24 декабря 2006 г.
новость на сайте

ПРИТЧА О ЗВАНЫХ НА ВЕЧЕРЮ

Брачный пирПритча о званых на вечерю, или о званых на брачный пир представлена в двух Евангелиях: от Луки и от Матфея. В Евангелии от Матфея (Мф. 22, 2-14) эта притча имеет более полный вид. Царь, приготовивший брачный пир для своего сына – это Бог, уготовавший людям вечное блаженство со Христом во Царствии Своем. Брак – символ единения души со Христом, а брачная вечеря – блаженства всей Церкви с Богом. Рабы, которых посылает царь для того, чтобы позвать приглашенных на пир – это ветхозаветные пророки, обращавшиеся со словом Божьим к богоизбранному иудейскому народу. Пренебрегшие приглашением Царя, и отправившиеся — кто на поле свое, а кто на торговлю свою – суть удалившиеся от духовного блаженства на поле своих страстей – в любостяжание и насыщение плоти. Некоторые из званых на вечерю, избившие и убившие царских слуг – иудеи, избивавшие и убивавшие обличавших их ветхозаветных святых.

Гнев царя на убийц своих слуг и сожжение их города – пророчество о постигшем иудеев гневе Божьем и уничтожении Иерусалима войсками Римской Империи. Вообще в Евангелии содержится несколько пророчеств Господних о страшной иудейской войне, уничтожении Иерусалима и Храма. Эти пророчества неизменно исполнены скорбью Спасителя о Своем земном Отечестве: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19, 41-44). Это пророчество исполнилось с поразительной точностью, так как римляне войдя в Иерусалим уничтожили всех, включая женщин и детей, а в последствии прошли плугом по городу.

Предав недостойных наказанию, царь вновь посылает слуг на распутья дорог, чтобы созвать всех — и злых, и добрых, и нищих, и увечных, хромых и слепых на брачный пир своего сына. Эти званые во второй раз – суть все без исключения народы и люди, а те или иные телесные недостатки символизируют соответствующие душевные изъяны. Распутья же дорог– это те, несогласные друг с другом учения, в которых бессильно блуждал ум человеческий, пока не явилась Истина.

Когда пир наполнился возлежащими, то есть Евангелие было проповедано среди всех народов, и все желающие пришли в Церковь, вошел царь – то есть, по исполнении времен, настал час Второго Пришествия Господня и последнего Суда. Осмотрев возлежащих на вечери, то есть подвергнув каждую душу испытанию, Царь обращается к одному из присутствующих: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде»? Под брачной одеждой Господь разумеет чистоту душевную, но, как нередко бывает, облеченный в греховную скверну склонен мысленно причислять себя к лику праведных и достойных. Однако высокое самомнение не приносет спасения, когда одеяние души омрачено греховными страстями. Слова царя к слугам, а теперь это ангелы: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов», — означают, что в будущем веке человек не сможет предпринять никакого действия для исправления своего положения и очищения грехов, а скрежет зубов означает бесполезное, бесплодное раскаяние.

Читая сегодняшнюю евангельскую притчу, мы в очередной раз отмечаем, что Евангелие отнюдь не либерально. Поэтому, убеждая себя в том, что ад – аллегория и мера устрашения сугубо педагогическая, гуманисты вводят себя и окружающих в заблуждение. Они, уподобляясь нынешнему приточному человеку не имущему брачного одеяния, то есть, не стяжав благодати – залога Царствия Небесного, мнят себя достойными произвольно толковать Божественное Писание. И в этом они разительно отличаются от святых Божьих. Преподобный Силуан Афонский наставлял своего ученика: «Держи ум свой во аде, и не отчаивайся». Нам, быть может, это трудно понять, но такое самоощущение святых не было ни плодом воспаленного воображения, ни самовнушением. Держание ума во аде – это трезвенное, смиренное сознание своего греховного состояния, являющегося причиной ввержения души во тьму, по разлучении с телом. И чем более свят человек, тем более он чувствителен ко злу и греху, подобно тому, как малейшее пятнышко на белоснежной ткани режет глаз, а сильная грязь едва заметна на черной материи. Без трезвенного и смиренного видения своего духовного состояния невозможно правильное прохождение христианского подвига. Ибо тщеславие и высокоумие надмевают, духовно дезориентируют человека, все более отторгая его от Бога.

Заканчивается нынешняя притча словами: «Много званых, но мало избранных». Это означает, что Бог все сделал для нашего спасения, и Сына Своего Единородного послал, принявшего смерть за наши грехи, и призвал нас в Свое Царство. В свою очередь мы с большим или меньшим усердием откликнулись на это призвание. Но сам наш приход в Церковь еще не гарантирует спасения, потребно позаботиться и о подлинном исполнении заповедей Христовых и о чистоте душевной. Поэтому, Богу поспешествующу, будем со смирением подвизаться против греховных страстей своих, наученные Церковью, взывая ко Господу: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Жизнодавче, Христе, Боже наш".