая учитывать пределы рентабельности отдельного предприятия (в то время как коллективная собственность зависит лишь от общей рентабельности всех предприятий страны), может тормозить накопление. Периодическими последствиями такого контроля над рентабельностью становятся кризисы перепроизводства. Таким образом, Сталин, желая противопоставить «фундаментальный экономический закон» социализма закону капитализма, подчеркивает главное, противопоставляя силовую непрерывность первого формальному чередованию второго. При социализме, пишет он, «вместе развития производства с перерывами от подъема к кризису и от кризиса к подъему, — непрерывный рост производства». (Ж. Батай. «Суверенность»; И. В. Сталин. «Экономические проблемы социализма в СССР» )

Капиталистическая экономика, как известно, вынуждена замедлять темы своего роста, развиваясь циклически, от подъема – до упадка. Бурный рост развития промышленности, рано или поздно, оборачивается кризисом перепроизводства, когда потребители лишаются способности покупать произведенные товары. Механизм этого явления великолепно раскрыл К. Маркс. Согласно ему, любой капиталист ориентирован, прежде всего, на прибыль (в нашей оптике – на поглощение как можно большего количества энергий). Он считает, что может реализовать любое количество полученных товаров – вне зависимости от уровня достатка работников. Между тем, стоимость рабочей силы, которую рабочий получает в виде зарплаты, всегда ниже стоимости произведенных им товаров. Даже если рабочие швырнут на прилавки все свои заработки, они все равно не смогут купить всех произведенных товаров. Поэтому капиталист вынужден реализовывать часть товаров в долг, размеры которого постепенно накапливаются до критического уровня, за которым — катастрофа. Часть долгов отдается, но все долги отдать невозможно ввиду разницы между зарплатой и стоимостью произведенных товаров.

Получается абсурд – производство развивается и щедро дарит себя обществу, но само общество оказывается неспособным принять его дары. И всё это потому, что во главу угла стоят частные интересы и частные решения, а все регулирует хаос, именуемый «невидимой рукой рынка». «Кризис выражается прежде всего в том, что товаров произведено значительно больше, чем их можно реализовать на рынке, поскольку в макро-экономическом масштабе не существует планомерной координации между производством продуктов и распределением денежной массы, определяющей рыночный спрос, — отмечает В. И. Лоскутов. - Ограничение возможностей реализации ведет к увеличению товарных излишков, не находящих сбыта, потому что мгновенно остановить налаженный процесс производства невозможно». («Экономические циклы и кризисы перепроизводства»)

Производство как бы отчуждается от потребления, ибо земля оказывается неспособной воспринять всю даруемую ей солнечную энергию. Рынок, с его хаотичностью, есть некая бездна, которая поглощает солнечные лучи, захватывая их и превращая в достояние наиболее организованных множеств земли. В то же самое время социализм требует, чтобы земля выступала как единое целое, обладающее всеобщей организацией и единым планом экономического развития.

Советскую экономику до сих пор жестко критикуют за то, что она так и не сумела обеспечить гражданам СССР тот уровень жизни, который был характерен для Запада. Между тем, очевидно, что в 1950-1980-е годы советские люди медленно, но верно богатели: улучшались их жилищные условия, стали приобретаться (в массовом порядке) личные автомобили, все больше людей обзаводились дачами. И это без всякой иностранной помощи, после тех огромных потерь и разрушений, которые были вызваны страшнейшей войной 1941-1945 годов! Причем, каких-либо сбоев и откатов, подобных западным кризисам, в СССР не наблюдалось – имело место всего лишь замедление темпов. Безусловно, советский социализм продемонстрировал способность неуклонного роста экономического развития, который выразился в постоянном накоплении общественных богатств, которыми наделяли всё более щедро. Подразумевалось, что при коммунизме, благодаря высочайшему уровню развития производительных сил, будет достигнуто изобилие, и эти богатства польются самым широким потоком, удовлетворяя потребности человека без обязательного обмена на его труд.

Однако, этот уровень не был достигнут, а социализм вступил в полосу жесточайшего кризиса недопроизводства. Критики СССР (который действительно заслуживает острой критики) часто объясняют тем, что при коммунистах было слишком много плана и слишком мало рынка. Между тем, всё обстояло ровным счетом наоборот.


