23 апреля 2017
Метки

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Бражников
9 октября 2009 г.
версия для печати

Революция

В самом термине «революция» (лат. revolutio – откат, отворот) заложена семантика возврата, повторения. Глагол volvo (volvī, volūtum, ere) означает катать, катить, сбрасывать, кататься, валяться. Он очевидным образом связан с velo ( vēlo, āvī, ātum, āre) — закрывать, покрывать, окутывать, закатывать. Revolvo дает: катить назад (откатывать); проходить в обратном направлении, вновь разжигать, снова разворачивать, опять раскрывать, перечитывать. Revelo соответственно: открывать, обнажать; раскрывать, разоблачать, разъяснять. Revelatio – Откровение, точный перевод греческого «апокалипсиса». Таким образом, полное совпадение семантики двух этих родственных корней (vel- и volv-) происходит в значениях раскрытия, разворачивания.

Революция, по точному смыслу слова, — это пере-ворот, который, однако, следует понимать не как необратимую перемену верха и низа, но скорее как оборот колеса, при котором то, что поворачивается, то, что вовлечено в оборот, всегда возвращается в исходное положение. В Александрийской библиотеке все книги представляли собой свитки, и чтобы прочитать книгу, необходимо было развернуть свиток. Процесс разворачивания назывался по-латыни эволюция, а обратный процесс сворачивания — революция. Revolutio, таким образом, родственно revelatio, и смысл этот можно понять как обнажающее, снимающее покровы, открывающее истинное положение вещей возвращение к первоначалу.

Все эти смыслы («радикальная перемена», «возврат к истокам», «освобождение» и др.) будут присутствовать в понятии «революция», когда оно приобретёт политическую окраску. Лишь начиная с конца XVIII в. за термином «революция» закрепляется — в социально-политической сфере – значение насильственного овладения государственной властью лидерами массовых движений с целью (действительной или провозглашаемой) осуществления общественных реформ. В отличие от переворотов (уточняют словари) революции пользуются массовой поддержкой.

Однако, мы живем уже в эпоху, когда «массовая поддержка» — не более, чем образ, транслируемый медиа. Манипулирование массовым сознанием фактически исключает возможность классических массовых движений образца XIX-XX вв. «Революциями» становится то, что провозглашает себя таковым через массмедиа.
Все статьи с этой меткой:
19 ноября 2015 г. | Правый взгляд | Дарья Дорохина
Между действием и высказыванием

Это место, где сходятся сразу несколько линий: линия немецкой Консервативной революции, преодолевающей романтизм и «эзотерическую» субъективность, и линия технологического построения политической теории на месте постперестроечных, диссидентских химер в реннепутинской России. Консерваторы создали некое идейное поле, действовать в котором стали уже совершенно иные силы.


7 июля 2015 г. | Правый взгляд | Яна Бражникова
Парковая революция, или РПЦ меняет кожу

Революция вообще вырастает непосредственно из привычки гулять в определенном месте – гулять всегда, несмотря на погоду. Киевляне гуляют с пятницы по утро понедельника – и в мирное, и в военное, и в революционное время. Какой могла стать московская/питерская революция? Разумеется, только Парковой. И для этого всего лишь надо было стать «храмофобами»


7 января 2015 г. | Книжная справа | Мануэль Саркисянц
Россия и мессианизм

Традиция русского народного христианства пронесла сквозь века представление, согласно которому Христос по сей день скрывается где-то на земле. В наше время, как и столетия назад, странствует по свету неузнанный Бог; его удел — унижения и нищета; являясь порой людям, он вызывает у них жалость


29 мая 2014 г. | Правый взгляд | Илья Хаськович
Постучаться в двери истории

Все происходящее на Украине серьезнее и глобальнее, чем большинству из нас кажется. По-настоящему, не на бумаге, СССР распадается только сейчас, а если смотреть еще дальше в прошлое, то эти события — продолжение распада Российской империи, с полным переформатированием всего занимаемого ей пространства, которое принято обычно называть русским


15 декабря 2013 г. | Слева направо Слева | Павел Казарин
Майдан - это не революция

Майдан это не революция. Он не антироссийский. Юго-восток Украины — не против евроинтеграции. Непонимание россиянами этих очевидных для Киева вещей отталкивает украинцев от России.


22 сентября 2013 г. | Правый взгляд | Павел Зарифуллин, Центр Льва Гумилёва
Социал-монархизм Святой Орды

Мы в 1918 году стояли в шаге от создания оригинальной не марксистской, не либеральной и не эрзац-национальной русской культуры и обретения русской самости. Сегодня Россия, не изжившая наследство революции XX века, не решившая свои «проклятые вопросы», не родившая миру Христа, стоит там, где и была: перед смертельным выбором.


