23 мая 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Вера Генисаретская, Вирджиния, США
19 апреля 2005 г.
версия для печати

Ветра небесной России

Моим детям Анне и Марии

Россия – страна страстотерпцев и святых, это – Четвертый Удел Пресвятой Богородицы. Живая по Успении Пресвятая Богородица избрала Россию Своим Уделом. Хула на Россию – это хула на Духа Святого


МолитваКогда я была маленькой, у моей бабушки, бабы Иры, которая жила на Соколе, был желтый старый диван. В диване лежали старые журналы «Огонек» и несколько изодраных книг без обложек с «ятями». Я в то время читала все (я очень рано научилась читать). Я читала все эти «Огоньки» и все эти книжки с «ятями». От чтения «Огоньков», хоть и «интригующего», во мне всегда возникало ощущение какой-то пустоты и фальши и скуки, и страха. От чтения книжек с «ятями» становилось тепло, уютно, домашне, словно я переносилась куда-то, где жила всю жизнь и что забыла, что было родным, именно родным, как бывает когда снится сон, в котором ты попадаешь в совершено знакомую местность, а, проснувшись, понимаешь, что местность та была вовсе незнакома. Но она была родная, «теплая» и очень хотелось туда.

Книжки с «ятями» были на желтой бумаге. В них описывалась жизнь гимназисток, паломничества в загадочный город Иерусалим, дружба сына кучера с девочкой-дочкой помещика, и как потом этот сын сдал экстерном экзамены за гимназию и его приняли в институт и они с этой Катенькой «выходят в новую жизнь». Еще у меня была «Детская Энциклопедия». На обложке сидели на скамейке девочка и мальчик и смотрели вдаль, а там была радуга. Энциклопедия была тоже с «ятями» и я ее читала и перечитывала постоянно. Помню под папиросной бумагой развернутую цветную картинку паровоза с «внутренностями», ряд планет, картинку «Клеопатра в дни своего величия», а также рубрику в конце каждого тома «Чем и как себя занять». Желтые книжки без обложек и эта «Детская Энциклопедия» совершенно никак не пересекались с «Рассказами о Ленине», с какими-то песенками, которые мы пели в детском саду, с «детьми Подземелья» Короленко (бедный Короленко! Но тогда я не знала). И потом — со всей моей жизнью в школе. Но они органично сочетались со всем, что было связано с моей бабушкой. Бабушка мне пела колыбельную «Спи младенец мой прекрасный». Еще она пела песню, которую я всегда просила ее спеть еще. Это была песня «Был у Христа Младенца сад». Я всегда плакала на словах «Из шипов они сплели венок колючий для него. И капли крови вместо роз украсили Его чело».

Тогда в детстве я научилась жить в двух мирах. Один мир был очень тесно связан с «дедушкой Лениным», которого я обожала до дрожи, до судорог в коленках и порой плакала, глядя на его какой-нибудь портрет на улице. Ведь Ленин был «самым человечным человеком, любящим детей, отдавшим жизнь за счастье всех людей». Я, маленькая, сидела в своем «детском уголке» и мысленно целовала его портрет. Если бы мне сказали умереть за Ленина, я бы умерла с радостью. Но в этом мире Ленина существовали какие-то плавильные котлы, газета «Вечерняя Москва» (впрочем, один поэтический заголовок которой я до сих пор помню, он гласил: «В Москву пришла зима» — и правда красиво), битвы за урожай, Куба, несчастные американские негры, замученная фашистами Зоя Космедемьянская, очереди за макаронами и за мукой по талонам к праздникам (родители давали мне рубль, если я отстаивала очереди), карамель «Апельсиновые корочки», кино за 10 копеек, где показывали войну и партизан и какую-то девочку, которая искала отца, и фруктовое мороженое за 7 копеек, и голос Левитана «Внимание, Внимание. Работают все радиостанции Советского Союза и Советское телевидение». Там же была еще одна моя любимая песня. Ее пела мама — «Каховка, Каховка, родная винтовка». Это была грустная песня, но от «горячей пули» мне всегда вспоминались почему-то похороны девочки на нашей улице и щемило сердце.

