23 мая 2017
Чтение

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Аврелий Макошев
11 ноября 2016 г.
версия для печати

Это не Барт

Еще какой Барт!

Ответить на незаданный вопрос из зала: «Когда же станет хорошо?» Барт мог бы (если бы знал русский) эпитомой из дневников Александра Введенского: «Всё это меня пугает. Тут входит слово никогда»... Барта живо интриговала возможность создать на фундаменте рафинированной европейской культуры сообщество.

Перед прочтением книги «Как жить вместе: Романические симуляции некоторых пространств повседневности» [Конспекты лекций в Коллеж де Франс, 1976 – 1977 гг. / пер. с фр. Я. Г. Бражникова — М.: Ад Маргинем Пресс, 2016] мы не могли гарантировать, что всецело одобряем новое издание. В свое время понравились и пригодились «Camera lucida», «Империя знаков» и «Мифологии», а вот «S / Z…», «Сад, Фурье, Лойола» и «Фрагменты любовной речи» – совсем нет.

Всё оттого, что Барт, в нашей оптике, прежде всего – выдающийся журналист. Что вовсе не синоним какого-нибудь нехорошего слова. Почем жур-(налист) а не пуб-(лицист)? Дело не только в этимологии: журналистика — от лат. diurnalis, далее от dies, стало быть, вращается-варится в “режиме дня”, в пронзительной яви, в проверенной алгеброй, дотошной и скрупулёзной гармонии, воплощая высококонцентрированную рациональность, — а Барт, несомненно, последовательно рационален.

Дело ещё и в объёме, как таковом, в метрике, дозировке и других количественных параметрах. В интернетах публицистику любят именно за избыток, варьируемый с недостатком. Она, фактически – законченное высказывание, выражающее “доксу”, мнение частного лица, человека и гражданина.

Журналистика – почти полная тому противоположность. Это ремесло, искусство счастливо избегать конфликтно-диалектической дилеммы частного и общественного. Возможно также сравнить журналистику с феноменологией – “учением о проявлении”, удерживающим дистанцию наблюдателя, в силу чего способного воспринимать некую ситуацию, не вступая в холодно-абстрагированные, равно как и интимные отношения с компонентами данной ситуации. Поэтому же журналисты всегда были реликтовым типом, исчезающим меньшинством. Зато публицистов не меньше, чем пользователей Facebook.

Если не считать объема научного аппарата и библиографии, «Как жить вместе» – это 250 страниц лаконичных сигнификаций. Барт ненавязчиво лукавит, предваряя зачитывание рукописей фразой: «Это исследование, а не урок». Потому что всякое исследование подспудно или явственно дидактично; оно всегда содержит методологический комплекс, скрывая свой дидактический или пропедевтический потенциал. Каждое исследование формально учит конвенциональному языку, где каждая вторая фраза – условная аффирмация, по мере возможности ретушируемая, но неизбежно проявляющаяся, когда пишущий или говорящий начинает распространяться на тему телеологии. Телеология может быть интересной, а может быть и нет. Барт освобождает себя от этого громоздкого камуфляжа, а свою референтную группу – от надобности вычислять, распознавать и запоминать. Иными словами, Барт даёт указание в первичном смысле слова, не уточняя зачем, что также продиктовано сознательным отказом от ретуши и приукрашивания. Он говорит, как следовать указаниям, ни к чему не обязывающим, напоминает кое о чём важном – не для того, чтобы на кого-либо произвести впечатление.

Реципиенты ведь не маленькие уже, сами догадаются, в какие книжки зарываться, за кем подсматривать и записывать, кого тут не стояло, где лучше кормят и т.д. Барт осторожно намекает, что есть повод не любить неразборчивых людей. Они – «электоральная база», а также идеологический столп и утверждение деспотии, неисчерпаемый кадровый ресурс для какой угодно власти, в том числе – представительной.

Для власти, которая «представляет» и больше ничего представить не может, нет никакой разницы: миролюбиво-индифферентно сообщество или агрессивно-радикально настроено. Малейшее различие служит индикатором к массированному подавлению, причём, лояльность к «режиму» далеко не всегда гарантирует защиту от подавления. Зачастую сообщество, культивирующее, — в строго прямом смысле — этикет, определяющий шаткий баланс между дистанцией и единством, угасает само собой (пример бегинажей). С XVII столетия по сей день разнообразные сообщества тяготеют к гомогенной “компактности”, размещая индивида “как сельдь в бочке”. В обидной тесноте, — не обязательно физической, — располагающей к амикошонству и безответственности, в пользу экономически эффективного управления и всеохватного неусыпного контроля.

Барта живо интриговала возможность создать на фундаменте рафинированной европейской культуры сообщество. Ведь известно, что понастроят: снаружи Телемская обитель, а внутри – Бугенвальды, и глаза у надзирателей такие добрые-добрые.

Всё так хорошо начиналось – и вдруг куда-то делось; тревожный факт. Что-то не задалось у человека с мироустройством, раз променял преисполненную поэтики Акедию [1], о которой говорит Барт, на бессознательную инициативность, систематическую порчу собственного и казённого имущества и мировые войны.

Ответить на резонно незаданный вопрос из зала: «Когда же станет хорошо?» – Барт мог (если бы знал русский язык) эпитомой из дневников Александра Введенского: «Всё это меня пугает. Тут входит слово никогда». Не нравится? Зато – правда. Вместе с краткостью искренность любого сообщения становится благонамеренной.

Поэтому нас слегка коробят отзывы с наигранным изумлением: «Это не Барт!», «Не этого мы ждали!" и т.п. Всегда остаются желающие в какой-нибудь «дискурсивный ад» строем сходить.

…А ещё там на каждой второй странице наличествуют стрелочки, кавайностью и прочими эстетическими аспектами превосходящие случившиеся в гарнитуре Times New Roman и многих других проприетарных шрифтах. Книга с такими стрелочками плохой не может быть в принципе.


[1] См. также эссе Габриеля Бунге (схиархимандрита Гавриила) «Акедия: духовное учение Евагрия Понтийского об унынии» в переводе Д. Сизоненко


Прикреплённый файл:

 fullsizerender.jpg, 30 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2017