28 июля 2013 г. | Правый взгляд | Жан Бодрияр (1929 - 2007)
Революция неопределенности

А что если вся публицистика станет апологией — не продукта, но самой публицистики? Что если информация, не будет более отсылать к событию, но — к раскручиванию самой информации как события? Если коммуникация не будет отсылать к сообщению, но — к производству самой коммуникации как мифа? "Хорошая" коммуникация - та, которая нейтрализует свое содержание...


27 июля 2013 г. | Опыты | Максим Переславцев
Революционная теология и постсекулярный образ церкви

Церковь предстает не нейтральной общностью верующих, но «авангардом Бога». Его задачами являются уже не только молитва или мораль, но и прямое действие в мирском граде. Надо призвать человека оставить увлечение иными мирами — в т.ч. религиозным — и обратиться к насущным проблемам этого мира, где только и может быть услышан призыв Бога.


11 декабря 2012 г. | Дневники | Владимир Гарматюк, Вологда
Был ли Иисус Христос революционером?

В России в последнее время имя «революционер» властолюбивые лжецы выставляют, как нечто ругательное, страшное, этим словом пугают невежд. А, кто такой на самом деле революционер? – Это народный герой! Это борец за справедливость! Когда в стране заканчиваются герои, то на сцену выходят «клоуны и жулики-иллюзионисты»


13 апреля 2012 г. | Правый взгляд | Славой Жижек, Словения
Бог был оставлен самим собой

Благодаря пересечению человеческой изоляции от Бога и изоляции Бога от самого себя христианство поистине революционно. Полноценный Бог должен быть не только царем, но и мятежником. Во всех других религиях Бог требует от своих последователей оставаться ему верными - лишь Христос просит последователей предать его, чтобы он мог выполнить свою миссию.


7 апреля 2012 г. | Правый взгляд | Протоиерей Димитрий Назаров
Вход в Иерусалим и стихия истории

Несмотря на правду, открыто и ясно возвещенную Господом, все фальшивые обвинения и провокации Синедриона имели два основных направления - обвинения Господа в «кощунстве» в отношении иудейского Закона и обвинения Господа в нелояльности по отношению к «оккупационной» римской власти. Завершением последних стали прямые угрозы Понтию Пилату, «искавшему пустить» Господа: «Ты - не друг Кесарю!»


20 декабря 2011 г. | Правый взгляд | Илья Бражников
Феномен Революции в России

Чтобы правильно оценить историю, нужно помнить о «восстановительном» характере революции. Тогда можно по праву назвать первой революцией в России восстановление престола первыми Романовыми после Смуты в 1613 г. Революция в России будет восстановительной, «скифской», т.е. национальной и антибуржуазной по своей сути, и выведет на поверхность то, что тщательно скрывается, в противовес заговору пустоты.


9 ноября 2011 г. | Правый взгляд | Рустем Вахитов, Уфа
Cмысл русского бунта

Революция стала тем краеугольным фактом, который определил всю историю XX века. Та эмоциональность, с которой до сих пор спорят о революции — почти через сто лет после ее свершения — говорит лишь о том, что наше общество до сих пор находится в поле притяжении идей и ценностей этой революции, что метафизически она так и не закончилась.


26 октября 2011 г. | Правый взгляд | Павел Зарифуллин, Центр Льва Гумилёва
Революция любви

Архетип сверх-мужчины, прибывшего на Русскую землю извне и захватившего священную власть, воплотился в неказистом с виду, но гиперпассионарном Ленине. Архетип русской женской цивилизации и чаянья многомиллионных крестьянских людей-детей свалились на молодую женщину со сказочным русским именем – на нашу Марусю. И возникло две советских партии.


23 сентября 2011 г. | Слева направо Слева | Междуцарствие

Прошлое России — это будущее Европы. Россия исторически решила проблему, которую основной части Европы еще только предстоит решить. Россия сегодня живет так, как Европа будет вынуждена жить лет через тридцать.


31 августа 2011 г. | Правый взгляд | Илья Бражников
Сюжет «Двенадцати»

мифопоэтический и контекстный анализ «Двенадцати» и блоковской лирики показывают, что смысл сюжета поэмы заключается в мистическом переходе «двенадцати» от старого мира к новому, от чёрного к светлому, от зимы к весне. Новый мир обозначен образом Исуса Христа, возглавляющим шествие-переход. Этот переход совершается двенадцатью бессознательно: думая, что преследуют «врага», они на самом деле ведомы Христом


21 марта 2011 г. | Правый взгляд | Алексей Кунгуров
Ливия: кто подстроил революцию?

Ливийские события - это классическое восстание элитариев против верховного правителя, который не дает им жировать. Объективные причины никогда не вызывали революцию (мятеж, переворот, восстание) сами по себе. Объективные причины создавали лишь потенциальную возможность оного, но если никто не воспользуется этой возможностью, стихийно, сам по себе бунт не начнется.


