23 марта 2017
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Андрей Хоров, Екатеринбург
27 ноября 2013 г.
версия для печати

Вскрывая Просвещение

К VII-й встрече ОХП, посвященной теме "Таинства, обряды, магия, мистерии в актуальном православии"

Всё действие Церкви есть эмуляция средневековых конструкций на мышление человека Нового времени. Кто замечает эту инверсию монастырских скитов в общество уникальных личностей? Свершившаяся победа примата индивидуальности перевела святоотеческий подход в сложную внутренне-несогласованную систему типа «кастанедовщины»

Известна фраза Н.С.Лескова: "Русский народ был крещён, но не был просвещён". Сегодня дело обстоит с точностью до наоборот. Мы сами не чувствуем, что Просвещение стало нашей почвой, из которой произрастают наши предрассудки, питается ум и вера.

Приведу пример. Один юноша вопрошал духовного отца: благочестиво ли перед Причастием — перед сим Таинством, сокрушающим ум и сердце — представлять нечто столь же пугающе-величественное? Например,…чёрную дыру – точку, в коей невозможно помыслить пространства и времени, кое само есть одна чудовищная энергия – говорил он – разве сие не подобно схождению Божества в Дары? Надо сказать, что молодой человек этот не был астрономом. Да что уж там — у него вовсе не было высшего образования, и вообще он не был склонен к интеллектуальным построениям — что, пожалуй, и позволило ему проговориться, тем самым разоблачив «лжеименный разум» как он есть. А именно: увидеть, что основой понимания сакрального служит опыт прямо-таки из области научно-популярной фантастики.

Структура таинства.

Когда нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана спросили, какое знание он бы передал людям в случае Апокалипсиса, он, не сомневаясь, записал: «всё состоит из атомов». Триста лет назад Ватикан бился с учеными смертным боем, отстаивая перед ересью атомизма непрерывность материи, иначе как можно мыслить транссубстанциацию? Вроде бы позже неотомисты с воодушевлением приняли информацию о волновом строении вещества, и на сем распри о строении материи отступили из умов верующих навсегда. Причем в православном мире этих споров не было ни в каком виде, — просто потому что не принято было спорить ни по каким поводам.

Сегодня же, как бы мы ни старались, мы не в состоянии забыть, что «всё состоит из атомов». Во-первых, «всё» – это природа, которая опять же есть вся материя, о чём мы знаем очень и очень много, в том числе и о биохимии крови, и о составе дрожжевого хлеба. Но мы знаем и еще кое-что, что позволяет нам не говорить о трансмутации углеводов в белковую ткань. Кто не усвоил в школе — просвещен телерекламой с формулой Эйнштейна E=mc2 о тождественности массы и энергии. И вот – современный человек приходит в Церковь, открывает новые переводы древних отцов, где также всё как в школе – про природу да про энергии. И если мелькнёт у него помысел – как же дышит Дух? Энергии Божества сочетаваются с энергиями материи неслиянно и нераздельно…а энергия есть материя…и вся материя, вся природа — Ах! — преображается в Распятое и Воскресшее Тело Богочеловека! И это чудо освящения всей целокупности природы, преподносимой в частичке Христа так радостно и приятно!

Конечно, нельзя над сим ни глумиться, ни как либо даже обсуждать. Есть только одно «но» : всё это чудо восприятия порождено странным гибридом в уме верующего двух миров – Средневековья и Нового времени, связанных только тем, что цель Нового времени была оттолкнуться от Средневековья и забыть его как дурной сон. Только поэтому нет ничего общего у «природы» богословия и «природы» науки, у «энергии» Паламы и «энергии» Эйнштейна. Нет у отцов представления о физиологии крови, древние как никто знали и понимали, что у Христа нет иной плоти и крови, кроме крови и плоти Марии. Даже у еретиков не возникало представления о возможности причащения Богородице.

