23 октября 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Яна Бражникова
13 февраля 2012 г.
версия для печати

Эмоциональный капитализм в поисках добровольцев

Ненависть к «кремляди», «сукам», «жуликам», «ворам» – драгоценное мирро, которое терпеливо собирают и аккумулируют те, против кого она вроде как направлена, понимая, что, в отличие от консервативной верности, патриотизма или даже «здравого смысла», протестные эмоции всегда конвертируются в подлинные – позитивные – ценности

Рынок обрел новую метафизику, новый способ легитимации, обосновывающий «честный отъем денег у населения». После того, как знаменитая «невидимая рука Рынка», долгое время ловко восстанавливавшая первозданную гармонию в нашем лучшем из миров, стала дряхлеть и в конце концов отсохла – на повестке дня встала задача, которая в среде экономистов, философов, социологов и политологов была сформулирована с предельной откровенностью: поиск новой, другой, «невидимой руки». На это были брошены усилия теоретиков, которые в России, к слову сказать, возглавил т.н. Институт экономической политики им. Егора Гайдара.

И вот – ура! – найдена новая генетическая формула, омолаживающая тело Капитала – Эмоциональный капитализм. (Эмоционный – уточняют ученые, справедливо опасаясь, чтобы мы не подумали, будто это сам капитализм испытывает какие-то эмоции). В честь новой невидимой руки сегодня собираются круглые столы, пишутся аналитические исследования, выделяются исследовательские гранты. Общая суть такова: мы теперь наконец-то не будем больше «париться» с производством, логистикой, хранением, оплатой и распродажами в традиционном смысле слова; новый эмо-Рынок становится пространством обмена не «товарами» или «услугами» – и даже не «смыслами», «идеями» или «технологиями» – но именно эмоциями.

Мысль, мягко говоря, не новая. Маркетологи еще в конце 90-х объяснили даже самым непонятливым, что приобретается вовсе не товар, а настроение. «Это не обувь, — это философия!»; «Не просто кофе, а заряд бодрости на весь день»; «Ощущение свежести, а не только …» и т.д., Апелляция к нематериальному – духовному, мифическому, эмоциональному – лучший способ уйти от ответственности за предметное содержание и функциональность товара. Оттого брендообладатель так легко раздает обещания в неизменном качестве и тотальном контроле производства – словно вещает из сфер, где «моль и ржа не истребляют и где воры не подкапывают»... В отличие от качества обуви, качество философичности, в которую погружает процесс ее ношения, оценить гораздо сложнее – не так ли? Не идти же в отдел претензий по причине не «доставленного» заряда и бодрости духа? Дух, состояние, ощущение удобно продавать, так как придраться к их товарному виду – проблематично. В общем, никто уж и не возражает против того, что приобретает не вещи, а чувства, в них упакованные.

Но сегодня дело принимает иной оборот. Потому что эмо-капитализм – это не просто новый стиль брендирования и не основание экономической системы как таковой, но общественно-политический строй. Это новая – не слишком изощренная, но все же «эффективная» -антропология, новый социально-политический продукт. А ведь сущность капитализма состоит именно в том, чтобы выставлять на продажу то, что вчера еще казалось в принципе исключенным из сферы производства и потребления. История Тима Талера и его проданного смеха – романтизированная беллетристическая версия современной стратегии капитализации эмоций.

«Политика – сфера эмоций» — эту фразу В. Ю. Суркова как мантру повторяют сегодня как «навальные», так и «кургиняны». И дело здесь вовсе не в специфическом – пагубном или, напротив, прогрессивном устройстве современной политики. Эмоция – единственный ресурс, который продается, покупается, производится и потребляется; единственная единица, имеющая хождение. Матрицей современного Капитала – символического, финансового, политического – остается чистый обмен эмоциями, не обремененный ни вещами, ни денежными единицами.

