20 марта 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Алексей Кыласов
3 марта 2014 г.
версия для печати

Модель новой государственности – социальная сеть

Украинский кризис открыл чрезвычайно интересный материал для изучения гистерезиса – зависания габитуса патриотизма, когда социальные отношения изменились, но он по-прежнему воспроизводится в рамках старых социальных отношений, продуктом которых является. Патриотизм вообще представляет собой отсутствующую структуру (по Умберто Эко), поскольку ширится культурный конфликт новой открытой сетевой платформы общества, вскрывающего любые границы, и устаревшей модели замкнутого в себе национального государства

На мой взгляд, самоопределение граждан в Крыму можно рассматривать несколько иначе, чем это делается сейчас. В сопоставлении с аналогичным опытом Шотландии, Косово, Южной Осетии и Абхазии, важно отказаться от тупикового дискурса с обсуждением господствующих агентов, стремящихся навязать свои культурные цели и символические ценности. Возможно, в этих процессах есть что-то иное, ещё не исследованное, и нам предстоит обнаружить совсем иной габитус, зафиксировав появление новых социальных полей на ниве гражданственности.

Абстрагироваться от политизированности тезиса о присоединении территории другого государства на основании «волеизъявления народа» путем референдума, конечно, не просто, но в этом нам поможет позитивный образ социальных сетей. В случае конфликтных ситуаций там предусмотрены различные процедуры ограничения доступа к информации и управления списком допуска.

Такой гносеологический метод управления – просто мечта политиков, убежденных в том, что творящееся внутри страны доступно для понимания лишь тем, кто осведомлен обо всех сторонах внутренней политики. Строго говоря, с этим даже не надо спорить, но есть один аспект, который намеренно упускается в такой конструкции: интерпретация события возникает не только в случае его «практической» реализации, но и в случае его «теоретической» проекции.

Итак, иногда нам не хочется, чтобы о нас даже подумали что-то плохое. В результате, декларации типа «не лезьте в наши дела, мы сами во всём разберёмся» нашли воплощение в прецедентном праве: в некоторых судебных решениях есть попытка узаконить расхожую фразу «я тебя видеть и слышать не хочу», выраженная введением запрета приближаться на какое-то вполне конкретное расстояние. Только вот определение конкретного расстояния в обыденной жизни весьма затруднительно и всегда спорно, зато в социальных сетях всё намного проще. В случае конфликтных ситуаций там предусмотрены различные процедуры изоляции – от ограничения доступа к вашим постам до полного «пожизненного» запрета кому-либо конкретному видеть ваши записи.

В социальных сетях нас привлекает и другой важный компонент – сообщества. Например, любой может создать сообщество, но ликвидировать его по своей прихоти у вас уже не получится, на это действие вам будет нужно согласие всех его членов. И в то же время любой член сообщества может покинуть его ряды, никого не уведомив. Можно, конечно, утверждать, что правила социальных сетей никак не воздействуют на наше сознание, но на это можно заметить, что они рождены коллективным разумом, так что решайте сами – так это или не так.

Луи Альтюссер считает, что современный человек живет в разомкнутых пространствах благодаря наступившей эре коммуникаций. Питер Бергер даже шутливо называет современного человека вечным туристом. Существенное облегчение визового режима между странами и внутри Европейского союза привело к тому, что национальная идентичность перестала быть определяющей в нашем сознании. Кроме того, в условиях политики поощрения культурного разнообразия актуализировалось восприятие этнического. Именно на защиту этнического русского населения направлена инициатива России на обретение полной независимости Крыма и прекращения его автономии в составе Украины.

Но мне видится в этой инициативе не только апологетика этнического. Вслед за решением Государственной Думы, спустя сутки на заседании Всекитайского собрания народных представителей депутат Сунь Вань Хань внесла законопроект, по которому принятие в качестве нового субъекта КНР части иностранного государства возможно и при отсутствии международного договора об этом, если там проведен референдум с соответствующим результатом. Или есть обращение к Китаю легитимных органов государственной власти части иностранного государства. Кроме того, Сунь Вань Хань предложила упрощенный порядок получения китайского гражданства для граждан России с сокращением срока принятия решения до 2 месяцев (вместо года) и отказе от требований необходимости проживания на территории Китая, а также наличия средств к существованию и обязательного отказа от гражданства России.

В подобных законодательных инициативах обнаруживаются реальные вызовы общества. Легкость, с какой люди меняют сообщества в социальных сетях, раскрепощает наши представления о разомкнутых пространствах, а карнавал мультикультурализма приучает нас к постоянному туризму, как на макроуровне с посещением других стран, так и внутреннему туризму на микроуровне – даже внутри своей семьи, многоэтажного дома или окрестностей вдоль забора частных владений. Подобный взгляд как бы изнутри личного аккаунта влечёт к тотальному изменению восприятия пространства. И уже никакие изменения границ не укладываются в привычные пропагандистские схемы, отсюда и восприятие патриотизма всё больше напоминает Дон Кихота, который по Бурдьё, воспроизводит старые социальные отношения, продуктом которых является его габитус.

Таким образом, можно заключить, что украинский кризис открыл чрезвычайно интересный материал для изучения гистерезиса – зависания габитуса патриотизма, когда социальные отношения изменились, но он по-прежнему воспроизводится в рамках старых социальных отношений, продуктом которых является. В рамках новой парадигмы патриотизм вообще представляет собой отсутствующую структуру (по Умберто Эко), поскольку определение его функции затруднено нарастающими противоречиями культурного конфликта новой открытой сетевой платформы общества, вскрывающего любые границы, и устаревшей модели замкнутого в себе национального государства.


Прикреплённый файл:

 crimea.jpg, 23 Kb

Смотрите также в интернете:

kylasov.ru/comments/16.htm


Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019