Другой мир был совершенно не связан ни с чем, там были какие-то совершенно незнаемые и необозримые реалии, которые в моей обычной жизни никак не встречались и ни с чем не пересекались. Другой «стиль», другая «пластика». Это был мир желтых книжек с «ятями», бабушкиных чистых крахмальных постелек на пуховой перине, каких-то ее бульенчиков и пирожков, песенок, словечек, никак не согласующихся с действительностью, ее буфета с двумя добрыми и как бы живыми львами, подпирающими верхнюю часть буфета, с которыми я любила разговаривать и которых я целовала, называя их «мои левушки», царицы Клеопатры, цветных паровозов, открытки с непонятной надписью «Христос Воскресе!», где невысокий человек дарит крашеное яичко солдату и открытки под названием «Русская курочка, славянские цыплята и германские воришки», где под крыло большой пестрой курицы под названием «Россия» бежали желтенькие и беленькие цыплята, называемые «сербы», «болгары», «хорваты» и я не помню кто еще. Когда я пошла в первый класс, мне стало ужасно не хватать этого «другого мира», и я ходила в школьную библиотеку и просила дать мне какие-нибудь книги «из жизни благородных девиц». Помню, мне дали всего одну, в которой бедная девочка была помещена в Институт Благородных Девиц в Петербурге и как она страдала оттого, что ее вдова-мать не могла содержать ее так же, как содержались ее подружки. Потом эта девочка стала революционеркой. Но почему-то, обожая Ленина, я не любила революционеров. Все, что было с ними связано, было «серым», «неуютным», бесцветным и с тяжелым «запахом». И вообще не любила всего того, что описывалось в послереволюционных книгах. Даже Михалкова не любила, особенно его какую-то поэму, где дедушка рассказывает детям о «проклятом мрачном прошлом». Нет, неправда. В третьем классе я прочитала Ильфа и Петрова и пришла в восторг. Мне нравилась потрясающая свобода, с которой Остап Бендер и его спутники передвигались по стране. Ильф и Петров мне давно стали совсем неинтересны, но тогда я ими зачитывалась и знала наизусть всякие прибауточки из их книг, и потом была удивлена, когда в класе восьмом мои одноклассники начали их цитировать как что-то сверхновое и остроумное – я-то думала, что все, как и я, это уже давным-давно прочли.

Однажды, еще до школы, когда папа учился в аспирантуре, прибежав домой с улицы, я стала что-то рассказывать и в доказательство того, что мой рассказ правдив, воскликнула: «честное ленинское, честное сталинское!» (это было уже много после 56-го года, но почему-то мы дети все еще поминали Сталина в своих клятвах). Бабушка побледнела, внимательно посмотрела мне в лицо и сказала: «Верочка, а знаешь ли ты, какими ужасными именами ты клянешься?» Я опешила, и тогда она сказала: «Садись и слушай». Она мне рассказала и про Ленина, который «расстрелял царя, его жену и его маленьких деток» и погубил «много других прекрасных людей», и про Сталина, который убил миллионы и нашего Шурика (брата бабушки) и довершил начатое Лениным разрушение России. Бабушка взяла с меня клятву никогда никому про это не говорить. Я не говорила, но с той поры моя жизнь как бы уже окончательно переместилась в другой, «нереальный» план. Хоть я и не говорила, но, наверное, учителя что-то чувствовали. Потому что в пятом классе меня на общешкольной линейке с позором исключили из пионеров. Но вот что здорово. Я очень плакала, когда меня на этой линейке поносили учителя и вожатые (но не одноклассники, хотя старосту нашего класса Сережу Леонтьева заставили выступить, но он ничего плохого не сказал, а просто что-то промычал). И потом после этой линейки я спускаюсь по лестнице и реву, и подходят ко мне мальчишки из нашего класса и говорят: «Чего ты ревешь-то? Не будешь теперь эту красную тряпку носить и скажи спасибо!» И мне стало так легко и хорошо, когда они это сказали! Изгоем быть нелегко. Спасибо вам, ребята, Саша Валгин и Дима Лагошный, и, кажется, Саша Романов.

Повзрослев, я стала задавать вопросы. У меня была еще одна бабушка, баба Дуся, Евдокия Никтична Абашкина, вернее, она была не бабушкой, а теткой моего отца. После смерти своего брата Петра Никитича Кондрахина (умер от тифа в вагоне, не доехав до фронта в 1941 году) и его жены Марии (тоже от тифа), она взяла к себе пятерых его детей. Был еще шестой Илья, но он в возрасте 18 лет погиб под Курском в первой же битве, куда его, как и тысячи других мальчишек, послали необученным и, кажется, даже без винтовки, как «пушечное мясо». Сама баба Дуся была вдовой. Вышла замуж во время Гражданской, мужа сразу же забрали на войну «не то белые, не то красные, не то зеленые, кто их разберет», он никогда не вернулся. Родила сыну Гришу, ради него не выходила замуж, горбилась в колхозе за «трудодни» (действительно горбилась, потому что очень рано согнулась в три погибели от непосильной работы), потом Гриша в 16-летнем возрасте умер от аппендицита. Она взяла детей брата, оставшихся сиротами, а когда их деревню, что была на линии фронта, разбомбили, вырыла землянку, и в ней они все жили. Всем детям она «дала высшее образование», а мой отец даже стал академиком. Но на Бога обиделся на всю жизнь: «мои родители были такими верующими, что же Бог твой их не спас?». Ему было 9 лет, когда он осиротел и остался в семье «старшим мужчиной» — эта гиперответственность сохранилась в нем на всю жизнь.

Так вот с бабушкой — маминой мамой, бабой Ирой — мне было все более-менее ясно. Она была баронессой, хотя ее отец, барон Петр Александрович Витте, всю жизнь работал (он был ученым и одним из ранних исследователей Монголии, заведовал Управлением Государственными Имуществами Монголии, был советником Верховного Ламы Богдо-Гегена) [1]. Ясно потому, что ее воспоминания о предреволюционной России – хорошие воспоминания – были объяснимы ее происхождением. С ней мы много говорили и она мне много рассказывала и Россия в ее воспоминаниях была прекрасна, другого слова я не могу подобрать. Хотя она изо всех сил старалась, чтобы у меня не было впечатления того, что Россия была прекрасна. Боялась за меня.

