23 октября 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Роман Багдасаров
3 июня 2012 г.
версия для печати

Разрушение табу

Снятие табу с суждения о церкви имеет оздоравливающий эффект как для всего нашего общества, так и в особенности для людей верующих. Свободной богословской площадки у нас в стране, в России, нет. Вопросы, связанные с обрядовостью, с посвятительной практикой христианства, с вопросами христианской инициации - ими никто серьезно не занимается.

Выступление на учредительном собрании Общества Христианского Просвещения

Позвольте приветствовать всех собравшихся. Открываю первое собрание Общества Христианского просвещения, которое, думаю, сыграет в ближайшее время серьезную роль в религиозной жизни нашей страны.

Почему мы собрались именно сейчас, почему не собрались 15 лет назад, 10 лет назад? Потому что произошли события, которых мы не могли предугадать (я, скорее, за себя говорю), и которые резко изменили духовную ситуацию в нашей стране. Речь идет об акции группы Pussy Riot, проведенной в двух главных соборах Москвы: Елоховском и Храме Христа Спасителя. И многие вещи, на объяснение которых здесь присутствующие до этой акции тратили бы огромное время, чтобы объяснить людям, которые не находятся в теме, или людям, у которых есть определенные иллюзии относительно церковной жизни, религиозной ситуации у нас в России… Теперь не нужно тратить время на объяснение очень многих вещей. Потому что эта акция сразу проявила ситуацию так, как она есть. И многое стало понятно без лишних слов, и стало действительно возможным говорить о кризисе христианства в России в связи с общемировым кризисом христианства.

То, что происходит у нас, не является чем-то изолированным от того, что происходит во всем мире, но оно происходит особым образом, в особом контексте, который мы тоже будем обсуждать. С исторической точки зрения ближайшей аналогией таковым собраниям является собрания Религиозно-философского общества, на которых интеллигенция русская начала XX века обсуждала волнующие ее вопросы христианства, религии в целом, вначале с представителями духовенства, потом без оных, ну и по-разному, как получалось.

Очень важной чертой этих религиозно-философских собраний было понимание того, что русское православие и русская церковь, ее существование, имеют вселенское значение. Что это не просто национальная религия одного народа, а что это некая претензия на новое слово в христианской традиции как таковой, в христианской миссии как таковой. Вот эта черта, мне кажется одной из важных черт, которая должна будет как-то проявиться на наших дальнейших собраниях. То есть внутреннее восстановление вселенской миссии христианства, через русскую церковь, через Россию, через русских, российских христиан, потому что, конечно, речь идет не только об этнических русских (здесь мы можем спорить), но речь идет о христианах, живущих в России, потому что на них в основном, я думаю, мы будем ориентироваться и опираться.

Первое, по ситуации: что для меня акция «Pussy Riot»? Я пока об этом нигде не говорил. Я согласен с Владимиром (Голышевым) в том, что эта акция вряд ли имеет отношение к современному искусству. Это выход за пределы искусства. Куда это выход? Это выход к прямому действию, или к тому, что в религиоведении называется магией.

Слово «магия» в современном контексте, особенно в православном, приобрело негативную коннотацию. Хотя мы знаем, что в начале века тот же отец Павел Флоренский и многие другие, кстати говоря, богословы академические употребляли слово «магия» в нейтральном контексте, и, в том числе, применительно к христианскому культу. И никто не видел в этом ужаса какого-то.

Но вот современная церковь слово «магия» занесла в лексикон негативных определений, таких же как, допустим, «секта», ну, и еще другие слова. И в этом есть определенное перевертывание, потому что на самом деле то, на что реально способна организация религиозная, которая называется РПЦ МП, это магия и есть. Некие действия на уровне бытовой магии и магии массового внушения как бы. Вот это то, чем они реально занимаются, выше они не могут подняться как организация. Я говорю об организации, я не говорю об отдельных людях, которые туда входят. Я тоже определенным образом туда вхожу, т. е. я себя не отделяю от этой организации, я в ней крестился.

На самом деле я здесь занимаю крайнюю, более модернистскую точку зрения, чем тот же Владимир (Голышев). В принципе, в РПЦ МП мне хорошо, т. е. я найду, чем мне там заниматься. Им, может быть, плохо со мной будет, а мне будет нормально. Это есть притча такая про Соломона, который попал в ад, за все свои, так сказать, замечательные деяния. Вот черт и смотрит, что же он делает, этот Соломон. А тот взял какой-то колышек, взял нитку, поставил один колышек, протянул, другой колышек. Черт смотрел-смотрел: «Что ж ты делаешь-то?» «Да я вот храм тут строить собираюсь». Мне, конечно, до святого пророка Соломона еще далеко, но все-таки я думаю, что эта притча — руководство к действию в современной ситуации.

