20 марта 2019
Правые люди
Новые имена

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Егармин
31 мая 2010 г.
версия для печати

Башлачёв Александр Николаевич (27.05.1960 — 17.02.1988)

Александр БашлачевОб Александре Башлачёве трудно говорить как о барде, как о рок-музыканте. Здесь потребуются иные «определения» — поэт-мистик, колдун, волхв, шаман. Магический музыкант. Извлекаемые «примитивные» аккорды говорят на языке cущности, поют вместе с ней. Музыка Башлачёва — уникальное, самородное, корневое и, однозначно, русское явление. Башлачёв выпадает из той среды, которую принято называть русской рок-культурой, хотя слушатели принимали его на «ура». При прослушивании, а вернее сказать, при разговоре с Башлачёвым возникает ощущение, что музыка, извлекаемая им из инструмента, исходит из некоего запредельного далека, из какой-то глубинной древности, — это поёт древний мир. СашБашу, действительно, удалось вернуться к тому, что он называл «корнями» и творить свои песни оттуда. Думается, исключительно благодаря этому он нашёл ключ к своему слушателю.

Многие плачут, слушая СашБаша. Что такое эти слёзы? Слёзы любви, раскаяния? Слёзы необъятности? Так или иначе, но происходит живой контакт со слушателем, которому автор стремится передать нечто сокровенное. Саша никогда не стремился создать то, что называется «рок-группой» — у него была только гитара и колокольчики, которые он надевал на руку. И то, что Станиславский называл «публичным одиночеством». Гитара выполняла функции всех инструментов. Не так называемый "профессионализм" интересовал музыканта, а сам извлечённый звук, звук, резонирующий с «вечной песней.

Александр Башлачёв появился на свет в городе Череповце 27 мая 1960 года. Несколько дней назад ему исполнилось бы 50 лет. Отучившись в школе, он около года (с 1977-ого по 1978-ой) проработал художником-оформителем на Череповецком металлургическом заводе, после чего неожиданно уволился и уехал в Свердловск (ныне Екатеринбург), где поступил в Уральский государственный университет на факультет журналистики. Жил в университетском общежитии, и его комната там (уже после того, как Саша стал культовой фигурой русского рока) являлась местом паломничества поклонников его творчества. За время своего пребывания на Урале СашБаш познакомился с местными «инакомыслящими», которые впоследствии организовали рок-команду, получившую название «Наутилус Помпилиус».

Окончив в 1983 году обучение, Башлачёв вернулся в родной Череповец. Там он около года работал в газете «Коммунист» и писал «легковесные» песни для группы «Рок-сентябрь». В этот же период Саша сочинил свою первую известную песню «Грибоедовский вальс».

В сентябре 1984 года в Череповце, на квартире журналиста Леонида Парфёнова СашБаш познакомился с музыкальным критиком Артёмом Троицким (автором книги «Рок в Союзе», в которой Башлачёву уделено значительное место), благодаря которому ему удалось отыграть несколько квартирников в Москве и Ленинграде. Позднее Саша окончательно переберётся в Питер. Вот, кстати, его собственные слова о Москве и Санкт-Петербурге: «Москва… Там невозможно просто гулять. Для этого нужно очень хорошо знать Москву: проехать три остановки на метро, потом две автобусом и только потом можно выйти и сказать: «Я начинаю гулять». Я в Москве исходил пешком очень много. А если говорить о корнях Москвы, то у неё корень «кау» (так же, как и в Каунасе, где на гербе бык). Москва — корова. Точно так же, как Вологда — от корня «влага», дословно обозначает «богатырский водохлёб». Волга — то же самое… Да. Видишь ли, в Москве, может быть, и можно жить, а в Ленинграде стоит жить».

В марте 1985 года СашБаш вместе с Юрием Шевчуком (который также перебрался в Питер из Уфы) спели несколько своих песен на неофициальном концерте в зале Ленинградского медицинского училища. Это было его первое публичное выступление в Ленинграде. В том же году на студии Алексея Вишни был записан альбом «Третья столица» (кстати, для этого альбома очень долго не могли придумать названия, и придумал его, если мне не изменяет память, Сергей Жариков, лидер группы «ДК», сказав примерно следующее: «Первая столица — Москва, вторая — Питер, но есть ещё третья столица — это сама Россия». Хотя, возможно, эти слова принадлежат самому СашБашу).

В 1986 году Башлачёв вступил в питерский рок-клуб и устроился на работу в знаменитую котельную «Камчатка». Там же «как зверь» трудился и Цой. И ещё там был Святослав Задерий, друг Кости Кинчева. Интересен случай, когда Задерий, Кинчев и Башлачёв делали инсценировку «Егоркиной былины». По выражению Задерия, эта вещь «совершенно классически является колдовской». И ещё он называет одну такую песню у Саши — это «Ванюша». Вот что говорит об этих двух вещах Задерий: «Я боюсь этих песен — но не то чтобы такой… «страшной» боязнью, а — духовной. Потому что человек, входящий в образ того, от имени которого он поёт, сам как бы должен отчасти становиться своим персонажем. СашБаш в этом был очень силён — он сначала входил в образ, потом переносил его на других, чем, собственно, и лечил их. Классический русский стиль — «подобное лечится подобным». То есть он рассказывал алкоголику о его галлюцинациях. Я сначала, когда впервые слушал эту песню, не понял — о чём это. Потом до меня дошло, что здесь переложен классический бред алкоголика».