Но мне всегда очень было интресно узнать, как жили до революции простые люди. Об этом я много выпытывала у бабы Дуси. Ее родители помнили барщину. На барина они работали два дня в неделю, остальное время на себя или на «казенные земли» (за что им платили деньги). В праздники барин одаривал всех полтинником или рублем, не помню, а барыня мужикам подносила чарку вина, женщинам какие-нибудь ленты, платочки или материи, а детям конфекты. После барщины работать стали только на себя, или на казенных землях за деньги, или на барина тоже за деньги. В доме было две коровы и я не помню, сколько лошадей, кажется, тоже две, ну а о курах и прочей живности я не говорю. Все это по праздникам – то есть коров, лошадей, кур, амбары, избы, поля и огороды, колодцы, самодельные льняные полотна и даже речку — батюшка торжественно освещал. Брат Петя учился в церковно-приходской школе, а бабу Дусю туда не отдали, чтобы она «пряла». Но брат научил ее грамоте и она могла читать и писать. Потом брата за успехи послали учиться в Севск в какую-то земскую школу. Одна история бабы Дуси мне особенно запомнилась. За ее подругой ухаживал какой-то фабричный парень из Севска. И вот как-то этот парень подарил подруге «усклянку хранцузских духов». Баба Дуся и эта подруга вылили по пол-склянки на свои шали и пошли «у церкву». Запах был такой, что все оборачивались и на них смотрели. Шаль свою баба Дуся положила в сундук и все вещи, лежащие в этом сундуке, так и пахли, пока дом вместе с сундуком не разбомбили танки Красной Армии, выбивающие немцев из их уже ныне не существующей деревни (Кривцово, Брянской области, Севского района). У нас тогда, когда мне баба Дуся эту дореволюционную историю рассказывала, в Москве французские духи были недосягаемой роскошью. Потом все ее истории становились страшными. До революции в деревне не пили. Если парень, которому еще не было 25-ти лет, на каком-то застольи выпивал стакан вина, то на него все показывали пальцами и говорили: «Ему еще нет 25-ти, а он уже вино пил». О женщинах вообще речи не шло. После революции стали гнать самогонку. Баба Дуся рассказывала мне о ее страшном путешествии «у Бахмут за солью», о раскулачивании, о колхозе, о трудоднях, об ужасных каких-то «облигациях», о своей каторжной, непосильной работе, об одних калошах на всю семью, когда девочки (сестры моего отца Зина, Марфуша и Ира) ходили по очереди учиться в Севск в училище в каких-то самодельных онучах, а перед Севском надевали эти галоши. Все ее рассказы о послереволюционном времени были как наваждение и кошмар. Потом мой отец, уже работая после аспирантуры в министерстве, выхлопотал ей пенсию в 12 рублей. А скольким таким «бабам дусям», угробившим свои жизни в колхозах, не платили ни копейки!

Я писала стихи. Они были совсем не о « жизни». Я старалась, но не выходило о «жизни».

РоссияМой бывший муж всегда упрекал и сердился на меня за то, что я «не здесь, а где-то». Он был прав, и наверное, мое «отсутствие» его ранило. Я не жила в той стране, в том месте, в том времени, где я «жила», а та страна, где я жила, исчезла, и я не знала о ней, вернее, знала, но не знала, что я в ней живу, и только порой, в книжках, в песнях, в рассказах моих бабушек, в разговорах старух и стариков, которых я всегда «стихийно» обожала, в меня вливались солнечные и голубые и золотые ветра той страны. РОССИИ.

Я читала Пушкина и то, о чем он писал, так непохоже было на образ России, который задавался в школе, в официальной литературе, в темах школьных сочинений, в фильмах о прошлом, во всем, что меня окружало. Пушкин писал:

«Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны. Путешественник ездит из края в край по России, не зная ни одного слова по-русски, и везде его понимают, исполняют его требования, заключают с ним условия. Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud; никогда не заметите в нем ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. В России нет человека, который бы не имел своего собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности. Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывается по нескольку раз в день...»

Это чувство собственного достоинства, отмеченное Пушкиным, описанное Толстым и другими незапрещенными дореволюционными писателями и позже Ахматовой, я видела в моей бабе Дусе, в других русских старухах и стариках. Я видела его в том бережном уважении, с которым моя другая бабушка баронесса Ирина Петровна Витте, которая до конца своей долгой жизни ходила с поднятой головой и с прямой спиной, относилась ко всем без исключения людям. Мужество, достоинство и доброта.