1) В свете соотношения Солнца и Земли было бы интересно рассмотреть символизм Луны. Последняя является символом как Земли, чьим спутником она выступает, так и Солнца, чьим отраженным светом она светит. При этом Луна космологически, а, следовательно, и онтологически, ниже их обоих. И можно предположить, что развитие капитализма приведет к трансформации «земного» строя в «лунный». Капитализм способен истощить ресурсы планеты, вылиться в суммы ужасающих катастроф (вплоть до глобальной ядерной войны), которые превратят Землю в некую безжизненную, «мертвую» Луну. (Сама Луна часто именуется «солнцем мертвых».)

Не случайно писатель Николай Носов поместил свой выдуманный мир «коротышечьего» капитализма именно на Луну. Точнее – внутри Луны, на некую внутреннюю планету, жители которой не видят Солнца и даже не знают о его существовании. При этом на Земле сосуществуют два города _ Цветочный и Солнечный (аллюзия на «Город Солнца» Кампанеллы). Первый представляет собой нечто вроде братской общины, живущей натуральным хозяйством, второй – технократический футурополис, достигший изобилия.

Здесь имеет место быть, как минимум, особая интуиция. Недаром говорят, что «сказка ложь, да в ней намек».

2) Академик Б. А. Рыбаков выдвинул интересную концепцию, согласно которой «Сварог» — это одно из имен верховного бога русов, который также известен как «Святовит», «Стрибог» и «Род». Теоним «Святовит» — означает «святая (священная») сила», «святой (священный) свет». Это уже даже не столько солнечный, сколько бытийный, «белый» свет, исходящий от Творца. «Стрибог» — значит «бог-отец» (от слова «стрый» — «отцовский»). Но в то же самое время данный теоним имеет и «грозовое» измерение (слово «стрекать» — «пускать стрелы-молнии»). С грозовой тематикой связан также и бог Род, который выступает также как «родитель» («отец»), создатель жизни. Показательно, что в христианских поучениях против язычества особенно подчеркивается, что «творец всему» есть Бог, а не Род. Следовательно, русы считали Рода творцом всего сущего. Также нужно вспомнить и о том, что византийский автор Прокопий Кесарийский сообщал — славяне считают, что «только один бог, творец молний, является владыкой над всеми». Речь здесь, несомненно, идет о Роде, который был старшим громовержцем (младший – Перун). Это подтверждается и данными фольклора, который описывает схватку белого и черного божеств (в основном они выступают как белый и черный «гоголь» — селезень). Во время битвы белое божество, ранее сотворившее землю, ударом молота (атрибут бога грозы) творит громовержца себе на подмогу. Несомненно, Род (Сварог/Святовит/Стрибог) почитался славяно-русами как единый («один») бог, имеющий множество эманаций (проявлений), которыми были Перун, Даждьбог и др. боги.

При этом надо иметь в виду, что символизм Грозы в чем-то даже «превышает» символизм Солнца. Так, во время грозы свет (молния) исходит из небесного мрака. Это сразу же заставляет вспомнить православную метафизику – нетварный Свет исходит из непостижимой сущности Бога «усии»), которая есть «мрак превыше света». Одновременно звучит гром, который может быть соотнесен с Логосом. (О связи русских с грозовым символизмом подробнее в статье «Метафизика Грозы» ).


Прикреплённый файл:

 «Звезда по имени Солнце», 12 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

6 ноября 03:32, ЯБ:

!!!

Надеюсь война в значении цоевско-батаевском в продолжении всплывет?

На днях размышляла о том, что нынешняя власть боится где-то "переплатить". а между тем логика потлача (она же - солнечного света, как здесь) - всегда давать больше - и в силу этого властвовать.

Власть у того, кому не вернули того же, кто всегда отдаривает больше.


7 ноября 02:27, Александр Елисеев:

ЯБ

Всплывет, а как же?

А власти - да, именно что боятся переплатить, передать, пожертвовать.


7 ноября 23:43, Посетитель сайта:

На заметку

Персидское хоршид "солнце" - очевидна связь с "Хорс". От "Хорс" происходит "хорошо", "краса" и производные. Также ряд "кол", "колесо" и т.д. На персидском "хош" - "хорощий", возможно, общая этимология.


