23 мая 2017
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Андрей Хоров, Екатеринбург
2 декабря 2016 г.
версия для печати

"Молодой Папа": cпособен ли отец быть сыном?

Intro к сериалу

Вифлеемская звезда всходит, приветствует Младенца, и начинает свой путь через галерею Пинакотеки. Пролетая через девять сюжетов – девять серий звезда разгорается зловещим светом, чтобы в конце разорвать древние полотна и смести с постамента Папу Римского, отлитого в бронзе. Параллельно вдоль галереи в белой сутане движется Ленни Беллардо – «молодой Папа» Пий XIII. Это он звезда Апокалипсиса

Он – истинное воплощение индивидуализма и безжалостности, невероятной самооценки, поднявшей его до самого Бога, в которого Ленни истово не верит. Паства недостойна его узреть, а кардиналы, впервые за столетие, целуют туфлю в знак почтения. Несмотря на средневековые взгляды, Пий XIII – квинтэссенция человека Просвещения, он сверхрационален, предусмотрителен и циничен. Оттого он снисходительно смотрит на премьер-министров и выпускников Гарварда. Никто не достиг его бесстрастности и цельности. Нет подобных ему. Он истинный лик Христа. И кроме того, по собственным словам, он невероятно красив...так же, как Иисус. Кто еще кроме Ленни стал в этом мире полноценной личностью? Кто настолько верит в себя, чтобы требовать от Бога жизни и смерти, обращаясь к Нему: «Господь, пора нам с тобой поговорить о сестре Антонии»? Чьи моли­твы исполняются, исключительно из веры в себя?

Скрывшись от медиа в неприступном Ватикане, Пий XIII создает Церковь по образу Божию. Если Бог заявляет о Себе вопиющим невниманием к людям и отсутствием в мире, то и Папа проповедует «присутствие – это отсутствие». Не имея ни спецслужб, ни армии, ни, как он сам замечает, «выхода к морю», Пий XIII требует вернуть папскую тиару – символ полноты и сосредоточенности власти. Христианство в лице римского епископа персонализировало власть настолько, что превзошло любые политические формы, любые верования и любых императоров и тиранов. А как может быть иначе после того, как Бог стал человеком? Нет, не коллегия кардиналов, не Собор святых, и не апостольская община образует Новый Завет человека с Богом. Только индивид, особь, автономная личность, суверен – единственный, кто воспроизводит евангельскую весть в полноте человеческого бытия и находится он на Римском престоле. Так, Папа Пий XIII является точной иллюстрацией слов Карла Шмитта, что католицизм заключается в "специфически формальном превосходстве над материей человеческой жизни, какое прежде не было ведомо ни одной империи". Как только этот тезис о почти ницшеанском сверхчеловеке становится прозрачен зрителю, тут же режиссер начинает движение вспять.

Сама бесформенная материя находится прямо под боком Ленни, в зале приёмов. За стеклом стоит статуэтка палеолитической Венеры. Она – матерь и материя, пра-церковь и архетипическая основа жизни вызывает оцепенение под биение тамтамов у самого могущественного кардинала – первого госсекретаря Ватикана – Воелло. На грудастое и брюхастое безголовое создание западает Патриарх Московский, отвлекаясь на звуки разухабистой «калинки-малинки». И кардинал Воелло, и православный патриарх служат Церкви как материнскому чреву, месту, откуда мы все родом. Ленни Беллардо не может оценить их эротических фантазий, по одной простой причине – он сирота.

Родители-хиппи оставили Ленни около католического приюта, а сами скрылись в неизвестном направлении. Взойдя на Римский престол, прежде чем вернуть папскую тиару Ленни, требует устроить место, куда будут стекаться все подарки. Он надеется и ждёт внимания от родителей. Выбирает зажигалку, которую они гипотетически могли бы прислать (да, в Ватикане, согласно Соррентино, курят почти все, причем все это делают элегантно – и особенно Папа). По большому счету, Ленни взобрался на самую вершину церковной власти ради единственной причины. Чтобы найти отца и мать, он стал святым и непорочным, безупречным и безжалостным. Ленни Беллардо стал самым достойным человеком в мире и Пием XIII только для того, чтобы заслужить любовь родителей. Поэтому, взойдя на престол, он обнаружил, что он – Папа, отец всех верующих,– не может принять христиан как детей.

