26 марта 2017
Метки

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Наталья Никитична Козлова (1946-2002)
10 марта 2010 г.
версия для печати

Повседневность

Повседневностьцелостный социокультурный жизненный мир, предстающий в функционировании общества как «естественное», самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности. Как специфическая область социальной реальности выступает в качестве объекта ряда наук и междисциплинарных исследований (история, социальная и культурная антропология, социология).

В рамках классических подходов в социальном познании (представленных, в частности, марксизмом, фрейдизмом, структурным функционализмом) повседневность полагается низшей реальностью, значением которой можно пренебречь. Она суть поверхность, за которой скрывается некая глубина, или же завеса из фетишистских форм, за которой лежит подлинная реальность («Оно» во фрейдизме, экономические связи и отношения в марксизме, устойчивые структуры, определяющие человеческое поведение и мировосприятие в структурном функционализме). Исследователь повседневности выступал в качестве абсолютного наблюдателя, для которого живой опыт был всего лишь симптомом этого более глубокого слоя социальной реальности. По отношению к повседневности поэтому культивировалась «герменевтика подозрения». В рамках таких методологий повседневности также вполне естественно могла выступать в качестве объекта проектирования и рационализации.

Герменевтические и феноменологические школы в социальной философии и социологии выступили в качестве альтернативы подобной парадигме социального знания. Толчок к новому пониманию повседневности был дан Гуссерлем в его трактовке жизненного мира. В феноменологической социологии Шюца был осуществлен синтез этих идей и социологических установок Вебера. Шюц сформулировал задачу исследования повседневности в контексте поиска предельных оснований социальной реальности как таковой. Различные варианты такого подхода представлены в современной социологии знания (Бергер), с несколько иных методологических позиций в символическом интеракционизме, этнометодологии и т.п. Здесь повседневное и неповседневное уже не выступают в качестве различных и не соизмеримых по своему значению онтологических структур. Это — разные реальности лишь постольку, поскольку представляют разные типы опыта. Соответственно теоретические модели не противопоставляются конструктам повседневного сознания. Напротив, критерием обоснованности и «валидности» знания становится преемственность и соответствие понятий науки конструктам обыденного сознания и донаучных форм знания. Центральным вопросом социального познания становится вопрос о соотнесении социального знания с повседневными значениями (конструктами первого порядка). Проблема объективности знания этим не снимается, но сами формы повседневной жизни и мышления уже не проверяются на истинность.

Неотделимо от осмысления проблематики повседневности происходило становление «постклассической парадигмы» социального знания. Исследования повседневности из одной из отраслей последнего, занимающейся периферийным предметом, превращаются в новую дефиницию «социологического глаза». Природа исследовательского объекта — повседневной жизни людей — меняет отношение к самой идее познания социального мира. Ряд совершенно различных исследователей (Ю. Хабермас, Т. Лукман, Э. Гидденс, М. Маффесоли, М. де Серто и др.) обосновывают идею необходимости переосмысления социального статуса науки и новой концепции познающего субъекта, возвращения языка науки «домой», в повседневную жизнь. Социальный исследователь утрачивает привилегированную позицию абсолютного наблюдателя и выступает лишь как участник социальной жизни наравне с «другими». Он исходит из факта плюрализма опыта, социальных практик, в том числе языковых. Такая смена угла зрения позволяет обратить внимание на то, что раньше казалось незначимым или же подлежащим преодолению отклонением от нормы: архаику в современности, банализацию и технологизацию образов и пр. Соответственно, наряду с классическими методами изучения повседневности используются методы, основанные на приближении к нарративности повседневной жизни (case studies, биографический метод, анализ «профанных» текстов). В центре внимания таких исследований оказывается анализ самоочевидностей сознания, типичных, рутинных форм практики. Исследование превращается в своего рода «коммонсенсологию» (от sensus communis — здравый смысл) и «формологию» (ибо форма остается единственным устойчивым началом в условиях альтернативности и нестабильности социальных и плюральности культурных начал). Формы жизни уже не оцениваются как более высокие или более низкие, как истинные или неистинные. Никакое знание, в том числе социально-научное, не предстает в качестве выделенного, все виды знания помещаются в контекст культуры, языка, традиции. Такая познавательная ситуация сталкивается с проблемой релятивизма, поскольку проблема истины замещается проблемой коммуникации людей и культур. Задача познания сводится к исторически обусловленному «культурному действию», цель которого — выработать новый способ «считывания мира». В рамках этих подходов «истина» и «эмансипация» из непреложных норм превращаются в ценностные регулятивы.

