Дорогие посетители!
Сайт "Правая.ру" существует исключительно благодаря Вашей помощи.
Пожалуйста, поддержите Правую.ру!
Z123200596836 R374009602500
9037920273
41001442968978
25 августа 2016
Правые люди
Новые имена

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















ПРАВАЯ.RU
22 февраля 2006 г.
версия для печати

Дугин Александр Гельевич (р.1962)

В интервью Правой.Ру философ-традиционалист и политолог Александр Дугин рассказывает о своей идеологической эволюции, жизненном пути, творческих встречах и проектах

Александр Гельевич Дугин — Александр Гельевич, далеко не всем читателям «Правой.Ру» известна ваша интеллектуальная биография. Каким образом Вы, человек, в годы перестройки входивший в сугубо «староправый» православно-монархический НПФ «Память», уже в начале 90-х годов стали ведущим идеологом российской «новой правой», теоретиком традиционализма?

— Для начала стоит отметить, что общество «Память» на меня абсолютно никак не повлияло. Напротив, это я пытался повлиять на него.

Мое идейное становление происходило в 79-80-х годах при знакомстве с традиционалистами «третьего пути», такими, как Джемаль и Головин. Поэтому мое становление как личности, как интеллектуала, как мыслителя, как метафизика, как политика, как идеолога было именно традиционалистским.

Отрицание парадигмы современности и поиск альтернатив в отношении этой парадигмы современности, основанный на личном экзистенциальном драматическом отторжении того мира, в котором я проснулся в конце 70-х, было смыслом моего пути. Мне было 17-18 лет, и я увидел мир абсолютно пустой и отвратительный. Эта пустота должна была быть чем-то заполнена. Альтернативы, которые мне предлагались — интеллигенция с Окуджавой, полудиссиденты, читающие Солженицына, вялые конформистские православные — эту пустоту никак не заполняли, казались мне бесплотными немощными тенями на фоне гигантского разлагающегося советского свиного трупа. Единственное, что эту гигантскую внутреннюю пустоту, которая у меня была, смогло заполнить, — это полное отторжение всего современного в рамках ультрареволюционного традиционалистского нонконформного интеллектуализма Генона и Эволы. Это была идеология, которая отрицала современный мир, Новое время, эпоху Просвещения и её последствия в целом. И, в частности, как одно из проявлений, коммунизм, советизм. Вместо этого предлагался радикальный возврат к Традиции, к безоговорочному признанию несравнимого превосходства традиционного общества – с его культами, с его пропорциями, с его кастами и обрядами, с его метафизикой и с его инициацией.

Объектом отторжения был именно весь современный мир, как парадигма. Коммунизм, марксизм и советизм мы, вслед за Геноном и Эволой, рассматривали как одно из проявлений этой парадигмы современности, и отбрасывали собственно по этой причине – как противоположность Традиции и ее законам. Антисоветизм логически вытекал из антисовременной установки последовательного традиционализма.

Вот как я сформировался. В 1981-82 году я уже был законченным философом со своей собственной интеллектуальной повесткой дня, со своей метафизикой и идеологией. Я быстро и легко вытравил из себя школу, родителей, друзей, окружающий мир. И заполнил бытие традиционализмом и стилем «третьего пути». Я осознал себя повстанцем Традиции в пустыни современности, человеком метафизического подполья, готовящим апокалиптический реванш – безнадежный и, одновременно, неизбежный.

Больше я не взрослел. Я поставил абсолютно неудовлетворительную оценку окружающему меня современному миру, и поставил высший балл Традиции, как полной антитезе этому миру.

Что касается «новых правых», то я был знаком с ними как с современным воплощением определенной версии традиционализма с начала 80-х. Ален де Бенуа, когда я с ним познакомился, откровенно сказал, что он шел по тому же самому пути, что и я, прилагая эволаистские принципы к политике и метаполитике. В конце 80-х годов, когда я первый раз выехал заграницу, приехал в Париж, я лично познакомился с де Бенуа, другими «новыми правыми, с традиционалистами, и все стало на свои места. Вернувшись в Россию — это был конец перестройки, — я стал своими идеями делиться с публикой, выступать на конференциях и семинарах, публиковаться в прессе. Более всего, что мне соответствовало на этом этапе, это были «новые правые». Я не отказываюсь от этого термина, и более того, де Бенуа на меня реально повлиял. Традиционализм я и так знал, но меня очень заинтересовала русофильская и левая линия самого де Бенуа, поскольку европейские «новые правые», которые следовали за Бенуа, к этому времени пересмотрели свой антикоммунизм и антисоветизм. И удивительная фраза де Бенуа о том, что «лучше носить кокарду с красной звездой, чем американское кепи», поставила чёткий водораздел между старыми правыми и новыми в Европе. До сих пор этой фразы не могут простить де Бенуа старые правые. А с другой стороны это очень сблизило меня с ним. Кроме русофильской интенции был важен антиамериканизм, который был для меня отчасти новым.

До этого я был, на самом деле, антикоммунистом. В Европе, которая на меня произвела чудовищное впечатление, я увидел источник американской заразы и несколько изменил своё отношение к акцентам современного мира. Стало понятно, что социализм – это далеко не самое худшее проявление современного мира. А когда произошло фундаментальное событие мировой истории, 1991 год, тогда вообще всё изменилось. Тогда в ещё большей степени произошёл пересмотр того, что является сущностью современного коммунизма и либерализма. У меня произошёл переворот, я увидел, что сутью ненавистной современности является именно либерализм, Запад, США, либеральная демократия, а отнюдь не коммунизм. Коммунизм открыл своё значение как девиация от магистрального пути развития линии Просвещения, как скрытый, еретический и половинчатый, но всё же консерватизм.

После путча 1991 года я могу полностью причислить себя и к «новым правым» в классическом восприятии, и даже пошёл левее их — в национал-большевизм.

Впервые национал-большевизм мы обсуждали с Робертом Стойкерсом в 1988 году в одном парижском кафе, где он сказал: «О, национал-большевизм, это великолепно!» А для меня тогда это было ругательством. Для меня это были совдеповские сотрудники «Нашего современника», тупые конформистские комсомольцы, которые — как я думал — настолько глупы, что не способны осознать несопоставимость русской консервативной православной традиционной мысли с марксистским коммунизмом. И лишь постфактум я понял, что национал-большевизм может быть позитивным, авангардным, а не арьергардной позицией наших дурачков, боящихся назвать всё своими именами.