Ему говорят "вы – Церковь". Ему говорят "вы – власть". Ему говорят "вы – Христос". Но это его не трогает. Как не трогает палеолитическая бесформенная женщина.

Ленни начинает всматриваться в детей, но в своей очаровательной мизантропии ему не удается видеть опыт детства. Хотя в целибате Папа видит напоминание, что прелаты лишены возможности быть родителями, поскольку они всегда сыны Божии, но что значит быть сыном, Ленни не знает. В детстве он видит только травмы, которые следует лечить. Он вымаливает смерть настоятельнице африканских приютов, скрывающих от детей питьевую воду. Он начинает дело против архиепископа-педофила, посылая на расследование человека, пострадавшего в юности. По прибытии в Рим архиепископ жалуется Папе, что его порок обусловлен травмой детства, но Ленни видит, что это лукавство. Он смотрит на человека, также пострадавшего, но сохранившего непорочность. Значит, травма не определяет твою жизнь. Всегда остается выбор – пойти у неё на поводу или нет.

Если сделать травму основой своей жизни, то придется отречься от радости детства, вырасти в один миг, стать взрослым, каким стал Ленни. Обретая полноту индивидуальности на вершине могущества, Ленни получает другое имя "Пий XIII", и отрывает себя от своей биографии, физиологии, генетики, жизни и мира. Если вернуться к словам Карла Шмитта, служащим рефреном первой части сериала, то вторая часть демонстрирует главный изъян католицизма: суверенная личность прекрасна, идеальна, но она рассекает мир.

В конечном счете режиссер Соррентино задает фундаментальный вопрос: возможен ли мир, населенный просвещенными взрослыми личностями? Хорошо, не всеми. Спросим иначе: возможен ли мир, населенный хотя бы одним-единственным Взрослым? Благо ему положено быть взрослым по статусу – Отец, Папа, Лицо и Глава христианского мира. Режиссер отвечает: нет, такой мир невозможен по очень простой причине. Миру не нужен такой человек, а ему не нужен мир. Они – человек, мир и еще с ними вместе Бог – все трое чувствуют себя вполне комфортно в своей автономности, не обращая друг на друга ни малейшего внимания.

Какой же мир тогда возможен? Как возможно общение, радость и дружба? Только в образе благословенной Хуаны – девочки, которая перед смертью без конца играла с детьми, Ленни Беллардо находит опору. Он долго сомневается в её святости – какой смысл в играх? – но вспоминает, что благодаря жонглированию тремя апельсинами юный Ленни привлек внимание простой девушки и получил крохотный опыт любви, ставшей ему надеждой и искушением на долгие годы. Сделав эту слабость публичной, фактически исповедавшись в ней перед всем миром, он открылся и в этой беззащитности оказался рядом вместе со всеми людьми, со всем миром, от которого он так бежал. Принимая себя и всех людей, Ленни обнаружил, что взрослые – это те же дети, которые просто хотят брызгать друг в друга апельсиновой кожурой и смеяться. И тогда, и только тогда – можно увидеть Бога. Он тоже смеется.

PS. Сравним с "Учителем" К.Серебренникова. Школьник использует христианскую веру для подъятия человеческого достоинства на недосягаемую величину. С этой планки он легко может сопротивляться уравнивающей рационализации биологички, похотливости одноклассниц, истеричности матери, стадности сверстников. Он вырывает себя из мира, в Библии он обретает основу самодостаточной личности, но это не делает его молитву чудотворной, а его самого безупречным. В конце концов, его сопротивление материи жизни и сексуальным девиациям, ей присущим, требует от него уничтожить саму жизнь, если она так неверно устроена. Собственно, Пий XIII должен был бы пойти именно по этому пути, как это следует из Intro к сериалу. Но он, как обещал, совершил революцию – разворот вокруг собственной оси, благо это ось мира.


Прикреплённый файл:

 apa2.jpg, 72 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

3 декабря 01:22, Посетитель сайта:

Off topic

Небольшая ошибка в обработке поданного голоса (в механизме голосования).

Одновременно выводится:

"ВЫ ВВЕЛИ НЕПРАВИЛЬНЫЙ КОД. ПОПРОБУЙТЕ ЕЩЕ РАЗ"

"Спасибо, ваш голос засчитан".


6 декабря 01:49, Алина:

"Учеником" К. Серебренникова может быть?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2017