Литература:

Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-логос. М., 1991; A. Schutz. Concept and Theory Formation in the Social Sciences // A. Schutz. Collected Papers. V.I. The Hague, 1962; A. Shutz. On Phenomenology and Social Relations. Chicago, 1970; E. Goffman. The Presentation of Self in Everyday Life. N. Y., L., 1959; A. Lefebvre. La vie quotidienne dans le monde modern. P., 1974; M. Maffesoli. La conquete du present. Pour une sociology de la vie quotidienne. P., 1979; A. Heller. Everyday Life. Cambridge, 1984; M. de Certeau. The Practice of Everyday Life. Berkeley, 1988.
Все статьи с этой меткой:
20 октября 2016 г. | Правый взгляд | Яна Бражникова
Банальный вопрос

Два с половиной года назад я познакомилась с первым курсом лекций, который Ролан Барт прочел в Коллеж де Франс, — и с тех пор мы живем вместе. «Как жить вместе?» — кажется, что этот вопрос приносит одни разочарования…


20 апреля 2016 г. | Правый взгляд | Андрей Хоров, Екатеринбург
Как жить, когда нечего сказать?

Бюрократический произвол, любовь к отеческим гробам и спасительный пофигизм оказались внезапно звеньями одной цепи, тянущейся из начала времён, то есть где-то с середины 1970-х гг... Возможно, концептуальное наследие советского времени заключается вовсе не в отчаянной попытке модернизации отдельно взятой одной пятой части суши, но в создании способа жить, когда нечего сказать.


18 марта 2016 г. | Чтение | Александр Беляев
Алексей Юрчак "Это было навсегда, пока не кончилось"

Под «нормальным человеком» понимают некоего «среднего» или «усредненного» советского субъекта. Как показано в этой книге, пространство свободы в обществе позднего социализма выглядело иначе и строилось по иному принципу


7 июля 2015 г. | Правый взгляд | Яна Бражникова
Парковая революция, или РПЦ меняет кожу

Революция вообще вырастает непосредственно из привычки гулять в определенном месте – гулять всегда, несмотря на погоду. Киевляне гуляют с пятницы по утро понедельника – и в мирное, и в военное, и в революционное время. Какой могла стать московская/питерская революция? Разумеется, только Парковой. И для этого всего лишь надо было стать «храмофобами»


15 октября 2014 г. | Дневники | Евгений Юрьев
Дон Кихот и Санчо Панса будут вместе

Мы придумаем, рано или поздно, то общество, где Дон Кихот и Санчо Пансо снова скачут вместе. Круглоголовые и длинноголовые. Дон Кихот чуть впереди, прекраснодушный и увлеченный. Санчо Пансо чуть сзади. Добродушный и внимательный. Не преследуя, а следуя. Оберегая и внимая


14 июля 2014 г. | Правый взгляд | Илья Бражников
Реквием по Латиноамериканской мечте

В мире, где не осталось идей, кроме строительства богатой и успешной нации, где все нравственные вопросы регулирует немецкая этика, устав, регламент и декларации, где даже Иисус Христос в чёрном ночном воздухе Рио окрашен красно-коричневыми цветами, — одним словом, где даже Сам Бог – Немец, — в этом мире немцы обречены на победы


12 апреля 2014 г. | Правый взгляд | Дмитрий Данилов
Два - ноль

Почему мы мучаемся, а они порхают? Почему мы зубами цепляемся за 14-е или 16-е место, а они играючи вспрыгивают на пьедестал, пусть и не на верхнюю его ступеньку? Почему главный кагэбэшный клуб, который может волевым решением затащить в свои ряды любого игрока, в который каждый год приходят новые хорошие, с именем, футболисты, влачит жалкое существование. А в Спартак приходит бывший динамовский тренер Бесков, набирает никому не известных пареньков и дядек из Красноярска и Костромы, и через два года они становятся чемпионами. Почему так? Почему?


20 ноября 2012 г. | Тексты | Екатерина Гречко
У каждого водителя своя дорога

Утром открыла Паисия Святогорца на том месте, где он советует, выходя из дома, приглядеться, всё ли в порядке, не оставил ли кто где горящую газету или невыключенный шланг, или может надо старушку перевести через дорогу, или птицу накормить. Выезжаю из двора, вижу ...