Эмоция имеет массу преимуществ – как и «невидимая рука» она неконтролируема, стихийна, мобильна, изменчива, наблюдаема лишь по косвенным признакам. Наконец, ей хочется отдаться. Причем особую ценность имеет на рынке эмоций чёрные эмоции – обладатель таких эмоций, включающих в себя богатый ассортимент от чувства опасности, страха, протеста до чувства неисполненного долга и т.д. – всегда стремится избавиться от них, обменяв на «позитив». То есть чем больше масса «негатива», тем лучше гарантирован сбыт позитивного ассортимента. Ненависть к «кремляди», «сукам», «жуликам», «ворам» – драгоценное мирро, которое терпеливо собирают и аккумулируют те, против кого она вроде как направлена, понимая, что, в отличие от консервативной верности, патриотизма или даже «здравого смысла», протестные эмоции всегда конвертируются в подлинные – позитивные – ценности.

На эмоциональный капитализм трудятся новостные службы, отыскивающие «шокириуюшие подробности», его обслуживают голливудские «слезовыжималы», его воспроизводят протестующие «революционеры» и стращающие дестабилизацией «охранители»…

Кстати, в московском метро я неожиданно обнаружила наглядное пособие по эксплуатации новейшего эмоционального капитала, которое, признаться, поразило меня своей… «инновационностью». Под изображением пожилого мужчины красовался императив: «Время отдавать долги!» Оказывается, это «общественная палата РФ» любезно предлагает свои услуги по переводу денег – тем, кто еще не осознал, что он в долгу перед ветеранами и пенсионерами, долгое время ожидающими от государства операций на сердце, или же не знает, как и где ему будет лучше исполнить этот свой «долг». То есть фактически населению предлагается услуга конвертации чувства неисполненного долга в его эмоциональную противоположность, и осуществляет этот обмен опытный посредник, по ходу поясняющий, что это нормальная мировая практика – отдавать другим часть того, что ты зарабатываешь.

Вдумайтесь: мы все, граждане России, задолжали ветеранам-сердечникам и для очищения совести должны перевести деньги на указанные счета. Мы – а не «государство», которое в лице преуспевающей конторы «общественников» с нас теперь тянет то, что давно должно было выплатить само – да еще и под видом наших «долгов». Это пока только ветераны – а сколько ещё слезоточивых поводов расстаться с частью дохода, а заодно и показать, что ты самостоятельный и инициативный гражданин, не желающий ожидать подачек от «властей»!

На сцену выходят эмоциональные капиталисты – именно этот класс, класс т.н. «общественников» и «добровольцев», «неравнодушных активистов» обещает развивать В. Путин в своей программной предвыборной статье, не щадя на то бюджетных средств: «Граждане все чаще не ограничиваются справедливыми требованиями к власти, а сами берутся за множество прозаичных, но очень нужных дел: благоустройство дворов, забота об инвалидах, помощь нуждающимся, организация досуга детей и многое другое… С 2012 года государство станет помогать таким начинаниям: на федеральном уровне и во многих регионах приняты программы поддержки социально ориентированных негосударственных некоммерческих организаций. В дальнейшем мы значительно увеличим масштаб таких программ. …»

Сопереживание и размен эмоций, штатная благотворительность и добровольческая активность становятся ключевыми социально-политическими – а на самом деле коммерческими – сферами. Как удачно выразился недавно С. Жижек об этих новых социальных активистах «они щедро раздают одной рукой то, что заграбастали другой».

В самом деле, эмоциональные добровольцы «впаривают» нам страх перед педофилами, угрозу нестабильности, опасность немотивированной агрессии, чувство несправедливости и т.д. и т.п., требуя в обмен соучастия, пожертвований, содержания. Они заставляют втридорога покупать то, что «заграбастали» у нас по дешёвке под видом «эмоций» — Общество и Политию…

