22 августа 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Хаськович
15 марта 2012 г.
версия для печати

Камнями по трендам

Форматирование русского православия в наше время решено было проводить по католической модели секуляризации\сакрализации — с чем РПЦ МП в лице своего руководства легко согласилось, увидев перспективу стать своего рода русским Ватиканом а, по совместительству и Министерством по морально-нравственным ценностям. Но вот тут и произошло то, что неизбежно должно было произойти...

Правы те, кто отмечает, что в истории с «панк-молебном в ХХС» важен не столько сам прецедент, сколько реакция на произошедшее представителей самых разных социально-политических страт. Акцию Pussy Riot осудили практически все: и церковные консерваторы, эти новые «ревнители благочестия», и совершенно атеистические либералы, позиционирующие себя как поборников прав и свобод. Удивительное единство и общественный консенсус не должны, впрочем, особо удивлять. Он представляет собой результат многолетнего форматирования в полном соотвествии с ведущими мировыми трендами.

Мне уже доводилось писать, что общество, в основание которого положены свободы, неизбежно будет осуществлять контроль и форматирование. «Заявляя себя как «свободное информационное общество», новая реальность только тем и занимается, что оказывает непрерывное форматирующее давление на тех, кто находится внутри нее. Под этим давлением меняются также роли и методы функционирования инструментов и институтов, сохранившихся от аппарата контроля прошлых времен».

Объектом подобного форматирующего давления давно уже стали и прогрессисты и консерваторы. Одни борются за свободу от запретов, которая сама по себе – как ни парадоксально — стала основным инструментом подавления, а другие за сохранение «традиционных», как им кажется запретов, превращающих религию свободы (ап. Павел) — которой всегда считало себя христианство — и которое они вроде бы как исповедуют, в «авраамическую» религию запрета. Такое превращение делает христианство гораздо более удобным объектом для коммерческих манипуляций.

Но... «Умом Россию не понять» — эти затертые, замученные, закатанные в асфальт бесконечного упоминания слова Ф. Тютчева, — как всегда, лишь они одни оказываются способны указать в какую сторону нужно копать. Россия не существует в безвоздушном пространстве. Она пребывает там, где ей и положено — в конкретном историческом времени и не менее конкретном пространстве. И то, что именуется "реальностью", так же предъявляет на нее права, как и на все остальное, и пытается отформатировать ее под себя и по своим трендам.

Очевидно ведь, что явления, подобные акциям Pussy Riot, давно существуют в рамках европейских трендов, и являются ключевым элементом процесса, несколько лукаво названного секуляризацией. И уж совсем несправедливо этот процесс характеризовать как освобождение.

В рамках этого процесса христианство (под которым разумеется католицизм) и, прежде всего, официальный Ватикан, должен с одной стороны выступать как противник всего прогрессивного, а с другой — как главный борец за «традиционные морально-нравственные ценности». Партнерство в этом взаимовыгодном противоборстве между разными силами, участвующими в нем, давно и прочно налажено, и сам расклад всех устраивает, в том числе и Ватикан, являющийся одним из главных творцов этой – секулярной — реальности. Поэтому на западе именно католицизм уже традиционно является одной из главных мишеней провокативных акций разного рода эпатажных неформальных групп и основным объектом критики интеллектуалов всех мастей. Если что-то надо сделать неприемлемым для продвинутой части западного общества — нет проблем, обращайтесь в Ватикан, там еще со времен Мартина Лютера знают, как вам с этим помочь.

Идея секулярного мира и его утверждение в качестве автономного по отношению к авторитету Церкви была выгодна прежде всего самой католической церкви, так как тем самым она и создавала прецедент автономии церковной власти, явленной в статусе государства Ватикан и догмата о непогрешимости папы. Для многих оказывается новостью, что этот догмат был официально провозглашён в июле 1870 года наряду с утверждением «ординарной и непосредственной» власти понтифика с оговоренной сферой применения — «суждения о вере и нравственности во вселенской Церкви»! Утвержение политической автономии и границы между сакральным и секулярным совпадает по времени с революционными событиями в Европе и тесно связано с оформлением лозунгов «Свобода! Равенство! Братство!» Таким образом, секулярная революция и сакрализация папского престола являются двумя составляющими одного проекта. Противостояние секулярных свобод и сакральных добродетелей – к которому сводятся все актуальные европейские, а теперь и российские, дискуссии, закрепилось в разделении на «сакральное» и «профанное», которого не знала ни католическая, ни тем более православная традиция. Это разделение стало следствием модернизации обеих по схожим лекалам – с той оговоркой, что католическая церковь опередила «младшую сестру» в этом процессе.

Форматирование русского православия в наше время решено было проводить по католической модели секуляризации\сакрализации — с чем РПЦ МП в лице своего руководства легко согласилось, увидев перспективу стать своего рода русским Ватиканом и, по совместительству, в соответствие с местными традициями, министерством по морально-нравственным ценностям. С этим согласилось и большинство их новоначальных прихожан из интеллектуалов, которые искали не Бога, а моральный авторитет и романтическую традицию. В этом отношении католические тренды дают гораздо больше простора для создания удобного для всех православия, — по крайней мере, более удобоваримого, чем жития святых.

