20 сентября 2019
Правые люди
Имена

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Егармин
17 мая 2010 г.
версия для печати

Фрипп Роберт (р. 16 мая 1946)

Понятно, что музыку невозможно выразить словом, нельзя «описать» музыку. Скажем, какая-нибудь «скрежещущая по нервам виолончель» имеет немного общего с тем, что в действительности будет услышано ушами. Музыка — самый непосредственный контактёр с существами. И самый непостижимый. Поэтому трудно написать биографию музыканта, нужно говорить о его музыке. Бывает, конечно, что личность музыканта богата яркими внешними событиями (как у Моррисона, например), но о Фриппе этого сказать нельзя. Роберт Фрипп — не эпатажный человек; по замечаниям некоторых, он, скорее, напоминает учёного. Или проповедника. Фрипп скромно восседает на своём высоком табурете, и он очень сдержан в движениях. Фрипп есть его музыка, а, точнее, философия или даже метафизика музыки. «Дисциплина» — вот его императив.

Роберт Фрипп появился на свет 16 мая 1946 года в Уимборн Минстер (графство Дорсет, Великобритания) в семье торговца недвижимостью. Страсть к музыке у Фриппа проявилась сызмальства, и считается, что на него в этом отношении сильно повлияла тётка Вайолет — учительница музыки (фортепьяно). Она могла заниматься музыкой по девять часов в день, при этом своим ученикам она говорила: «Нацеливайтесь не на 50, а на 100 процентов». Может быть, отсюда есть пошла та самая «дисциплина» и, если можно так выразиться, «пренебрежение гением». Фрипп никогда не стремился вылезти вперёд, он, что называется, сдержанно служил своему гению. Этакий путь Дао. Однажды мать подарила Роберту на Рождество подержанную гитару. В течение 3 месяцев Фрипп, не имея ни слуха, ни голоса, пытался освоить этот инструмент самостоятельно (говорят, что играл по 12 часов в день), а затем познакомился с Кэтлин Гартелл — пианисткой и учительницей музыки, которая хоть и не владела искусством игры на гитаре, но всё же смогла преподать будущему музыканту азы музыкальной грамоты.

Благодаря рекомендации Гартелл в жизни Фриппа появился новый преподаватель — Дон Страйк, который очень понравился Роберту. Впоследствии Фрипп был чрезвычайно благодарен Страйку за то, что тот не просто научил его бренчать на гитаре, но развил в нём музыкальное мышление и дал связь с музыкальной традицией.

Когда Фриппу исполнилось 14, он стал участником группы «Ravens» и примерно в этот же период начал сам давать уроки игры на гитаре в музыкальной школе Кэтлин Гартелл.

В 16 лет, по настоянию родителей, Роберт начал помогать отцу в делах риэлтерской фирмы и поступил в Борнмутский Колледж, где изучал экономику и историю. Однако, проучившись полтора года с отличными оценками, Фрипп сделал свой выбор в пользу музыки.

В 1967 году по объявлению в газете Фрипп познакомился с братьями Майклом и Питером Жиль, вместе с которыми собрал команду под названием «Giles, Giles & Fripp». Команда была, скорее, студийной, чем концертной и за год выпустила два сингла и альбом. После роспуска «Giles, Giles & Fripp» при участии Фриппа и Майкла Джайлза начинается формирование «King Crimson». В первый период существования этой группы (1969–1974) её состав постоянно меняется. «King Crimson» этого периода принято считать одним из основоположников жанра прогрессивного рока, хотя Фрипп всегда скептически относился ко всякого рода определениям. Например, однажды он назвал «King Crimson» «магическим актом». Здесь стоит привести небольшой отрывок из интервью, взятого у Роберта Фриппа Кэмероном Кроу.

Кроу: Кажется, Вы многим интервьюерам говорите, что «King Crimson» — это некий образ действий… каких?

Фрипп: Бытия.

Кроу: Тогда почему Вы просто не скажете, что «King Crimson» — это образ жизни?

Фрипп: И это тоже. Мне не нравится быть связанным узкими определениями… Определяя, ограничиваешь. Я не хочу определять, что такое «King Crimson». Лучше Вы сами подумайте.

Параллельно с работой в «King Crimson» Фрипп участвует в ряде сторонних проектов. С Китом Типпетом он работает над проектами, далёкими от рок-музыки, выпуская альбомы «Septober energy» (1971) и «Ovary lodge» (1973). В это же время он сотрудничает с командой «Van Der Graaf Generator». Совместно с Брайаном Ино Фрипп выпускает альбомы «No pussyfooting» (1972) и «Evening star» (1974), на которых представлены результаты экспериментирования с новыми технологиями извлечения и преобразования звука. Ино показал Фриппу «аппарат», который умел задерживать звук: всё, что играл исполнитель (одна-две ноты на электрогитаре), воспроизводилось снова, на слегка меньшей громкости и с задержкой в несколько секунд. Ещё через несколько секунд звук воспроизводился опять, ещё тише; тем временем исполнитель мог сыграть новые ноты, которые запускали свои циклы последовательного повторения и затихания. Используя эту технику, Фрипп с Ино записали «Корпорацию небесной музыки», которая стала первой стороной альбома «No pussyfooting». Впоследствии Фрипп усовершенствовал этот «аппарат» и дал ему название «фриппертроника». Полностью на «фриппертрониках» построен, к примеру, сольный альбом Фриппа «Let the power fall» (одна из композиций из этого альбома прилагается для прослушивания к данному тексту).