В 1991 году в моём мировоззрении произошли серьёзные изменения. Начался некий период ревизии традиционализма, применительно к переоценке советского коммунистического периода. Смысл этой интеллектуальной работы отражён в книгах «Консервативная Революция», «Тамплиеры Пролетариата» и двухтомнике «Русская Вещь».

— А следующим этапом был проект национал-большевистской партии?

— Этот проект для меня не был чем-то особенным и экстраординарным. Это была инициатива по созданию компактной социально-интеллектуальной молодёжной среды, где рефлексия относительно смысла Традиции и смысла современности могла бы продолжаться, развиваться. Это не был узко политический проект. Это был философский проект.

Я всегда был против «П» в названии НБП. Я всегда был за движение, за что-то неопределённое, идейное, интеллектуальное, стилевое, что-то игровое, быть может — эпатажное. Эта игра могла быть самой радикальной. Но главное – она должна была быть осмысленной и эстетичной.

Лимонов же просто занимался своим собственным пиаром. Он, скорее, вёл свою игру. Я играл в интеллектуальную игру, а он играл персональную игру.

Для него был интересен личный опыт, свой экзистенциальный путь. Вот «П» (партия) в НБП это было его, а «НБ» (национал-большевизм) — это было совершенно не его. Лимонов хотел персонально повыпендриваться, он хотел создать партию «лимоновцев», современных маргинальных отморозков, невротичных подростков, крикунов, он её и создал. Моё же участие на первых этапах дало «НБ». Я думаю, что историки рассудят, в какой степени и что в НБП от «НБ», а что от «П». Лимонов — это фигура из кабаре. Он Борис Моисеев от политики, «дитя порока». Изломанный нарциссичный харьковский лимитчик, который своими глуповатыми, но упрямыми жестами, в том числе и литературой, бодрит декадентскую богему – вначале в Москве 60-х, потом в Нью-Йорке 70-х.

Позднее, уже после создания НБП, появился Курёхин, он заинтересовался моими идеями и традиционалистскими взглядами. Мы быстро сошлись, ему всё было страшно интересно. Мне он был чрезвычайно симпатичен, и мы дружили вплоть до его смерти. Поскольку я находился тогда в формате НБ, Курёхин тоже находился в этом формате. Он, правда, не испытывал интереса ни к «П», ни даже к «НБ», но ему было интересно со мной. Это был искренний интерес, как люди увлекаются шахматами, буддизмом или фигурным катанием. Вот что было с Курёхиным. На его творчестве это, наверное, не сказалось, кроме последней «Поп-механики 418», которую мы планировали вдвоём. Там курёхинская лёгкость перешла в метафизический ужас. Но ему это нравилось.

А что касается Лимонова, он вспоминался лишь в контексте. Вспомните, какая «Лимонка» была тогда. Она была ироничной метафизикой, стилевым авангардом, путеводителем по истории нонконформизма, энциклопедией всего полит-некорректного. В то время в ней было очень много «НБ». При этом у нас с Лимоновым уже тогда была напряжённость. Стоило Лимонова оставить на хозяйстве одного, и уехать, к примеру, в Питер, НБП мгновенно превращалось в «П». Дешёвый полу-богемный, полу-хулиганский бедлам. Лимонов приводил в подвал на Фрунзенской клоунов в гриме Гитлера с Арбата, делал татуировки гранат на своей стареющей жёлтой коже, снимался без штанов для глянцевых журналов. И обучал этому непотребству юношей и девушек как своеобразной чисто лимоновской мудрости. Я приезжал и видел полный развал. Постепенно восстанавливая интеллектуальную атмосферу. И дух учёного парадоксализма.

Курёхин говорил что, если Лимонов будет настаивать на своём, то через несколько лет он станет главой яркой экстремистской партии, бессмысленной, бесперспективной, но шумной. Так оно и вышло.

— Вам не казалось, что последний роман Крусанова «Американская дырка», где воскрес Курехин как православный фундаменталист, такой монах, разрабатывающий стратегии уничтожения либерального мира...

Александр Дугин и Сергей Курёхин— Это правдоподобно, поскольку мы с ним примерно в таком ключе и мыслили. И он, будучи плоть от плоти таким играющим либералом, он понимал их, он увидел, что будет потом. Он был прав. Мы с ним говорили в 95-м году как о вещах, которые будут завтра, о том, что стало происходить только году в 2003-м. Он лично знал Собчака и Путина, он познакомил с ними своих друзей, режиссера Сергея Дебежева и его жену Зину Сотину. Мы часто сидели у них в салоне. И там был интересный эпизод. Художница Зина Сотина хорошо знала Путина и Собчака, она рисовала их. Причем Собчака рисовала без штанов, с саблей, бодрого, в стиле русского лубка. Эти картины хорошо у неё продавались. И она сидела, говорила:

- «Хорошие вы ребята, Сережа и Саша. Но вы не патриоты. А патриот Собчак!»

Ей говорят:

- «Зина, ну как же! Он же либерал, продажная тварь!»

А она отвечала:

- «Нет, вы не понимаете, вот, есть такой человек, Владимир Владимирович Путин. Он когда говорит «Россия», то у него желваки по лицу ходят. А вы что?»

- «Зина, ну какой Путин, ну какой Собчак, что ты несешь? Это либералы, они Россию продали!»

А она, русская патриотка, русская женщина, художница замечательная... Она как Мать-Земля выдавала истину. И оказалась права. Интересно, что у нас с Курёхиным был план — идея спасения Санкт-Петербурга от либерального гниения. Смысл его состоял в том, чтобы из Санкт-Петербурга убрать либеральный дух и привнести евразийский и национал-большевистский, и тогда Россия будет спасена. Кое-что об этом сказано в моей статьей «Имя моё топор», которую я написал в Питере в квартире Курёхина и в процессе разговоров об этом тайном плане. Виталий Третьяков опубликовал её в «Независимой Газете». Элементом этого плана – напомню, я говорю о 1995 годе! – было познакомиться с помощником Собчака Путиным и рассказать ему о традиционализме, геополитике и консервативной революции.

