Историософия – это целостная концепция истории на основе определенного миропонимания [i]. Несмотря на довольно позднее происхождение понятия [ii], историософия довольно долго существовала как донаучное знание — опыт концептуального видения смысла мировой истории. Философская энциклопедия дает следующее определение: историософия — концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариативности и преемственности конкретных исторических форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла [iii].
В.Н. Зайцева определяет историософию как метафизику истории.Пожалуй, ключевыми в этих определениях являются слово «целостный» и приставка мета-. Не всякая философия истории может быть названа историософией. Мы можем говорить об историософии только тогда, когда, во-первых, есть целостный взгляд на историю, понимание ее как целого. А такое понимание, во-вторых, неизбежно оказывается пограничным – выходящим за рамки как собственно истории как науки, так и философии. Поэтому при определении историософии и возникают такие понятия, как мета-физика и мета-история. Отсюда и современная критика историософии как научной дисциплины, о чем речь пойдет ниже.Современный исследователь В. А. Кошелев называет историософию «особенной наукой»: «Она отличается от классической философии истории (представленной, например, у Гегеля): она менее занимается выяснением логики мирового исторического процесса, причинно-следственным «сцеплением» событий, рациональным объяснением их существа. Историософия – это интуитивное переживание судеб народов, эстетическое и этическое осмысление основ их исторического бытия, отыскание «корней» и прозрение будущей «судьбы» [iv].
К. Г. Исупов также настаивает на том, что историософия – это эстетическое переживание истории. С XIX в., пишет он, идет эстетизация истории в русской мысли, эстетизация материи факта, события, процесса, эстетическая мотивация поступков и т.д. [v]. Р.Ф. Юсуфов дополняет его: «Эстетическое постижение истории принципиально нерационалистическое… оно вводит в историю экспрессию Откровения, выявляет интеллектуальные и духовные аспекты истории» [vi].
В таком случае мы можем предположить, что литературные или близкие к литературным жанры – более органичная форма для историософских построений. И русская литература XIX-XX вв. полностью подтверждает данный тезис. Поэтому в последнее время и возникает разговор о художественной историософии, поэтической историософии, историософской поэзии и т.п.
[iv] Кошелев В. А. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, рассуждениях и разысканиях. М. 2000, с. 195-196.
[v] Исупов К.Г. Русская эстетика истории. Спб. 1992. с. 23.
[vi] Юсуфов Р. Ф. Историческая наука и историософия литературы: (о науч. и эстет. постижении истории) // История национальных литератур: перечитывая и переосмысливая. – М., 1996. – Вып. 2. – С. 5–41. С. 32
Греческая парадигма для нас чрезвычайно невыгодная и по сути ложная. Греки возвеличивают себя только за счёт русских. Мы — огромный геополитический приз, за который греки не поскупились и создали нам азбуку, хотя русские имели свою глаголицу, как и другие славяне. Фактически "дубинка василевса" находится у нас, а значит, и центр силы у нас→
Россия - это западно-восточная страна-полукровка. С ее двуглавой государственностью, гибридной ментальностью, межконтинентальной территорией, биполярной историей она, как положено полукровке, харизматична, талантлива, красива и одинока→
Тема «своего пути» пока у нас хронически не раскрыта. Не было никакого «своего пути» ни в «России-которую-мы-потеряли», ни сейчас. Кое-что можно раскопать в СССР, но, увы, стоит помнить, что СССР по этому пути не пошел. Увы, в наши дни о третьем пути и словечко-то замолвить некому. Однако есть немало желающих порассуждать о долгом пути к своему пути. Это уже радует: к чему-нибудь да продвинутся→
Всем известно, что за каждым модным интеллектуалом стоят представители тех или иных спецслужб. Но мало кто знает, что у спецслужб тоже есть свои кураторы – представители внеземных цивилизаций. И вся человеческая история – это поле битвы двух межгалактических рас, которые свободно засылают своих агентов в любую историческую эпоху и меняют события истории в нужную им сторону→
Увидел, что история - спираль, по которой развивается сюжет драмы-мистерии. На каждом витке по закону жанра неизбежны повторы. Но с каждым витком сюжет вертится всё быстрее и неизбежно должен привести к выходу на какой-то иной уровень реальности (то о чем Иисус и говорил, как о Царстве Бога). И моменты этих повторов можно соотнести с календарным циклом. Именно поэтому победа Трампа - это хорошо. Победа Трампа - к Солнцевороту→