Представление о греческом «фюсис» как о новоевропейской «натуре» даёт о себе знать то тут, то там. Проще всего, иллюстрировать вопросом: можно ли набирать крещенскую воду из-под крана, если освящен пруд водоснабжения? Природа модернистского мышления, естественно, требует незначительной сверхъестественности для молекул воды, и при их неизбежной диффузии ожидает их в кранах. Природа в эллинском понимании есть суть воды, притом, что эта суть и есть очищение, которое при крещении иллюстрируется очищением Наичистейшего, что и дарует верующим познание сути воды. Иначе говоря, в Крещении вода исполняет свою очистительную роль абсолютно, и знание её сути само по себе целебно. И только для древних евреев имелся магический смысл сокрушения глав змеев таящихся, но это архаическое чутьё не компенсируется ни законом, ни традицией, так что рассчитывать на него также не стоит. Стоит ли проговаривать, сколько таких ментальных ловушек таится там, о чём принято молчать?

Эмулятор благодати и истины

Фактически, всё действие Церкви есть эмуляция средневековых конструкций на мышление человека Нового времени. Поясню, это не симуляция-подражание, но эмуляция-исполнение: так, как эмулируются программы Windows на движке Linux. То есть все задачи внутри эмулятора могут быть поставлены и решены, но как только дело доходит до работы с железом, до стыковки с «жизнью», так и возникает странная неспособность проговаривания проблем. Незаметность для обывателя этих, вообще говоря, кардинальных изменений вызвана тем, что христианство и послужило точкой разворота, или точнее говоря, переворота сознания.

Для эллинов в воплотившемся Иисусе было исполнение всех смыслов, всякой сути — и тем самым, всех «природ» — их энергия и энтелехия. Хлеб Евхаристии — уже не обычный хлеб, чтобы наесться, и Вино Причастия — не для того чтобы напиться, но на престоле они обретают свой самодостаточный смысл, то есть проявляют энергию-энтелехию, когда оказываются Бескровной Жертвой. Поскольку же всё получило исполнение и завершение только во Христе, то, как свершившие свое предназначение, обретшие свою «энергию» и свой «фюсис»-«природу», они неизбежно становятся причастными плоти Христа, а через схождение Духа Свята, они становятся причастны Богу как истинному перводвигателю и цели самого себя в точности как и Христос.

Кроме того, в отличие от северных варваров в престолонаследии Рима и Константинополя кровь не играла особой роли, тогда как все короли и цари, включая Грозного, роднились с Христом. Магия крови отражается в легенде о Граале, в стигматах, в образе Сердца Иисуса – Папа, творя мессу, держал в своих руках гены королей. Приобщаясь одной Чаши, создавалось единство народов не только метафорическое, но генетическое, во всех христианах бежала одна кровь вне зависимости от социального и имущественного положения. Из этой среды вырывались те, кто не ставил себя в зависимость от харизмы Таинств, от декларируемого единения. Так, существенным апгрейдом над ритуальными практиками возникло таинство обожения, описанное в святоотеческом опыте.

Обожение от Кастанеды

В современном понимании аскетики еще менее заметна революция нововременного сознания. Два тысячелетия с помощью уникальных практик отбирались избранные люди; и вдруг за полста лет интимнейшее каждого — и похоть, и восторг — стало наиболее общечеловеческим, благодаря собственно усвоению философии и психологии Нового времени. Опыт причастия, опыт богообщения признается всеми за то слишком глубинное, чтобы не быть одновременно и единым, за то слишком тайное, чтобы не быть при этом и прозрачным каждому.

Кто замечает эту инверсию монастырских скитов в общество уникальных личностей? Аскеты во все времена выводили наружу для мира «голую жизнь», показывали, что жизнь самоценна и в самом ничтожном живёт дух. Свершившаяся победа примата индивидуальности перевела святоотеческий подход в сложную внутренне-несогласованную систему типа «кастанедовщины» — как найти дона Хуана (старца), семь сталкеров и семь сновидящих (общину верных), и проскочить мимо Орла (спастись) с помощью хитромудрых практик (аскезы). Ради этих немногих собственно Христос и родился и жил и умер и воскрес, чтоб дать шанс собраться и выйти. Во времена Отцов это чувство действительно было революционно, ибо спасение в массе двигалось в осознании себя народом Божиим и Новым Израилем. Кроме того, никто не обращает внимания на тот факт, что продираться к миру Отцов приходиться с помощью гуманитарных наук – археологов, переводчиков, филологов, теологов, т.е. всё того же лжеименного разума. Однако стратегия эта живуча, поскольку нашла себе две точки сборки — постоянство Бога и непрерывность опыта – которые также не миновали революций в понимании постоянства-вечности, непрерывности-времени-сплошности, опыта-практики-эксперимента.

