16 сентября 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Хаськович
31 марта 2006 г.
версия для печати

Русский яппи

Яппи — группа высокооплачиваемых специалистов

30-40 лет с растущим уровнем жизни

(Словарь по маркетингу и коммерции)

Идеи национально-цивилизационной самобытности, столичной функции русского государства и, наконец, ключевая идея России как Третьего Рима - близки многим "русским яппи" и могут быть ими поддержаны. Но для этого должна быть проделана огромная работа по снятию предубеждений, накопившихся за эти годы по отношению к патриотическому движению

Следует сразу оговорить, что сам используемый в этой статье термин «русский яппи» очень условен и имеет мало общего с точным переводом американского понятия young professional. Парадокс как раз состоит в том, что русский яппи чаще всего дилетант. В подавляющем большинстве случаев это человек, который занимается совсем не тем, чему его учили в институте. Это менеджеры по продажам с образованием инженера или маркетологи с дипломом учителя русского языка и литературы. Я позволил себе использовать этот термин только потому, что многие из них сами себя определяют именно так, с характерной для русского человека свободой обращения с иностранными терминами.

Это люди, которые в самом начале своей взрослой жизни попали в круговорот исторических событий, резко изменивший их жизнь. Они представители поколения школьников 80-х, которых готовили к одной жизни, а жить пришлось совсем другой. Про это хорошо написал Егор Холмогоров в своей статье «Реставрация будущего»: «У каждого "прошлого" есть его возможное "будущее", наиболее богатое в плане раскрытия заложенных в "прошлом" возможностей. Смута уничтожает это будущее, пытаясь перевести историю на некий другой путь, чаще всего заводит её в "безвременье", в смысловую пустоту, откуда нормального хода вперед попросту нет».

Русские яппи это как раз наиболее экономически активная (если хотите, «деловая») часть этого поколения, разными путями искавшая выход из ситуации «откуда нормального хода вперед попросту нет». По своей нынешней профессиональной принадлежности они либо менеджеры среднего или даже высшего звена в крупных компаниях, либо владельцы собственного дела.

Последние 10-15 лет эти люди много и упорно работали и добились того, что вопрос выживания перед ними уже не стоит, более того, материально они обеспечены несравненно лучше, чем их родители в свое время, даже если те принадлежали к привилегированным слоям советского общества. То, чего они достигли за эти годы, потребовало от них немалых жертв, в том числе и моральных.

Русские яппи прекрасно помнят, как в свое время рухнувшее советское государство похоронило под собой скромное благополучие старших поколений и оттого испытывают на почти подсознательном уровне серьезные опасения за сохранность своих собственных достижений. Поэтому больше всего они хотят стабильности. Но настоящая стабильность возможна только в сильном государстве, и русские яппи в большинстве своем начинают это понимать. Нередко в офисах русских представительств западных компаний успешные клерки начинают рассуждать о необходимости жесткого порядка и сильной руке.

Часто говорят об аполитичности этой части русского среднего класса. Однако, это не совсем так. Действительно, какое-то время этим людям было не до политики, они зарабатывали деньги, делали карьеру и просто наслаждались первыми плодами своих успехов. Политика воспринималась ими как борьба сильных мира сего за доступ ресурсам, своего рода продолжение бизнеса, только на высшем уровне.

Однако постепенно ситуация начала меняться. Первый раз это стало заметно в 1999 году, после нападения на Дагестан и последовавшими за тем взрывами жилых домов в Москве. Тогда весь средний класс (вопреки распространенному мнению, переживший дефолт августа 1998) и русские яппи в том числе, впервые почувствовал реальную угрозу и отвлекся от своих повседневных занятий. Притом что идеологически большинство его представителей были в то время совершенно индифферентны, покорно следуя в своих оценках происходящего за стереотипами навязываемыми либеральными СМИ. Но после всех потрясений 90-х среднему классу просто захотелось предсказуемости, безопасности и надежности и, соответственно, сильного государства, способного обеспечить все это. Этими настроениями в итоге блестяще воспользовался Чубайс, жесткая позиция которого по Чечне и лозунги о «либеральной империи» вызвали тогда неподдельный энтузиазм у многих русских яппи, чьи голоса во многом обеспечили успех СПС на выборах в Государственную Думу осенью того же года. Менее политически активная часть этого слоя проголосовала тогда за одну из двух партий власти («Единство» или « Отечество-Вся Россия»), что называется, «на автомате».