За короткий период времени произошло множество событий: слияние двух чёрных дыр, подтвердившее гипотезу о гравитационных волнах, встреча Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, ползучая революция Трампа в Америке, которая, скорее всего, закончится ничем, но уже стала явлением из разряда «так не бывает». Наконец, смерть Дэвида Боуи и Умберто Эко. Даже на поверхностный взгляд, кажется, что за какие-то полтора месяца всего этого слишком много. Означает ли происходящее, что время очередной раз «вывихнуло сустав» или, напротив, обозначило какие-то новые, ещё неведомые закономерности? Или мы и вовсе стоим на пороге апокалиптической «жатвы», которую предрекали пророки и мистики?→
Постмодернистская (или «пост-либеральная») теология должна отвергнуть две формы «фундаментализма». Сфера чувств, эмоций, вдохновений и переживаний больше не может представлять себя в качестве новой стороны универсальности, твердой «базы», на которой должно основываться религиозное и на которой нужно строить теологию→
Возможность универсальной деструкции человеческого космоса также присутствует в списке траекторий исторического сюжета. - Александр Неклесса публикует расширенный текст доклада на конференции «Арабский кризис: новые вызовы», секция «Феномен «Исламского государства»: природа, тенденции, перспективы развития». Институт Африки РАН, НИУ «Высшая школа экономики»→
Традиция русского народного христианства пронесла сквозь века представление, согласно которому Христос по сей день скрывается где-то на земле. В наше время, как и столетия назад, странствует по свету неузнанный Бог; его удел — унижения и нищета; являясь порой людям, он вызывает у них жалость→
История это не газопровод. Попытка провести историческую линию от Херсонеса до Москвы, тщательно обходя Киев, слишком уж фантастична.
В общем, раздумья над этим фрагментом послания президента ставят меня перед выбором: или придется считать, что президентские спичрайтеры набраны из безнадежных троечников. Или же придется прийти к выводу о том, что «эта экскурсия велась для колхозников»→
Хотя мы и ищем добра в качестве морального долга, в результате мы делаем зло. Так уж мы устроены. Следовательно, если бы нас осудили, нас осудили бы не за наши грехи и дела, но за недостаток любви, даже за недостаток заинтересованности в Христе. Но именно эта Любовь была подменена абсолютной истиной→
Итак, каковы перспективы бренда русскости в православии? Появятся ли у РПЦ откуда-то силы и возможности, чтобы стать действительно христианской церковью? Видимо, будет усилено использование РПЦ как некоего "хранителя русскости", однако они никогда не будут иметь собственного права голоса в этой концепции...→
Проникновение христианства на «Русь» в результате унификаторских действий Владимира привело к заимствованию единственной уже готовой формы христианства... Были унаследованы, таким образом, и все основные византийские болезни, и имперская «деевангелизация» учения Иисуса.→
Изборский клуб 4 апреля 2013 г. провёл дискуссию "Метафизика русской истории". Участникам обсуждения предлагалось "наметить программу изучения различных духовных, историософских, мистических, конспирологических, "энигматических" сюжетов прошлого и настоящего Русской цивилизации, объединяемых той или иной перспективой смысла истории, Промысла в истории, чуда в русской истории, миссии России". Публикуем тезисы И. Л. Бражникова→
Второй сын известного русского писателя Леонида Николаевича Андреева (1871—1919) и внучатой племянницы Тараса Шевченко Александры Михайловны Андреевой (урожд. Велигорской; 1881—1906) родился в берлинском районе Грюневальд по адресу Гербертштрассе, 26, 20 октября/2 ноября 1906 г.→
Современный псевдовизантизм, воспроизводящий лишь некое подобие имперского стиля, не опирающийся на антилатинство и отличное от протестантской идеи правового государства понимание царства и народа, симулятивен и противопоказан российской государственности и русскому обществу. Если византийский миф не наследуется в своей полноте, то воспроизведение византийского стиля будет вызывать у русского народа естественное отторжение→
Несмотря на правду, открыто и ясно возвещенную Господом, все фальшивые обвинения и провокации Синедриона имели два основных направления - обвинения Господа в «кощунстве» в отношении иудейского Закона и обвинения Господа в нелояльности по отношению к «оккупационной» римской власти. Завершением последних стали прямые угрозы Понтию Пилату, «искавшему пустить» Господа: «Ты - не друг Кесарю!»→
Сам феномен исторического остается внеположным по отношению к обеим познавательным установкам, изобретенным эпохой модерна: к методически однородному универсально-систематизирующему познанию, и к художественному восприятию, центрированному на феномене уникального и невысказываемого. Историческое же предшествует этому разделению, так же как и противоположности свободной воли и неотвратимой судьбы.→