В общем, Курёхин был очень интуитивный человек, и я думаю, что всё, что было связано с ним, было очень провидческим. Он очень хорошо понимал, как творческие озарения и интуиции соотносятся с социальной политикой, с реальной историей. Он был предельно прозорлив, талантлив и развивался именно в таком духе. Немного ироничном курехинском духе. Он был здоровый патриот.

— Можете ли Вы что-либо по поводу его смерти сказать? Чем была смерть Курёхина в метафизическом плане?

— Это был удар. На самом деле, мы стояли на пороге реального прорыва во всех отношениях. Он дружил с Эрнстом, мы хотели запускать с ним программу на 1 канале – «Немой свидетель». Вообще, его, безусловно, близко свело бы с Путиным. В принципе, я думаю, что он был готов сыграть центральную роль в процессах перехода от либерализма к постлиберализму, который стал фактом на протяжении конца 90-х-начала 2000-х годов. Это был серьёзный проект. Он умер на грани. Какая-то темная сила его остановила для того, чтобы этого не произошло раньше времени. Поскольку вместе с ним оборвались кучи проектов спокойного, мягкого сознательного перевода этих либеральных недоумков в новое качество. Но всё равно это произошло потом, позднее, чем мы рассчитывали. Такое впечатление, что какая-то сила мощная остановила Курёхина. Если бы не это, всё что случилось в последние годы, могло бы произойти раньше. Потому что Курёхин обладал харизмой, удивительным талантом, обаянием, и через это — прямым доступом к важным людям, властителям дум 90-х годов. Идея перестроить ельцинский режим в консервативно-революционном ключе им осмыслялась и продумывалась, даже реализовывалась на начальных этапах. Одним из них было наше выступление на питерском телевидение в масках египетских божеств – Ибиса и Анубиса – с политическими комментариями парламентских выборов 1995 года.

Но были поставлены неведомые заслоны. И вдруг — удар, и всё это в одночасье оборвалось. Поражает сама странность диагноза, — саркома сердца, всего бывает несколько случаев такого диагноза в мире в год. Я не склонен мифологизировать его личность. Но, по сути, реальность подстраивается под его интуиции. После тех людей, которые сформировали мою личность в начале 80-х, эта дружба, пожалуй, была самая яркая.

А что касается пресловутого членского билета № 418, который, якобы, был вручён Курёхину незадолго до его смерти, то он до сих пор у меня лежит. Я не передавал его, Курёхин никогда не был членом НПБ. Билет я не передал, так как Сергей был в больнице и Лимонов со свойственной ему эгоистической грубостью хотел сделать пиар своей «П».

— Потом Вы ушли совсем…

— Я давно планировал запустить свой новый проект. Вначале это было 50 на 50: «НБ» и «П». Лимонов с партией качков, бомжей и шахматистов в одной части подвала, консервативно-революционные интеллигенты, эзотерики, мистики, юноши и девушки с блестящими глазами и Делёзом под мышкой, в другой. В одной части группировались старообрядцы, читали Клюева, оглашали устный выпуск «Адской газеты» (пришла газета с того света в ней новости из ада) – в духе беспоповской публицистики и апологетики. Свои нервно-декадентские изысканные истории про Шушляна, Свинью и Нападающего рассказывал Гарик Осипов. В другой части подвала кто-то упорно качался, потел и раздавался глупый неопрятный смех. Вначале всё это уживалось, потом перестало уживаться. И, в конечном счёте, разошлось. Я не хотел делать никакой новой партии. Вместо со мной ушел дух «НБ».

Период НБП длился с 1993 по 1998. После разгрома парламента вообще всё на долгие годы исчезло. Был тяжёлый период. Я пережил его с НБП. А потом отошёл. Не было скандала, просто у меня не было интереса к этой организации. Это не та организация, которую мне было интересно возглавлять и поддерживать. Мне было интересно вбросить идею, это и было сделано. В принципе, моя программа на этом закончилась, я отошёл.

Единственное что — «по понятиям» дальнейший проект Лимонова после моего ухода надо было называть «Партия Лимонова». Но он оставил себе «НБ», хотя это совсем не его стиль. Он сам не любит воров, свиней, людей, которые крадут чужие идеи. А тут он зачем-то взял то, что ему было не переварить, не нужно. В общем, загадил тему. Напрасно. И жаль. Теперь он и сам не знает, что с этим делать, с НБ. Давно бы оставил, был бы сегодня в лучшем положении. Но крепкой хохляцкой, как у гастарбайтера, хваткой он вцепился в это, думая, что это брэнд. А это был не брэнд.

— А в дальнейшем был переход от национал-большевизма к евразийству?

— Нет, перехода не было. Было изменение политической конъюнктуры. Потому что находиться в оппозиции режиму Ельцина, Гайдара, Чубайса, декларирующему либерально-демократические и ультраамериканские позиции, можно было только в самой крайней форме: просто «убить Чубайса», «убить Гайдара». А что ещё можно было говорить, когда они делали то, что делали?

Но ситуация стала меняться. Если, представить себе, что Лимонов бы умер от СПИДа в 98 году, а НБП осталась за мной, то мы, несомненно, соединились бы с Путиным, вместо «Наших» была бы огромная опричная организация НБП. Только весёлая. Я думаю, что в этом случае не был бы необходим особенный переход к евразийству. Неоевразийство продолжило ту же самую линию «НБ». Просто смена названия. Хотя евразийские тексты у меня были с конца 80-х годов. НБ и есть версия евразийства, только чуть со смещёнными акцентами.

— Можно два слова об этом? Когда Вы пришли к евразийским и национал-большевистским текстам?

— К национал-большевистским после 91 года. К евразийским раньше. Я поверхностно познакомился с евразийством в середине 80-х. Как с частью консервативного антисоветского движения. Меня очень заинтересовало в них нечто эволаистское. Описание кризиса современности, отрицание западной парадигмы модерна, ультра-консерватизм. Но на меня они совершенно не повлияли, хотя и показались наиболее близкими и созвучными в русской философии. Мне нравился Леонтьев, Достоевский, а позже евразийцы… Это всё не так радикально, как бы хотелось, но ярко и сильно.

