15 ноября 2018
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Бражников
17 октября 2018 г.
версия для печати

Константинополь не будет наш

Октябрь 2018 года может войти в историю как год одного из крупнейших расколов в мировом Православии. Произошедшее можно вкратце охарактеризовать как полный политический и дипломатический провал патриарха Кирилла и подвластной ему структуры. Всегда хотелось иметь исторический или жизненный пример к гоголевской унтер-офицерской вдове, которая сама себя высекла

Синод РПЦ 15 октября принял решение о полном прекращении евхаристических отношений с Константинопольским патриархатом. Полный текст решения опубликован на сайте РПЦ.

Накануне, 11 октября, Синод Вселенского патриархата поддержал продление предоставления автокефалии Украины, а также официально утвердил, что церковью-матерью Украине является Константинополь. Также Синод снял анафему с главы УПЦ КП Филарета и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария. Глава УПЦ Киевского патриархата Филарет заявил, что в ближайшее время состоится объединительный Архиерейский собор для создания единой Украинской поместной церкви.

Также Вселенский патриархат признал незаконной аннексию Киевской митрополии Москвой в 1686 году.

Произошедшее можно вкратце охарактеризовать как полный политический и дипломатический провал патриарха Кирилла и подвластной ему структуры. Всегда хотелось иметь исторический или жизненный пример к гоголевской унтер-офицерской вдове, которая сама себя высекла. Разрыв с Константинополем – тот самый случай. Москва сама, по собственной инициативе, отрезает себя от Афона и Святой Земли – а по большому счету, от вселенского православия, от всей христианской ойкумены.

Священноначальники, которые тридцать (как минимум) лет учили свою паству тому, что «таинства раскольников безблагодатны» и что «раскол – самый страшный грех, который не смывается даже мученической кровью», — устроили самый настоящий раскол. Притом это раскол, в отличие от многих других в истории, произошёл исключительно по политическим мотивам. РПЦ не может сформулировать ни одной причины, касающейся вопросов вероучения или искажения религиозной доктрины. В вину Вселенскому патриарху ставится лишь признание анафематствованного РПЦ Филарета – одного из трех (и главного) претендента на пост московского патриарха в 1990 году, в отместку за поражение на выборах создавшего Киевский патриархат. То есть по сути речь идёт о локальном внутримосковском конфликте, который МП за почти 30 лет так и не смогла урегулировать. И вмешательство Вселенского патриарха в этом контексте выглядит логичным: он выводит из тени 4 миллиона прихожан КП, которые смогут теперь причащаться со спокойной совестью. Они вместе с УАПЦ (ещё одной православной структурой на Украине) составят ядро новой поместной церкви. Несомненно, к ним примкнет и какая-то часть нынешней УПЦ МП, а та, что не примкнёт, – отправится в раскол вместе с РПЦ. Это именно раскол – поскольку трудно поверить, что какая-либо ещё поместная церковь разорвёт евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом из солидарности с Москвой. Теперь, по факту, РПЦ МП – раскольническая (а значит, согласно учению самой же МП, безблагодатная, не дающая «спасения») секта. Кто громче всех кричал "раскольник", тот сам и оказался раскольником.

Что касается проблемы украинской автокефалии, она существует как минимум с 1992 года. В 2005-м, казалось, она решится в пользу Константинополя, когда к Варфоломею обращался президент Ющенко. Но тогда Вселенский патриарх взял паузу. В том, что этого не случилось ни в 1992-м, ни позже, я вижу личную заслугу покойного патриарха Алексия II.

Но что, за тридцать лет к этой ситуации нельзя было подготовиться? Нельзя было как-то договориться? Нельзя было, в конце концов, если ситуация безвыходна, самим дать Киеву искомую автокефалию? И тогда не нужен был бы весь этот спектакль с разрывом общения.

Но нет. Жадность, косность, властолюбие, амбиции, некомпетентность, недипломатичность того, кого называли "церковным политиком" и "дипломатом", не позволили решить вопрос мирно, без скандала.