Но вот тут-то и произошло, то, что неизбежно должно было произойти, но о чём никто не думал. Совершенно как у Гоголя: «Окно брякнуло с шумом; стекла, звеня, вылетели вон, и страшная свиная рожа выставилась, поводя очами, как будто спрашивая: а что вы тут делаете, добрые люди?» А это оказалась забытая всеми русская реальность, легко вбирающая в себя любые тренды, переваривающая их и выдающая совсем иной результат.

Вопреки всем представлениям, созданным в соответствии с трендами, русские либертарианцы-неформалы, принявшие практически всё, чему следуют их западные предтечи: права человека, борьба за права ЛГБТ, феминизм и т. д. и т. п., не пошли тупо шокировать, осквернять святыни и рубить иконы, а пошли молиться Богородице. Они должны были бы вести себя как обычные западного типа фрики (как это и делают, например, девицы из украинской Femen), а повели себя …в лучших традициях русского юродства.

Юродивые всегда обличали мир, и Pussy riot сделали тоже, обличив в том числе и считающих себя «посконными» традиционалистов и консерваторов всех мастей. Их якобы «почвенные» идеалы — на самом деле такой же продукт форматирования по мировым трендам, как и столь раздражающее их эпатажное либертарианство.

На короткое время произошел разрыв шаблона, в котором мелькнуло лицо Русского Бога, того самого, который совсем не про тренды и не про «духовно-нравственные ценности», а который про правду и милость. Про которого персонаж другого русского классика, Достовеского, говорил: «И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: "Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!" И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: "Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!"

И Который сам сказал фарисеям, из среды народа, просившим запретить ученикам Его славить Бога: «если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк 19. 39—40). Сейчас считающие себя Его учениками молчат, кто по недомыслию, кто «страха ради иудейска», кто от растерянности. Вот камни и возопили — те самые из которых «Бог может воздвигнуть детей Аврааму»(Лк 1.24).


Прикреплённый файл:

 putkir.jpg, 27 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

15 марта 16:28, Вершинин Владимир:

И. Хаськович написал: "Одни борются за свободу от запретов, которая сама по себе - как ни парадоксально - стала основным инструментом подавления, а другие за сохранение "традиционных", как им кажется запретов, превращающих религию свободы (ап. Павел) - которой всегда считало себя христианство - и которое они вроде бы как исповедуют, в "авраамическую" религию запрета."

Не понял...

Сначала читаем "Исход":

"И двинулись они из Руфидима, и пришли в пустыню Синайскую (...) и расположился там Израиль станом против горы. Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы" (Исх 19). "И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим" (Исх 31).

Вот и долгожданный "устав и закон" в руках Моисея. Однако,

"Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца (...) И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их (...) Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего (...) И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой" (Исх 32).

Странное ОТСУТСТВИЕ ВЫДЕРЖКИ И УМЕНИЯ ЖДАТЬ демонстрирует "рабское сознание" евреев, хотя без этих качеств невозможно было выполнять волю владыки Египта, тем более с перспективой наказания за невыполнение. Но пока "сыны Израилевы" не могли быть наказаны, так как не явлены им еще "скрижали откровения", в которых сказано о греховности поклонения "золотому тельцу". Об этом знал лишь Моисей, который когда "приблизился к стану и увидел ТЕЛЬЦА И ПЛЯСКИ, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде" (Исх 32).


15 марта 16:29, Вершинин Владимир:

А теперь обратимся к финалу моисеевой пустынной эпопеи в "Числах":

"И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: доколе злому обществу сему роптать на Меня? (...) Скажи им: (...) в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина; детей ваших (...) Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели, а ваши трупы падут в пустыне сей; а сыны ваши будут кочевать в пустыне СОРОК ЛЕТ, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне; по числу сорока дней, которые вы осматривали землю [Ханаанскую], вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною. Я, Господь, говорю и так и сделаю со всем сим злым обществом, восставшим против Меня: в пустыне сей все они погибнут и перемрут" (Чис 14).

Да, "суров Господь, но справедлив"... Потому согласимся с Моисеем, обратившимся незадолго до смерти к народу своему со словами: "воспротивились повелению Господа Бога вашего, и не поверили Ему, и не послушали гласа Его. Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас" (Втор 9).

Об этом напоминает и св. апостол Павел в своем "Послании к Евреям" о Христе:

"как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его [Христа], не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. (...) На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против НЕПОКОРНЫХ?" (Евр 3).

Итак, наказаны смертью в пустыне не "униженные" обязанностью исполнять волю Отца и нести за это ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, а "непокорные" носители "эдипова комплекса", тяготящиеся требуемыми Отцом ДОЛГОМ И ДИСЦИПЛИНОЙ, так как по слову св. апостола Павла

"если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое ВСЕМ ОБЩЕ, то вы незаконные дети, а не сыны" (Евр 12).

Потому, сетуя на то, что "судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам" (Евр 5), св. апостол Павел заключает:

"НАБЛЮДАЙТЕ, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами" (Евр 12).


