24 мая 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Хаськович
29 января 2013 г.
версия для печати

Беспардонная вечность и третий путь

I want the third pill

Славой Жижек

Иерархи, как и все представители правящего класса России, склонны считать реальность вечной и неизменной. Главная цель их — загнать всех в дурную дуальность; при первых же попытках хоть что-то изменить, все немедленно будет полностью и без остатка разрушено. Отсюда неразрешимость проблем, стоящих перед русским православием...

Отношения высших чинов РПЦ МП с окружающей их реальностью становятся все понятней и прозрачней. Они, также как все представители правящего класса России, склонны считать ее вечной и неизменной. Вряд ли уже удастся убедить их в обратном… Гораздо более важной задачей представляется попытка не дать им убедить в этом всех остальных.

Вот яркий пример пропаганды вечной неизменности всего и вся. «Информационные атаки на православную церковь ведутся с момента зарождения христианства», — заявил председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя вызвавший бурную реакцию в интернете фильм Бориса Корчевникова «Не верю», показанный 20 января на НТВ.

В этом заявлении, помимо характерных для представителей высшего церковного начальства исторической безграмотности и невнимания к точности произносимых слов, проявилась еще одна присущая их заявлением особенность. Это — желание отменить историю, а через это представить современную ситуацию извечной, мол так было всегда, что означает в подтексте, что так и будет всегда. Фактически, создается ситуация мертвящей вечности, в которой меняются только маски действующих персонажей, а сами персонажи, структуры и отношения остаются неизменными на протяжении всего времени существования человечества, ну или, как минимум всей истории христианства. То есть, собственно, истории с ее трансформациями, изменениями, разрывами, кризисами и метаморфозами при таком раскладе не существует. Той самой истории, в которой, кстати, только и возможен приход в этот мир Христа, как разрыв времен, как полное переворачивание и преображение мира, как начало последних времен.

В том образе действительности, который представляет себе, вместе со всем нынешним правящим классом высшее начальство РПЦ МП, и которую они навязывают всем окружающим – ничего такого невозможно. Что есть — то и было, что было — было всегда, ничего не меняется. Гонения на первых христиан со львами, дыбами и мученичеством это, всего лишь навсего тоже самое, что и нынешние «информационные кампании» против несколько перебравших со стяжательством иерархов. Святые мученики древности, как и новомученики XX века — такие же жертвы древнеримских и советских информационных кампаний, как и патриарх Кирилл со своей братией. И плевать, в общем-то, что в Древнем Риме никаких СМИ не было, а советская пропаганда имеет совсем иную природу, чем кормящиеся скандалами современные СМИ. Это лишь детали, на деле все одно и то же — ничего не меняется.

Под такое видение мира и истории уже давно подведено целое богословие, основанное на словах из послания апостола Павла к Евреям: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». Мол, вот же, смотрите сам «учитель языков» убеждает нас в вечной неизменности. Однако нетрудно заметить, что как раз эти слова утверждают принципиальную изменчивость всего вокруг, кроме Христа, который именно что и есть, как гораздо точнее говорится в церковнославянском переводе «вчера и днесь тойже, и во ве́ки», в то время как все остальное изменчиво и неверно. Иначе нельзя понять почему эти слова следуют за призывом подражать своим наставникам «в вере их». Все может измениться, все может произойти и стать совсем другим, как бы говорит апостол, лишь «Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки» и поэтому, чтобы не погибнуть и нужно подражать вере наставников в Христа. Больше, кстати, апостол ни в чем подражать им не призывает, только в вере.

То есть, апостол добивается строго противоположного тому, к чему стремятся современные официозные «богословы», он не утверждает неизменную вечность, а указывает адресатам своего послания Того Единственного, кто неизменен, в постоянно меняющемся и изменяющем мире.

Что же касается, собственно, объявляемых вечными реалий, то, если побыть немного точным и несколько даже занудным, легко можно заметить, что все реалии, о которых идет речь, — совсем недавнего по историческим меркам происхождения. Той социально-политической ситуации, в которой мы живем, — от силы 20 лет, церковная реальность определяемая структурой под названием РПЦ МП начинается, со всеми натяжками не ранее 1943 года, а рождение понятия «информационные войны» и, соответственно, связанные с ними действия и издержки, датируются 80-ми-90-ми годами прошлого века.

Вся эта реальность сугубо недавнего происхождения и имеет под собой весьма зыбкие основания. И, что самое главное, она может быть изменена без того, чтобы небо упало на землю, а в магазинах кончились товары первой необходимости, чем нас все время подспудно и пугают главные спикеры правящего класса, как в рясах, так и без.