Евразийцы оказались теми, к кому можно было апеллировать в отечественной истории, для того чтобы выразить по-русски геноновский традиционалистский и консервативно-революционный «третьепутистский» дискурс. В отечественной истории политической мысли – это самое подходящее. Более всего традиционалистское мировоззрение соответствует евразийству. Но нео-евразийство, которое я разработал, это не просто развитие евразийства классического, это синтез изначальных евразийских идей, точнее интуиций, с европейским традиционализмом, геополитикой и консервативной революцией в духе «новых правых». Уже позднее я нашел у Николая Алексеева ссылки на Генона. Но это скорее казус. Хотя и показательный.

— Тогда непосредственный хронологический переход: 1999-2000 годы, Ваше участие в проекте Геннадия Селезнёва «Россия», которая была, безусловно, пропутинской. Каким образом получилось так, что проект «Россия» заглох и Вы решили опять реализовывать собственный проект? Сначала движение «Евразия», потом партия «Евразия», которые тоже не реализовались.

— Что касается работы с Селезневым. Тогда, когда она начиналась, Путин был главой Совбеза, Селезнев, как председатель Госдумы был членом Совбеза. Для некоторых заседаний я готовил аналитические документы. Я писал тексты в евразийском, антиамериканском геополитическом ключе. Немного позднее меня пригласили разработать ряд проектов, и я разработал их для движения «Россия». Вообще, идея создать такую левую патриотическую коалицию в рамках путинского режима, в конструктивном евразийском ключе была очень интересной. Но она не реализовалась из-за некомпетентности окружения Селезнева, в котором сразу появился удивительный бендеровский кореец Валентин Цой, чрезвычайно колоритная личность, авантюрист высокого полета, классический для 90-х годов тип, который практически развалил эту организацию. Селезнев ему вначале доверял, но когда выгнал, было уже поздно, потому что все ценное и интересное оттуда исчезло, дальше мне было уже всё понятно.

Между тем, когда я понял, что у Селезнева ничего не получается, мне уже надоело работать на одного, другого, пятого, десятого, вкладывать силы, писать тексты, без какой-либо возможности курировать и отвечать за то, что происходит. Тогда было создано движение «Евразия». Это был первый индивидуальный политический проект. Собственно говоря, он и не прерывался до сих пор. Он существует до сих пор, но в разных формах. Вначале было создано движение «Евразия», потом оно превратилось в партию «Евразия», потом превратилось в Международное «Евразийское движение». По сути дела, это одно и то же. Это я и те люди, которые за мной следуют.

Почему преобразовали в партию? Это была чисто административная инициатива, в которой реально существующее и набирающее силу евразийское движение подавалась как электоральная формация. Видимо, мы сделали это напрасно, так как только потеряли время на бюрократию, сборы подписей, пустые церемонии, встречи и беседы с совершенно ненужными бессмысленными людьми, которым было мало дело до евразийства и которые просто хотели на этом нажиться.

В Администрации Президента, некоторые люди, с которыми мы поддерживали отношения, говорили, что мы, евразийцы, им нужны именно как партия, что нам помогут. Я отвечал, «давайте остановимся на движении», давайте создавать идейную среду. Они говорят, лучше партию. Аргументируя, что есть какой-то отщепенец, Ниязов, организовавший свою «евразийскую партию». Вы хорошие, а они плохие, мы вам поможем. И, честно говоря, я поверил. А получилось так, что они и Ниязова сами создали, и нашему движению обещая помочь трансформироваться в партию, ничего не сделали толком. Мы проделали лишнюю пустую работу.

Ясно было, что к 2003 году к выборам никакого электората с нашими фундаментальными и пока довольно элитарными идеями, при такой оживленной конкуренции, при полностью управляемой демократии, просто быть не может. Средств на большую кампанию не было. И потом стало понятно, что люди, которые работали с нами в Администрации, просто занимались обычным обманом. Они так много партий создали. Я так и не понял до конца, для чего это было нужно. Но стало ясно одно, что в такой партии нет никакого смысла. В конце концов, и Ниязов свою партию закрыл, и партия «Евразия» закрылась.

И надо сказать, что за все эти годы как было евразийство связано со мной, так оно и остается. Евразийство жило всегда как движение. Таким оно было и до партии, и во время партии и после партии. Это одно и то же движение. «Евразийское Движение». И больше ничего менять не будем. Кто бы нам что ни обещал.

— Затем был проект вхождения в блок «Родина»?

— Ну, это уже агония. Партия «Евразия» не была готова к выборам. Все обещания были нарушены. И непонятно было, что делать. Тогда и возникла химерическая идея партии «Родина», в девичестве она называлась «Товарищ» и была подготовлена под Глазьева Маратом Гельманом. Концепция была проста – «берем зюгановский электорат и уводим в сторону». Отдельно циркулировала идея — сделать новый националистический блок. Я же предложил другой проект, — исходя из того, что в России в чистом виде ни правая, ни левая модели не проходят, их совместить в нечто новое. Как видите – моя старая мысль о сочетании национализма и большевизма, консерватизма и революции. Я предложил это сделать и эффект налицо. И тогда технологи скрестили левого ботаника Глазьева с правым проходимцем Димой. Все сработало. Это тут же вызвало панику у Чубайса и Явлинского, их отвлекли на провокационную для правозащитников тему, и всё, — получили нужный результат. Но это делалось так грубо и с такой изрядной долей шовинизма, что нам было с этим очередным уродством не по пути. «Родина» была по ходу дела. И ее стали после прохода в парламент почти сразу демонтировать. Что правильно. И снова – с идеями все в порядке, все работает. Но какое же чудовище антропологические носители этих идей! Они всё готовы превратить в свою противоположность.

С электоральным уровнем евразийства нам всё понятно, соглашусь, что он близок к нулевому. С интеллектуальным — всё с точностью наоборот. Евразийство идеологически становится всё актуальнее и актуальнее. Напротив, интеллектуальные горизонты «Единой России» прямо пропорциональны её электоральному влиянию. Партия чиновников, партия власти, партия статус-кво – и всё. Электорально все превосходно. По смыслу и идеям — чистый лист.

