12 ноября 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Александр Елисеев
19 мая 2004 г.
версия для печати

Две ветви анти-традиции

Гибель Кадырова: так ли все однозначно?

Трагическая гибель президента Чечни Ахмада Кадырова обычно воспринимается как мощный удар по федеральному Центру. Но так ли уж это очевидно? Напомним о том, что Кадыров некогда был активным деятелем чеченского сепаратизма. Перейдя на сторону России, Кадыров нашпиговал силовые структуры республики такими же, как он, бывшими сепаратистами, многие из которых не прошли даже элементарной проверки. Во время своего вояжа на Ближний Восток Кадыров весьма жестко высказывался в адрес самого Центра и русской армии. В частности, он заявил: «Военные воюют очень плохо – даже я за два года понял, как надо воевать!» Что же до Федерального центра, то он «помогает Чечне очень мало». Куда уж больше-то?

Программа «Человек и закон» показала 13 мая запись некогда имевшей место беседы с Кадыровым. Ничуть не стесняясь тот рассказал о том, как советовал Масхадову арестовать Басаева и запретить ваххабизм. Именно этой мерой он надеялся предотвратить ввод российских войск в Чечню, сохранив тем самым ее независимость. Но Масхадов отказался от этого предложения, чем заслужил презрительную кадыровскую оценку: «дурак». Действительно, не очень умно было надеяться на то, что армия абреков сумеет эффективно противостоять российской военной машине. Кадыров отлично понимал всю бесперспективность этого противостояния, поэтому он вовремя перешел на сторону Кремля, выгодно сдав федералам город Гудермес. А вот насколько он был искренен в своих пророссийских симпатиях… Оставим этот вопрос открытым, заметив, что нет никаких оснований отрицать возможность возвращения Кадырова в лоно чеченского сепаратизма – при благоприятных для этого (кризисных) условиях. Оставим таким же открытым вопрос о том, кто организовал теракт 9 мая. В любом случае, сепаратистам он был совершенно невыгоден. Теперь примирение их с «кадыровцами» почти невозможно.

Надо отметить, что конфликт кадыровцев с сепаратистами действительно имел и имеет место быть. И он не может быть сведен только лишь к борьбе за власть и разнице в видении судьбы Чечни. Он вообще выходит за рамки «обычной» политики, ибо тесно связан с метафизикой (как, впрочем, и любое политическое явление). По сути, речь идет о противостоянии двух религиозных направлений – суфизма и ваххабизма. Муфтий Кадыров принадлежал к первому, а сепаратисты так или иначе ориентировались на второе.

Здесь необходимо вкратце охарактеризовать указанные два направления. Суфизм считает высшей целью адепта достижения состояния «хакитат» (истина). Это полное и окончательное растворение в Абсолюте. Подобное задание сближает суфизм с такими учениями как неоплатонизм, каббализм, адвайта-ведантизм, что делает его весьма сомнительным с точки зрения классического ислама (и, добавим, любой «авраамической» традиции, будь то христианство или иудаизм). Человек – творение Бога и, будучи таковым, он не может быть растворен в Нем. Творец не желает уничтожить свое творение. Но совершенно иной подход принят в мистических направлениях пантеизма, считающих, что все бытие тождественно Богу и всего лишь проявлено из него. Осознание этого факта и есть истинная цель человека. Пантеизм, таким образом, выступает в качестве течения, враждебного и исламу, и христианству.

Но не менее враждебными данным традициям являются и те направления, которые чрезмерно выпячивают разницу между Творцом и творением, представляя ее в виде необозримой пропасти. К таковым течениям относится и ваххабизм, решительно отвергающий культ святых, который он рассматривает в качестве языческого. Святой – это человек, достигший единения с Богом. На него падает отсвет Божественного величия, что перекрывает пропасть между Творцом и творением. Это совершено неприемлемо для ваххабитов и вообще экстремальных креационистов, которые, борясь с пантеизмом, превращаются в таких же отрицателей традиции (классический случай драконоборца, ставшего драконом). Поэтому борьба пантеистов с креационистами (чьим фрагментом является борьба суфиев и ваххабитов) есть борьба двух ответвлений анти-традиции – за место под «солнцем мертвых». Истинный путь возможен только в рамках мистической диалектики, признающий возможность соединения с Богом, но без слияния с ним. Наиболее сильно эта диалектика разработана в христианстве, особенно, в Православии, которое предлагает человеку путь обожения – соединения с нетварными энергиями Божества («усыновление Богом») при сохранении своей сущности и личности.

Весьма любопытно в этом плане коснуться т. н. «антисемитских» высказываний Кадырова. Мы имеем ввиду его «открытие», сделанное покойным суфием во время упомянутого уже вояжа. Оказывается, небезызвестный ваххабит Хаттаб является евреем! Это можно было бы воспринять как некий курьез, если бы не природа пантеизма. В подавляющем своем большинстве пантеисты в той или иной степени склонны к антисемитизму. И речь тут идет не столько о ненависти к евреям, сколько о неприятии библейской традиции, согласно которой мир был создан Творцом из ничего (ex nihilo). Ненависть к креационизму здесь переносится на евреев. А сторонник радикального креационизма воспринимается сознанием пантеиста как еврей, вне зависимости от его реального происхождения. Пантеист даже может додумывать, строить фантазии, сам считая их реальностью. Весьма возможно, что в случае с «разоблачением» Хаттаба имели место такие вот фантазии.Кто бы ни был организатором теракта на стадионе, очевидно, что он привел к углублению разногласий между двумя ветвями анти-традиции.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

24 мая 12:28, Посетитель сайта:

Суфизм - антитрадиция...

Суфизм - антитрадиция? Просто смешно. Особенно смешно было бы об этом читать востоковедам. В этой части текст статьи предназначается для малообразованных людей. Пускай уважаемый автор почитает "Светового человека в иранском суфизме" Анри Корбена. Для начала.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019