…Он, собака, пьёт год без месяца —

Утром мается, ночью бесится.

Да не впервой ему — оклемается

Перебесится, перемается

И Бог даст — не повесится.

Первоначальный вариант звучал так: перемается, перебесится/ перебесится и повесится.

Итак, Задерий, Кинчев и Башлачёв начали инсценировку. Кинчев взял на себя обязанность «играть пальцами», Задерий — на чилийской флейте, Башлачёв — на гитаре. И вот, когда действо началось, СашБаш начал пятиться назад и в какой-то момент провалился под пол (как выяснилось, в полу была дыра). Снаружи осталась одна гитара. Башлачёва вытащили, и пьеса закончилась, но многие помнят это действо до сих пор.

Другой случай рассказывал сам СашБаш — в каком-то Сибирском городе актеры местного театра пригласили его отыграть концерт ночью. Когда Саша запел «Былину», чучело козла, стоявшее там, неожиданно ожило и начало прыгать. Башлачёв говорил, что никогда бы этому делу не поверил, если бы не увидел воочию.

Егор Летов (Царствие Небесное) называл «Егоркину былину» самой сильной песней в русском роке. Но даже «песней» это назвать не поворачивается язык. Это скорее заклинание, магическое действо, двадцатиминутная ворожба на одном аккорде. «Не горят костры, не стоят шатры у Шексны-реки, нету ярмарки». На одном из квартирников перед исполнением этого действа Саша сказал, обращаясь к слушателям: «Это вещь, которая будет звучать минут восемнадцать, так что нужно просто тихо сидеть, спокойно слушать». Тихо сидеть, спокойно слушать, это значит — отбросить весь внутренний шум, стать открытым, чтобы дать войти параллельному русскому миру. Уже предисловием к действу Башлачёв заколдовывает слушателей. При разговоре с этой «песней» начинают шевелиться губы. Не случайно, видимо и сам исполнитель провалился в «подпол» — земля этой энергии уже не выдержала.

В том же 1986 году Саша должен был сниматься в фильме Алексея Учителя «Игра с неизвестным», но от съёмок отказался. Одновременно с этим не удалось записать пластинку Башлачёва на ленинградском отделении «Мелодии».

Весной 1986 года в Москве Алексеем Шипенко была написана пьеса для спектакля «Наблюдатель», который был задуман как роман о рок-музыканте. Б. Юхананов был режиссёром этой работы, и ему пришла идея привлечь к ней СашБаша, который в тот период часто бывал в Москве. Нужно было накопить звуковой и смысловой материал для спектакля. В результате появилось интервью с Башлачёвым (оно опубликовано в одном из номеров «Контркультуры», не помню, в каком именно, но открывался он смертью Янки Дягилевой). Также я когда-то приобрёл кассету с записью этого интервью, но она, к сожалению, утеряна. Этот материал показывает отношение музыканта к музыке, к Истине, к Любви, к душе, к человеку, к творчеству, «русскости», бытию и месту человека в этом бытии. Хочется привести небольшой отрывок.

Юхананов: В этой комнате один дух; если она заперта, дух становится ещё более терпким. А если мы откроем двери и окна, тогда дух этой комнаты станет духом улицы или пространства вокруг дома. Но пока это пространство спёртое, и дух здесь спёртый.

Башлачёв: Правильно, всё правильно. Но ведь и там, и там воздух, всё равно любой дух замешан на воздухе. «Дух времени» как воздух. Тут всё очень спорно. Какова любовь? Кто как представляет себе любовь, жизнь, у всех свои комплексы, проблемы, личные там, детство трудное… Это всё другое дело. Если говорить о каких-то принципах, всё-таки… Зачем ты играешь музыку реггей, ты живёшь в Норильске. Раз ты играешь реггей, так ты давай снимай с себя тулуп и ходи в набедренной повязке в Норильске. Ты должен прожить песню, проживать её всякий раз. Но в парусиновой шляпе по снегу, по тайге никто не пойдёт. А раз не пойдёт, значит, надо петь песни ушаночки и вот этого тулупчика. Ты не должен делить себя на себя и песню, это не искусство, это естество. Для меня вот это — критерий. Ты не можешь внедрить в себя инородное тело, как бы оно тебе ни нравилось. Я бы, может быть, хотел, чтоб у меня вырос хвост. Может быть, мне было бы удобно отгонять им назойливых мух. Но он у меня не вырастет.

Кто-то, видимо, рванёт вперёд, кто-то покажет форму новую, естественную. Тут мы не должны форсировать.

