11 декабря 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Яна Бражникова
28 октября 2016 г.
версия для печати

Говорит и показывает Среда

Было время, когда Среды не было. И очень возможно, что скоро ее снова не будет. Независимо от того, хорошо это или плохо. Общество Среды рано или поздно похоронит последних достойных своих представителей. Придет время выйти на улицу и узнать, что есть просто общество. Которое не заслуживает даже того, чтобы его «контролировали» или «цензурировали». Не то, чтобы финансировали.

Кто такая «творческая личность»? Сегодня на этот вопрос есть совершенно точный ответ. Это тот, кому государство «диктует тему», цензурирует контент, финансирование урезает. Или, наоборот, увеличивает финансирование, компенсируя жадность мецената.

Война «за свободу творчества» против госцензуры, госзаказа, а также подозрений в «оскорблении религиозных чувств», которым регулярно подвергаются творческие личности и их продукция тлела на протяжении некоторого времени – от «тангейзеров» к «левиафанам» и обратно. На днях она вступила в открытую фазу: Константин Райкин выступил против госконтроля на съезде Союза театральных деятелей, прямо заявив что «власть вмешивается в работу деятелей искусства» под предлогом финансирования. На это заявление, как известно, отреагировал Минкульт и пресс-секретарь Д. Песков. Оба с намеком в стиле «чья бы корова мычала»: ассигнования «Сатирикону» повышены в связи с кризисом и снижением финансирования со стороны меценатов.

Но Константин Аркадиевич – не единственный паресиаст культурного мира. Есть право «высказать наконец всю правду» и у других творцов, от них же первый — известный режиссер кино Андрей Звягинцев. Прошу простить меня, но... насколько нет возможности не уважать К. Райкина и все, что он создает, – ровно настолько же нет сил высоко ценить продукцию создателя «великолепного» «Левиафана». «Кто же эти люди, которые осуществляют заказ?» — неистовствует Андрей Петрович. «Аристархов с Мединским? Или, может быть, Яровая, или Песков? Формулировать заказ будут они? …не они создавали Большой театр или тот же «Сатирикон», как не они вырабатывали законы поэтики и эстетики, формировали направления и течения современного кинематографа или театра. Как могут они «заказывать искусство»?» Раз уж переход на личности уже случился, скажем прямо: и не Звягинцев. Не он формировал те приемы и направления, которые эксплуатирует сам в своем глубоко вторичном, эпигонском творчестве. Однако вопрос серьезный: каков критерий при отборе Того, кто формирует (будет формировать)? В отличие от А. Звягинцева я не уверена, что достойных здесь наберется хотя бы экспертная группа, не то что Министерство. В частности, видеть самого автора «правдивого спича» я бы в их рядах никоим образом не хотела. Хватит уже и того, что его фильмы с завидной периодичностью наводняют своим непереваренным месседжем информационную повестку.

«Глядя на свободно струящееся тело произведения вольного ума, зритель видит, как в отражении, себя самого свободным и вольным, потому что, как известно, художник не может не петь песню, которая немотствует на устах его народа». Велеречивый кинорежиссер не сомневается, что именно таким Художником выступает он сам и близкая ему среда, что за этим образом в принципе стоит некая группа лиц, которая вполне способна взять на себя функции «охранения свободы» творческого «струящегося тела».

И, скорее всего, он прав. За этой позицией и в самом деле просматриваются те, кто считают, что достойны и должны формировать заказ – а вовсе не отказ от цензуры как таковой и призыв к творчеству во всем его разнообразии. «Разоблачители лжи» как бы не заметили, что никакое творчество – в том числе и то, которое никогда не претендовало ни на какие государственные средства и чаще всего осуществляется в убыток тому, кто им занимается (потому что всегда находится тот, кто «не может не петь») – давно уже в принципе невозможно в силу гораздо более вульгарных причин, на уровне условий производства и поддержания жизни. Разоблачители не ездят в троллейбусе и не выходят на улицу? Во всяком случае это говорит Среда, не представляющая общество.

В целом из этого спора возникает симптоматичный образ общества – это общество правильных детей и отцов. Эксперты настаивают на внимании к жесту К. Райкина: «ведь его отец всем известен». Звягинцев оправдывает свой демарш любовью к детям: ведь он растит сына, который «вдруг узнал» от школьной учительницы, что в мире есть Путин! Среда прорвалась и дала течь. До нее вдруг всерьез «дошло», что все плохо, в теплице больше нельзя отсидеться. Но чем тогда она лучше отцелюбивых цензоров «песковых-аристарховых», если вещает от лица сына отца и отца сына? Или это просто несколько достойных семейств ведут меж собой беседу, используя вместо личной почты и мобильного телефона средства массовой информации?

Запрещенный ход, но он сделан не мной: четверо из моих детей родились «под Путиным» и прекрасно знали, кто он и что он, еще до поступления в образовательное учреждение. У них нет иллюзий относительно «свободно струящегося творчества»; они живут в режиме невозможного и хорошо это понимают. И только старшая дочь, 1995 года рождения, недоумевает: куда исчезли «девяностые» и «начало нулевых» — ведь все, что могло быть, там уже начиналось!

Я часто слышу, что люди сами себе отвечают на вопрос: «Что же делать!?» — «Искать среду. Отдавать детей в среду творческих личностей, чтобы с детства впитывали ее в себя, чтобы окружающая действительность не поглотила».

Хочется заметить, что было время, когда Среды не было. И очень возможно, что скоро ее снова не будет. Независимо от того, хорошо это или плохо. Общество Среды рано или поздно похоронит последних достойных своих представителей. Придет время выйти на улицу и узнать, что есть просто общество, которое не заслуживает даже того, чтобы его «контролировали» или «цензурировали». Не то, чтобы финансировали.

Это общество не состоит из струящихся потоков свободы, но и не сводится к постоянно работающему телевизору, как это видит Среда. Практики выживания в нем постоянно порождают разнообразные не зависящие ни от чего артефакты – по ту стороны позы «великой творческой личности». Личность, как известно, — понятие пенитенциарное. Так что если с вами работает госконтроль, цензура и заказчик темы – значит, вы для них существуете как нечто ценное. В отличие от всего того «остатка», который не подпадает даже под категорию «подчиненных» и «служащих».

И пять минут «отраженной свободы», полученной от созерцания неподцензурного самовыражения вольного художника – не слишком ли это мало для того, кто почти не существует?


Прикреплённый файл:

 hudojnik.jpg, 54 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

29 октября 04:38, Посетитель сайта:

Хорошо, что Вы стали писать.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019