Что есть Россия? Вопрос, на который вряд ли можно дать однозначный ответ. Исторический опыт свидетельствует об ипостасях и версиях Руси, России, о сосуществовании разных русских стран. Причем не только в диахронном русле, считая от мозаики Киевской Руси, Ордынского улуса, Московского царства, Российской империи до России-СССР и нынешней России-РФ. Но также в пространственном прочтении темы: северо-восточной Московии, обширной северо-западной Новгородской республики, юго-западнорусского государства – Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, а впоследствии Малой, Червонной и Белой Руси.→
Победить Русского (Ромейского) царя некому. Захватить Москву может только Антихрист. Но если сохранить православную веру, это не страшно: «посемъ чаем царства, емуж несть конца». Третий христианский Рим, непосредственно граничит с царством, которому «несть конца». Граница между этими царствами практически незаметна, и граница эта не во времени→
«Россия» и «Русь», «русский» и «россиянин» - часто эти слова отождествляют, а часто и противопоставляют. Соотношение двух атрибутов нации подробно рассматривает выдающийся русский историк и филолог→
Диалог двух выдающихся исследователей происходит как бы на стыке истории, культурологи и философии. Он позволяет взглянуть на древнерусскую действительность с самых разных сторон, проникнув в глубины нашего далекого прошлого→
Идея Русских как «новых людей» и Руси как царства «последних времен» есть основополагающая и фундаментальная предпосылка историософского текста русской культуры и в частности, историософского текста русской революции→
Князь Владимир Святославович довел многие государственные работы до конца. Именно в его правление была окончательно разгромлена Хазария, именно он консолидировал русичей в единый этнос→
Битва на Куликовом поле была важнейшим этапом великого противостояния между православной Русью и латинским Западом. За ордой Мамая стояли - транснациональное ватиканское жречество и торгашеские кланы Средиземноморья. Сам же Мамай, в отличие от ордынцев предшествующего периода, планировал заселить Русь своими людьми→
630 лет назад произошла Куликовская битва. Есть повод очередной раз задуматься над значением этого события, когда Москва доказала свою политическую зрелость, а русские показали, чего могут добиться, действуя сообща. Именно тогда Московская Русь стала реальностью всемирно-исторического значения→
Одна из главных причин — подчас очень длительной — недооценки явлений отечественной культуры, — чрезвычайно резкие и всесторонние перевороты в истории и, соответственно, в истории культуры, присущие России. Русская культура не раз как бы умирает и лишь гораздо позднее воскресает заново→
Русские отказались стать частью Европы и романо-германской цивилизации еще в глубокой древности. И сегодня, когда нас настойчиво призывают стать частью глобального мира, очень важно проследить генезис этого выбора. И здесь нам очень помогут труды выдающегося историка Льва Гумилева→
На протяжении многих веков своей бурной истории русские неоднократно оказывались перед угрозой потерять свою субъектность, разделив судьбу «исчезнувших народов». Тем не менее, они всегда восстанавливали себя как Субъект Истории. И сегодня представляется чрезвычайно важным изучение этого процесса→
В своей блестящей работе главный идеолог «сменовеховства» наносит мощный интеллектуальный удар по мифам линейного «прогрессизма». В то же самое время он чужд линейному, инволюционному пессимизму. Русский философ и публицист рассматривает «прогресс» как нечто сложное и неоднозначное→
Московское Царство ставило своей задачей хранение чистоты Православия, Империя Романовых и Советский Союз – в их «очищенном», дистиллированном качестве – освобождение Царского Града в первом случае и освобождение труда от капитала во втором. На самом деле ни одна из этих политико-идеологических целей выполнена не была→
Православие не есть «иудеохристианство» хотя бы потому, что основано на поклонении Пресвятой Троице – не «одному», но и не «дурной безконечности» – и особо почитает Богородицу как «честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим». В древнем каноне на Богоявление о Христе говорится рожденном «из Отца без Матере и из Матере без Отца»: законов линейного времени в принципе не существует→
Существуют различные способы оценки будущего: от мистического до научного. Возможно,для объяснения тех процессов, которые происходят в мире, имеет смысл вернуться к синтезу религии и науки. Ведь история человечества началась далеко не сегодня, а на территории России еще более 50 тысяч лет назад существовала оригинальная цивилизация – Гиперборея→
