18 октября 2017
Правые люди
Имена России

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Станислав Спиридонов
19 апреля 2010 г.
версия для печати

Гумилев Николай Степанович (1886–1921)

«Откуда я пришел, не знаю…

Не знаю я, куда уйду,

Когда победно отблистаю

В моем сверкающем саду…»

За свои тридцать пять лет Николай Гумилев прожил насыщенную жизнь. Поэт, без чьего имени немыслима история поэзии Серебряного века, один из основоположников акмеизма в России, русский офицер, верный престолу монархист, путешественник, бесстрашный охотник, истинный джентльмен, поэт один из немногих своих современников, сумевший претворить мечты в реальность.

Н.С.Гумилев

15 апреля 2011 года исполнилось сто двадцать пять лет русскому поэту-акмеисту Николаю Степановичу Гумилеву (1886–1921). За свои тридцать пять лет Николай Гумилев прожил насыщенную жизнь. Интересный поэт, без чьего имени немыслима история поэзии Серебряного века, один из основоположников акмеизма в России, русский офицер, верный престолу монархист, путешественник, бесстрашный охотник, истинный джентльмен, поэт один из немногих своих современников, сумевший претворить мечты в реальность.

Родился будущий поэт в Кронштадте в семье морского врача. В Царском Селе, где все напоминало о Пушкине, прошло детство. Директором гимназии в Царском Селе был убеленный сединами и славой, поэт Иннокентий Анненский, первый и, наверно, последний учитель, чье наставничество амбициозный и гордый Гумилев мог признать, вспоминая, уже будучи знаменитым поэтом, отрочество и юность. Путешествуя с семьей в Санкт-Петербург, Тифлис, отрок Гумилев вбирал в себя впечатления «имперской мощи и воинской доблести» (Л. Анненский) конца царствования Александра III и начала царствования Николая II. Первый сборник «Путь конквистадора» вышел на средства автора в 1905 году. После чего автор на два года уехал в Сорбонну, затем в Париж. Уже в 1908 году Н. Гумилев вернулся вполне сформировавшимся поэтом и критиком. В период с 1908 по 1915 годы автор плодотворно работает и издает сборники «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1915), также разрабатывает теоретические основы акмеизма, создает вместе с С. Городецким, А. Ахматовой, О. Мандельштамом «Цех поэтов», много путешествует (две экспедиции в Абиссинию 1909 и 1913 гг.). Итогом путешествий стала богатейшая коллекция из стран восточной и северо-восточной Африки, которую поэт передал в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт-Петербург). В 1910 году 25 апреля в Николаевской церкви села Никольская Слободка Гумилев обвенчался с Анной Андреевной Ахматовой (Горенко). Сразу после вступления Российской Империи в войну с Австро-Венгрией Николай Гумилев не только слагал героические гимны про воинскую славу и доблесть, но и записался добровольцем в царскую армию. За время военных действий русскому поэту пришлось побывать во многих местах Западного фронта, получить звание ефрейтора, затем унтер-офицера. За подвиг, когда противник совершил молниеносную атаку на укрепления русских, но оборонявшиеся выполнили задачу командования — стоять насмерть, сумели спасти несколько пулеметов, один из которых нес поэт, Гумилев был награжден 13 января 1915 года приказом по Гвардейскому кавалерийскому корпусу Георгиевским крестом 4-й степени. После окончания войны вернувшись в Россию, в 1918 году Н. С. Гумилев официально развелся с А.А. Ахматовой. Номинально став советским поэтом, Н. Гумилев оставался монархистом, нисколько не боясь публиковать в советской печати такие строки:

Я бельгийский ему подарил пистолет

И портрет моего Государя.

О личности Н.С. Гумилева в богемных кругах Петербурга ходили легенды. Не обладая привлекательной внешностью (удлиненная форма черепа, несколько выпученные глаза, привычка брить голову, колченогость, излишняя худощавость), «конквистадор» и «капитан» был любимцем женщин. Своим личным примером и обхождением он завоевал славу одного из самых бесстрашных, безупречных людей своего времени. Даже завистники поэта отмечали его стойкость, принципиальность, верность данному слову. Про Гумилева часто говорили: «Кажется, его внешне обделила природа, он сам ее подправил благодаря тому, что она не поскупилась на его душевные качества».

Современники отмечали, что порой Николай Гумилев был похож на девятилетнего мальчика, начитавшегося романов Джеймса Фенимора Купера, сутками готового играть в индейцев, а иногда походил на старшего гимназиста, пытающего неукоснительно выполнять кодекс рыцаря. Но такой кажущийся инфантилизм был вынужденным, поэту мало было писать, ему хотелось соответствовать, чувствовать, жить тем, что написано — с одной стороны, с другой — его не пугало (русского офицера Георгиевского кавалера, охотника на африканских львов трудно чем-то испугать), а скорее угнетало бурное развитие капитализма в России в XX столетии. Поэтому Гумилев искал «отдушину», грезя героическим прошлым и далекими экзотическими странами.

Александр Блок в своем стихотворении «Два века» назовет XIX век веком «расшибанья лбов о стену, экономических доктрин, конгрессов, банков, федераций»… А в двадцатый век, по Блоку, «еще чернее и огромней тень Люциферова крыла». Для поэта Николая Гумилева «пестрая» жизнь в России с экономическими реформами Витте и Столыпина, с горьким поражением в русско-японской войне 1905 года, с тремя революциями была огорчительной. Кажется, особенно угнетала поэта пуританская капиталистическая этика, когда «длинный доллар», во второй половине 10 годов XX века начал свою экспансию в Европу и Россию, когда «мамаша Кураж» родом из США, не заботясь о своих детях, выколачивала царские золотые рубли из Российской Империи в период Первой Мировой. (Как известно, такая практика продолжится — Генри Форд будет торговать и с Третьим Рейхом и с Союзниками в период Второй Мировой). В стихотворении «Хокку», написанном Гумилевым, где автор стилизует по-русски свои строки под гениальный слог Басё, читаем:

Вот девушка с газельими глазами

Выходит замуж за американца.