И в этом плане то, что сделали девушки из Pussy Riot, как религиовед, я определяю как магическое действие, нарушение табу, разрушение табу. Колоссальная энергия, которую всегда блокирует то или иное табу, этот океан энергии открыт сейчас. Он высвобожден. И задачу нашего общества я вижу в том, чтобы канализировать эту энергию в более-менее креативном созидательном русле. Именно поэтому я стараюсь стоять на некой крайне модернистской (можно ее назвать, даже гипер-модернистской) позиции. Потому что мы не должны потерять все креативные зерна, которые сейчас существуют в нашем общественном сознании, и которые связаны с христианством, которые начинают высвобождаться с каждым днем всё больше, благодаря тому, что у людей спадает пелена с глаз.

Снятие табу с суждения о православной церкви имеет оздоравливающий эффект как для всего нашего общества, так и в особенности для людей верующих. Это то, что по акции Pussy Riot, кратко говоря.

Хотя я оставляю право за моим коллегой, Маратом Гельманом, определять это как акцию современного искусства. Да, пожалуйста. Или там, Олег Кулик мог бы так определить. Замечательно. У меня немножко другая позиция. Хотя я считаю, что, конечно, можно с точки зрения искусства это оценивать, но для себя лично считаю это нецелесообразным. Я не обсуждаю вопрос о наказуемости, о квалификации этого правонарушения, потому что, с моей точки зрения, девушек нужно немедленно освободить. Это не лезет ни в какие ворота.

Далее о том, чего я жду от нашего общества и что сам бы мог предложить, в чем я вижу то, что я называю кризисом современного христианства. Как православному человеку, мне совершенно очевидно, что, — поскольку существует догмат иконопочитания, — имеет место быть кризис образа Бога, и этот кризис — он, действительно, глобален. Он характерен не только для русского православия, да и не только для церковного христианства, но и для различных форм протестантизма, харизматических движений, и так далее, и тому подобное.

В чем заключается этот кризис? Одно из явных его проявлений — излишний антропоморфизм наших представлений о Боге. Это очень серьезная проблема, которая была обозначена еще в прошлом веке, но она до сих пор не изжита, потому что, действительно, здесь очень сложно для церковной организации, грубо говоря, оперировать с тем суком, на котором они сидят. Потому что определенные формы церковной жизни, сформировавшиеся в раннефеодальном обществе и зацикленные на определенной антропологии культурной, эти формы — они, в общем-то, в основных своих чертах существуют в церковной жизни и сейчас.

Допустим, представление о Боге как о царе, хотя бы. Представление об ангельском хоре как о небесном воинстве… Это все на самом деле раннефеодальные такие представления, без изменений они присутствуют в современном символическом пространстве христианства, да, не только речь идет о православии. И, конечно, с этим что-то надо делать, потому что мы не можем существовать уже в информационном обществе одной ногой и, тем не менее, работать вот с этим… с символическим пространством, отставшим на нескольких формаций. Я точечно эти вещи обозначаю, об этом можно говорить часами и нужно говорить часами, и об этом наше современное официальное православное богословие не говорит.

Вообще, мы создаем свободную площадку для богословия. Сюда могут приходить, я думаю, с общего согласия, и люди, аффилированные с духовными академиями, допустим, там, патриархии. Я думаю, мы можем сотрудничать и с католическими богословами, и с протестантами… если нас всех будет интересовать данная тема, можем, вероятно, и просто с учеными-религиоведами здесь какие-то вести беседы, которые не обязательно позиционируют себя как теологи. Но если они хотят высказаться на богословские предметы… Потому что всё остальное уже имеется у нас. У нас есть религиоведение, у нас есть философское изучение религии, искусствоведческий подход, культурологический, а вот свободной богословской площадки у нас в стране, в России, нет. Ради этого мы, собственно говоря, здесь собрались. Мы можем обсуждать и вопросы, связанные с обрядовостью, о чем, конечно, в первую очередь говорят те наши коллеги, которые имеют опыт конкретной жизни внутри клира православной церкви. Это тоже очень интересные вопросы. Они связаны с посвятительной практикой христианства, с вопросами христианской инициации, допустим, с вопросом о христианских таинствах, с вопросом о богослужении и христианских ритуалах, и так далее. Чрезвычайно интересные вопросы, которыми тоже никто серьезно не занимается.