Всем понятно, что это вопрос «политический», и мотивы Константинополя в снятии анафемы с бывших раскольных епископов Филарета и Макария в заявлении названы «политическими». Но ведь и анафема обоим также была «политической». Никаких «канонических» оснований для неё не существовало. Вопросы вероучения или обряда в православии уже давно всерьёз никто не обсуждает. Поэтому попытки задним числом выдвинуть претензии лично к Варфоломею, звучащие из уст иерархов МП, выглядят жалко и запоздало. Кем бы ни был Варфоломей, он и в нравственном, и в религиозном смысле выглядит гораздо достойнее одиозного Кирилла, авторитет которого в православном мире близок к нулю.

Политические мотивы вообще в деле развития церкви всегда играли существенную роль. Так, Киевский Князь Владимир, памятник которому недавно установили в Москве, принял крещение в Корсуни (Херсонесе) именно по политическим (и, возможно, ещё эротическим) мотивам. Однако это не отменяет тех грандиозных последствий этого шага для изменения религиозного ландшафта, которые произошли в течение последующей тысячи лет. Вплоть до XVI столетия иерархия и клир поставлялись на Русь преимущественно Константинополем, и митрополит Киевский был частью структуры Константинопольского патриархата. После смутного периода, когда Русских (Киевских) митрополитов было несколько; после того, как Литва и впоследствии Речь Посполитая стала католической (а если бы выбрала православие – у Москвы не было бы никаких исторических шансов), — Киевский митрополит Пётр поселился во Владимире, а затем в Москве (называясь при этом Киевским) и завещал (по легенде) похоронить себя в стенах строящегося Успенского собора. Тем самым принёс себя в строительную жертву возникающей независимой московской митрополии.

Москва изначально не имеет прав не только на собственный патриархат – пятый в диптихе (где, простите, была Москва во время оно? Остальные четыре города стояли на месте). Москва, строго говоря, вообще не имеет права даже на независимую митрополию. Митрополит Киевский и Всея Руси, подчиненный материнской структуре – Константинополю, – это понятно. А Москва тут вообще при чём? Константинополь, породивший христианскую Русь, имеет не только полное право «вернуть» Киевскому престолу независимость от Москвы, он имеет право лишить Москву патриаршества и поставить её в зависимость от Киева. Потому что московское патриаршество, как и подчинение Киева Москве, было выторговано у Константинополя всеми правдами и неправдами и вполне может быть объявлено «временным» решением. Это ведь только мы, русские, вместе с другими европейцами, живем во времени и в истории. А Рим, Константинополь, Антиохия, Александрия и Иерусалим – в вечности. Для нас 500 лет – огромный исторический срок, а Им 500 лет – как одно мгновение! Вчера дали автокефалию, сегодня забрали, завтра дадут опять.

Православие изобрели греки, как католицизм – римляне. Это были формы античной (эллинистической) культуры, куда они сбежали от жадных и глупых варваров. Предполагая заранее, что варвары придут и туда, они придумали сложные правила. Суть их в том, что варвар, даже если выучит их наизусть, никогда не поймёт, как они работают. Можно сколько угодно кричать о «посягательстве на каноническую территорию», забывая, что сами границы этой территории когда-то были определены Константинополем. Отмена соборной грамоты 1686 года означает, помимо прочего, что не только Украина, но и вся Белоруссия и даже Смоленская и Брянская области РФ — это "каноническая территория" Киевской митрополии. Можно сколько угодно обвинять греков в непоследовательности, но невозможно переиграть их в игру, правила которой они установили сами. Нельзя быть православнее греков, как и нельзя быть святее папы Римского. В XVII веке греки, под давлением исторических обстоятельств, что-то дали настырным московитам; в XXI взяли назад. И все это, разумеется, «канонично», что бы ни вопили о попрании канонов обиженные клирики Великой Тартарии, едва ли способные даже точно перевести с греческого (не говоря уже – понять) слово «канон».





Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2018