Зачем Колумб Америку открыл?

Четыре образа в «Хокку» — девушка, американец, Колумб, Америка. Под образом девушки с газельими глазами поэт подразумевает нетронутую расчетливым ростовщиком-капиталистом, красивую в своей первозданности страну Востока или Африки (образ гибкой быстрой газели типичен, прежде всего, для ориентальной поэзии). Независимость девушка-загадка, девушка с «пламенным взором» газельих глаз, теряет, выходя замуж именно за американца. Герою автор кроме основной лексемы «американец» никаких характеристик не дает. Но риторический вопрос, которым поэт заканчивает свое хокку, из, так сказать, рождает мысль о дельце-янки, потребителя и разрушителя внутренних интересов Старого Света, ведь время великих географических открытий, время Колумба, прежде всего, характеризуется как период стремления Испании, Португалии и Англии к стремительному обогащению за счет экспансии захваченных стран.

В своей мемуарной прозе «Дневник моих встреч» знаменитый художник-графист Серебряного века Юрий Анненков вспоминал удивительный факт биографии Н. Гумилева, когда молодой поэт, обидевшись на свою родственницу за то, что она забыла в саду его строки, посвященные ей, дал слово никогда не посвящать в жизни ей стихов. И слово выполнил. Поэтому приговор суда и последующая казнь в конце августа 1921 года (почти в то же время умер А. Блок) более чем уместны. В приговоре видно, что вину Гумилева следствию доказать не удалось, но осужден он за недонесение о белогвардейском заговоре (курсив мой. — С.С.). Видимо, судьи плохо знали Николая Степановича Гумилева, монархиста, русского офицера, ибо русский офицер, присягнувший единожды, готов сам «встать к стенке», нежели даже допустить мысль о доносительстве на товарищей. В своей камере перед расстрелом поэт написал: «Господи, прости меня за все, иду к Тебе». Чекисты заметили, что такого бесстрашного и стойкого человека встречать приходилось нечасто и хотели бы видеть его в своих рядах — «и зачем он связался с контрой?» (Л. Анненский).

Годы имя поэта было под запретом. Но его стилистика, тематика, героический пафос все равно нашли продолжение в советской литературе в творчестве Николая Тихонова, Эдуарда Багрицкого, Владимира Луговского, Константина Симонова.


Публикации автора на сайте Правая.ru:



Прикреплённый файл:

 gumilev.jpg, 12 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

21 апреля 01:42, Марина Тимонина:

Гумилев - великий и современный поэт

1. Благодарю автора за память о Николае Гумилеве

2. Не следует повторять трафаретный список поэтов, которых советские литературоведы "прицепили" к Гумилеву. Гумилев - великий поэт-космист.

Николай же Тихонов, Багрицкий, Луговской, Симонов, - крайне посредственные поэты. Более того, Багрицкий - идейный ненавистник русских и России. Вся эта капелла - самозванцы, не более.


21 апреля 21:13, автор:

автор Марине Тимонине

Уважаемая Марина благодарю Вас за Ваш отзыв. Вместе с тем позволю заметить, что если бы не считал Николая Степановича таковым, не писал бы о нём. И дело не в том, кого советские литературоведы, как вы изволили выразиться, прилепили. Ведь русская литература, как любая другая, имеет традиции. Эти поэты лишь лишний раз доказывают нам с вами - талант и величие Николая Гумилева, ибо они в своём творчестве (оценивайте их как желаете) были вдохновлены его замечательной поэзией. Причем я говорю о тематике (например экзотическая) героическом пафосе (борьба человека со стихией у Багрицкого) и стилистике. Советские литературоведы не могли "лепить", ибо гордое имя Николая Степановича было под запретом. Что касается посредственности этих поэтов - это ваше мнение, но советская литература, особенно её 20 годы плавно вытекала из русской, и учеба на творчестве, горячо мной любимого и почитаемого Гумилева, снова тому доказательство. Кажется даже, что сам Николай Степанович был бы рад этому, ведь он всегда имел учеников и преподавал поэзии кому придется. А.А. Ахматова не раз ему говаривала: "Коля, ты научишь обезьян!" Что и вышло, донос на него написал его ученик. Гумилев верил в законы мужской чести, а у многих мужчин ее просто нет. Спасибо, вам за отзыв.


4 мая 02:32, Марина Тимонина:

У Николая Гумилева были другие ученики!

Жаль, что Вы не услышали мягкие замечания. Скажу более прямо: названные Вами Луговской, Багрицкий, Тихонов, Симонов - не только не ученики Гумилева, но его антагонисты.

И не нужно банальностей.

В том числе, о том, что "советская литература ... плавно вытекала из русской".

В большинстве своем советская литература 1920-30-х годов не плавно, а агрессивно уничтожала русских поэтов и писателей. Именно и прежде всего русских!


28 августа 15:50, Игорь:

Гумилев - великий и современный поэт

Спасибо за добрые слова о Гумилёве! Симонов не только посредственный поэт, но и русофоб, запустивший сплетню в романе* Живые и мёртвые * ,фальшивку,сыгравшую огромную роль в идеологической войне против СССР.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2017