Нынешнее состояние евразийства на мой взгляд оптимально. Мы имеем в современном российском обществе почти монополию на идеологию. Остальные движения, группы и силы исповедуют либо фрагментарные, лоскутные мировоззрения, либо нечто устарелое и неприменимое, либо вообще бредят. Партии же вообще стали придатком к административному аппарату и никакой интеллектуальной жизни в них нет. Евразийство же, напротив, занимает новые и новые рубежи. Мы вне конкуренции.

У нас есть и VIP-сектор в лице Высшего Совета Международного «Евразийского Движения», куда входят Министр Культуры РФ Соколов, министр культуры Якутии Борисов, Советник Президента РФ Аслаханов, вице-спикер Совета Федерации Торшин, глава комитета по международным делам Совета Федерации Маргелов и многие другие.

Есть интеллектуальный сегмент в лице целой сети Евразийских Институтов, Центров Евразийских Исследований, структур Нового Университета. Сам я почетный профессор Евразийского Национального Университета им. Льва Гумилева в Астане и преподаю курс «Пост-философии» на философском факультете в МГУ.

Есть у нас «Евразийский союз молодёжи» (ЕСМ), молодежный авангард евразийства с радикализмом, и подчас зашкаливающей неполиткорректностью. Бурно развивающийся и свежий проект. Существенно усовершенствованная версия того, что я хотел бы видеть в НБ без «П».

— И Вы им предоставили автономию?

— Да, определенную автономию. Потому что это организационная инициатива молодежи. Ребята собрались делать великое дело. Они вдохновляются моими идеями, но свои шаги со мной не согласовывают. Я порой ужасаюсь результатам, иногда радуюсь. Но при этом я их не оставил совсем. Потому что несу за них ответственность. Сейчас ЕСМ становится массовым молодежным движением. И это создает новые риски. Важно избежать вульгарности, упрощения тонкой теории евразийства, опасности соскальзывания к каким-то примитивным клише. Евразийство – это «империя + дружба народов». И здесь чрезвычайно важны оба термина. Удержать этот баланс, я понимаю, трудно. Но необходимо. Предоставив младоевразийцам полную автономию, я все же несу за них большую долю ответственности. Но самое главное в том, что постепенно евразийство становится органичным социальным субъектом, коллективным существом. И в какой-то момент идея, которая воплощена во мне, перейдет на это существо. И тогда уже заживет своей жизнью.

Многие опыты традиционалистов, моих идейных предшественников и учителей, да и мои опыты, оканчивались пародией и гротеском. Даже не трагедией и поражением, это еще можно было бы понять, есть в трагедии героизм и высокая ценность, но именно карикатурой. Задача в том, чтобы вместо этого евразийство стало полноценной сущностью, со своей судьбой и своим предназначением. И тогда мы увидим нечто невероятное, небывалое, фантастическое. Обязательно увидим. И мало не покажется никому.


Публикации автора на сайте Правая.ru:

Русская ось
Покровители "коричневых" действуют в интересах "оранжевых"
Армия и оборонно-промышленный комплекс являются основой современной идентичности России
Россия - это Империя
Евразийство: от философии к политике


Прикреплённый файл:

 d2.jpg, 3 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

31 марта 01:42, Леонид Доброхотов:

Поиск личного контакта

Дорогой Александр Дугин, как с вами связаться? Я кинорежиссёр и кинодраматург вынужден в условиях жутчайшего либерального давления оставаться в одиночестве. Взываю к дружбе!

Леонид.


4 апреля 14:49, Лариса:

поиск научного контакта

Господин Дугин!

Прочла несколько Ваших статей. Любопытно. Работаю над диссертацией. Изучаю воздействие СМИ на историческую память в период российских реформ. Хотелось бы познакомиться с Вами, пообщаться, если сочтете возможным.

С уважением.

Лариса.


5 июня 23:02, Доброжелатель:

No comment

Есть предложение использовать богомерзкое поведение врагов России для просвещения наших соотечественников и объяснения как должен вести себя наш враг на примерах. Когда сатана говорит ложь, то говорит свое, поэтому не следует пытаться опровергать наших врагов или вступать с ними в полемику, достаточно просто обозначить, что данная конкретная сущность исполняет роль врага России, а значит и богоборца. И если данное существо пытается рассуждать о каком-либо явлении или событии, то именно так и должны рассуждать враги рода человеческого. Про них сказано в Евангелии: “Ваш отец дьявол и вы исполняете похоти его…”. У одного из этих супчиков даже фамилия соответствующая: Веллер, что похоже на велиар. В качестве учебных пособий по бесоведению могут фигурировать типы подобные Хакамаде, Познеру, Марку Розовскому, Коле Сванидзе, Гарику Каспарову и прочей нечисти.


15 июня 19:59, Богдан:

прозба совета

Уважаемый Александр Гельевич,здравствуйте.В роботе над дипломом очень помогли Ваши статьи о подмене и дезортологизации пола,спасибо!Не могли бы Вы посоветовать материалы об этом применительно к материальной культуре,а главное,к костюму.Материалы плана Вашей статьи про галстук. Спасибо ещё раз! Богдан Правда.


27 сентября 18:03, Кириллов Андрей:

Взгляд со стороны...

Поразительно! Черносотенцы в наше время?

Однако, нет - в самое время! Это Ваше время, уважаемый философ. Именно, - философ. Ибо, философ Вы, действительно интересный. До определенной степени. Но Ваше мировоззрение черносотенца, не дает мне возможности для интересного общения (не в ущерб Вашему времени). Жаль. Здесь я случайно, и хотел бы проехать, но - увы. Время не даст. Общество готово к Вам. Оно вообще готово потребить. Все. Что дадут свыше. А Вас дадут. И коричневых. Все, что с Вами. С уважением к Вашей интелектуально-философской потенции. Не более.


17 октября 08:57, Посетитель сайта:

О статье

Статья интересная, раскрывает внутреннее движение человека. Если движение Евразия по сути своей есть движение правды с видением ее реализации в России, то ее нужно расширять, а то надоела ложь кремлевская.