Перезагрузку системы и «Болотную площадь» власть затеяла под лозунгом выращивания гражданского общества. Это потому, что сами по себе в качестве такового мы, как предполагается, не являемся и вообще не факт, что когда-нибудь станем. С точки зрения эмоциональных капиталистов российской власти, мы все ещё всего лишь люди и, чтобы сделать нас гражданами, необходима длительная интенсивная антропологическая работа: «воспитание чувств», прежде всего, готовность реагировать на все соответствующие инфовбросы (типа очередного нашествия педофилов и т.п.), готовность «работать над собой», наконец, чтобы сделать из себя существо политическое. Оказывается, мало быть гражданами – необходимо постоянно тратиться на то, чтобы «почувствовать» себя таковыми. Эту формулу безаппеляционно озвучил В.Путин: «…Чтобы большинство людей почувствовали себя гражданами, готовы были бы на регулярной основе тратить свое внимание, свое время, свои усилия на участие в процессе управления. Другими словами, демократия работает там, где люди готовы в нее что-то вкладывать». «В человеке важно то, что он – мост, а не цель…», — писал Ф. Ницше. Путинский показатель «качества демократии», несомненно, был бы одобрен им.

Мне хотелось бы понять, по каким причинам мы не заслужили статуса граждан и почему нам озвучивают условия, при которых «демократия» может быть реальной – как если бы мы всем русским миром попались на наркоте, порнушке или педофилии и теперь внезапно оказались должны нечаянному благодетелю. Мне хотелось бы – не от себя лично, но от тех самых «людей», которым предстоит теперь регулярно «вкладываться», чтобы превратить себя в граждан и – главное – ощущать себя таковыми: «Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими. Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав…. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой» (Иов. 9:20)

Покажите нам, в чем грех наш. За какие такие грехи мы теперь должны взвалить на себя долги тех, кто владеет нами? В том числе те долги, которые они давно уже обещали вернуть нам самим? Только потому, что мы еще не продали все наши «эмоции» и при виде ребенка, лишенного жилья или ветерана, нуждающегося в операции, готовы поверить, что это мы сами виноваты в их затянувшейся нужде?

Ничто так не располагает к логическим операциям, как ситуация, в которой надо бы стенать и действовать очертя голову, искупая свои мнимые долги, как то советуют фарисеи Иову. Но не так поступает лишившийся всего Иов, которому благословенные «элитарии», напоминающие наших общественников и добровольцев, объясняют состав его вины.

Лучшее, что можно сделать, когда кругом накручивают эмоции, давят на жалость или пугают дестабилизацией – рассуждать: хотя бы о том, что каждый из нас знает по себе.


Прикреплённый файл:

 dobrovoltsyi.jpg, 13 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

13 февраля 13:36, Скимен:

Разборка

Я вообще не воспринимаю настойчиво навязываемый тезис об «оранжевой революции».

«Оранжевая революция» - произошла в 1993 году, когда была насильственно свергнута Советская власть, утверждена, под дулами танков, новая Конституция, (которая, так и не была поддержана необходимым, по Закону, большинством народа), и завершена приватизация, - (разграбление общенародной собственности).

Сейчас происходит не «революция», а разборка между двумя олигархическими кланами, связанная с дележом остатков народного добра.

Ментально, выступающие на Болотной и Поклонной, - мало отличаются друг от друга.

Проханов – удивительно похож на Новодворскую. (Только в профессионально-патриотическом обличьи).

Русофоб Багиров, ничуть не лучше, - русофоба Рыжкова, (за исключением того, что русоненавистник Рыжков, по иронии судьбы, - русский).

Но никакая Бабкина – не переорет занудную Ксюшу Собчак, - дочь отца Русской демократии, которая, судя по всему, еще не определилась с выбором.

Растревоженные этим фарсом, Русские люди стали проявлять активность, понимая, что необходимо решать свои, насущные проблемы. Ведь, после 4 марта, наши проблемы, - никуда не исчезнут.


13 февраля 23:17, Виктор:

Скимен: «Оранжевая революция» - произошла в 1993 году…

Сейчас происходит не «революция», а разборка между двумя олигархическими кланами, связанная с дележом остатков народного добра.»

А по-моему скромному мнению революция произошла 19-21 августа 1991 года. А события 1993 года это ужу как раз разборка между двумя кланами элиты РСФСР- победителей в той революции: кланом ЕБН и кланом Р.И. Хасбулатова.

