19 марта 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Яна Бражникова
5 ноября 2016 г.
версия для печати

Если ты strange

When you're Strange

When you're Strange

When you're Strange

J. Morrison, 1967

– Кого ты больше всех любишь, загадочный человек? Скажи: отца, мать, сестру, брата?

– У меня нет ни отца, ни матери, ни сестры, ни брата.

Ш. Бодлер «Странник», 1862

Конец 2016 подарил сразу три кинокартины с возрастным цензом в ассортименте 12+, 16+ и 18+, которые можно отправиться смотреть, переслушав известный хит The Doors и перечитав первую поэму Бодлера из «Парижского сплина». Кто-то объявил тендер на тематическую связку «странный человек» плюс «временная петля».

Джим Моррисон и Шарль Бодлер парят над нынешней киноповесткой широкого экрана. Qui prodest? Эти двое – точно.

Конец 2016 года подарил сразу три кинокартины с возрастным цензом в ассортименте 12+, 16+ и 18+, которые можно отправиться смотреть, переслушав известный хит The Doors "People are strange" и перечитав первую поэму Бодлера из «Парижского сплина», которую принято переводить как «Странник». Можно в обратной последовательности.

Очевидно: кто-то объявил тендер на тематическую связку «странный человек» плюс «временная петля». В случае первых двух картин («Дом странных детей» Тима Бёртона 12+ и «Доктор Стрендж» от Marvel 16+) обе идеи заложены в названии и являются несущей конструкцией сюжета. Само выражение «временная петля» присутствует в обоих опусах и выполняет аналогичную концептуально-сюжетную функцию.

Третий фильм – «Это всего лишь конец света» Ксавье Долана, обладатель Гран-при Каннского фестиваля и приза христианского жюри Канн – повод для особого разговора. Все, что написано о нем, не выдерживает критики. Это, пожалуй, последнее наиболее яркое событие христианской культуры десятых годов. The Doors перед походом на фильм можно не слушать: фильм о Конце мира сам представляет собой микс известных музыкальных хитов нулевых. А вот бодлеровский «Странник» — ключ к долановскому миллениум-апокалипсису.

Доктор Стрэндж

Это самый внятный и успешный плод от брака «странности» и «временной петли». Думаю, в истории продукции Marvel наступил новый этап: эпоха Энтони Эдварда (Тони) Старка уходит, куда и положено. «Железный человек», герой книги Л. Баума и Л. Волкова, а также бренд-образ индустриальной модернити, позволивший в свое время Бодрияру раскрыть источники ее динамизма и непредвиденного конца, не пережил испытания иронией. Любимец публики — Шерлок в исполнении Бенедикта Кембербетча — пришел в поднадоевший однообразным трэшем мир Marvel в образе «советника медицины» нейрохирурга Стивена Винсента Стрэнджа. Впервые за историю приключений супергероев можно смеяться надо всем и по делу. Хочется сказать: Marvel, умри: лучше не будет! Но умирать он, ясное дело, будет долго – пока не дренирует до конца потенциал Кембербетча. Открытый финал «Доктор Стрэндж»-а намекает: «он улетел, но обещал вернуться».

Несмотря на внятность философского послания «Стрэнджа», возникает парадоксальное желание пересмотреть (что впервые с Marvel, опять же). Концентрированный текст; фактор скуки сведен к минимуму. Барочная повторяемость, характерная для этого жанра, обращена в эстетический и сюжетный прием. Как и фильм «Герой» Чжана Имоу (2002), «Доктор» — это опыт о Повторении. Его «временная петля» — не ницшевское «вечное возвращение», а, скорее повторение С. Кьеркегора – за вычетом различия Ж. Делеза («Повторение и различие»).

Есть и еще одна поп-философская формула, звучащая с экрана: «Мир, как мы его знали, подходит к концу», объединяющая одноименные книгу Э. Валлерстайна и хит R.E.M. Собственно, в этом и проблема, призвавшая к служению Доктора Стрэнджа: некий «старый мир», воплощённый в образе Женщины — Древнего Учителя (исполняет Тильда Суинтон), готов испустить астрал и оставить мир беззащитным перед вторжением «по праву» некоего Электронного Демона и его аватаров. Во власти Тильды – Время и даруемые им профиты. Демон же «рулит» Пространством – рулит в прямом смысле слова, разворачивая плоскости, урбанистические сечения, играя зеркалом и проч. Победа над проклятьем протяженности (несмотря на «восточный» антипросвещенческий флёр, «Доктор Стрэндж» замешан на старой доброй католической метафизике) возможно, лишь сказав: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!», образовав «временную петлю» и повернув ход событий к точке, где во времени «еще не случилось кошмара». О том, что в этот момент «обнуления времени» оно уже – не Время, а сегмент пространственной модели – авторы, понятно, не думают. Если много думать, кино не снимешь.

Несмотря на слоган фильма «За гранью сознания начинается новая реальность!», а также постоянные диалоги «за духЪ против плоти», я бы советовала феминный образ «Древнего духовного учителя» трактовать именно как Плоть, Материю и даже Землю. Плоть покидает мир, слившись в астрал. В частности, этим объясняется момент морализаторского разоблачения со стороны Доктора: Стрэндж обвиняет Древнюю Учительницу в том, что источник своего долголетнего воспроизводства она берет у «тёмных сил». Что очевидно: Материя амбивалентна и нечиста в своих истоках, нефть в плоти земли – сила мёртвых тел. Традиция «уходящего мира» (да уж ушедшего давно!) – черна как нефть. Однако, в отличие от нефти, она не столько неисчерпаема, сколько не доступна.