29 октября 10:57, анна:

здравствуй Александр!Мы с тобой учились вместе в институте,недавно моей мамой был найден твой

комсомольский билет. Если интересна нахадка, мой телефон 795 96 37


9 ноября 23:55, Кудинов Александр:

О геополитике, псевдогеополитике и работах Дугина

Наша с Вами встреча состоялась,кажется, в 2004 - 2005 годах, в Питере, на дискуссии по будущему России на российском телеканале. Вывод по Вашей книге был один, её профинансировали любители передела границ России, а Вы предлагали распродавать её территорию. Я, как сопредседатель Оргкомитета Конференции, приглашаю Вас на Вторую Международную Конференцию по геополитике и государственной безопасности, которая будет проходить 20-21 ноября 2007 г., в Санкт-Петербурге. Там Вы сможете выступить по тематике, очень близкой к опубликованным под Вашим именем работ и выступить в режиме открытой и свободной дискуссии. Более подробную информацию Вы сможете найти на сайте http://htfi.ru/. С уважением, Кудинов Александр.


29 декабря 02:31, Евгений Анучин, СПб:

Кто Вы, Александр Дугин?

Я много старше А.Дугина, (дитё блокады). Как человек метафизического склада мышления, уважающий Традицию, я поражен и околдован интеллектуальной, мыслительной мощью А.Дугина, хотя совершенно не разделяю его опасные политические игры. Мне не по зубам Р.Генон, но круг его идей интуитивно притягивают меня. Текст А.Дугина "Эволюция парадигмальных оснований науки" меня восхитил.Как лет сорок назад я обалдел от чтения диалогов Платона, так сегодня я сделал себе подарок, купаясь в мыслительном океане А.Дугина. Оставайтесь только постфилософом и цены Вам не будет.


31 декабря 11:21, Евгений Анучин, СПб:

Важное уточнение

Хочу разъяснить вопиющую неточность, допущенную мною в предыдущем отзыве. от 29.12.2007. Я имею ввиду выражение "опасные политические игры". Напротив,у А.Дугина опасность стимулирует духовную энергию. Я хотел сказать об опустошенности и экзестенциальном вакууме, которые испытывает человек, выброшенный из политических игрищ или осознавший бессмысленность своего участия в них.

Что я хочу пожелать Александру на Новый Год? Желаю ему максимально сместить вектор вдохновенного жизненного порыва с негативного - жизнеотрицающего на позитивный -

жизнеутверждающий. Негоже талантливому мыслителю с таким потенциалом поддерживать силы Танатоса (небытия).


11 марта 14:06, Дмитрий:

Мнение

По изящной версии Нилогова, философию в России сейчас делают (точнее – «выделывают») писатель Мамлеев, политолог Дугин, ныне покойный литератор Пригов, профессиональный «рассуждатель» Галковский и прочие. Все остальные, не попавшие на страницы эпохального издания, лишь уныло наговаривают занудным речитативом «как бы лекции» для «как бы студентов».


16 марта 15:07, марина:

приглашаем принять участие в конференции

Уважаемый Александр Гельевич! Приглашаем Вас принять участие в конференции “РОССИЯ – АЗИЯ: МЕХАНИЗМЫ СОХРАНЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЭТНИЧНОСТИ ” (информационное письмо вы можете получить от оргкомитета, связавшись по адресу confra@mail.ru)Предполагается обсуждение следующих основных направлений:

Этничность и национальный характер в русской и восточных культурах

Этносы и национальный характер. Ядро и периферия национального характера. Универсальная личность и национальный характер. Типические черты национального характера. Пограничные характеры. Различные типы характеров в культуре. Национальный характер в условиях сложной и динамично меняющейся действительности. Национальный характер и менталитет. Языковая личность и национальная картина мира. Мифопоэтика, этнопоэтика как структуры проявления этнического в литературе. Живая историческая личность как воплощение национального характера.

Поведенческие модели в различных типах культуры. Культурно-национальные стереотипы поведения. Способы принятия решений. Разрешение конфликтов. Модели консолидации. Способы рефлексирования. Отношение к стереотипным (позитивным и негативным) моделям поведения. Поведение в ситуациях неопределенности и стресса, успеха и поражения. Модели семейного и несемейного поведения. Особенности моделей поведения в их историческом аспекте и современном состоянии. Поведенческие модели в контексте глобализации. Надеемся на сотрудничество.


3 апреля 01:49, Посетитель сайта:

9 мая 1945 года

Немедленное восстановление Советского Союза - хотя бы в составе Белоруссии, Казахстана , России и Украины - является ГЛАВНОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧЕЙ , ради которой мы все должны объединиться и ПРЕДПРИНЯТЬ ЕДИНЫЕ СПЛОЧЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

МЫ ОБЯЗАНЫ - НЕ ДОПУСТИТЬ УНИЧТОЖЕНИЯ СЛАВЯНСКОГО ЭТНОСА КАК ТАКОВОГО !!!

Все - КТО ПРОТИВ СОЮЗА -

это американско-фашистские ПОЛИЦАИ!!!


7 мая 10:39, Посетитель сайта:

Л.Богомолова

Послушала сегодня Александра Дугина на Эхо Москвы и решила посмотреть на это диво демагогии. Ваш преклонный возраст меня останавливает, сказать все, что я думаю. В конечном итоге, приглашенный А.Д. все же проявил свою заурядную натуру, изложив самую суть "не дай бог нам иметь 30$ c вами и ситуация ныняшняя вполне устраивает". Потому то и устраивает, что много демагогии. А пригласило бы Эхо Москвы математика или бухгалтера, он быстро просчитал, почему на 1 работающего 3 пенсионера: потому что СМИ и милиция не благотворительные органы для содержания демагогов. И там и тут должны работать образованные профессионалы, а не сидеть на шее у меньшинства и не собирать налоги на свое содержание. Извините, но так и хочется отправить Вас <в плавание по реке алмазной))) Лене, потом растопить вечную мерзлоту)))> и посмотреть на сколько км вы уйдете к центру Земли вместе с редакцией авторской программы, а потом, также цинично поехать домой отхохнуть от демагогов, путающий население. Демагогия - заразная болень, также, как и цинизм с национализмом и местничеством. Поэтому я так думаю, что буть вы более молодым были бы активно использованы только в менеджменте. Ну, хотя бы попробовали бы свой речевой аппарат - ведь покупатель тоже не дурак, у аморалов, жаждующих денег, мало кто и что покупает.