Когда надо было свергнуть вышестоящее руководство - Горбачёва и союзные структуры – и сами стать высшей властью – они не ссорились, а делали одно дело. А во потом, когда пошёл делёж добычи кланы подрались в кровь. Тот факт, что один из кланов прикрывался демократическими, а другой социалистическими лозунгами значит не больше чем цвет формы у футболистов. Играет например команда в красной форме- значит ли это что они за коммунизм? Нет. Играет команда в синей форме- значит ли это что они все за гомосеков сражаются? Нет, не значит.

Так же и кланы 1993 года. Если бы один из них был за сов. власть- то он не проголосовал за декларацию независимости РСФСР и Беловержкие соглашения. Глупо быть за сов. власть и требовать разрушения сов. госудаства. Но таких было кажется 8 человек. Вот и весь ресурс социализма. 8 депутатов из 1150, если память мне не изменяет.

Но народ-то у нас доверчивый настолько, что наивный, как пятилетний ребёнок, когда его обманывают комиссары и одновременно тупой как баран, когда ему пытаешься доказать что комиссары жулят. Вы, Скимен, не исключение. Разборка кланов действительный факт. И либералы у нас не либералы, и демократы не демократы- если речь пойдёт об ограничении их личных доходов ради высших идей либерализма и демократии. Просто им удобны либеральные демократические лозунги для борьбы за кусок пирога. Точно также другой стороне удобны государственнические лозунги для сохранения своего куска государственного пирога. Их дети и деньги ТОЖЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ. И только полные дебилы типа одного местного деятеля на –ко верят в пиар как раньше верили в политинформацию.


14 февраля 10:24, Павленко В.Б.:

"Эмоциональный капитализм" - порождение финансового. Являясь по своей природе виртуальным, последний воспроизводит виртуал и в социальной сфере. Автор правильно это подмечает, но концентрируется на российской действительности, обходя вниманием, что это тенденция глобальная. И до тех пор, пока Россия будет "частью мирового сообщества", торговля воздухом (финансовыми услугами и эмоциями как их проявлением в социальной сфере) не остановится. Поэтому в прикладной политической плоскости вопрос стоит так, как его поставил посетитель Zet 1945 в http://www.pravaya.ru/comments/22489: либо Путин 2.0, либо, если не осилит или не захочет, то через 2-3-4 года разговор пойдет уже "по гамбургскому счету". Но условием успешности такого разговора станет наличие "красно-белого" - даже не альянса, а СИНТЕЗА: патриотического (назовите его хоть националистическим) и советского. Иначе верх в умах и идеях (а, стало быть, и "на поле боя") возьмет другой синтез - либерального и националистического (пример - современные нацдемы).

В чем с автором согласиться не могу - с тем, что "Болотная" - это перезагрузка ВСЕЙ власти. Решительная поддержка ее Западом показывает, что это - инструмент ползучего государственного переворота, имеющего целью наделение всей этой виртуальности - финансово-экономической и социальной - принципиальной необратимостью в интересах ОДНОЙ ИЗ фракций власти (кстати, именно для "пристраивания" изгоев из этой фракции и была в свое время сооружена Общественная палата РФ).


14 февраля 14:34, Павленко В.Б.:

Виктор: "А по-моему скромному мнению революция произошла 19-21 августа 1991 года. А события 1993 года это уже как раз разборка между двумя кланами элиты РСФСР - победителей в той революции: кланом ЕБН и кланом Р.И. Хасбулатова".

Платон мне не друг, но истина - все равно дороже. Поддерживаю на 100% - в целом и в деталях.


16 февраля 08:22, Анатолий:

Вампиры

Яна, молодец. Давно не было видно на горизонте хорошего, годного метафизического анализа нашей бренной реальности.

Думаю, что следующим этапом погрома бумажных денег будет символика. Конечно, эмоции - самый ликвидный товар, но цыгане очень обожают символику.


16 февраля 10:12, ЯБ:

Анатолию

И верно, цыгане в качестве своего локального прикола давно уж практикуют ЭК.

Насчет символики - интересное замечание. Хочется подробнее.


17 февраля 11:22, Посетитель сайта:

Из той же серии утешение: наша православная душа переварит капиталистическое г.. в розовую конфету.


17 февраля 12:29, Особист:

В 1917 был прав только Хан Нахичеванский ( мусульманин) и петроградский ксендз ( католик, понятно ).