Эта РОССИЯ, в которой я, не зная того, бессознательно, жила, не была той «нищей, черной, грязной и рабской Россией», образ которой в нас впихивался с детства и опровергать который большинство выживших людей, еще помнивших настоящую Россию, боялись. Боялись так, как люди боятся за свои и своих близких жизни. Мои обе бабушки – деревенская и бабушка-аристократка – боялись. То есть когда они рассказывали о прошлом, в их рассказах та РОССИЯ прорывалась, но это было нечаянно и вопреки их желанию меня «защитить». Конечно, баба Ира мне рассказала о Ленине и Сталине и взяла с меня клятву никогда никому этого не говорить. Но о РОССИИ она мне сознательно не рассказывала. Боялась, наверное, что я просто-напросто сойду с ума от контраста между РОССИЕЙ и тем, что выдавалось под ее именем. Только потом, когда вдруг однажды мы с ней оказались в дивном месте под Москвой, она почему-то начала рассказывать, рассказывать и рассказывать. Об их жизни, о том, что ели, о том, как мама позволила ей однажды с прислугой поехать по магазинам и по спискам сделать некоторые Рождественские покупки (груши, клубнику, сласти), о том, как в 1914 году с сестрой Леночкой они летом ездили на Волынь в имение их бабушки-маминой мамы Бабики (Екатерины Николаевны Красовской, в девичестве Ушаковой). В то самое имение, которое после революции оказалось на территории Польши и в котором выжили тетя моей бабушки Лена с ее мужем, замечательным писателем и поэтом Серебряного Века, учеником Анненского и другом Гумилева Александром Кондратьевым и их детьми. Кондратьев написал там свой «демонологический роман» «на Берегах Ярыни».

Бабе Ире было 9 лет, сестре Леночке 14, родители поручили их проводнику и пассажирам. Поезд шел на Волынь, и за окнами проносилась красивая сытная жизнь. Красивые зеленые луга, красивые коровы, красивые лошади, нарядные, чистые крестьяне. И в Киеве на вокзале тоже было очень красиво, по перрону ходили красивые чистые люди. На станции в Дорогобуже их встретил кучер Бабики Мартын и отвез в имение. Бабика была «строгая, но добрая». Она учила девочек убирать свои комнаты и подзадоривала их на пари разучивать стихи (кто больше и быстрее наизусть выучит стихов — моя бабушка до конца жизни помнила множество стихов, включая всего «Евгения Онегина»). В имении было два сада – «старый» и «молодой». Была река Горынь.

Аллеи, качели, гости. Красавица Леночка была рослой сложившейся девочкой и выглядела старше своих лет, так что ухаживающим за ней офицерам врала, что ей 16. Баба Ира страшно ревновала и все время выслеживала Леночку и однажды в очень ответственный для Леночки и ее кавалера момент, когда те были готовы взяться за ручки на скамейке, выскочила из кустов и прокричала: «А нашей Леночке всего только четырнадцать лет!». Момент был очень конфузный и Леночка, несмотря на свою обычную доброту, ее потом поколотила. В другой раз баба Ира «в шутку» отхлестала руки Леночкиного кавалера крапивой.

В августе началась война. На Волынь она пришла стремительно. Молодые офицеры приезжали попрощаться перед уходом на фронт. Бабика целовала их и благославляла иконой. Леночка дарила им цветы, становилась на цыпочки, махала рукой вслед уносящимся всадникам, посылала им воздушные поцелуи. Баба Ира, Ирочка, не понимала, что присходит, ей казалось, что праздник, в котором она жила, никогда не кончится, что все эти Вадимы, Георгии, Михаилы, Николаи скоро вернутся и они все вместе вновь станут играть в фанты и эти милые юноши снова станут галантно и покровительственно с ней танцевать на бабушкиных танцах, и Леночка снова будет с сияющими глазами спешить по аллее к скамейке, где у нее свидание с одним из этих милых и серьезных мальчиков, впрочем, взрослых людей для мой бабушки, и баба Ира будет потихоньку красться за Леночкой в невыносимых любви и ревности, когда падает сердце от того, что кто-то хочет взять за руку любимую и дорогую и такую прекрасную сестру. Но никто из этих юношей никогда не вернулся с войны. Во всяком случае, ни Леночка, ни баба Ира никогда их больше не видели. Последнее счастливое лето РОССИИ. Или последнее лето РОССИИ? Нет, я не верю.

Желтые книги с «ятями», «Детская Энциклопедия», буфет со львами, рассказы бабушек, Пушкин. Песни. Да, еще некоторые маленькие вещицы. У бабы Дуси была белая льняная самодельная, но очень красивая кофта, вышитая красным, настоящее произведение искусства. Она ее изготовила сама, когда «была деукой». Не знаю, как эта кофта пережила ревоюцию. Гражданскую войну, коллективизацию, последнюю войну, как не сгорела с остальным «добром». Не спросила. А у бабы Иры в деревянной шкатулочке были какие-то дивной красоты дореволюционные пуговицы (все остальное исчезло при обысках и в торгсинах) и лоскуточки. Еще были дореволюционные открытки, посланные разными родственниками из разных мест. Тоже с «ятями». На одной из них кто-то написал: «Дорогая моя девочка, запомни, не революция, а только эволюция». И еще были старые фотографии у бабы Иры. С фотографий смотрели лица, подобия которых просто исчезли из природы. У меня, к счастью, сохранилась часть этих фотографий, а какая-то часть пропала, но я их все равно помню. Глаза людей на этих фотографиях невозможно описать. Это честные и добрые глаза. И очень светлые. Это уверенные в себе и НИЧЕГО НЕ БОЯЩИЕСЯ люди.

Это была РОССИЯ. Единственная РОССИЯ, которую я – бессознательно – знала и любила. Бессознательно до одного момента.

