22 октября 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья и Яна Бражниковы
12 сентября 2011 г.
версия для печати

Русская доктрина в поп-формате

В начале лета 2011 года на рекламных площадях многих российских городов особое место заняла информация о том, что 10 сентября на Большой арене «Лужники» И. Охлобыстин представит некую «Доктрину 77». Само название проекта, отсылающее к «Русской доктрине», а также имперские цвета плакатов – как, собственно, и небезызвестные взгляды медиа-звезды — не оставляли сомнений в том, что зрителям будет предложена поп-версия ранее разработанной русской национальной идеи

Иван ОхлобыстинВ начале лета 2011 года на рекламных площадях многих российских городов особое место заняла информация о том, что 10 сентября на Большой арене «Лужники» И. Охлобыстин (по легенде, священник Иоанн, он же наркоман из «Мама не горюй», он же юродивый из «Царя», он же доктор Быков из «Интернов») представит некую «Доктрину 77». Само название проекта, отсылающее к «Русской доктрине» (эту связь озвучит потом и сам автор), а также имперские цвета плакатов – как, собственно, и небезызвестные взгляды медиа-звезды — не оставляли сомнений в том, что зрителям будет предложена поп-версия ранее разработанной русской национальной идеи.

Сегодня в блогосфере активно обсуждаются основные положения «идеологии Охлобыстина» и изложенного в Лужниках «его личного взгляда на общество». Между тем, мы имеем дело не с авторской идеологией, но с репрезентацией – и именно этим было интересно описываемое событие.

Действительно, за последние пять-семь лет не было недостатка в патриотических идеологических концептах – в той же «Русской доктрине» они были отшлифованы практически до совершенства. Однако проблема возникала именно на уровне публичной репрезентации этих идей. За минувшие годы не нашлось никого, кто взялся бы выступить лицом этой идеологии, понятным и интересным массовому сознанию. Несколько известных попыток сложно признать удачными.

И вот, наконец, это свершилось.

В этом смысле мы не ставим задачу солидаризоваться с- или же дистанцироваться от «Доктрины 77», поскольку в идеологической плоскости никакого события не случилось. Событие произошло именно в плоскости представления доктрины, и именно так имеет смысл его оценивать.

Прежде всего, репрезентация – это профессиональная задача актера. В этом смысле представляются неадекватными предостережения некоторых консерваторов о том, что «шут» не может озвучивать серьезные политические программы. С другой стороны, наивно говорить и о «личной смелости» актора «Доктрины». Смелость выражения является показателем актерского мастерства.

Кроме того, в современной политической философии все чаще звучит мысль о том, что возрождение политического как такового, выход политии из режима симуляции, возможен лишь через поэтические формы, через работу с репрезентацией. Под поэтикой политики подразумевается то, что политическое всегда облечено в определенные эстетические формы. Эти формы и имеет смысл анализировать. Отчасти даже абстрагируясь от содержания.

Сделать это тем более необходимо, что содержательная часть политического месседжа Охлобыстина рассчитана на молодую аудиторию – условно говоря, двадцатилетних. Несомненно, с этим связан выбор места проведения мероприятия, и сам автор несколько раз подчеркнул, сто стадион — место, где объединяется русская молодежь. На мероприятии в самом деле было много молодых – многие из них имели узнаваемую "фанатскую" атрибутику и приехали непосредственно с двух футбольных матчей, состоявшихся в этот день в Москве (ЦСКА — Динамо и Локомотив — Зенит). Давно известно, что наиболее сильные имперские, националистические и монархические настроения распространены именно в среде футбольных фанатов. Эта аудитория, собственно говоря, по возрасту – дети Охлобыстина, и это также было обыграно им, поскольку Доктрина была им подана как «сказка на ночь», рассказываемая отцом своим детям. Кроме того, в первой части своего выступления он внушал аудитории мысль о том, что «все вы – учителя». Этот риторический прием направлен на то, чтобы подчеркнуть «парадокс»: вы пришли ко мне учиться, но вы сами все знаете. Собственно, себя Охлобыстин видит «всего лишь медиатором» уже существующего всем очевидного общественного мнения. С точки зрения репрезентации, это выгодный ход: всегда фальшиво звучит позиция идеолога, претендующего на открытие истины и при этом занятого категоризацией банальностей.