Но уже к осени 2003 года русский средний класс стал куда более политически разборчив и разочаровался в «демократах». Дело в том, что т. н. «демократические ценности» никогда не вызвали большого интереса у этого, казалось бы, самого западнического по своему образу жизни слоя русского общества. Они приняли условия игры, хорошо освоились в той странной модели рыночной экономики, которая сложилась к тому времени в России, но красивые речи про «либеральные ценности цивилизованного мира» ничего, кроме раздражения, у них не вызывали и не вызывают до сих пор. В результате на выборах 2003 года русские яппи в большинстве своем проголосовали за «Единую Россию». И это при том, что «Единая Россия» как партия чиновников вызывает у них довольно сильную аллергию.

Тут как раз стоит поговорить об отношении русских яппи к патриотическим силам. Распространенное представление о полном неприятии ими национально-патриотических идей совершенно не соответствует действительности. В большинстве своем русские яппи как раз являются стихийными националистами и настроены весьма патриотично, чему, кстати, способствуют их частые поездки за границу, где отношение к ним как к людям второго сорта, независимо от количества денег в карманах, вызывает естественный протест. Однако проблема в том, что патриотические силы чаще всего русскими яппи воспринимались (и во многом воспринимаются до сих пор), как левые, почти то же самое, что коммунисты. А коммунисты для них, прежде всего, те самые «красные» из старого советского фильма, которые «придут и все отнимут». Вникать в тонкости у них нет ни времени, ни желания. Тем не менее, часть русских яппи в том же 2003-м проголосовала за «Родину», хотя многих оттолкнули красные знамена и социалистическая риторика Глазьева. Но, так или иначе, на современном политическом небосклоне нет силы, которую эти люди считали бы однозначно близкой себе.

Русский средний класс, как и всё в России, весьма своеобразен. Очень многие его представители, достигнув серьезных личных успехов, испытывают нехватку большой цели. В отличие от европейца, русскому человеку мало хорошо устроиться на земле, ему всегда в глубине души хочется хотя бы немного Неба. Русскому среднему классу, как бы он сам к этому ни стремился, никак не удается стать тихими бюргерами и наслаждаться комфортом своих купленных в кредит квартир. На каком-то этапе отсутствие большой Цели, наполняющей жизнь надындивидуальном смыслом, становится для материально благополучного русского яппи серьезной проблемой. И это не повторение бунта западных яппи в стиле фильма «Бойцовский клуб» против скучной, сытой, стандартной жизни, здесь эта жизнь стала «сытой» совсем недавно и во многом еще не лишилась ощущения новизны. Это стремление к Большой Цели, по месту поколения в истории, по Миссии.

Поколения предков имели такую Цель и ради нее свернули горы, а русские яппи вынуждены работать только на себя и на свой успех. А когда этот успех приходит, он оказывается недостаточным, чтобы чувствовать себя удовлетворенным. Постепенно к этим немало добившимся в личном плане людям приходит понимание того, что полная самореализация возможна только в рамках Большого проекта, в котором участвовала бы вся страна. Им действительно хочется Большого Русского Проекта, но без революций, без очередных безумных идей и экспериментов, неважно коммунистических или либеральных. Очевидно, что такой проект могли бы им предложить постепенно выходящие из тени маргинальности право-консервативные силы. Идеи национально-цивилизационной самобытности, столичной функции русского государства и, наконец, ключевая идея России как Третьего Рима — близки многим представителям этой части русского общества и могут быть ей поддержаны. Но для этого должна быть проделана огромная работа по снятию предубеждений, накопившихся за эти годы у русских яппи по отношению к патриотическому движению.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