Однажды я пришла к подруге и она мне стала с упоением и страстью, с каким-то торжествующим удовольствием читать вслух статью какую-то из какого-то посевовского журнала, в которой с настырным постоянством повторялась мысль о том, что «русские – это рабы по природе» и Россия — это «темная рабская страна». Приводились какие-то «исторические» свидетельства. Со мной тогда случилось что-то вроде обморока. У меня потемнело в глазах, на мгновение я, наверное, потеряла сознание, а потом стала плакать и выскочила из квартиры подруги. Оказавшись на улице, я поняла, что мне надо срочно, немедленно увидеть моего крестного. Я позвонила ему из автомата, попросила разрешения зайти, он позволил и я к нему приехала с распухшим лицом, потому что в метро по дороге на Юго-Западную, где он жил, я продолжала плакать.

Я должна тут сказать, что не только многомилостливый и всемилостливый Господь одарил меня жизнью, бытием, не только Он даровал мне самых прекрасных предков и родственников и друзей, но и самого замечательного в мире, во всей вселенной Крестного Отца. Женю Шифферса. Он когда-то научил меня молитве: «Благодарю Тебя, Господи за то, что в этом мире жили святые, радовавшие Тебя». Я говорю теперь: «Благодарю Тебя, Господи, за то, что в этом мире жил Женя, радовавший Тебя».

Я приехала к Жене, он напоил меня чаем и я стала рассказывать про статью, которую мне читала подруга. После моих первых двух фраз (а Жене не надо было много объяснять, он понимал все с самого начала и часто еще до того, как человек открывал рот) Крестный начал говорить:

«Россия – страна страстотерпцев и святых, это – Четвертый Удел Пресвятой Богородицы. Живая по Успении Пресвятая Богородица избрала Россию Своим Уделом. Хула на Россию – это хула на Духа Святого».

Он говорил много, но то, что я написала – это суть того, что он мне тогда сказал. На кухне, где мы сидели, была, как всегда у Жени, Святая Живая Теплая Тишина. Его слова разбивали черные обручи, создаваемые заклятиями тех, кто творил образ «тупой, рабской и нищей России». Во мне его слова разбили эти обручи-спайки навсегда.

Потом через много лет в «тонком сне» я явственно увидела то, что не могу описать словами, и когда я внутри себя где-то спросила: «Что это, Господи?», Голос ответил: «Это – Небесная Россия».

Была РОССИЯ. Синий снег перед закатом солнца. Сверкающие вершины заиндевелых деревьев. Скрип трамваев под зелено-улыбающимся дымным небом с желтыми проталинами дымов. Теплый свет в окнах. Извозчики. Трамваи. Редкие автомобили. Мучительно стараюсь вглядеться в лица, проплывающие перед моим напряженным сознанием, где все так знакомо, и так далеко, где я никогда не была и... была, жила, знаю.

Еще недавно был Достоевский, сказавший: «Пусть наша земля нищая, но эту нищую землю "в рабском виде исходил благословляя" Христос». Кому тогда было дело до «земли» и Христа? Достоевский сказал это в 1880 году. Моему прадедушке, Петру Александровичу Витте, было 7 лет. Моей прабабушке, Вере Павловне Красовской, было 6. Они были счастливыми детьми и еще не знали, что грядет России и им. Но уже тогда, наверное, тень будущих трагедий, наладывала печать на их еще неискушенные детские души, потому что сам склад жизни уже начинал давать незримые трещины, незримые, потому что прозревать их приходится не только мне, но, я надеюсь, и моим детям и внукам. А если мы их не прозреем, то и нам не будет... покоя... прощения?

Не надо Сталина. Он построил не «державу», а ГУЛАГ – структуру, жизнеспособную (в своем самопожирании!) только на период, когда ее сжимал страшный кулак ее харизматического лидера. Не надо придумывать никакие «идеологии». Надо просто отступить назад. Сделать это перед тем, как вырвется штамп: «Зачем идеализировать дореволюционное прошлое!». Пойти в спецхраны, где еще остались, наверное книги, которые после революции было приказано изъять из всех библиотек. Тысячи книг, где Россия рисовалась не в черном свете. Романы, рассказы, повести, детские книги, учебники, книги по истории, экономике, политике, социологии (основателем коей был, как известно, русский Питирим Сорокин). Найти и рассмотреть старые фотографии. Посмотреть дореволюционные каталоги, по которым наши предки заказывали вещи. Осознать, что большинство железных дорог, по которым до сих пор ходят поезда, были построены до революции (и до сих пор не развалились, хотя и не ремонтировались почти!). Перестать твердить о «тупом рабском прошлом». Перестать говорить, что Россия «не доросла», что в России «никогда не было.. и не будет...» Перестать звать народ к «сталинской державе» (ГУЛАГУ). Перестать искать «престолонаследников» среди потомков предателей. Понять, что такое была РОССИЯ.

ЛУЧШАЯ И СВЕТЛЕЙШАЯ В МИРЕ СТРАНА.

Стать Ее частью. Помочь другим людям стать Ее частью. Когда они станут, когда все, ну не все, многие, станут, тогда и только возродится РОССИЯ.

Канавка Пресвятой Богородицы в ДивеевоОна возродится, потому что в этом смысл слов Пресвятой Богородицы Святому Серафиму, о которых говорил мне, недостойной и грешной, мой великий Крестный Женя.