Я хочу сразу заметить, что, конечно, каждый из нас аффилирован с какими-то другими организациями, с какими-то другими течениями мысли, которые наиболее соответствуют его внутренней природе, его философским, мировоззренческим, религиозным убеждениям. Поэтому взгляды участников общества могут быть более консервативными, как у Владимира (Голышева), или, например, более антилиберально-воинствующими, как у Алексея Ивановича, могут быть индифферентными к идеологиям консерватизма и либерализма, как, допустим, у меня. Опять же, мы представляем разные среды социальные и культурные, т. е. и академическая, и церковная среда, среда, связанная непосредственно с религиозной церковной жизнью… Потому что человек, который когда-либо совершал литургию, с моей точки зрения, это меняет всю его жизнь, даже если он потом перестал быть священником. Не бывает бывших судей, как мы знаем, и не бывает бывших священников, и не бывает бывших монахов. Хотя я лично являюсь сторонником того, чтобы монашество было более ситуативным, временным, ну, это моя точка зрения, может быть, когда-нибудь я ее изложу.

И поэтому мы специально всё это записываем, мы открыты для всех, мы не собираемся что-то делать за закрытыми дверями, как делают те люди, которые пытаются узурпировать в нашей стране церковное христианство, да и христианство вообще, да и религию вообще. Потому что если говорить об РПЦ с точки зрения права, с точки зрения религиоведения, то, конечно, эта организация соблазняет практически все религиозные организации, которые существуют у нас в стране, и пытается навязывать им свои правила игры, свои правила присутствия в обществе, и не в лучшую сторону.

Поэтому неизбежно мы будем касаться социальных проблем, которые связаны с богословием, но мы убеждены, мне кажется, все собравшиеся здесь, что главный корень, с чем вот мы можем работать таким узким кругом и что как раз не требует каких-то массовых движений и даже не требует слишком большой представленности в медиапространстве, — это мировоззренческие, идеологические проблемы. Потому что всё остальное является следствием этого, всё, что мы имеем. И мы хотим работать с самым главным, и мы берем на себя эту ответственность. Мы берем эту ответственность не потому, что мы очень, так сказать, гордимся собой, грубо говоря. Наверное, гордимся, но дело не в этом, а в том, что мы видим катастрофичность ситуации, нас к тому побуждает наша совесть. Мы надеемся, что к нам присоединятся другие люди, что наша инициатива будет правильно понята, и то, что она найдет своего адресата и повлияет на изменение ситуации в лучшую сторону.


Прикреплённый файл:

 ohp.jpg, 42 Kb

Смотрите также в интернете:

o-h-p.livejournal.com/


Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

4 июня 00:24, Железнов:

Проблемы - истинные и мнимые

Два моих прадеда – прославлены, как Новомученики и исповедники Российские. Люди, которые их терзали и расстреливали – принадлежали к той же «магии», что и «Pussy Riot».

Боль гонений на Церковь, (во многих священнических семьях – родовая), еще слишком сильна, и те силы, которые организовали панк-акцию – попали в нерв.

Никогда консервативно настроенные православные – не поддержат «Pussy Riot». Это можно даже не обсуждать.

Почему то, действительно важные, а не мнимые события в жизни Церкви – убийства и изгнания священников, разрушение православных школ, введение тоталитарного и неканонического «Устава Прихода», оскудение духовной жизни, нарушение принципа соборности, - не вызвали у собравшихся никакого интереса.

А проблемы участниц порнографического шоу – не вызывают интереса у нас.

Тем не менее, не могу не согласиться с Автором в главном – проблемы Русской Православной Церкви стали настолько вопиющими, что их необходимо решать.

Естественно, наивно ждать на собраниях «Общества христианского просвещения» представителей Патриархии – для них, все это, за пределами добра и зла.

Невозможно ожидать и представителей действующего священства – появление в подобном «Обществе» - означает автоматическое извержение из сана. (А без духовенства – рассуждать о проблемах РПЦ, вроде бы и нелепо).

Но, тем не менее, люди, которые пришли в «Циферблат», - совершили акт гражданского мужества. Русское Православие, действительно, имеет вселенское значение. И от того, каким оно будет, зависит, возможно, путь жизни человека на Земле.