В 1991 г - только Нина Андреева.

Сегодня - только "мудила из Нижнего Тагила".

Честь и верность, тем не менее, существуют. И на них стоит всё.


17 февраля 14:49, Алексей:

«Политика – сфера эмоций» — эту фразу В. Ю. Суркова как мантру повторяют сегодня как «навальные», так и «кургиняны».

А не в жанре ли мантры написана сама эта статья? Хотелось бы доказательств нечистоплотности "кургинянов", коль скоро Сергей Ервандович лишен в глазах автора стати, а значит, упоминается со строчной буквы и во множественном числе.


17 февраля 23:57, ЯБ:

Алексею

Мантра, конечно - хорошо, что по прочтении Вы задаетесь этим вопросом. Потому как всех нас накрыло - я же не рассуждаю с позиции человека, стоящего в стороне и не зависящего от этих эмо-мантр.

Все мы под навальными на нас ервандовичами - оттуда и вещаем. Ничего личного, как Вы понимаете, это просто структуры, а структуры всегда чистоплотны.


18 февраля 00:01, Перформатив:

Особисту

Искренне недоумеваю: где ваши честь и верность, господин Особист? Разве не мудрые и честные люди должны были сейчас за народ вступиться, отбросив слюну и эмоции?


18 февраля 13:09, Павленко В.Б.:

ЯБ

Игра словами - это великолепно. Но содержательно Ваша мысль не прояснена абсолютно. Навальный заявил о том, что усилия по развалу страны (по присоединению ее к Европе) будут продолжены и осуществлены в перспективе 1,5 лет. Кургинян жестко выступает против этого: и Антиоранжевый (т.е. "антинавальный") комитет (http://anti-orange.ru), и http://www.altermeeting.ru

Ничего общего и близко нет.


18 февраля 14:02, Алексей:

334


18 февраля 17:27, Особист - Перформативу:

За народ или за офисный планктон ?

За "русских яппи" и еврейский "средний класс" ?


18 февраля 23:52, Andrej:

Душевный капитализм...

Вообще то сие действо называется играть на струнках Души. В совершенстве используется профессиональными нищими, и подобными лукавыми субъектами...

Обычный ответы - грубый - а ты на жалость не дави, понял? мягкие - я за вас помолюсь...

Если власть призывает стать нас людьми - я только За. В мире очень не хватает человечности... Жду примера от самих власть придержащих. Отечества достойные отцы? Ау. Вроде тишина.

А так хорошо зачиналось... Придётся опять жития святых читать...

Стремись ввысь, но смотри под ноги.


19 февраля 01:23, Перформатив:

Особисту

Чего, мы уже на допросе?

За вас, мы, за честных и уважаемых людей, предавших Правду за кредиты ВТБ.

Все нормально, не парьтесь. Просто мы на вас, честных, надеялись как на старших товарищей. А вы только закаете и слюной брыжжете.


19 февраля 09:01, Особист- Перформативу:

Некогда взяшие кредит ( очень малый) ВТБ - по нищете, чтобы заплатить за коммуналку! - это рабы вашего же планктона офисного.

Народ же же к "революции глистов-ленточников" никакого отношения не имеет. Он выживает - как выживал сто, и пятьсои, и тысячу лет назад - и ему все потуги вашего "креативного класса" по барабану. Но когда припрет, и придет ИЗВЕЧНО призываемый "креативным классом" на нашу землю враг, народ всегда будет его бить - и выберет своего барина ( как в 1812) и своего особиста ( как в 1941) как меньшее зло.

А про "креативщиков" всегда будет говорить : "Я пастернакА не читал, но хочу сказать". И БУДЕТ ПРАВ.

Так что не ссыте, господа, против ветра.


19 февраля 12:49, В:

Особисту. Не наводите тень на плетень

Нет, это вы за "креативный класс", который рулит как мутингами, так и путингами! На обсуждении "клея из народа" (предыдущий материал) вы ушли от неудобного вопроса, по существу дела. А здесь изображаете невинность.