Собственно, в этом и состоит главная цель их нехитрого «богословия» — загнать всех нас в дурную дуальность, из которой вытекает невозможность никаких изменений. По их логике, либо все остается как есть и, как, якобы, «было всегда», либо при первых же попытках хоть что-то изменить все немедленно будет полностью и без остатка разрушено. Кстати, у большинства их противников точно такая же логика и, в соответствии с ней русское официальное православие (а для многих и христианство вообще) во все века неизменно было таким же как в наше время и поэтому может подлежать только уничтожению.

Третий путь — изменение, трансформация, преображение, наконец, не рассматривается ни теми не другими. Это как в «Матрице» — есть только красная и синяя таблетки и, в зависимости от того, какую принять, — реальность станет той или другой. Третьего не дано. В результате, большинство стоящих перед русским православием проблем оказывается принципиально неразрешимыми.

Например, проблема богослужебного языка. Нас убеждают, что есть только два варианта- оставить все как есть, либо перейти на современный русский язык, о возможности обновить церковно-славянские переводы, поработать, собственно, с самим этим языком никто (кроме, кажется, саратовского епископа Лонгина) даже не задумывается. А ведь, ныне существующий вариант церковно-славянских переводов это — 18 век, то есть, в общем-то не такое уж давнее время. Еще тогда не боялись что-то изменить и, кстати сказать, елизаветинская библия (а инициированы новые переводы были еще Петром Великим) оказалась во многих отношениях значительно более удачным опытом, чем многие предыдущие переводы, включая сюда и Острожскую библия, часть которой, в отличие от елизаветинской переводилась с латыни, а не с греческого.

Это лишь один частный пример того, как можно решать вопросы, якобы не имеющие других решений, кроме самых радикальных, если не исходить из «вечности и неизменности» современных нам реалий, а сознавать всю их временность и историческую обусловленность. Речь идет, прежде всего, о том, что сама постановка вопроса в форме «сохранить нельзя разрушить» — от лукавого. Все можно, достаточно просто взглянуть на историю, в которой очень многое менялось по нескольку раз: не было на Руси патриархов, потом были, а потом снова не было, а теперь опять есть, но русское православие продолжало существовать и порождать великих святых, что с патриархами, что без них.

Все человеческие установления таковы, что когда-то они нужны и полезны, но стоит условиям измениться, — и они становятся ненужными и вредными и не надо бояться их отменить. Об этом же еще Гамалиил «законоучитель честен всем людем» говорил страдавшему схожей с нашей болезнью вечности иудейскому синоду: «яко аще будет от человек совет сей или дело сие, разорится, аще ли же от Бога есть, не можете разорити то, да не како и Богоборцы обрящетеся».(Деяния св. Апостолов 5:38,39).

Сами высшие чины РПЦ МП где-то в глубине души понимают, что пропагандируемая ими вечная неизменность существующих институтов и реалий лишь фикция. Когда патриарх Кирилл заявил в конце прошлого года, что «во многих СМИ была развязана против церкви беспрецедентная информационная кампания» был по-своему более точен, чем его подчиненный протоиерей Чаплин. Однако и тут, опять, немало лукавства. С одной стороны признается, что РПЦ МП столкнулась чем-то новым, доселе небывалым, но с другой стороны в качестве неизменного, подспудно, утверждается постулат, что церковная жизнь, якобы, никогда ранее не была предметом открытого общественного обсуждения в России и, соответственно, никогда не должна бы им быть. Но, это, как известно любому хоть немного знакомому с русской историей человеку, вовсе не так — один только раскол чего стоит, с его публичными разбирательствами и репрессиями. Подобная ситуация, скорее, характерна только для позднесоветского и постсоветского времени, когда, сначала делали вид, что церкви как бы не существует и там ничего не происходит, а потом, что там может происходить только что-то хорошее, которое не может по своей природе являться предметом интереса СМИ.

В одном патриарх Кирилл действительно прав — информационных кампаний против РПЦ МП еще не было, это принципиально новая реальность. В России – не было, на Западе католическая церковь уже давно является зоной расследований, критики и источником всевозможных скандалов, сначала для прессы, а позже и для блоггеров всех мастей. Пожелав увеличить свое влияние и оказаться в центре общественного внимания иерархи РПЦ МП добились своего и попали туда, куда хотели — на первые полосы газет. Только они рассчитывали, что им будут внимать, а их стали обсуждать. Но тут уж ничего не поделаешь, информационное общество очень обманчиво — сегодня ты обличаешь, а завтра тебя.

Но главное, что так было не всегда, а стало совсем недавно, образно говоря «вот-вот на днях». И будет так, скорее всего, недолго. Скоро эта тема надоест публике и станет неинтерсной СМИ, как и сама РПЦ МП. Тогда, может быть, для тех кому это действительно важно, и наступит время спокойно подумать о возможности третьего пути.


Прикреплённый файл:

 ipatriarch.jpeg, 9 Kb

Смотрите также в интернете:

rusyappi.ru/dovody/3968-vsevolod-chaplin-verit-korchevnikovu-no-ne-verit-v-istoriju


Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019