3 августа 2012 г. | Опыты | ПРАВАЯ.RU
Феминизм : религиозная традиция и политическая практика

Стенограмма 3-го собрания Общества Христианского Просвещения (Санкт-Петербург, "Митьки-Арт-центр", 10 июля 2012 г.). Участвуют: Р.В. Багдасаров, Я.Г. Бражникова, И.Л. Бражников, В.А. Голышев, В.М. Лурье, Д.В. Шагин и др.


27 января 2012 г. | Жесты | Андрей Хоров, Екатеринбург
Пост-Индия


28 ноября 2011 г. | Опыты | Юлия Сахапова
Университет: между нормой и потреблением

Научным знанием управляют вещи, о которых не упоминают при изучении теорий - повседневность научного сообщества, отношения этого поля со властью, властные отношения с «народом». Во что же выльется глобализация Университета - в глобальный супермаркет образовательных услуг или же возможен новый поиск его самоидентификации?


29 сентября 2011 г. | Книжная справа | Морис Мерло-Понти (1908-1961)
Предсуществование социального мира

Первоначально социальное не существует объ­ективно и безлично. Ситуация, когда отечество в опасности, переводит на уровень сознания предсознательные связи с классом и нацией - подразумеваемое участие становится участием сознательным. Но самому себе оно представляется как то, что предваряет решение.


9 августа 2011 г. | Дневники | Илья Хаськович
Дефекты "электронного концлагеря"

Проблема не в том, что мы идем к электронному концлагерю, а в том, что этот концлагерь крайне плохо сделан. Поэтому я бы посоветовал ведущим нас в этот концлагерь и их сторонникам сначала отладить всю систему, добиться ее нормального функционирования, хотя бы на нынешнем уровне технического развития, а уже потом переходить к внедрению девайсов нового поколения вроде «печати антихриста»


29 января 2011 г. | Книжная справа | Наталья Никитична Козлова (1946-2002)
«Слабое место» социальной реальности

Массовое сознание перешло от социально-окрашенной грезы — чем иным были «перестроечные мечтания»? — к грезе «нецензурированной». Произошел скачок в мир живого мифа, сказки, мистики. Одни ищут путь «к биологическому бессмертию». Другие уходят в мир книжных героев, дабы скрасить «мрачную картину бытия»


21 июля 2010 г. | Правый взгляд | Андрей Диков
Социология русской коммуникации

Есть вещи, которые осознавать неприятно, но надо. Это может быть и долгая зима при отсутствии подходящей одежды и обуви, и дата ежемесячного платежа по кредиту, и что-то ещё такое же противное. Однако есть явления, хотя и подвластные нашему сознанию и воле, но изменить которые тоже оказывается довольно сложно. К этим феноменам можно отнести процесс коммуникации между нашими согражданами


3 марта 2010 г. | Жесты | Станислав Спиридонов
«Некорректный» проход

И вообще, господа, мы так много не знаем. Не знаем ничего про электромагнитные поля, подходим вместо одного к другому валидатору, бросаем чеки, а не клеим их на карточки! И скоро в метро, по слухам из проверенного источника, вообще будут персональные компьютеры, так что открывайте учебники по физике и читайте внимательно правила использования билетов на проезд. А то мало ли...


1 июня 2008 г. | Правый взгляд | Яна Бражникова
Оборотни воцерковления

Сегодня есть у нас и православные политологи, и православные предприниматели, и православные телеведущие. Только вот заняты они вовсе не обращением неверующих ко Христу, а проповедью среди православных собственного образа жизни, легализацией («отмыванием») понятий антихристианских и антитрадиционных под видом «миссии» и содействия возрождению Церкви


12 октября 2005 г. | Правое слово | Константин Крылов
Мелочи русской жизни

Я патриот и я люблю квас. Правильный ржаной квас — это тяжёлый, плотный напиток с душистой пеной. Пить его можно бесконечно


29 марта 2005 г. | Правый взгляд | Владимир Невярович, Воронеж
Сто лет спустя

В настоящее время в России проживает 145 млн. человек, что на 2 млн. человек меньше, чем в 1989 году. И это несмотря на то, что за последние 10 лет в Россию переехало 7 млн. человек. А согласно данным Министерства здравоохранения, ежегодная естественная убыль населения России составляет около 1 млн. человек. Из Обращения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к Президенту РФ В.В. Путину





Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2017