Полюбуйтесь вот на это: http://pravaya.ru/news/22506

"Не дай Бог", "не допустить революцию в России", "За Путина"...

Кацман, Радзиховский, Виктор Ерофеев...

Ещё раз, но уже без влпросов, в утвердительной форме:

Вы - с ними, г-н Особист!


19 февраля 12:52, Перформатив:

Особисту

Будь я "офисный планктон" или "креативный класс" из ваших снов - наверное, не горевал бы по поводу Вашей и своей, своих детей и своего народа нищеты.

Но если отключить капслок и включить совесть - "офисный планктон" и проч. нечисть - это русские ребята, которые, как и Вы - благодаря путинскому эмо-олигархату! - вынуждены брать кредиты на коммуналку.

Какое отношение ваше элитаристское мировоззрение имеет к русскому народу? С чего Вы взяли, что он должен по Вашей воле веками выживать, принимая как неизбежность "креативный класс" ради того, чтоб однажды все вручить особисту?

Вы можете сколько угодно вещать от имени Бога про пятьсот и тысячу лет назад (типа выживали и выживайте дальше - не вякайте), но ни к Богу, ни к народу Вы не имеете отношения.


19 февраля 16:18, Особист - В.:

На прямой вопрос - прямой ответ.

Я - с рабочими Уралвагонзавода.

Что же до кацманов, то они всегда сразу неколько ставок делают.


19 февраля 17:28, Особист-Перформативу:

Вынуждены мы веками выживать из-за особых географических условий, климата, неблагоприятного окружения,огромной протяженности территории, а не из-за "элитаристского мировоззрения" - моего или чьего-то еще. Да, это "неизбежность" ( в отл. от еврейского "креативного класса", который и организут революции )Учите матчасть.


20 февраля 22:35, Перформатив:

Особисту

Не уверен, что все еще понимаю, что здесь значит "мы" ("маленькие люди", что ли, "особистики"?), но дискурс Вас выдает с головой. То есть Путин у нас теперь приравнен к поздней весне, топкой почве и чрезмерной протяженности, которые надо принять как неизбежное - лишь бы избежать того, что он для этого и придумал?! ("Оранжад" предлагаю заменить на "избежное")

Тяжело Вашим "мы" в этаких тяжелых географических условиях - может и впрямь стоит отъехать по линии Москва-Берлин-... к европейским коллегам? Поближе к благоприятному для Вас окружению, тксть...

п.с. "Учите матчасть" - это обычно "креативный класс" пишет. На долю особистов всегда остается формат антимитинга и перевод олбанского на элитаристский.


20 февраля 23:27, В.:

Особисту

"они всегда сразу неколько ставок делают".

Вот Вы и сами признали, что нет никаких "только двух" видений истории - одного русского, другого еврейского. Оба еврейские, получается.


21 февраля 10:09, Особист - В:

ВИдеие у них - одно ( Ваше, увы). А вот ставок много.


21 февраля 10:13, Особист - Перформативу:

Да нет, ехать лучше Вам. Поближе к любЭзной сЭрцу дЭмократии. И, желательно, побыстрее. Пока границы еще открыты.


21 февраля 10:55, Перформатив:

Особисту

В лучших традициях - начали как Хфилософ, кончили как Саббака. А как же Парменид, Бытие, Единое? Бросает Вас в противоположные стороны и куда ни суньтесь - везде говорит и показывает дазайн. Щас АГД на Болото пойдет и Вы тоже: "а я всегда говорил..." Ибо "ставок много" и стратегически Вы всегда вильнете к кацманам - видим это регулярно.

Вы просто ошибаетесь в самом главном - но это ничего, мы вас всех и такими любим и границ, кстати, не перекрываем)

Засим позвольте откланяться - кусаться с Саббакой не входит в мои планы - негигиенично.


27 февраля 14:39, Юрий Макогоненко:

Вообще-то это всё должно относится не к политологии или политэкономике, а к психиатрии - без стёба, просто по определению. Накопление эмоций и дальнейший их выброс через патологический аффект - это к психиатрвм. Или - раз речь идёт о накоплении страстей и платяной душе - к святым отцам. То же страстолюбие...



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019