Что же касается формы послания, то протосценарием представления Ивана Охлобыстина, несомненно, послужила апокалиптическая голливудская матрица. Охлобыстин убежденно говорил об очень скором наступлении катастрофических событий. Амплитуда интерпретаций этого события колебалась от кризиса на валютно- фондовых биржах до полного Апокалипсиса, предсказанного Священным Писанием, апостолами и пророками. Перед лицом неминуемого уничтожения, в ситуации, когда правящие политики оказываются предателями своего народа и всего человечества, вся ответственность ложится на хрупкие плечи неподготоленных подростков – юношей и девушек. От лица всей Русской нации Охлобыстин объявил тотальную войну – Западу и Востоку, утверждая, что «славянам не по пути со всем миром»: «Русский может быть только героем или святым. Посередине – ничего нет. А если есть – то это нерусское». Утверждая радикальную инаковость русского народа и всей славянской расы, Охлобыстин вместе с тем, прибегая к своему любимому парадоксу, провозглашал, что человечество едино и резьба по национальному признаку Богом не благословляется. При этом заносил над головой тесак. Варианты финала также рознились – от поражения и растворения в китайской оккупации до полной победы, за которой начинается переход в другой мир. Это напоминало правила некоей компьютерной игры, исход которой во многом будет зависеть от мастерства самих играющих.

Белая пирамида, выстроенная посреди футбольного поля, вызвавшая у многих нездоровые ассоциации с масонством, в действительности не несла в себе тайного смысла, но символизировала идеальное русское общество будущего во главе с Монархом. В настоящее же время на вершине пирамиды проповедовал священник Иоанн, напоминая одновременно и Иоанна Предтечу, и пресвитера Иоанна из известной средневековой легенды.

Похоже, что патриотическая имперская идея получила массовую, современную, умеренно авангардную и профессиональную интерпретацию из уст человека, к которому приковано внимание общественности. Впрочем, момент своевременности, как и ряд акцентов, привнесенных этой маркирующей свое преемство по отношению к патриотической традиции репрезентации, – вызывают сомнение.

Сложно смириться с пониманием, что наконец-то «дана отмашка» чему-то, что должно было получить подобную огласку значительно раньше. Причем слепая радость обретения давно ожидаемого, равно как и принцип «лучше поздно чем никогда» здесь не вполне уместны – просто потому, что идеи и образы Империи – вопреки гипнотизирующему убеждению доктора Охлобыстина – существуют не в вечности – которой все равно когда и где, чьими устами и в каким словах и образах проявиться: лишь бы нашелся «тот, кто» вызовет эти вечные ценности к жизни. Доктрина представляет истину, как минимум, десятилетней давности – эпохи «Брата 2». Тогда, несомненно, идея войны за правду против мира денег была актуальна и жива – именно война – за своих. Образ русского хакера – антиглобалиста, описанный Охлобыстиным под видом ученика средней школы, умеющего управлять "космическим спутником по КПК из старой телефонной будки на перекрестке провинциального городка", — из того же времени (ср. с героем фильма «Война» А. Балабанова, 2001 г). Как и уверенность в том, что «социальные сети» представляют собой угрозу для системы – именно сегодня в это сложно поверить как никогда. Особенно если учесть, что та самая «система» в тесном контакте с американскими коллегами инициировала развитие социальных сетей и постоянно поддерживает миф об их автономности, «опасности» для власти, а также представление о том, что они являются воплощением «гражданского общества» и самосозидающейся социальной реальностью (т.н. «аутопойесис»). Десять лет назад, наверное, эта реальность еще могла быть потенциально непредсказуемой. Сегодня же романтическое убеждение Охлобыстина о гражданской силе и ответственности соцсетей выглядит скорее свидетельством об успешно проделанной работе.