Кстати, еще один афоризм фильма: «Со своим демоном нельзя совладать, надо научиться не подчиняться ему» — идентичен посланию нового российского фильма «Монах и бес» по сценарию Ю.Арабова.

Дом странных детей

Мог быть решен лучше или хуже или вообще не быть снятым: заслуг Тима Бёртона это уже никак не убавит.

В центре этого мира – тоже Мудрая Фемина, точнее хищная птица из семейства Peregrine. Под ее защитой – стрэнджевые, странные, дети. «Особые», как их принято называть в современной психиатрической практике. Проблема государственной «исключенности» особо одаренных — в том числе «никчемными» дарами (т.н. «синдром Аспергера») — знакома мне не понаслышке. Любое обращение к ней, наверное, надо приветствовать. Или не любое? Во всяком случае, Бёртон делает всё, чтобы убедить в «эффективности» особых. Ну, если конечно, потенциальный наделенный властными полномочиями зритель, от которого зависит их возможная социализация, сам не утратит трезвости сознания в ходе просмотра картины: сказки Бёртона всегда на грани.

Миф об «особых» здесь наложен на другой Большой сюжет: холокост. «Особые» живут «во временной петле», каждый раз проживая один и тот же райский день 1943, в определенный миг которого они должны погибнуть под вражескими бомбами. Петля останавливает Силы ужаса и падающие снаряды. День Сурка – не худшая расплата за ежедневное предотвращение Фабрики смерти. Будем смотреть веселее на наш актуальный Бесконец!

Это всего лишь конец

Но всё-таки возможен для нас и Конец. По ту сторону голливудского апокалиптического формата и бесконечного холокоста.

К. Долан нарочно выводит Апокалипсис в заглавие фильма «Это всего лишь конец света». Пустое! Рецензенты в лучшем случае пишут о том, что это фильм о том, «как сложно любить ближнего своего». Между тем, перед нами буквальная притча. «Временная петля» здесь – Второе осевое время К. Ясперса, Судный день, второе пришествие Христово.

Христос – Писатель – естественно, Странник. Он отправляется в последнее путешествие к тем, кто любит его и ненавидит — стигматизирует за ту же самую странность, стрэнджевость. Писатель-гей (Христос) приходит в мир (Семью), чтобы известить о своей скорой кончине, а значит и о кончине этого мира. Последний, несмотря на оставленность Христом (Писатель уехал в Город и много лет не видел свой семейный мир), живет лишь памятью о Нем, ловя каждый знак его присутствия, каждое свидетельство о его «успехах», о его жизни – там, в Свете. Замечательна эта параллель между столичным светским обществом (сплошным гей-кварталом) и светлой «обителью Отца», куда ушел Спаситель после крестных мук. Мать уточняет: «Ты все еще живешь в гей-квартале? Я пишу тебе туда». Писатель: «Нет, я уже переехал. Но твои письма мне пересылают.» В самом деле: до недавнего времени благодать христова если где и была, то у геев и феминисток. Но сегодня и от них она «переехала». Куда? Вопрос открыт.

Итак, Христос (экс-гей) приходит в мир, где его встречают: 1. Обкуренная, но святая младшая сестра — своего рода Мария из лазарева рода 2. Брат-психопат — при должной терапии все могло бы встать на свои места, но он не ищет лекарства, а ищет конца; во всем он видит признаки его. Он яростно, до кулаков, ненавидит Христа-писателя, родного брата. И все же только он предвидит Весть о конце. Собственно, потому и ненавидит, желая как можно скорее вернуть брата туда, откуда он прибыл. Дискурс конца и сам Конец – несовместимы. В апокалиптическом дискурсе "последних времен" Конец должен всего лишь вот-вот наступать, но никогда не случаться, не прибывать, не наступать. 3. Жена брата (своего рода Марфа) – простая душа, жертва патриархального насилия, вечная мать 4. Его Мать, которая произносит формулу постсекулярной веры: «Я никогда не понимала тебя. Но это не мешает мне любить тебя». И уже непосредственно перед наступлением Конца она говорит: «В следующий раз мы подготовимся лучше». Все они готовились как могли к Его приезду. Но он все равно застал их врасплох.

Когда Конец совершается, Писатель-Христос уходит под Natural Blues — знаменитый сингл Moby, в основе которого духовное песнопение «Trouble So Hard» ("Грехи мои тяжкие"), исполняемое американскими фолк-певцами Vera Hall и Dock Reed.

*****

Все три фильма, включая последний, на мой взгляд, должны быть рекомендованы к коллективному школьному просмотру. С последующим обсуждением и написанием сочинения-рассуждения. А иначе зачем все эти возрастные цензы, если не для ориентации «работников просвещения»? До Просвещения, впрочем, по прежнему как до Апокалипсиса: оно как бы уже и случилось во всем регистре 0+, но что с этим делать – непонятно. Запретить нельзя, обсуждать с детьми тоже нельзя. Вот и кольцует по «временной петле», как неприкаянное.


Прикреплённый файл:

 srange1.png, 19 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019