Значит – надо обсуждать. Помоги Господи!

Будем участвовать, по мере сил.


4 июня 10:26, ОХП:

Железнову

Спасибо за понимание.

Неканонические "уставы" - эту проблему хотелось бы обсудить с Вашим участием.


4 июня 10:40, Елена:

Железнову

Странно, что честный голос церкви - а автор и есть церковь,в отличие от тех неканонических креативщиков, кто ее узурпировал, - оценивается как "нападки на церковь".

Кто церковь-то? Тот, кого по телевизору показывают?

Вы же сами пишите - батюшки не придут, боятся сана лишиться. Потому приходится не батюшкам, а "гражданским лицам" приходить и говорить, в том числе о неканонических уставах.

Но о неканонических уставах можно сколько угодно говорить - само по себе это интересно, но ничего не меняет.

Как сидел на своем месте лжепатриарх, благословляющий эти удушающие уставы, так и сидит.

Чего боятся - тем более, если новомученики с нами?!


4 июня 10:44, Перформатив:

по ходу

Все мои знакомые попы (штатные, МП) прикладывают его святейшество почище Пусси Райот.

Им как никому другому понятно, что устранение корня проблемы автоматически исправит \"уставные\" нарушения.

Кстати, читатели, видно, не в курсе целый ряд штатных священнослужителей открыто высказались в поддержку панк-молебна, так что не говорите за всех. Вы со всеми на свете не общались - тем более начистоту.

К несчастью для святейшества все думают то, чего не могут сказать.


4 июня 11:03, Так, никто...:

= Допустим, представление о Боге как о царе, хотя бы. Представление об ангельском хоре как о небесном воинстве… Это все на самом деле раннефеодальные такие представления, без изменений они присутствуют в современном символическом пространстве христианства, да, не только речь идет о православии. И, конечно, с этим что-то надо делать, потому что мы не можем существовать уже в информационном обществе одной ногой и, тем не менее, работать вот с этим… с символическим пространством, отставшим на нескольких формаций =

Да Вы, батенька, марксист :)


4 июня 11:44, Посетитель сайта:

Проблемы в Церкви есть. Но их решать не "религиоведам", не гельманам. И отнюдь не магией или разрушением "табу". Под "табу" понимается Традиция.

И как может православный человек говорить о пуськах серьёзно, об их, так сказать, "добрых намерениях" изменить Церковь, когда эти пуськи - содомитки? Чушь. Кто собирается реформировать Церковь? Духовные люди? Страрцы? Добрые священники, положившие жизнь на служение Богу?

Как вы ни пляшите, ни обсуждайте, вне Церкви и Собора ничего не сделаете, за вами никто из православных не пойдет.


6 июня 15:30, Andrej:

кризиса нет и не будет

Позвольте и простому мирянину изложить своё мнение, мы академиев не заканчивали, касаемо семинарии о слове таком слыхивали, посему может проскочить некая горделивость от самообразованщины...

Кризиса нет и не будет.

Это не христианство, не православие в кризисе, это нас малость скособочило.

У кривого всё криво.

Настоящее живое христианство никогда не покинет Церковь. Как ни форматируй, а Святой дух выше всех форматов, выше всех авторитетов и законов, тем более под лукавство высокоумное подстроенных.

Молиться, поститься, трудиться. В трезвении и на посту души своей. Много бесовщины расползлось по белу свету, маленькие, а язвят гораздо... И пока мы этих тараканов тапками щёлкаем проморгали самого главного диверсанта - православную гордыню. Несочитаемое увы сочетаемое. Неужель мало примера падения народа богоизбранного? Пойдём по проторённой дорожке? Тем более уже и указатели расставлены, и свет несный за горизонтом расползается - шагай народ русский, марш вперёд мир спасать. Не захочет спасаться,- так дубиной вдоль хребта, согнуть в бараний рог и покатить в светлое будущее с тоскою по прошлому...

Цена велика. Но и цель велика. Осилим ли? Правда Божия в немощи совершается, сказано - ищите Царство Божие, а остальное приложится. Вот, и думаю - в себе Царство искать надо, ибо может статься так, что не придётся отвечать на вопрос - Если свет в тебе есть тьма, то что же такое тьма?

Справимся ли?


7 июня 00:43, А.Л. Дворкинд:

ОХП= секта


11 июня 05:59, Р.Б.:

Так, никому...

"Да Вы, батенька, марксист :)"

в рассуждениях о способе производства, - отчасти



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019