Что такое русская цивилизация и через какие политические категории она себя осознает?В чем заключается природа «русского аффекта»?Об этом, и о многом другом рассказал в своей лекции «Политические категории русской цивилизации» известный публицист, автор книг «Русский проект:реставрация будущего» и «Русский националист» Егор Холмогоров→
Правая.Ру публикует текст лекции, с которой известный консервативный публицист Егор Холмогоров выступил 9 ноября 2006 г. в РГГУ в рамках открытого лектория "Высшая школа политики"→
Правая.Pу начинает публиковать избранные лекции В.И. Карпца по истории политических учений, прочитанные им в одном из московских вузов. Лекции печатаются нами по расшифровкам магнитофонных записей и отражают особенности разговорной речи→
Что же необходимо сегодня России? Позиция, которую мы бы определили как асионизм, или асемитизм (для ясности) – без всяких про и анти. Решающую роль здесь должна сыграть Православная Церковь, решительно заявляющая о своей не анти-, но и не-иудео-христианской позиции, быть может, даже стоит сделать крен в сторону «эллинства» – хотя бы только потому, что оно многие века было «в загоне»→
Выступление главного редактора Правой.Ру Ильи БРАЖНИКОВА на Богословской конференции Русской Православной Церкви "Эсхатологическое учение Церкви", состоявшейся 14-17 ноября 2005 г.→
Лишь при Дмитрии Донском титул «великий князь Московский» стал первостепенным, главным (идентичным титулу «великий князь всея Руси»). Поэтому следует признать, что Владимир так или иначе был «престольным городом» Руси в течение более двухсот лет, а Москва окончательно обрела статус столицы после Куликовской битвы→
Если среди вопросов дня или, скорее, века есть такой, в котором, как в фокусе, сходятся и сосредоточиваются все аномалии, все противоречия и все непреодолимые трудности, с которыми сталкивается Западная Европа, то это, несомненно, римский вопрос→
Революция, если рассматривать ее самое существенное и простое первоначало, есть естественный плод, последнее слово, высшее выражение того, что в продолжение трех веков принято называть цивилизацией Запада→
Что такое Восточная Империя? Это законная и прямая преемница верховной власти Цезарей. Это полная и всецелая верховная власть, которая, в отличие от власти западных государств, не принадлежит какому бы то ни было внешнему авторитету и не исходит от него, а несет в себе самой свой собственный принцип власти, но упорядочиваемой, сдерживаемой и освящаемой Христианством...→
Известный французский философ о крушении СССР, "оранжевой" революции в Киеве, об отсутствии События, об Истории, обратившейся вспять, и об истинном Апокалипсисе (новый перевод, расширенный и дополненный)→
Для уяснения сущности огромного потрясения, охватившего ныне Европу, вот что следовало бы себе сказать. Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества...→
Любая концепция историософии, в силу её изначальной заданности, либо подтверждает религиозную картину мира и исторического процесса, либо разрушает её, создавая взамен какую-нибудь иную «веру» (в прогресс, в глобализм, коммунизм и т.п.). Поэтому наукообразная историософия занимает много места только в неокрепшем, невыработанном или, наоборот, деградировавшем религиозном сознании, заменяя человеку религию как целостное мирообъяснение истории...→
Недавно мир облетело сенсационное сообщение о том, что легендарная группа АББА после успешного концерта в честь 50-летия группы восстанавливается. Это хороший повод поразмышлять о том, что с собой несла музыка этого коллектива в далёкие 70-е→
Современная католическая точка зрения рассматривает крестовые походы как грех, публичное покаяние в котором папа Иоанн Павел II принес несколько лет тому назад. Кажется, накануне 1000-летия взятия Иерусалима и “освобождения Гроба Господня” крестоносцами. В идее крестового похода просматривается логика джихада и мораль Талмуда, но не этика Нагорной проповеди. Но интересно: если бы христианам удалось удержать Иерусалим до сего дня, построить в нем новые храмы, уберечь то, что уцелело, папа тоже бы каялся? И если да, то после покаяния понтифика надо было бы свернуть знамена и очистить Святую землю для евреев и арабов, подобно возвращению китайцам Гонконга?→
Таким образом, каждая эпоха в развитии русской историософии создавала своего Антихриста, имевшего мало общего со зверем из "Откровения" Иоанна Богослова. Ему предначертано придти из Вавилонии после тысячелетнего царства Христа и утвердить свой престол в Иерусалиме. Русские мыслители, переживавшие апокалипсическое предание как личную драму, связывали сюжет об Антихристе с российским континиумом. России предписывалась либо победить Антихриста, либо его породить, либо и то и другое. Тенденции развития современной мысли позволяют заключить, что легенда об Антихристе будет актуальна и в 21 столетии, и что данный идеомиф способен предопределить ход исторического процесса в России...→