6 июля 17:39, БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ:

ищу контакт для сотрудничества

ЗАКОНЧИЛСЯ "РУССКИЙ ЧАС", СДЕЛАЛ НЕ БЕЗ ТРУДА НЕСКОЛЬКО СЛОВ, НО ПЕРЕАЧА НАСЕРЕДИНЕ ОБОРВАЛАСЬ. ТАМ БЫЛО И О ТОМ, ЧТО КРОМЕ РАСКОЛА НИКОН ВНЕС НАМ ЕЩЕ ОДНУ ГАДОСТЬ - РИМСКОЕ ПРАВО, НАСТОЯЩЕЕ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО НАД ЧЕЛОВЕКОМ. УВАЖАЕМЫЙ АЛЕКСАНДР ГЕЛЬЕВИЧ, ЕСЛИ ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ КОНТКТ НА ЭТУ ТЕМУ, МНЕ БЫЛО БЫ ВАЖНО. СМ. http://talant-abc.narod.ru П.15 (ЭТО ТОЛЬКО ЧТО ВЫШЕДШАЯ КНИГА). С ИСКРЕННИМ УВАЖЕНИЕМ, БА


16 августа 08:47, Посетитель сайта:

"Сибирь и Дальний Восток - будущее России"

Наша организация реализует проект ЭпиЦентр "МироЗдание" - строительство экномического, политического, инвестиционного центра Евразии в г. Иркутске - столице Восточной Сибири, богатейшего региона России и мира. Основные активы и перспективы развития Газпрома (Ковыкта), ТНК (Вернечона), Сургутнефтегаз (Толокон), РусАЛ (БрАЗ), Илим Палп (БЛПК); Байкал - 20% мировых запасов пресной воды; 70% углеводородов РФ, запасы руд, леса; важнейшее расположение в центре Евразии, ровно на полпути Москва-Владивосток - все это дает право региону направить ресурсы страны на собственное развитие с целью укрепления и сохранения Восточной Сибири как части Российской Федерации, для защиты от планомерных и уже видимых действий Китая освоению и аннексии региона.

ООО "Минеко" подготовило (выкупило в собственность) для проекта ЭпиЦентра земельные участки в центре г. Иркутска на берегу р. Ангары, в лучших местах на побережье о. Байкал, общей площадью более 30 га. Подготовлены и согласованы проекты строительства делового центра, рекреационных объектов - для крупнейших государственных и частных объектов стран Евразии. Осуществляются действия по создании поселений народов Европы (Германии, Украины, Франции, др) на Байкале, планируется организовать Рублевую товарно-срьевую биржу для торговли с азиатскими странами энергоресурсами и продукцией российских предприятий за национальную валюту.

Заинтересованы в Вашей политической поддержке проекта, в помощи по организации конференции "Сибирь и Дальний Восток - будущее России".

Если Вам интересна тема - просим связаться odom@mail.ru (тема письма - ЭпиЦентр).

Цветков Р.А.


2 сентября 09:38, витя голодоморов:

Ув. Александр Гельевич я житель восточной украины-( донбасс ) мне нравятся ваши мысли, ваши рассуждения о вопросах украины и россии, и полностью согласен с вашими высказываниями по поводу того что украина должна войти в состав россии. буду рад с вами общаться и сотрудничать.


7 сентября 21:38, Посетитель сайта:

игра должна быть осмысленной и эстетичной

Игроки на историческом поле- Носовский и Фоменко, чертовски развлекательно.


23 сентября 21:59, Наталья:

О статье Дугина

Время все расставит на свои места.Россия по своему географическому положению -во всяком случае ее центр-в Европе.Но по менталитету- ближе к востоку.Там,где все традиционно,это нежелание смешиваться с остальным миром.И союзники наши -кроме армии и флота- мне кажется тоже там.


2 октября 08:40, Игорь Орлов:

О экономике.

Уважаемый (мной) Александр Гельевич!

Мне нравятся ваши выступления в пресее и т.д.

Предлагаю вам рассмотреть вопрос о том, что предприятия частной собственности не эффективны по сравнению спредприятиями госсобственности. Это - важнейший вопрос всех мировых бед, так как правители ставят госпредприятия в неравноправные условия с частными!!!!


3 октября 15:15, Посетитель сайта:

Воинам истины

Вчеслав Яшков :: ВЫБОРЫ

увеличить

В конце времен по плодам их,вы узнаете их!?

Демонкратия,или дерьмократия?

***

Подать свой голос может каждый,

Преступник он или святой,

Влиять не словом или делом,

А просто поднятой рукой.

Кто в большинстве мы твердо знаем

На грешной,суетной земле.

Порок людской преобладает,

Суть демократии возле.

Марионетки демократы!!!

Под кукловодами они!!!

Их ктото дергает за нитки,

Скрываясь тщательно в тени.

Амбициозно лезут к власти

Народов худшие сыны,

По головам эквилибристы

Интриг и лживой болтовни

Как на буфет подонки рвутся

Людскими судьбами играть,

Одной попробуй распорядиться?

Не даст спокойно совесть спать.

Голосованьем выбираем,

Из тех кого покажут нам.

Они различны только с виду,

По лицам и по именам.

Из этой своры претендентов

Мы можем выбрать одного,

А после скажут "ВАШ ИЗБРАННИК"

Вы сами выбрали его.

Не выбрать лидеров достойных

По интелекту серых масс.

Ведь большинством они гонимы,

Те люди лучшие из нас.

Нет равных! Равных быть не может,

Талантов,качеств и мозгов.

Покуда худшие активней

Взгляд демократов нездоров.

На верх всплывают как обычно

Отбросы шушеры людской.

Для подтасовок так удобен

ДЕМОНКРАТИЧЕССКИЙ устрой

Яшков. В.В.


26 февраля 00:14, Георгий:

О Дугине

Александр Гельевич Дугин - выдающийся русский ученый

нашего времени. Я прочитал несколько его книг.

В 90-е, по понедельникам слушал его выступления по

радио. Один раз был на его лекции,посвященной

Хайдеггеру.А.Г.Дугин - выдающийся оратор.

В его выступлениях - смелость,енергия,огромный ум,

честность,любовь к Родине,вера в Россию.

