24 июня 2019
Правые люди
Имена

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Дмитрий Попов
5 сентября 2012 г.
версия для печати

Кейдж Джон (1912 - 1992)

Джон КейджИсполнение этой знаменитой композиции происходит так: дирижёр взбегает к своему пульту, взмахивает палочкой и замирает. Музыканты сидят неподвижно, сжимая в руках инструменты. В зале воцаряется тишина. Дирижёр смотрит на часы, и когда проходят четыре минуты и тридцать три секунды, облегченно вытирает пот со лба, и зал взрывается аплодисментами. Вы наверняка поняли, что речь идёт о скандально известной композиции «4'33''», про которую многие слышали, но вряд ли многие слушали. Впрочем, "слушали" здесь не очень точное слово... скажем так, присутствовали при исполнении.

5 сентября 2012 г., автору этого бессмертного произведения Джону Кейджу исполнилось бы 100 лет.

Самое поразительное в композиции «4'33''» это даже не то, что её исполняют на разных инструментах. Авторское версия композиции так и указывает: "для любого состава на любых инструментах". Самое поразительное это то, что с 1952 года её исполняют до сих пор, и сегодня, в день 100-летия композитора-авангардиста её будут исполнять по всему миру. Видеоклипы с уже существующими исполнениями этого произведения, выложенные на YouTube и ему подобных сервисах, обязательно сопровождаются едкими комментариями. "Откуда мне загрузить mp3 этого шедевра?", — ехидничает один комментатор. "Дирижёр испортил всю музыку тиканием своих часов ", — упражняется в остроумии другой. Последнее замечание, кстати, Кейджу наверное, бы понравилось, ведь его идея была в том, что именно шум, который слушатели слышат на протяжении этих четырёх минут и есть музыка. Обычно люди начинают фантазировать и гадать, а понравилась бы ему идея "сыграть" композицию «4'33''» без инструментов вовсе, а ещё лучше без музыкантов и слушателей. Но сам автор позже предупредил все эти полёты фантазии, сочинив следующую версию своего произведения под названием... «0'00''.

Попутно заметим, что композиция «4'33''» действительно многократно записывалась на пластинки и компакт-диски, выходила в виде файлов, а споры о ней велись весь двадцатый век, ещё с того момента как Игорь Стравинский с сарказмом заметил, что это гениальное произведение достойно подражания.

Был ли Кейдж вообще композитором? На этот вопрос некогда дал прямой ответ один из его учителей Арнольд Шёнберг, который в 30-х годах переехал из Австрии в Америку, спасаясь от нацизма. У него Кейдж брал уроки композиции в университетах Калифорнии, и некогда Шёнберг охарактеризовал своего ученика так: «конечно, он не композитор, но он изобретатель. Из гениальных». Это высказывание о себе Кейдж знал и очень им гордился. Широко известны его пьесы для "подготовленного фортепиано", когда под струны инструмента подсовывается разный мусор, и только затем по нотам играется пьеса. Известны его сочинения для электронной музыки, музыкальная форма которых обычно обозначается такими характеристиками: "электронная музыка в сопровождении иных инструментов, вокала и предметов" или "электронная музыка с повествованием".

Другое его знаменитое изысканное творение — самая медленная за всю историю человечества композиция для органа Organ2/ASLSP , исполнение которой началось 5 сентября 2001 года в северногерманском городе Halberstadt, когда органист только приготовил инструмент к исполнению, но взял первые ноты лишь спустя несколько месяцев... при этом заключительный аккорд, по подсчётам музыковедов, предполагается исполнить через 639 лет. Если найдутся спонсоры. Впрочем, и начало исполнения собрало значительную аудиторию: на ней присутствовало около 360 человек, заплативших за билеты по 30 DM. У этого проекта есть собственный вебсайт, где до конца исполнения пьесы идёт отсчёт в секундах, минутах, часах, днях, месяцах и годах... В момент, когда я пишу этот текст, до завершения пьесы осталось уже 626 лет.

Не меньшее влияние на кейджевские эксперименты оказали не только уроки прогрессивных композиторов, но и дзен-буддизм, который Кейдж изучал столько же прилежно, как музыку. Кейджа считают основателем алеаторики — метода сочинения музыки, когда как её создание, так и исполнение подчиняются отчасти управляемой случайности. Например, с этой точки зрения скрип стула или тикание часов во время исполнения «4'33''» действительно есть музыка.

Вообще, чтобы лучше понять Кейджа, лучше всего обратиться к его собственым словам. Самый его знаменитый афоризм это "всё есть музыка или может ею стать с помощью микрофона". А вот ещё: "мне нечего сказать, и я говорю это. И это есть поэзия." И ещё: "если что-то вам кажется скучным после двух минут, то попробуйте то же самое за четыре минуты. Если опять кажется скучным, то попробуйте за восемь. Затем за шестнадцать. Потом за тридцать две. И однажды до вас дойдёт, что это вовсе не скучно". Или вот: "Первый вопрос, который я задаю себе, когда вижу что-то не похожее на красоту — а почему я думаю, что это не красиво? И обычно я понимаю, что для таких мыслей нет никаких оснований". Ну и наконец: "я оперирую случайным: это помогает мне сохранить состояние медитации, избежать субъективизма в моих пристрастиях и антипатиях“.

Пожалуй то, что подкупает в творчестве изобретателя тишины, это вера в собственное предназначение и подкупающая честность. Чего, кстати, не скажешь о его последователях. В 2002 году, когда Кейджа уже не было в живых (он умер в 1992), рок-группа под названием The Planets включила в свой альбом Classical Graffiti композицию под названием A One Minute Silence ("Одна минута тишины"), и по недомыслию вписала Кейджа в соавторы. Выглядело авторство так: "Batt/Cage", и композиция представляла собой действительно одну минуту тишины. Публикаторы произведений Кейджа сочли это нарушением авторских прав, подали на группу в суд и потребовали четверть всех доходов от продажи альбома. Удивительно то, что суд потребовал удовлетворить просьбу и присудить Фонду Кейджа шестизначную сумму, точный размер которой не называется. Увы, в отличие от самого автора, ни суд, ни его последователи не отличились изобретательностью. Самым подходящим решением в этом случае было бы выплатить Фонду Кейджа ровно столько, сколько стоит тишина. А именно 0. Точнее, 0'00'.


Прикреплённый файл:

 kagess.jpg, 10 Kb

Смотрите также в интернете:

kroogi.kroogi.com/ru/content/2491136-Izobretatel-tishiny.html


Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

6 сентября 08:14, Хмурый:

Отлично! Превосходно!

Спасибо Редакции!


6 сентября 10:04, Посетитель сайта:

Когда нечего сказать и не хватает чего-то, чтобы сделать великое, тогда начинают это "великое" высасывать из пальца и мусора. И всегда находятся кутюрье, которые будут восторгаться покроем платься голого короля.

"мне нечего сказать, и я говорю это. И это есть поэзия." В народе говорят, что когда коту делать нечего, он находит-таки себе занятие.

- Вспоминается книжка Владлена Бахнова, где есть рассках на эту же тему, когда нескольким ЭВМ ввели программу на сочинение литературно произведения, но не дали и капли информации. Но они сочинили!!! Гениально!



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019