Понимаешь, истина никогда не лежит между двумя противоположными точками зрения, они всегда истинны. Всегда существуют две противоположные друг другу истины, и каждая из них абсолютно верна по-своему. То, что истина лежит где-то посередине — это вздор. Между ними — не истина, между ними — проблема. И как только ты её решаешь, эти две истины примиряются естественным образом. Утверждая то или иное положение, мы просто должны помнить, что существует контристина, которая, безусловно, важна. И когда я говорю, что мы не должны форсировать намеренно, это правильно, но также правильно и то, что мы должны вести постоянный поиск. Слушать свою душу (курсив мой. — И.Е.). И когда мы говорим, что мы должны на национальной почве что-то делать, это так же верно, как и то, что мы не должны. Почему, например, я, русский человек, терпеть не могу славянофилов? Потому что любое фильство предполагает какую-то фобию. А я не в состоянии мириться ни с какой фобией, я вне фобий.

Что касается отношений Башлачёва с женщинами, то здесь не было места тому, что принято называть «аморальностью». Здесь была только любовь, та Любовь, которая являлась императивом творчества, всей жизни музыканта. Хотя, безусловно, СашБаш со своей «убийственной» сексуально-творческой энергией наверняка пользовался успехом у женщин. «А что там было в пути… женщины, метры, рубли». Слово «женщины» в одном из вариантов этой песни пропущено (альбом «Башлачёв IV). Или «Я тебя люблю, но прости, мне сны — не житьё» («Пляши в огне»). Я слышал о том, что первый ребёнок Башлачёва (может быть, от Насти) умер в возрасте нескольких месяцев. Но насколько эта информация достоверна, я не знаю. Второй — Егор — родился уже после смерти Саши. Святослов Задерий вспоминает, что «бывали случаи, что у пожилых женщин, уже прошедших период климакса, после его (Башлачёва. — И.Е.) песен наступала «вторая молодость», даже чисто физически — начинались месячные».

В начале 80-х в Сибири, СашБаш познакомился с двумя девушками, которых звали Лена и Яна. В один прекрасный день они уехали на дачу и вернулись только через несколько дней «такие спокойные, притихшие», по словам Задерия. А через пару лет появилась группа «Гражданская оборона», и на сцене была та самая Яна — Янка Дягилева. Сложно сказать, какие отношения были у Баша с Янкой, но СашБаш несомненно оказал на неё влияние, и общение с ним дало некий толчок её совершенно уникальному творчеству. Да и судьбы их оказались похожи.

17 февраля 1988 года Александр Башлачёв выбросился из окна девятого этажа дома №23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, где он тогда жил. Все, кто близко знал Сашу, отвергали версию самоубийства. Просто никак не вязалось это с тем, как жил этот человек, до боли любивший жизнь. Кинчев и Задерий засели на два дня, пили водку и обсуждали произошедшее. Но прийти ни к чему не смогли, потому что произошедшее не укладывалось в голове. Просто не мог СашБаш покончить собой.

Другая версия связана с модным в то время употреблением галлюциногенных грибов. Как известно, на Руси испокон веков не было никакой химической «иноземной заразы». Даже гашиша и марихуаны. Скоморохи употребляли мухоморы. И ни к чему хорошему это не приводило. Тем не менее, грибы — «чисто русский» наркотик. СашБаш в тот период как раз активно общался с некоей девушкой, которая, что называется, «пиарила» грибы. И, вполне возможно, он попал под её влияние, и можно представить, что с ним «сделали» эти грибы, принимая во внимание его реактивное воображение и необузданную, космическую фантазию… Друзья, которые ночевали у него в квартире, рассказывали, что в семь утра СашБаш начал будить их, говоря: «Смотрите, солнце встало! Пойдёмте в баню!». На что ему ответили: «Да рань ещё такая, какая баня?» И продолжили спать. Проснулись уже около двенадцати часов. Некто Женя Каменецкая подошла к окну и увидела внизу, на снегу, кровавое пятно. Тело уже убрали, но в квартиру не поднимались, поскольку не могли определить, из какого именно окна оно упало. Может быть, последние слова Саши были: «Я лечу!»

Ну, что ты, смелей!

Нам нужно лететь

А ну, от винта!

Все от винта!

Александр Башлачёв похоронен в Ленинграде на Ковалёвском кладбище.


Прикреплённый файл:

 bashlachev.jpg, 12 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

31 мая 20:03, Одесса:

Спасибо за память о Поэте.

Господи, упокой душу усопшего раба Твоего Александра...


31 мая 21:44, Andrej:

Поэты живут и должны оставаться живыми... Саш.Баш.

Упокой его Душу, Господи


12 сентября 19:50, Мадлена:

Братия и сестры! Музыканты и поэты все кто любит музыку давайте подавать милостыню за Сащу Башлачева, молится за него дома кто как умеет. Если хорощо постараемся может и вымолем нашего Сашеньку.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019