Если 10 лет назад был уместен призыв к войне со всем миром – это и есть идеология фильма «Брат 2», — то сегодня, по нашему мнению, паролем должна быть не Война, но Революция. Слово, которого так боялись консерваторы «нулевых», поскольку оно намеренно было сращено с образом «цветных революций», враждебных России. Сегодняшнее время требует акцента на социальном – наравне с национальным; в отличие от эпохи 10-летней давности, когда еще воспроизводился по инерции советский космос. Отмахиваться от социальных проблем ссылкой на то, что русские, мол, не умеют жить в мире и не созданы для торговли, значит закрывать глаза на опыт тех самых «77 лет» вполне успешного и большей частью мирного развития Советского социального государства. Советский опыт, что вполне типично для поколения И. Охлобыстина, к сожалению, полностью отрицается. Таким образом, вместо терапевтического залечивания исторической травмы разрыва с прошлым, доктор Быков предлагает новый разрыв, новую травму, отталкивая от себя, кроме того, и социально настроенную левую молодежь, которую, при другом подходе, мог бы, наоборот, привлечь.

Ставка на войну в нынешних же обстоятельствах звучит слишком двусмысленно – если только в устах Охлобыстина это не метафора. 10 лет назад война еще была войной, армия была еще боеспособной и могла хотя бы совершить «бросок на Приштину». Не вызывало сомнений, против кого нужно воевать и как воевать. Сегодня же призыв к войне может иметь лишь два последствия: либо русские ребята по примеру украинских братьев станут «пушечным мясом» в одной из ближайших военных кампаний НАТО в Сирии или Иране, либо начнётся серия неравных боёв с многочисленными подразделениями внутренних войск, то есть, война гражданская. В любом случае, сегодня не лучший момент для того, чтобы давить на «генетическую любовь к военно-промышленному комплексу». Со всех точек зрения, более правильным и ответственным был бы призыв к восстановлению уже не функционирующего должным образом ВПК и созданию новых рабочих мест. Самоотверженный труд и достойное социальное обеспечение этого труда сегодня однозначно важнее войны. Но это идеалистически настроенному Ивану Охлобыстину (не знающему проблем с трудоустройством) «не интересно». Любому политику, выступающему с национал-патриотических позиций сегодня, важно понимать, что новая русская Империя (а лучше – Царство) может возникнуть только в результате тотального отрицания – а можно сказать и войны – с глобальным капитализмом и буржуазным устройством общества.

Впрочем, если под «войной» Иван Охлобыстин подразумевает «вечный бой», о котором писал еще Александр Блок в первом скифском цикле «На поле Куликовом», то пафос его понятен. Это война, которая идет уже не одно столетие и не начнется «в 2012-м». «Скифский» аспект послания Ивана Охлобыстина был достаточно отчётливым, хотя и не получил своего имени.

Впрочем, в нашу задачу, как мы уже сказали, не входит детальный анализ «идеологии» «Доктрины 77». Мы оцениваем событие в его форме, по возможности отвлекаясь от содержания «политического месседжа».

Подводя некоторые итоги, нужно сказать, что как событие репрезентации «Доктрина 77» удалась блестяще. Около 20-25 тысяч человек (точно подсчитать сложно, поскольку многие ушли довольно быстро, но многие и подтягивались в течение первых 77 минут выступления), заплатив за билеты, пришли в ненастный осенний вечер слушать местами странные, местами тривиальные, а моментами крайне спорные речи актёра, режиссёра и священника в белом плаще, и многие выслушали их до конца, наградив оратора не слишком бурными, но тёплыми, дружественными аплодисментами.

Иван Охлобыстин, несомненно, открывает новую страницу в политической истории РФ, поскольку, как отмечено уже многими комментаторами и очевидцами, честно, прямо, без обиняков на всю страну начал разговор о самом главном, о том, что действительно сегодня волнует русских людей. И теперь уже невозможно будет игнорировать поднятые им вопросы, невозможно будет не продолжать такого же прямого разговора – вплоть до выборов.

Но Иван Охлобыстин открыл новую эпоху и с точки зрения политического стиля. Подобно тому, как эсеры в начале XX века взрывали бомбами представителей власти, он пронёс на "самый большой стадион самой большой страны мира" информационную бомбу, резонанс от взрыва которой многократно усилит её непосредственное действие 10 сентября в Лужниках. Всё это ведёт нас к непредсказуемому, а значит, к исчезнувшей из нашей повседневности возможности политического. Что бы ни случилось дальше, мир уже не будет таким, каким он был до этого. А если и не весь мир, то, по крайней мире, Твиттер, где Иван Охлобыстин стал «первым русским человеком, который попал в общемировые тренды». Не будет прежней и компания "Билайн", где появился новый тариф "Доктрина 77", и чёрно-бело-золотая гамма логотипа теперь уже однозначно указывает на связь с Империей. А это на сегодняшний день уже немало.