[1] См. Например, о нем: «П.А. Витте в 1915-1916 гг. провел предварительное статистико- экономическое исследование страны, а в 1918 г. — первую в истории Монголии перепись населения и скота. Кроме того, по настоянию С.А. Козина в правительстве было учреждено Управление государственными имуществами, целью которого было «получение казной от государственных имуществ дохода, установление правильного, не истощающего их использования, а также расширение оброчного хозяйства, регистрация, правильная оценка и отвод в натуре оброчных статей с составлением планов, надзора и охраны на местах» — А.В. Старцев (Алтайский государственный университет) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В МОНГОЛИИ ПОСЛЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ (1911-1917 гг.) -- http://hist.dcn-asu.ru/borod2/81-405.html#text13 Еще о моем прадедушке есть в книге Юзефовича «Самодержец пустыни».





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

19 апреля 21:54, Алексей:

Вера, спасибо Вам...


19 апреля 23:48, Посетитель сайта:

Если бы про "рабскую" Россию "проповедовали" заблуждающиеся люди, а не сонмище сатанино, тогда возможно легко и просто можно было бы изменить жизненный уклад России. В реальности изгнать сатанинскую свору возможно только силой оружия.


20 апреля 10:57, nica usa:

Zamechatelno!


20 апреля 13:20, Посетитель сайта:

адресовано любителю точек

ух как вас коробит от статьи то ХОРОШЕЙ, сразу бы писали ГАВ-ГАВ, ГАВ-ГАВ вместо своих пи... да х...


21 апреля 02:15, Наутро:

Всё так и есть. Надо быть чистым, чтобы снова увидеть Россию.


21 апреля 06:40, Андрей:

Прочитав статью, я как будто окунулся в чистое молоко молочной реки с кисельными берегами. Я плавал брасом и наслаждался ароматом реки ВЕРА. Спаси Господи.


21 апреля 18:24, Посетитель сайта:

Каждый, кто носит в сердце Россiю и пишет о ней от любящего сердца, неминуемо будет

обгавкан окаянной нерусью или перерожденцем, без мата не умеющим даже мысль свою выразить.

И что духовных мутантов так тянет на православные сайты? Сквернословили бы среди себе подобных...


22 апреля 06:39, Князь Алексей Николаевич Оболенский:

Уважаемая Вера Генисарецкая,

Прекрасно написанная статья. Вдохновительная. Трогательная. Где-то мчащаяся на небесах."По небу полуночи ангел летел..." Но этой небесной романтикой и сентиментальностью восстоять против 4-х поколений большевистского варварства, систематического уничтожения российских и русских духовно-культурных ценностей и традиций--невозможно. Мечтать о том что"летающий ангел" принесет освобождение и возрождение России просто так, потому что нам это хочеться, праздно и--ненужно. 40 миллионов невинных жертв замученных в течение 4-х поколений коммун-большевизма требуют более прагматического,реалистичного, деятельного поджода.

Сожалею, что Вашу неоспоримую способность "орудовать" пером Вы не направляете на более практические, определенные задачи касающиеся России и ее восстановления чем мечты и грусть о "небесной России".

С уважением,

Алексей Николаевич Оболенский.


22 апреля 07:53, странник:

Спасибо Вам!


23 апреля 06:54, Вера Генисаретская:

Уважамый Алексей Николаевич,

Ваше Сиятельство,

Спасибо Вам за отзыв о моем скромном эссе. Я, кажется, понимаю или догадываюсь, о чем Ваше сожаление, и желала бы делать большее.

Увы, я не политик и не борец и даже если бы я попыталась себя заставить таковой стать, ничего бы не получилось, или получилось бы что-то неестественное.

В то же время я действительно верю в Ангелов, может быть, «наивно», но я в Них верю. Верю в то, что Ангел России не повержен, но терпеливо и смиренно ждет нашей любви.

Усмотрев своими черными «радарами» в «космическом» пространстве невидимой брани светящуюся точку – Россию, враг направил на нее все свои воинства, чтобы затмить Ее и умертвить и он во многом преуспел. Это случилось во времена прославления Серафима Саровского, которому Пресвятая Богородица открыла Свое обетование о России.

Но разве может быть враг сильнее Господа, Пресвятой Богородицы, святых и Его Ангелов?

-----------------------------------------------------Дорогие друзья, обратившиеся ко мне на этом обсуждении.

Благодарю Вас, храни Вас Господь.

------------------------------------------

Всем всего доброго,

Вера


23 апреля 15:10, Посетитель сайта:

Россiя ныне обескровлена и очень нуждается в помощи . Хорошим умным словом, молитвой. посильной жертвою. Настают времена, когда, по всей видимости, без притока патриотов Россiи извне просто не выжить.Сюда нужно уже приезжать, ибо деревни вымирают, русский язык превратился в урковский жаргон("блин", "круто","короче","халява"...), всюду неразбериха, оглупление,бездушие и смрадная богомерзкая всепронизывающая матерщина.Хороводы скомарошьих выборов,иллюзии каких-то состряпаных партий, удручающий развал армии и т.п.Ситуация критическая.

Хороший сайт. Умные статьи. Но нет реальной программы выхода из кризиса.