9 ноября 09:53, islam_economics:

"Предоставь мертвым погребать своих мертвецов" - это лозунг дня. И Николай II, и Сталин, и Гитлер, и даже Ельцин с Гайдаром уже предстали перед Всевышним и получают то, что заслужили. Нет смысла копаться в прошлом в угоду дьяволу. Когда обычный человек занимается постоянным копанием в прошлом, ислам и православие порицают такого человека, ибо Господь уже дал свое определение. Надо извлечь уроки и двигаться дальше. Упал, поднимайся и иди дальше, не возвращайся постоянно как "пес на свою блевотину".

Кстати постоянное копание в прошлом это верный признак модернизма (постмодернизма). Традиционалист просто принимает прошлое как данность, которую он не может изменить, из которой он должен извлечь пользу и не осуждать своих пращуров, которые уже и так предстали на суд Божий. "Антоний, себе внимай! А то – суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их".

Враги России раскалывают людей по всем возможным линиям, в том числе и спекуляциями на прошлом, и по линии родителей и детей (ювеналы), и по линии нацизм - ваххабизм и т.п. Неужели же это не очевидно?

Сколько можно наступать на одни и те же грабли?


9 ноября 10:26, islam_economics:

Еще раз: Не доверяю и ненавижу англичан и маранов, это хитрые, подлые твари, да проклянет Аллах интриганов, провокаторов и фитначей. Только более менее устаканилось в Чечне (поняли, что ваххабитская карта, по крайней мере в Чечне, точно бита) они снова туда удочки пытаются закидывать(очень хитро надо сказать)уже под другим соусом. Английским, маранским и прочим новым мусульманам предлагаю заняться собственными английскими проблемами, их там выше крыши как то педерастия, педофилия, распад семьи, безбожие, разложение англиканской церкви и т.п. Ротшильдами, наконец,займитесь...


9 ноября 13:28, islam_economics:

Вот говорят, что конспирология это бред и т.п. Согласен, что перегибать палку с ней не стоит, дабы не впасть в паранойю. Однако, и полное отрицание консприрологии - другая крайность. Заговор сатаны против людей существует? Существует. Есть у сатаны адепты из числа людей? Есть. Тогда о чем разговор?

Вот говорят, что Лондон не управляет каждым .....Правильно. Зачем ему управлять каждым грибом, когда он управляет грибницей, на которой эти ядовитые грибы произрастают...Тэтчер как-то сказала, что в Англии нет антисемитизма, потому что англичане не считают себя глупее евреев. Так и есть. Представители "элиты" этих двух народов (вернее англосаксов вообще, а не только англичан) наиболее широко представлены в "теле" Зверя. К ним, по-видимому, уже добавились и прибавятся еще больше представители "элиты" китайского народа.

P.S.Приношу свои извинения честным представителям английского, еврейского, китайского народа, а тем более мусульманам из их числа. Да простит мне Аллах грех невольного их оскорбления. Я имел ввиду только тех из их представителей, которые служат, причем сознательно(!!), сатане. Астагфируллах.

А уважаемый сайт "правой" прошу прощения за злоупотребление их гостеприимством.


28 июля 05:44, БОГУН:

Cолнце

Издревле считалось, что Солнце - это глаз Бога. Видимо, потому некоторые мусульмане до сих пор днём постятся, стараются не грешить, а ночью - можно всё, Бог спит и не видит.

На самом деле Бог - это Тело Христово, некий закрытый от внешних организм. Сидит эта общность в темноте и трепещет, как Апостолы в горнице после рапятия Христа. И вдруг появляется зеница ока - пророк, через которого из духовного мира вовнутрь проливается свет истины. Всем сразу всё понятно, тепло, добро и спокойно. Солнце - глаз Бога, но этот глаз смотрит не вовнутрь, а вовне - в духовный мир. Вовнутрь же Солнце передаёт то, что увидел у Бога Отца. Христос назвал слепыми вождей слепых тех, кто отвергал духовенство (Апостолов и пророков) и пытался жить по традициям. Солнце правды - это праведник, который изливает вовнутрь нации истину от Бога. Замкнутое же сообщество - Братство верных, совсем не то, что современное либеральное открытое общество общечеловеков. Братство верных и есть красный цвет, цвет крови. В СССР на знамени (знамя - с нами) была жёлтая (золотая) звезда - Вождь и красное полотнище - Братство. Вождь умер, Братство распалось, развалился СССР, бог умер. Да воскреснет Бог и да расточатся враги Его ! Уже воскрес, назван Россией...



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019