Продолжение следует.


Прикреплённый файл:

 Иван Охлобыстин, 147 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

12 сентября 12:57, Посетитель сайта:

Про Билайн это даже не смешно!

...Бедный русский интеллектуальный класс - отчаяние так велико, что приходится хвататься за что попало... (


12 сентября 14:02, Посетитель сайта:

>это даже не смешно!

А никто и не шутит. !Билайн" - это "связь с Будущим" :)


13 сентября 01:09, Виктор:

смешно...

" ...значит закрывать глаза на опыт тех самых «77 лет» вполне успешного и большей частью мирного развития Советского социального государства."

Сколько-сколько лет "большей частью мирного развития"? А как же "самая великая война" как главное и единственное достижение сов. народа?

Говорить об "успешности сов. соЦ. государства" могут только дети номенклатуры. Да, для них это действительно было вполне успешное государство. Для остальных это самое сов. соц. государство было равно очередям, дефициту всего, хамству любых должностных лиц, нищете и лжи общих собраний и ДЕМОН-страций. И то, описываемое состояние относится только к последним десятилетиям СССР. А первые 35 лет СССР - это был сугубый терроризм государства против своего народа.

Потом война, потом вожди постарели и ослабели- а старя кобра уже не так кусает, как молодая и начался "сытый период" правда в пределах города Москвы. В замкадье уже тогда ничего не было кроме пьянства и криминала.

Но у современной левой молодёжи нет родственников за МКАДОМ- поэтому спросить им не у кого. Дети-внуки парторгов не могут взглянуть на жизнь глазами простого человека, потому что сытый голодного не разумеет, как гласит народная мудрость.


13 сентября 10:29, Посетитель сайта:

Виктору

Это всего лишь Ваше частное мнение.

Большинство читателей с Вами не согласятся.

Ну и авторы статьи, конечно, никак не дети номенклатуры. Поэтому аргументация ваша не работает.


13 сентября 14:58, Denis Sorokin:

еще одно мнение

Думаю читателю будет интересно ознакомиться с еще одним нением по поводу данного проекта:

http://oko-planet.su/politik/politikday/80730-religioznyy-fashizm-ili-pochemu-svyaschennik-ne-mozhet-upravlyat-stranoy.html


15 сентября 00:29, Виктор:

Посетитель сайта от 13 сентября 10:29- а чем вы хотите взять-то?

«Это всего лишь Ваше частное мнение. Большинство читателей с Вами не согласятся.»

Любое мнение на сегодня есть мнение частное, включая ваше и мнение авторов любой статьи и любого комментария на этом и других сайтах. Общепризнанного суждения сейчас нет и никто не помнит, когда оно последний раз было.

Была эпоха, когда мнение колебалось вместе с «линией партии»- вот тогда да- слова «частное мнение» означали враг системы, тогда частного мнения не было, потому что было опасно его иметь. Но тогда не сейчас- и не надо пугать меня своей голой ж. Отвращение не есть страх, мертвая змея не кусается. Вы слишком много показывали по ТВ мультик про Маугли по книге известного английского колонизатора. Там замечательный эпизод со старой коброй, которая много людей свела на тот свет, и у которой от времени выпали ядовитые зубы. Была страшна старушка, а теперь уже нет. Страшна была, безспорно. Но вот была ли она ПРАВА? Что вы можете ответить на такой вопрос?

Большинство читателей не поддержит! А кто эти читатели и сколько их всего? А?

Большинство жителей города Москвы поддержат другую точку зрения, от личную от вашей. Потому как если бы было наоборот, у нас была другая полит система. Но нынешняя система вполне устойчива, и даже развивается внутри себя самой. Это очевидно. Также как и легкая неадекватность Проханова. Ну не совсем лёгкая, а легонькая такая, размером с 1/6 часть суши. СССР мертв и его уход с исторической сцены закономерен и предопределен внутренним устройством самого СССР . Вы никому не сможете ДОКАЗАТЬ успешность этого проекта из четырёх букв. Слышите, именно доказать, а не просто крикнуть громче, не напугать и не обмануть.