23 апреля 18:16, Вера Генисаретская:

Посетителю сайта 23 апреля 15:10

К счастью, хотя пока и мало, но приезжают. Один замечательный молодой человек, например, сын священника (он тоже вернулся из США в Россию) даже строит срубы небогатым людям. Знаю и о других людях, которые возвращаются с целью помочь России. Наша Русская Православная церковь в Вашингтоне делает все возможное, чтобы помочь -- собираем деньги, компьютеры и вещи для детских домов, больниц и школ, стараемся помочь становящимся на ноги монастырям и т.д. Я уверена, что и другие русские церкви за рубежом делают то же самое. Это все равно не много, я понимаю, ведь Россия очень большая, но мы стараемся как можем.


24 апреля 09:44, Посетитель сайта:

"Посетитель сайта 23 апреля"

Да не оскудеет рука дающего. Но нужна глобальная программа, что-то вроде той, что провозгласил некогда Израиль, и сотни тысяч евреев ринулись на свою историческую родину. Русских и потомков русских(имею в виду прежде всего тех, кто продолжает считать себя русскими) за рубежом ведь сотни сотни тысяч. Каждый год Россия(нынешнюю страну следует обозначать именно в такой орфографии в отличае от Россiи Царской)уменьшается более чем на 1млн. жителей.А за последний год, как будто, даже на 1млн 700)

Но свято место пусто не бывает, вот и ринулись к нам китайцы, которых уже порядка 2-3 млн. если не больше

А у нас по прежнему утечка умов и бегство, почти массовое, как крыс с тонущего корабля. Без притока извне ближайшие 30-50 лет с такой слабой армией, а главное всеобщим разложением, низкой рождаемостью, пьянкой, наркотизацией и шизоидизацией населения страна просто рухнет, к чему есть все предпосылки.

С уважением N


24 апреля 23:37, Вера Генисаретская:

Посетителю сайта (24 апреля 09:44, )

Идея массового возвращения русских в Россию пока что утопична. Прежде всего потому, что очень многие русские за рубежом – это люди, прихавшие сравнительно недавно со всеми втекающими отсюда последствиями. Во-вторых (а, может, и во-первых), власти России, по-моему, делают все возможное, чтобы никто не возвращался. Вот конкретный пример. Моя подруга, оказавшаяся в Штатах в юном возрасте, решила не получать американский паспорт, но остаться гражданкой России. Ее собственная семья вернулась в Россию из Франции после войны и она не могла помыслить себе, что может быть гражданкой какого-то другого государства кроме России. Не только в Консульстве России с нее содрали большие деньги, устроили множество проволочек, но и заставили ее написать заявление об ОТКАЗЕ от московской прописки (подруга была прописана вместе с оставшейся в Москве мамой). Многие люди все равно получают российские паспорта и сохраняют свои прописки, но я не знаю, как они это делают. В основном они это делают, чтобы избежать долгих и сложных процедур по получению визы. Русскому человеку с заграничным паспортом нелегко получить российскую визу. Если его родственникам удается, пройдя все бюрократические инстанции, сделать ему официальное приглашение и он идет в консульство, там его ставят перед выбором – заплатить немалые деньги и оформить ПМЖ и получить российский паспорт (что опасно, как показал случай с моей подругой), или подписать официальный отказ от российского гражданства.

В любом случае, российские власти, в отличие от Израиля, не поощряют возвращение в Россию русских людей. Хотя некоторые все равно возвращаются, но это очень трудно и не каждый может решиться на это, особенно семьи с детьми. Человеку вернувшемуся надо где-то жить. В Штатах люди покупают жилье в кредит и платят за него всю жизнь, в России надо платить наличными. Это огромные деньги и таких денег ни у кого, кроме «новых русских» нет.

Китайцев и в Штатах много. Они законопослушны, хорошо работают, исправно платят налоги и редко смешиваются с основной популяцией. В России до революции китайцев тоже было много, особенно на Дальнем Востоке, в том числе в Хабаровске. Китайские прачешные славились на всю страну.

По поводу последних сообщений.

По-моему, в России сейчас совсем не время искать исторических врагов. Не было бы февральской революции, не было бы и октябрьской.


25 апреля 01:30, К.П.:

За просвещение-спасибо.А Вере-За статью.Действительно,как в Раю побывал,сама она добрейший человек.Бесконечно,генетически любит прежнюю Россию,свою Родину,свои воспоминания.Такое правдивое изложение нашей истории,мы уже от правды отучены.Какие слова-бархат,ну просто талант,как Божий Дар.А вот взгляд на Сталина очень удручает.Под каким прицелом он был?да обратил бы он на себя их внимание? Уже некого было бы и ругать,с ним бы расправились раньше.Простим ребёнку детские воспоминания-время-то было такое,что и разобраться было трудно,кто за ним и рядом стоял?они не увидели в нём Государственника(до сих пор плюются),а он не увидел в них,то,что было.Это другая тема. А статья-Купель хороша как Божья Благодать.


25 апреля 08:21, Вера Генисаретская:

ПРЕДЫДУЩЕЕ СООБЩЕНИЕ

Предыдущее сообщение (25 апреля 07:04, Вера Генисаретская:25 апреля 01:30, К.П.:)

НЕ МОЕ

Уважаемая редакция, пожалуйста уберите мое имя с этого сообщения.

Человеку, который это написал: Я Вас очень прошу не использовать моего имени под Вашими сообщениями. Это очень непорядочно и некрасиво.