31 марта 22:45, Евгений:

Написано практически обо мне. Ранее голосовал за СПС, Яблоко. Но состояние моей страны заставляло каждый раз задумаваться о ее переспективах. Пришло понимание, что в рамках либерализма Россия не сможет себя, что называется, реализовать - будет просто медленное ее умирание под красивые слова о свободе и общечеловеческих ценностях. Однако, на сегодняшний день отсутсует лидер или партия которые чувствовали бы и предложили разумный выход из экономического тупика и демографической ямы. Ко всему этому пришел одновременно с приход к вере в Бога. И теперь, мне очень хочется реализовать себя не просто в зарабатывании денег или в осуществлении карьеры (хотя это тоже важно для меня), а направить одновременно с этим свои силы и знания на созидание, на восстановление России.


1 апреля 06:55, Попов О.А.:

Отличная статья!

Она хороша еще и тем, что "приглашает" к обсуждению причин "маргинальности" право-консервативной идеологии и к поискам выхода ее на "широкую" и массовую аудиторию. В том числе и в среду 30-40-летних "professionals", которые образуют "ключевой" социальный слой в современном пост-индустриальном обществе.


3 апреля 09:44, Сергей:

Уважаемый Илья! Кажется мне, что "яппи" - совсем неподходящий термин. Слишком силен (в русском языке) его оценочно-эмоциональный подтекст: извините за экспрессию, но сразу представляется молодая зажравшаяся бизнес-свинья, не желающая ничего знать кроме своей карьеры, машины и прочих аксессуаров жизненного успеха.

Конечно, ни один человек не безнадежен, и "яппи" тоже может переосмыслить свои ценности. Но речь здесь, как я понял, идет не о конкретных личностях, но о социальной группе - а это, прежде всего, образ жизни, психология и идеология.

И на таком, откровенно гнилом, основании нам стоит возводить здание патриотизма?

С уважением - Сергей.


3 апреля 15:05, Ревнитель:

Вся проблема так называеых "яппи" (термин, мне кажется, неудачный)состоит в том же, в чем и проблема почившей ныне русско-советской интеллигенции. Слишком дороги им идеалы Запада, и в то же время, русско-православные ценности крепко сидят в душе. В итоге - "ни туда, ни сюда"... И дело далеко не в предубеждениях к патриотическим движениям. И на поворот к русской традиции яппи рассчитывать не приходится.


4 апреля 01:59, medvedoedovedov:

То, что Вы пишете, называется НАЦИОНАЛ-КАПИТАЛИЗМ.


4 апреля 11:41, Михаил:

Русский яппи

Евгений, мне кажется, Вы идете по самому интеллектуально простому пути. Голосовали за СПС и Яблоко - на выходе, по вашему мнению, не получили удовлетворительных перспектив развития страны - переключились на самые отдаленные от СПС и Яблока идеологические позиции. Путь очевидный, я понимаю. Но интеллектуальная честность разве не говорит Вам о том, что Ваши новые позиции обоснованы не лучше предыдущих? Вы действительно думаете, что Россия хотя бы в течение секунды побывала "в рамках либерализма"? Вы действительно считаете что либерализм состоит лишь в "красивых словах о свободе и общечеловеческих ценностях"? Не кажется ли Вам, что отвернувшись от тех, кто произносит красивые слова и ничего для страны не делает, вы повернулись к тем, кто произносит слова некрасивые, но тоже ничего толком не делает?


4 апреля 13:17, Russischer Beobachter:

yappi?? Автору

Ваши надежды на "яппи" призрачны.Не надо путать желание "малых сих" обеспечить с помощью "сильной власти" сохранность "заработанного" и стремление к справедливости для русского народа.

Своя мошна всегда перевесит любые их благие пожелания, как только дойдёт до дела типа революциию. А им хочется и рыбку съесть и ...всё остальное.