Вы скажете- что Москва- ведь есть ещё замкадье- так ведь там Москву не любят только за то, сами ей не являются. А дай им возможность- так они большими москвичами на почве любви к деньгам окажутся чем коренные москвичи!


15 сентября 00:32, Виктор:

Суровая реальность ХХ века показала, что жизнь в СССР ВСЕГДА БЫЛА ХУЖЕ жизни за пределами СССР, и что весьма спорным является тезис об улучшении жизни в России подсовеЦкой по сравнению с жизнью в Российской Империи. Иначе свободный выезд людей за границу приветствовался бы властями и все другие страны стали совеЦкими. Но загранка показывала только одно- если с Африкой сравнивать – то это ещё кое-как, а если с Англией-родиной паГтии большевиков- то увы! Да что там с Англией- в соцлагере, там где сов. власть была менее 30 лет и то разница ощущалась не в пользу совка. Вот потому «положительный опыт СССР» не распространялся на другие страны иначе, как в путём войны. То есть когда нож войны приставляется к горлу и предлагается выбор «социализм или смерть» аналогично выбору «кошелёк или жизнь» - то человек однозначно выбирает социализм и кошелёк соответственно. Есть конечно ещё и дикие страны Африки- но так и там войны, а главное дикость и людоедство обычное дело- их социализмом не напугаешь.

Вы утверждаете, что моя аргументация не работает? Так объясните почему, если опыт СССР был так хорош, этот опыт не был ДОБРОВОЛЬНО и МИРНО перенят другими странами? И все вокруг такие дураки, что самим себе добра не желают?

Пословицу «всяк кулик своё болото хвалит!» присловили задолго до появления в России самого слова «социализм», так что сила её велика. Еврей хвалит еврея, коммунист коммуниста, банкир банкира, а голубой голубого, и если кто хвалит голубых- тот и сам голубой. Альтруизма мало на этом свете, настолько мало, что и нет практически. И если кто хвалит успешное дело банкиров Шиффов- тот скорее всего и сам несколько Шифф.

Выпады ваши высокомерные о «поколении Охлобыстина» что якобы отрицает сов. опыт неправомерны, а ошибочны. Сов. опыт есть опыт сугубо отрицательный, страшный, печальный и неуспешный. Сов. показывает и учит КАК НЕ НАДО делать, если просто хочешь жить, а уж если хочешь ещё и хорошо жить так тем более! Левота же в русском сознании не содержать в себе ничего хорошего. Левые= плохие. Кто шагает левой- то пойдет в ад. Это твердое русское основание, которому лет больше чем еврейскому учению соЦиализма. И ничего вы с этим поделать не сможете.


15 сентября 11:54, Валерий:

Виктору:

- Вы не совсем правы. По каким критериям вы измеряете "хуже-лучше"? Я большую часть своей жизни прожил в СССР. Если отбросить идейное давление КП, давление и определённое гонение (прессование) Церкви и верующих, то я бы однозначно высказлся бы за "советский" образ жизни. Не потому, что кушали, не по тому, во что одевались. А потому, что было чувство защищённости. Точнее, была защищённость. Это многого стоит! Мы знали, что границы наши закрыты, что невозможна открытая ныне вражда племенных кланов против русских. Мы жили своей жизнью, ходили в театы, занимались творчеством, растили детей. На медицину и обучение лишних денег не тратили. Если выскажете, что лечили нас хуже - не соглашусь. Потому, что ныне, если вы (работодатель) не заплатите врачу (поликлинике), то будете вообще неинтересны им. И даже ваши деньги не являются гарантией, что к вам отнесутся по-человечески. Всё на себе и на близких проверено. И из ВУЗов выходили большей частью люди грамотные, а владельцы купленных дипломов или экзаменов. Образование в школе было лучше в разы. Это мне легко сравнить.

Т.е., что было хорошим: беззаботная (по современным меркам) жизнь, социально защищённая.

Не достаток колбасы и вещей ныне смотрится, как наименьшее зло. Как и сложность выезда за границу.