Итак, в конечном счете, весь вопрос заключается в том, способен ли современный человек освободиться от неявных схем просвещенного сознания, по сути стремясь к главной добродетели – трезвению? Если так, то должен быть шанс вернуть таинствам "потерянные имена" благодарности (евхаристии), прощения (исповеди), милости (соборования), любви (брака), радости встречи (крещения), вернуть им сугубо человеческое измерение.

Публичность храма.

Однако сегодня, нарочитая сакрализация таинств необходима для концентрации их места дислокации – т.е. в Храме. Современное храмовое христианство устраивает всех: для сочувствующих от его камней «веет историей и святыней», для негодующих оно локализовано в пространственно-временное гетто воскресного утра.

Средоточие храмового христианства – алтарь и лавка. (Как говорил один настоятель на приходском собрании: "в храмах бывает две формы сбора средств – авторитарная, когда все деньги идут в лавку, и демократическая, когда все деньги идут…", кто-то из прихожан всерьёз: "батюшке?".) Так, порой, вопреки своему назначению места сокрытия таинств, храм становится публичным местом. Дело не только в панк-молебне, обратившим солею в самую громкую трибуну десятилетия и прыжки в политическое действие. Труды отца Павла Адельгейма также нацелены на права общины и на осознанное место и роль прихожан в ней. Последнее, пожалуй, переводит приходское собрание в область греческих полисов, ведь в отличие от материально заинтересованных собственников ТСЖ, храм место встречи добровольцев. Естественно, что сегодня ни церковным, ни гражданским властям эта потенциальная публичность и чрезмерная человечность не нужна, ведь она неизбежно сулит свободу и связанные с ней риски. Поэтому вопрос только в том, нужна ли человечность христианам?

Само это направление – публичности храмового христианства – пожалуй, противоречит установкам первохристиан, но только потому, что сама миссия христианства заключалась в ре-волюции, в раз-вороте этого мира. Возможно поэтому и Таинства, как правило, скрывают человека от самого себя, а после скрываются от его жизненного опыта в древний мир «глубоких сущностей», где ведут между собой перекличку на греческом, арамейском и латыни, бормочут на славянской вязи и изяществуют византийской риторикой. Всё это очень чарующе и пленительно, но в этом мире нет вопросов без ответов, а все усилия по достижению Царствия Небесного строго каталогизированы. Переварены в книги и назидания прежние ужасы возможного отречения первохристиан или потенциальные сокрушительные падения монахов. Страшность Таинств – это способ удержать риск и непредсказуемость Бога, вытеснив Его к Страшному Суду.

Вне мистики

В самом центре таинства не остается Церкви, не остается друзей, есть только два существа – одно опасающееся вторжения, другое, не замечающее собственной экспансии. Они оба безмолвны и безлики, и каждое прячет другого в себя, скрывая своего товарища от мира, словно бы некая мистическая матрёшка Мёбиуса. Вырваться из этого цикла невозможно, хотя в него совсем не попадают дети и душевнобольные, а часто и старики. Эти участвуют в таинствах, чтобы участвовать, чтоб потусить перед алтарём или бесхозно поболтаться по храму, отдать просфорку мелким и выклянчить в ларьке батончик, уступить место у Чаши и потом бороться за пюре с котлетой. Они не знают ничего про энергию и обожение, про приходские советы и налоги епархии. Их Царство Небесное есть.

Одно известно – это ненадолго!


Прикреплённый файл:

 emulatio.jpg, 16 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

30 ноября 19:52, Teoslav:

Мир тупеет

Пока ученые болтают: http://naukovedenie.ru/PDF/85pvn413.pdf

попы камлают: http://technic.itizdat.ru/docs/aholy/FIL13706869090N826127001/

мир катится в тартарары.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2017