16 марта 02:06, Редакция:

Владимиру Вершинину

Уважаемый Владимир!

Мы прекрасно помним Вас как одного из старейших авторов Правой.ру. Жанр комментария под материалом явно не Ваш - рамки тесны. Пожалуйста, присылайте цельные большие материалы на адрес pravaya@yandex.ru - рассмотрим и с удовольствием опубликуем.

В качестве примера - давайте начнем серьезную дискуссию вокруг идей Бахтина. Вам явно есть что сказать - уверены, что многим из наших авторов тоже. Краткие высказывания об "изнаночности" фрагментарны и неясны, чтобы что-либо можно было на это ответить.

Милости просим!


16 марта 15:55, Анатолий(О.С.Новиков):

Редакции

Премного благодарен за последнее нравоучительное наставление мне и "всем", прозвучавшее в заключительном авторском слове по обсуждению статьи Я.и И.Бражниковых.

Ревизировать традиции Церкви и народа - дело не только не благодарное, но и вредное. Они сами естественно отмирают или изменяются, а ревизии приводят к реформациям и сектанству.

С уавжением.


17 марта 21:23, Вершинин Владимир:

Редакции Правой.ру

1. Приношу свои извинения за задержку с ответом - жизнь, как говорится, "вносит свои коррективы".

2. Благодарю за предложение разместить на страницах вашего интернет-издания тексты гуманитария-дилетанта (говорю это без какого-либо кокетства, так как я математик и (параллельно) специалист по (как теперь говорят) "компьютерным технологиям" с более чем 30-летним стажем).

3. На мой взгляд, дело не в "идеях Бахтина" как таковых, а в стремлении уже не столько самого Бахтина, а совсем других персонажей "вписать" культуру "низа" деградирующих элит в "низовую" (народную) культуру как возвращение к "истокам", тем самым не только легитимируя свои поведенческие "естественности", но и объективируя их своей "элитарностью" ("современностью", "прогрессивностью" и проч.) как самою суть "человеческого". Осуществить это можно, изымая "смысловую" (ценностную, то есть человеческую) компоненту этих "естественностей", представляя их как ТЕХНОЛОГИИ, не заботясь о том, в чьи руки они попадут - этика технократов, становящаяся общим кредо современных интеллектуалов. Но легко видеть, что лишение технологии смысла - это снятие любых ограничений ее применения для тех, кто ее использует. Потому-то специалисты по "человеку как виду", при наблюдении, например, зарождающегося чувства влюбленных, стремятся как можно быстрее сообщить им, "чем все должно закончиться". Однако, чтобы все закончилось продолжением ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО рода, а не скотов в образе человеческом, не следует (по крайней мере, преждевременно) внедряться в отношения наблюдаемой пары со знанием тех "тайн", о которых заранее знают фрейдистские и либеральные "аналитики низкого". Короче говоря, культуры на протяжении многих тысячелетий боролись с проявлениями таких "естественностей", приучая человека обуздывать свой эгоизм и свои инстинкты. И Европа потратила не менее двухсот лет на то, чтобы цивилизовать и социализовать БУРЖУА. Теперь же новое "великое учение" призывает его НЕ СТЕСНЯТЬСЯ... Но "идеи Бахтина" можно использовать иначе, как это показывает А. Панарин в своей "Пушкинской парадигме" http://www.filgrad.ru/texts/panarin/panarin32.htm.

4. Что касается публикации "цельных больших материалов", то да, из комментариев в различных интернет-дискуссиях набирается таковой, относящийся к прочтению Св. Писания не столько философски (это большая отдельная тема об онтологии и т.п.), сколько СОЦИОЛОГИЧЕСКИ, обнаруживая обобщение опыта человеческого в "НАРОДостроительстве". Например, 40-летняя моисеева "пустынная эпопея", о которой ранее была предпринята попытка поразмышлять в заметке Моисей и "юноши Эдипы" http://www.polemics.ru/articles/?articleID=14629&hideText=0&itemPage=1 (отрывок из нее был использован в моем возражении И. Хаськовичу). Но так как обездоленные - как в ПЕРВОАПОСТОЛЬСКИЕ времена, - становятся большинством, то на этот раз предлагаю задаться вопросом: к кому обращался Христос со словами "вы наследуете землю"? И почему?.. Хотя, представляется, для православного христианина ответ должен быть очевиден... Или-таки нет?..

5. Напоследок не "в тему" (но о "цельных больших материалах") упомяну цикл из четырех текстов, которые за прошедшие 3 летних месяца довелось "наваять" для ОД "Суть времени": Цивилизация: слово - термин - теория, Этнос - народ - нация - гражданское общество - глобальное общество - постобщество, Культура: регулятор общественных отношений и источник социальных энергий и СверхМодерн: "иначе-возможное" против универсума вечного "теперь". С ними можно познакомиться в разделе "Общество" сайта "Покорение смыслов" http://almpos.su/ (к тому, что эти тексты стали общедоступны посредством этого сайта я не имею никакого отношения).

С наилучшими пожеланиями, Владимир В.

P.S. Очень старался уместиться в "рамки комментария". :-)



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019