Так что не спешите хаять всё прошлое и "совеЦкое": вам не с чем сравнивать.

А вот по поводу прессинга на Церковь в нынешнее время. Мне кажется, он ничуть не слабее. Даже более опасен, циничен. Мне кажется, нынешняя "свобода совести" будет весьма непродолжительна.

Если бы вместо переворота 90-х годов было движение к построению национально-державного государства без коммунистической идеологии, то всё было бы ныне по-иному. Необольшевики-иудеи возвратили себе власть. Точнее, их потомки. И мы опять живём в оккупации и под хазарским игом.

Почему опыт СССР не заинтересовал иные государства? Это элементарно. Он интересовал, многих. Но те, кто жил в т.н. "западном мире", были уже другие. У тех были уже иные ценности. Кроме того, пугали неприглядные черты коммунистического правления. Они общеизвестны.

Жаль, что исторический опыт, полезныое и доброе не были восприняты нашим обществом. Настолько "кремлёвские старики" со своим коммунистическим маразмом надоели, что народ не глядя заглотил дурно пахнущую наживку. У меня весь этот период сомнений и дегустации "плодов свободы" жив в памяти. Ныне же мы на грани гражданской войны, новой агрессии и распада Отечества.


19 сентября 22:54, Виктор:

«Я большую часть своей жизни прожил в СССР.»

Ну и чем вы хотите меня убедить? Своим личным опытом? Так ведь у разных людей разный опыт. Есть люди, которые большую часть жизни провели в тюрьме. У них огромный опыт совершенно особой жизни, не похожей на обычную, человеческую, жизнь. Там сои правила, своя иерархия, мораль, «законы», свои «достижения», которыми так сильно гордятся сидельцы. Ну и что с того, что кто-то в этой системе чувствует себя как рыба в воде? Такой человек по-другому уже жить не может, ему кроме как по-тюремному жить некомфортно. У него огромный опыт, только вот перенимать его опыт не все хотят. Есть конечно последователи, но не всякий желает себе такой жизни. В этом ответ на вопрос почему опыт СССР не слишком перенимают другие народы.

«так что не спешите хаять всё прошлое и "совеЦкое": вам не с чем сравнивать.»

Мне есть с чем сравнивать. Я тоже существенную часть своей жизни прожил при СССР. А мои родители и того больше. Деды так вообще всю сознательную. Вы мне своими байками их хотите заменить?

Я был знаком с одним человеком, работали в одной конторе, который очень хвалил СССР. Вернее хвалила, потому как женщина. С пеной у рта. Когда же, наконец, пена осела и волна истерического восхваления режима спала выяснилось, что у неё была знакома продавщица из какого-то крутого гастронома центрального, и эта баба ей звонила и в годы жестокого дефицита была всем редким продовольствием обезпечена. Она, будучи простой, не высокооплачиваемой сотрудницей чувствовала себя, выше остальных таких же баб, практически элитой. А когда СССР пришёл крах- то сам смысл этой дружбы с продавщицей исчез- товаров любых полно, да денег их брать нет. Как у почти всех. В общем живи как все, вернее как большинство! Вот тут-то пена и пошла! Как было раньше хорошо и как плохо стало сейчас и тра-та-та…

Было много людей не входивших в номенклатуру высших чинов, но бывших приближенных к столу, т.е. к власти. Они маленькие люди, но на общественной лестнице стояли чуть-чуть выше остальных, рядовых сов. граждан. Высшие партийные чины сами и развалили свой СССР, став очень богатыми людьми. Простые люди как были ничем, так и остались, хотя возможности у них существенно возрасли, и люди это видят и понимают, а вот такие людишки уровня чуть-чуть выше сильно потеряли в статусе. Именно они сейчас и кричат о счастье жить при СССР. И нельзя не признать их правоту- да, действительно ЛИЧНО ИМ жилось гораздо лучше, и не по деньгам- материальным благам, а по ощущению собственного тщеславия.


25 сентября 16:50, Посетитель сайта:

Раньше, помнится, Билайн рекламировался с помошью чертей и развратных певичек с кощунственным псевдонимом "мадонна". Похоже Охлобыстин продолжает эту "религиозную" линию рекламы Билайна.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019