8 декабря 2010 г. | Книжная справа | Роман Владимирович Кабешев
Ж. Сорель и Ш. Моррас - первые попытки соединения идей синдикализма и национализма

Синтез правого и левого всегда волновал всех подлинных нонконформистов. В отличие от старых правых для них нет ничего удивительного в том, что монархист может мыслить сходным образом с анархистом. История знает примеры такого единства


3 декабря 2010 г. | Правый взгляд | Рустем Вахитов, Уфа
Революция на Западе?

Современная Европа переживает еще один всплеск классовой борьбы. Взять хотя бы борьбу против пенсионной реформы во Франции. Между тем, основу социального большинства западных обществ составляет пролетариат, под которым нужно понимать всех наемных работников. Есть ли у него какие-то революционные потенции? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к истории марксизма и рабочего движения


4 ноября 2010 г. | Жесты | Нет у революции конца


30 июня 2010 г. | Книжная справа | Эрнст Юнгер (1895 - 1998)
Рабочий в зеркале бюргерского мира

Идеологи консервативной революции всегда пытались осмыслить фигуру Труженика – как некую социкультурную альтернативу фигурам буржуа и пролетария. Сам Труд рассматривался ими как нечто сакральное и воинское, преодолевающее косность окружающего мира


16 июня 2010 г. | Жесты | Когда народ един, то он - непобедим!


12 апреля 2010 г. | Дневники | Юрий Шевцов
«Перед нами классическая революция»

Нулевые годы принято считать эпохой «цветных» революций, еще более «бархатных», чем революции девяностых. Однако, события 2009 года в Молдавии и, особенно, нынешняя смута в Киргизии разрушают эти радужные построения. Ситуацию комментирует директор Центра по проблемам европейской интеграции


5 февраля 2010 г. | Дневники | Военные, большевики и фабзавкомы

Мы представляем довольно оригинальный взгляд на Октябрьскую революцию, который противоречит стереотипам, устоявшимся в советской и «антисоветской» литературе. Соображения, высказанные автором являются очень и очень спорными, однако они могут прояснить многое в нашей сложной истории, изобилующей белыми пятнами.


6 января 2010 г. | Правый взгляд | Илья Бражников
Впереди - Исус Христос

Уже почти столетие не умолкают споры вокруг «загадочного финала» поэмы «Двенадцать». Поле исследовано вдоль и поперек, и все равно главный вопрос – о связи Христа и красногвардейцев, то есть Христа и Революции – не разрешен. Нам кажется, это происходит оттого, что идеологические пристрастия здесь неизмеримо сильнее всех прочих. Всё, строго говоря, упирается в вопрос: каким образом Исус Христос мог быть «с красногвардейцами»?


16 декабря 2009 г. | Правый взгляд | Илья Бражников
Ветер истории

Блоковских Двенадцать нельзя понять как в отрыве от их социальных ролей, или масок, так и в отрыве от национальности, также понимаемой как роль в драме истории, которая разыгрывается на подмостках всего мира. Именно русские, понимаемые как «скифы», являются носителями огня – искр будущего «мирового пожара». Реальность революции и ее смыслы постигаются, прежде всего, через игру


11 ноября 2009 г. | Правый взгляд | Александр Голобородько
Революция как проект Модерна

Революция не теряет своей актуальности. Обращает на себя внимание предельная широта сфер приложения данного понятия. Они простираются практически на все пространство человеческой деятельности: «научная революция», «аграрная революция», «культурная революция», «сексуальная революция» в различные периоды маркировали самые значимые тренды общественной динамики


6 ноября 2009 г. | Правый взгляд | Илья Бражников
Путём Ангела

Ангел, отваливающий камень от гробницы Господа Исуса Христа, совершает действие, имеющее одновременно и революционную, и эсхатологическую смысловую динамику. В первом случае обыкновенное возвратное действие (приваленный камень отваливается) получает дополнительные значения «освобождения», «открытия пути», «воскресения», во втором – уже намечаются значения «откровения», «явления», закладывается прообраз воскресения из мертвых


6 ноября 2009 г. | Дневники | Петр Мультатули
Заигрывание с революцией

На сайте «Правая.ру», которую мы привыкли воспринимать как православно-монархический ресурс, появилась статья И. Л. Бражникова «Консервативная Европа и скифская революция». Статья эта фактически признаёт необходимость, и даже желательность «Русской Революции», которую автор ставит в один ряд с «юродством и казачеством»


2 октября 2009 г. | Правый взгляд | Илья Бражников
Консервативная Европа и Скифская революция

Россия – зона вечной нестабильности, как бы ни пытались убедить в обратном кремлевские политтехнологи своих «западных партнеров». Она и останется такой – вплоть до светлого дня: последнего Откровения, мировой революции, Второго пришествия Христова. Россия сегодня – это всё то же дикое поле с семенами новой мировой тотальности, которые степной ветер далеко разносит по Русскому полю в конце концов сдует, снесёт совсем


9 ноября 2007 г. | Правое слово | Владимир Махнач (1948-2009)
Революция пока еще не окончена

Англичане в 17 веке были примерно в том возрасте, в котором мы находимся сейчас. Вот в этом возрасте из революции выходили англичане. И они показали блестящий пример. Они сделали революцию непристойностью. Но этот период у них заканчивается.Они состарились. А у нас еще 400 лет впереди


31 октября 2007 г. | Правый взгляд | Владимир Карпец
"Пламень" или "Окаянные дни"?