25 апреля 09:08, Посетител:

Посетитель сайта(N) от 23 апреля(21 и 24).

К редакции сайта: явную психиатрическую клинику-то не стоило бы публиковать...

К г-же Генисаретской:прочитал Ваши предыдущие статьи о неоконсерваторах в США, многое прояснилось, как Вас там терпят?

О возвращении в Россию. Не веду речь о всех русских, а только о патриотах России, а таковые могут быть и люди других национальностей.Впрочем речь идет даже не о массовости, а о интеллектуальной элите.

Пока же на первое место ставлю возврат к традиционному русскому языку, это первоочередная национальная идея. С восстановлением языка будет восстанавлен и народ.


3 мая 22:15, Посетитель сайта:

Уважаемая Вера!

Благодарю Вас за Ваш замечательный рассказ.

Прошу Вас не принимать всерьез недоброжелательные отклики.

P.S. для А.Н. Оболенского

Алексей Николаевич!

В Вашем отзыве много справедливого, но давайте учтем:

кому-то пером владеть, кому-то - штыком, не будем же требовать от поэта пера государственного мужа.

Владимир.


5 мая 21:12, Elena Cioppa:

O ROSSII

Zdravctvyite dorogaay Vera! Cpasibo za vash rasskaz,vce do boli znakomo, k cojaleniu ya otkrila dlay cebay Rossiu, jivay v Kanade. no i to blagodarna Bogy, chto On mne Eto otkril i privel k Vere. Kogda ay yznala Istoriu ROSSII c pravoclavnoi tochki zreniay, a c drugoi tochki ee i neponayt, nastypilo raskaaynie za predatelctvo, chto jivay tam v moei dorogoi, cvaytoi Rusi ay nichego o nei ne znala, i nocilac po miru clomay golovu v poiskax raay zemnogo, otanovivshici v Kanade. I vot ceichas kogda pusheni zdec korni i menayt chto-to yje pozdno, Gospodi prezrel na moe pokoaynie, chtobi kak-to cmit grex predatelctva (pokinyv Rossiu v 1991 gody), On mne pocilaet prinayt Cerkovno-Pravoclavnyu shkoly pri Xrame Xricta Cpasitelay v TORONTO. Gde ay k tomy je pripadau Istoriu Gocydarctva Rossiskogo c Pravoslavnoi tochki zreniay i ctaraus privit detaym lubov k Rossii i k Provaslaviu. Xoteloci bi bolshego, kak- to bolshe pomoch moei Cvaytoi Russi, poka vot tolko tak, i to radoct, lishite menay etogo, ay poterayu vcaykii cmicl. A cmicl viju tolko v clujenii Ross!!! Cpasibo Vam. C yvajeniem Elena Cioppa, Toronto, Canada


15 мая 22:37, Ирина Романова-Линдроос:

Благодарность

Уважаемая ВЕРА! Разрешите еще раз поблагодарить Вас

за чудесный рассказ,такой светлый,трогательный,чистый.

Я перечитала несколько раз,и каждый раз было такое родное чувство, как будто тепло шло,и запах детства,

и та же колыбельная,и старые журналы,и многое другое,что осталось в детстве навсегда.

Сегодня пересмотрела свои наброски об отце,о своем детстве,думаю,что возьмусь за дело.

Спасибо Вам огромное за внимание, за любовь к нашей

многострадальной Родине.

Пишите!!У Вас это получается замечательно, талантливо и от души.

Крепкого Вам здоровья! И храни Вас Господь!

с уважением Ирина Романова-Линдроос,

Jyväskylä,Finland


15 сентября 12:44, Оксана:

Уважаемая Вера, Вы в своей работе упомянули фамилию Лагошный. Означает ли эта фамилия для Вас конкретное лицо? Я ищу своего деда Лагошного Михаила, 1913-1914 года рождения, который пропал без вести во время войны примерно в 1943 году. Если Вам что-то известно о нем или возможно о его родных и близких, пожалуйста, помогите двум его дочерям и внучке найти отца и деда.

Оксана


17 сентября 11:53, Ольга Смирнова:

Путешествие в Монголию

Добрый день, Вера!

Вчера только говорили с Иркой, а сегодня совершенно случайно наткнулась на этот сайт. Мистика?

Еще сильнее хочу в Монголию!!!


23 сентября 02:34, Посетитель сайта:

Уважаемая Оксана, простите, что сразу не ответила, я сюда заглянула сегодня совершенно случайно. Да, был такой мальчик у нас в школе в Москве, Дима Лагошный. Это все, что я о нем знаю. Школа № 425 Ленинградского района города Москвы. Жил он, кажется, на улице Дыбенко. Если у Вас возникнут еще какие-то вопросы, шлите имейл на мой адрес, который откроется как только Вы шелкните мышкой на мою фамилию.

Здравствуйте, Ольга. Наверное, мистика:)

В Монголию!


20 августа 04:15, Лагошный Дмитрий:

Привет из прошлого!

Здравствуй, Вера!

С Праздником Преображения Господня!

Совершенно случайно наткнулся на знакомые фамилии в Яндексе.

Никогда не сомневался в твоей незаурядности!

Шлю тебе привет из нашего Ховрино, от которого все меньше и меньше остается прежнего.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019