Хорошо бы скачивать выступления А.Г.Дугина;они

обладают мобилизующей,познавательной,воспитательной,

эстетической ценностью. С уважением Г.Е.Кузьмин.


12 марта 15:25, Наблюдатель:

Трусость это несомненно самый тяжкий грех

батька Черномор, а что вы можете родить посильнее концепции общественной безопасности?

Говорите чётче-боитесь, потерять своего тёплого местечка.


4 июня 09:33, Посетитель сайта:

Монархия и евразийство

Западники: видели причины всех проблем в отставании от Запада.

Коммунисты: привнесли на Российскую почву идеи Французской революции и коллективизма. Западные идеи и восточные методы правления и удержания власти. Это позволяет назвать их евразийцами. В самом худшем виде.

Евроазийская идея или синтез Востока и Запада: в ходе своей истории, человечество распалось на две группы: племена кочевых скотоводов и оседлые народы. Оседлые народы занимались обработкой земли.

И тем и другим были нужны орудия труда.

Чтобы обеспечить скотоводов и земледельцев орудиями труда, появились ремесла. Ремесленник может разъезжать в кибитке если условия труда требуют, а может жить в городе. Но независимо от этого, он стоит на стыке кочевой и городской жизни.

Ремесленники специализировались на выпуске разных орудий труда. Так появились ремесленные цеха.

В ходе развития товарно-денежных отношений и смены общественных формаций, из ремесленных цехов развилась многопрофильная промышленность.

Промышленность это серийный выпуск товаров, экспансия товаров и капиталов, то-есть Запад.

В истории России, политики болели тем, что развивали сельское хозяйство за счет ущемления промышленности и наоборот.

Казалось бы вывод прост, ремесла являются общим звеном для скотоводства, земледелия и промышленности.

Концепция омских монархистов.

В наши дни, все земли поделены между странами.

Есть страны аграрные и есть страны промышленные.

И потому деление на кочевников и оседлых не соответствует сложившемуся положению.

Мы, омские монархисты предлагаем другое деление: село и город, аграрные страны и промышленные.

На уровне международного права, надо закрепить принцип закрытости рынка аграрных стран, для товаров индустриальных стран.

Иначе страны аграрные никогда не разовьют свою промышленность.

Нельзя отказывать другим странам в праве на индустриальное развитие.

Значит надо всего лишь следить чтобы земледелие, скотоводство, ремесла и промышленность, страны аграрные и промышленные, развивались не ущемляя друг-друга.

И этот принцип надо закрепить законодательно.

Иначе говоря, евразийство мыслится нами как особый путь в антиглобализме.

Экономика развивается только тогда, когда она опирается на все опоры: сельское хозяйство, торговлю и промышленность.

Опора на нефтянку ломается вместе с падением цен на нефть, это стало причиной кризиса экономики в СССР.

Есть шутка такая: и подсел Союз на нефтяную иглу.

Из всего этого следует что монархистам по пути с евразийцами, антиглобалистами и зелеными.

По крайней мере на все время, пока данная концепция соответствует реальности.

Идея единства славян и православных (славянофильство) остается в силе, только для взаимодействия русских со славянами и православными, в процессе создания и жизненной практики Православно-Славянской Империи.

А во взаимоотношениях русских с подданными Азиатской России, действует евразийская идея.

© Copyright: Владимир Сулаев, 2009

Свидетельство о публикации №1904010744


14 мая 08:21, Посетитель сайта:

Россия, обороны

Русский военный эксперт Константин Сивков: "Обама готовит нападение на Россию".

Как в Россию, чтобы защитить себя от агрессии?

Огромный вулкан в Йеллоустонский национальный парк в США задержали извержения. Йеллоустон супер-вулкана может вызвать землетрясения, но и создать ядерную бомбу. Йеллоустон извержения вулкана полностью разрушен северных США, в то время как во всем мире воцарился в зимний период времени в 6 лет, после чего время будет нормализована. Таким образом, взрыв одной атомной бомбы в Йеллоустонский национальный парк в Соединенных Штатах, могли бы полностью уничтожить Северной Америке, сатанизм и новый мировой порядок.

мр Александар К. Митровић

http://sites.google.com/site/jungbookbeograd/jeloustoun


22 ноября 09:27, Владимир:

Схожесть мировозрения.

Моё ощущение действительности во многом схоже с Вашим.Но всплески гнева от несправедливости я переношу в поэзию.Хоть я не россиянин но сильно переживаю за всё что там творится. особенно мне не нравится как Западные СМИ пытаются очернить её.Когда Грузия напала на Осетию я начал писать басни, очень жаль что нет хорошего сайта где можно печатать ответы на вы падки против России.В ВОВ у нас пропаганда была намного лучше.С удовольствием включился бы в борьбу за честь и достоинство России.Вот одна из моих басен (США и Россия)

Лев и тигр

Однажды, разжиревший лев

Решил с Амурским тигром, потягаться

Койот нашкодил, был побит

И «царь» решил вмешаться

Хотел на тигра, свой разинуть зев

Но понял во время, здесь драка не нужна

Тайги хозяин, в битвах знает дело

Как Тузик грелку, изорвёт умело

Подымет на смех императора, страна

Лев, тигру своеволья не прощая

Весь в думах, как того достать

Чтоб гордый нрав его, немного обломать

При этом, сил своих ничуть не напрягая

Решает, подданным своим

Я с тигром, запрещу общаться

Но звери многие, привыкли уж питаться

В угодьях тигра, он позволил им

Как не рычал, как зубы лев не скалил

Есть выраженье – «каждый за себя»

И звери мудрые, запреты не любя

Вновь в дружбе с тем, кто кукиш льву поставил

В угодьях тигра, щедрые места

Поесть, попить, здесь всем хватает

Сюда хозяин, лишь друзей пускает

А недругам, всегда прижмёт хвоста

Уж меньше тех, кто слушается льва

Всё мелюзга, шакалы да мартышки

У прихлебателей, так развиты умишки

В толк не возьмут, что «царь» - ушедших дней молва.

----------

В своих угодьях, надо кошкам жить

Тигру - тайга, а льву – савана

А то случается, что сдуру – обезьяна

Надеясь на поддержку льва, стремится тигра укусить!

С уважением Зеленков Владимир Викторович. Казахстан г.Зыряновск



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2016