История октября 1917 года по-прежнему порождает больше вопросов, чем ответов. Однако все они ведут по ту сторону борьбы «белых» и «красных». Cобытия 1917 года окончательно показали, что "классовая борьба" являлась на самом деле, вышедшим на поверхность глубинным разломом,выходящим за рамки «человеческого»


26 октября 2007 г. | Правый взгляд | Дмитрий Меркулов
Октябрь 1917 года: историческая катастрофа или рождение «нового мира»?

Несмотря на то, что после октября 1917 года прошло 90 лет, и с точки зрения фактов, вопрос досконально исследован, до сих пор в нашем обществе существуют противоположные оценки тех событий, до сих пор не остыли политические споры. Причина этого, во-первых, в отсутствии мировоззренческого единства, то есть единых критериев оценки исторических событий


18 апреля 2007 г. | Правление Политология | Михаил Смолин
Демократия и революция. Часть 1 Великий миф Нового времени

Обычно в реальной действительности самих демократов не устраивают ни волеизъявления граждан страны, ни сами представительные учреждения, и поэтому они не стесняются руководить и направлять (создавать) волю своего «самодержавного» в теории народа-суверена.


18 декабря 2006 г. | Правление Политология | Владимир Карпец
ЗА КОММУНИСТОВ ИЛИ ЗА БОЛЬШЕВИКОВ? Лекция седьмая

«Правая.Ру» заканчивает публиковать лекции по истории политических учений, прочитанные Владимиром Игоревичем Карпцом в одном из московских вузов. Лекции печатаются по магнитофонным записям и отражают особенности разговорной речи.


24 ноября 2006 г. | Правление Политология | Владимир Карпец
РЕВОЛЮЦИЯ КАК ВОПРОС И ОТВЕТ. Лекция пятая

Да, собственно, все авторы понятий «нация» и «национализм» были масонами, причем именно хирамического направления, то есть, как раз жидо-масонами в буквальном смысле слова. Точно так же абсолютно антитрадиционным было употребление слова «нация» Гитлером. Потому что само понятие рейха и понятие нации противоречат друг другу...


10 ноября 2006 г. | Правление Политология | Наталья Андросенко
Природа русской цивилизации

Что такое русская цивилизация и через какие политические категории она себя осознает?В чем заключается природа «русского аффекта»?Об этом, и о многом другом рассказал в своей лекции «Политические категории русской цивилизации» известный публицист, автор книг «Русский проект:реставрация будущего» и «Русский националист» Егор Холмогоров


10 ноября 2006 г. | Правление Политология | Егор Холмогоров
Политические категории русской цивилизации

Правая.Ру публикует текст лекции, с которой известный консервативный публицист Егор Холмогоров выступил 9 ноября 2006 г. в РГГУ в рамках открытого лектория "Высшая школа политики"


15 марта 2005 г. | Правая вера Иноверие | Олег Попов, Бостон, США
Еврейская мировая революция?

Нас не должно «пугать» определение революции как «еврейской» - ведь никого же не смущает название революции как «русской». Дело в том, что при анализе любого общественно-исторического процесса, тем более, политической революции, каковой была революция 1917 года в России, следует учитывать все факторы – социальные, экономические, этнические, геополитические, идеологические, религиозные...


5 марта 2005 г. | Правление Политология | Федор Иванович Тютчев (1803-1872)
Россия и Запад

Революция, если рассматривать ее самое существенное и простое первоначало, есть естественный плод, последнее слово, высшее выражение того, что в продолжение трех веков принято называть цивилизацией Запада


21 января 2005 г. | Правление Политология | Федор Иванович Тютчев (1803-1872)
Россия и революция

Для уяснения сущности огромного потрясения, охватившего ныне Европу, вот что следовало бы себе сказать. Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества...


10 августа 2004 г. | Правление Политология | Борис Межуев
Россия в объятиях мирового большевизма

Мировая революция началась, причем в числе ее участников — по разным сторонам баррикад — наследники политического течения, возникшего в Лондоне примерно сто лет назад и за это время сумевшего, скажем с некоторой долей преувеличения, завоевать весь мир...





Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2017