4 апреля 16:21, Илья Хаськович:

Сергею

Уважаемый Сергей! Собственно говоря статья как раз о том, что очень многие из тех (хотя конечно не все) кого мы подчас считаем "молодой зажравшейся бизнес-свиньей" таковами на самом деле не являются или, хотя бы, не хотят ими быть. Что касается термина, то он небезупречен, но это во многом самоназвание данной социальной прослойки.

С уважением, Илья.


4 апреля 21:59, Посетитель сайта:

Идея Третьего Рима - исход обновления мiра.

Именнно!

Идея Третьего Рима, обоснованная и доказанная принципом разумности, целесообразности и трезвого размышления о судьбах мiра должна быть спокойно и твердо противопоставлена поверхностной и односторонней, непродуманной, нецелостной, недостаточной в существе поставленных проблем американской либеральной идее.

Опыт говорит, что грубая прививка американской "демократии" к древним восточным и европейским культурам неполезна, порождает только беспорядок и неразбериху.

Мы должны заявить, что американская безбожная модель обновления мiра непродумана и порочна в основе своей. И ни к чему не ведет.

Специфика цивилизации другая. И теребует иной теории.

Автор, спасибо ему, и пытается так обьективно и мужественно рассудить.


6 апреля 12:59, Сергей:

Илье

Илья, спасибо за Ваш ответ.

Хочу подчеркнуть, что все, что я сказал выше, относится именно к термину, а не к самой группе "высокооплачиваемых специалистов 30-40 лет с растущим уровнем жизни" (подразумевается - молодых бизнесменов). О самих этих людях судить не берусь, поскольку не проводил соответствующих репрезентативных исследований; среди тех, кого я знаю лично, есть люди достойные и не совсем достойные, достойных больше. Но всем им я, с их позволения, посоветовал бы быть осторожнее с выбором самоназвания. Вы в данном случае выступаете как "орган самосознания" данной социальной группы, а это очень ответственная миссия. Поэтому к Вам этот совет, на мой взгляд, правомерно адресовать в первую очередь.

С уважением - Сергей.


6 апреля 15:09, Илья Хаськович:

Уважаемый Сергей!

Я готов отказаться от это термина в любой момент, если кто-нибудь предложит, что-то лучше. Прямо, хоть конкурс объявляй:))


6 апреля 15:34, Люмпен:

про яппи

Мне кажется дело совсем не в терминах. Кризис мировоззрения социальной группы, которые 10 лет назад назывались новыми русскими и ассоциировались с криминалом, очевиден. И "манифесты" Ходорковского тоже из этой серии. Другое дело, что куда это все выльется. Мне кажется, необходимо, как абсолютное условие, полное и искреннее воцерковление данного социального слоя. Иначе прозападническое мировоззрение может смениться на другое, но также враждебное России. Хоть бы тот же радикальный ислам -- ваххабизм. А европейские яппи пошли именно по этому пути.

С уважением всем,

Люмпен


29 сентября 06:39, Alex Amelkin:

про яппи

День и ночь.

Свет и тьма.

Сутки прочь.

Дни... Года...

Бизнес-план.

План-проспект.

Офис. Банк.

Гранд-проект.

Терминал.

Фейс-контроль.

Спец-сигнал.

Кейс. Пароль.

Автобан.

Кофе-брейк.

Ресторан.

Чипсы. Стейк.

Телефон.

Телефакс.

Краткий сон

через раз...

Там - дефолт.

Тут - прогресс.

Шум банкнот.

Вечный стресс!

Бизнес-класс.

Яппи-клуб.

Смокинг. Джаз.

След от губ.

Повстречал.

Пригласил.

Переспал.

Проводил.

Дом. Гараж.

Мерседес.

Душ. Массаж.

Экстрасенс.

Фитнес-зал.

E-mail. Спам.

Иммунал.

Тазепам.

Календарь.

Суета.

Вечер. Хмарь.

Пустота...

300 виз.

30 лет.

Эпикриз.

Импотент.

Это - Яппи-Блюз!

Это - Яппи-Блюз!

За дело взялся яппи! -

Cчитай, что дело в шляпе!

Это - Яппи-Блюз!



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019