В 1974 году, распустив «King Crimson» образца 70-х и завершив работу над вторым альбомом с Брайаном Ино, Фрипп прервал свою профессиональную карьеру в музыке. Он увлёкся учением Георгия Гурджиева в интерпретации его ученика Джона Беннета; посещал семинары Американского общества непрерывного образования и даже выполнял для Общества организационную работу. Практики, разработанные в Обществе, оказали влияние на деятельность музыканта, особенно на школу «Гитарного мастерства». Позднее Фрипп старается дистанцироваться от учения и организационных структур последователей Гурджиева.

В 1976 Фрипп вернулся в «большую музыку». Он принимает участие в записи студийного альбома Питера Гэбриэла, а затем участвует в гастролях в поддержку этого альбома (под псевдонимом Дасти Родс). В 1977 году по приглашению Ино Фрипп участвует в записи альбома Дэвида Боуи «Heroes», а затем — второго сольного альбома Гэбриэла и альбома Дэрила Хилла «Sacred songs». В этот же период Фрипп начинает записывать материал для своего первого сольника «Exposure» (1979). К этому он привлёк Брайана Ино, Гэбриэла, Холла, а также Питера Хеммила, Джерри Маротту, Фила Коллинза, Тони Левина (будущего басиста «King Crimson») и Терр Роше. После записи альбома Фрипп проводит малобюджетные «гастроли», выступая в американских клубах, музыкальных магазинах и на открытых площадках с «фриппертроникой». Параллельно с этим участвует в записях и выступлениях команд «Blondie» и «Talking heads» и продюсирует первый альбом трио «The roshes». Затем, в сотрудничестве с Бастером Джонсом, Полом Даскином и Дэвидом Бирном Фрипп выпускает второй сольный альбом «God save the Queen/Under heavy manners» (1981). Параллельно с этим музыкант организовал коллектив, который определил как «нововолновую гастрольную инструментальную танцевальную группу второго эшелона». Этот коллектив назывался «League of gentlemen», в него входили Сара Ли, Барри Эндрюз и Джонни Тубад. Команда просуществовала четыре года.

В 1981 году Роберт Фрипп и участник «King Crimson» образца 70-х барабанщик Билл Брафорд приглашают гитариста, вокалиста и поэта Адриана Белью и басиста Тони Левина и конструируют в таком составе «новый» «Crimson», который просуществовал до 1984 года и записал три альбома: «Discipline» (1981) (заглавная вещь из этого альбома прилагается к тексту), «Beat» (1982) и «Three of a perfect pair» (1984). Параллельно Фрипп записывает два альбома со своим старым другом Энди Саммерсом из группы «The police». На альбоме «I advance masked» (1982) оба соисполнителя выступают в качестве композиторов и аранжировщиков; альбом «Bewitched» в большей степени представляет собой работу Саммерса с участием Фриппа и других привлечённых музыкантов.

Когда распустили «Crimson» образца 80-х, Фрипп принял приглашение Американского общества непрерывного образования в Клеймонт-Корте, Западная Вирджиния, провести семинар гитарного мастерства. «Гитарное мастерство» в последующие годы приобретает характер самостоятельной организационной структуры, через семинары которой прошли сотни участников. Из выпускников семинара был образован коллектив «The league of Crafty Guitarists», выпустивший в разном составе (от 7 до 33 участников) несколько альбомов и породивший, в свою очередь, коллективы «California guitar trio» и «Gitbox». «Гитарное мастерство» включает в себя обучение техникам собственно игры на гитаре с использованием «нового стандартного строя» шестиструнной гитары, предложенного Фриппом (C-G-D-A-E-G, т.е. по квинтам), физические и ментальные упражнения, образ жизни, сложившийся на семинарах, проводимых в разных странах.

В середине 80-х годов Фрипп участвовал в записи двух альбомов Дэвида Силвиана, бывшего солиста команды «Japan». В 1992 году они провели совместные гастроли в Японии и Италии, а в последующие два года записали пять альбомов, партии Фриппа на которых относятся к самым виртуозным и ярким его работам. К сотрудничеству с дуэтом были привлечены также басист Трей Ганн и ударник Пат Мастелотто, впоследствии вошедшие в состав вновь воскресшей команды «King Crimson». В 1994-ом Фрипп вновь обратился к «фриппертронике», применяя цифровую задержку вместо аналоговой. В этой технике записаны альбомы «1999 Soundscapes», «Radiophonics», «A blessing of tears», «That which passes», «November suite» и «The gates of Paradise».

В конце 1994 года группа «King Crimson» начала выступления и записи в новом составе, включавшем Роберта Фриппа, Адриана Белью, Билла Брафорда, Тони Левина, Трея Ганна и Пата Мастелотто. На протяжении следующих десяти лет группа выступала и записывалась в составе так называемого «двойного трио», сокращённых составах (известных как «ProjecKts») и, наконец в качестве квартета Фрипп—Белью—Левин—Мастелотто. Последний «полноценный» альбом «King Crimson» — «The Power to Believe» (2003).

В последнем составе Фрипп в первый и пока единственный раз поседил с гастролями Россию. Это было в 2004 году. Помимо участия в «Crimson» Фрипп по сей день продолжает выпускать сольные альбомы и сотрудничать с другими коллективами и исполнителями.


Прикреплённый файл:

 fripp.jpg, 48 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019