12 декабря 2019

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту






















31 декабря 2006 г.
версия для печати

Неделя Святых Отец

Нынешнее, предшествующее празднику Рождества Христова, воскресенье называется «Неделей святых отцов». В данном случае имеются ввиду ветхозаветные прародители Спасителя, почему во время Литургии и читается евангельское родословие Иисуса Христа. Интересно, что приведенное в Евангелии от Матфея родословие Спасителя, не имевшего земного отца, не является в собственном смысле его плотским родословием, поскольку относится к его мнимому отцу Иосифу. Но поскольку, согласно иудейским законам, Иисус все же был сыном Иосифа, Матфей приводит это родословие. Блаженный Феофилакт Болгарский разъясняет этот момент так: «Почему Евангелист представляет родословие Иосифа, а не Богородицы? Какое участие имел Иосиф в бессеменном рождении? Иосиф не был истинный отец Христов, чтобы от него вести родословие Христа. Слушай! Правда, что Иосиф не имел никакого участия в рождении Христа, и потому следовало бы представить родословие Богородицы: но поелику закон запрещал вести родословие по женской линии: то Евангелист и не представил родословие Девы. Впрочем, показав родословие Иосифа, он вместе с тем показал и ее родословие: ибо был закон не брать жен из другого колена, ни из другого рода, а из того же колена и рода (Числ. 36,6). И как был такой закон, то явно, что в родословии Иосифа представляется и родословие Богородицы, ибо Богородица была из одного с ним колена и рода, а иначе как бы она могла быть обручена ему? Таким образом Евангелист соблюл закон, запрещавший вести родословие по женской линии, но, показав родословие Иосифа, показал родословие и Богородицы. Мужем же Марии назвал его по общему обыкновению, ибо мы имеем обычай и обручника называть мужем обрученной, хотя брак еще и не совершен».

Помнится, в советском кинематографе именно нынешним евангельским чтением иллюстрировали «занудность» и «бессмысленность» православного богослужения. На экране дряхлый иерей, позевывая, монотонно бубнил: «Авраам роди Исаака. Исаак же роди Иакова. Иаков же роди Иуду и братию его…». И действительно, есть ли какой-нибудь прок в перечислении длинного списка порой непривычных уху имен во время Литургии? На самом деле, нынешнее евангельское чтение заключает в себе великий смысл. Во-первых, для человека знакомого со Священным Писанием и библейской историей при произнесении имени того или иного прародителя Господня, открывается целая жизнь, исполненная трудностями, подвигами, грехопадениями и восстаниями, явлениями промысла Божия. Жизнеописание святых отцов не только показывает нам, что история мира – это не бессмысленное совпадение событий, но и раскрывает перед нами смысл истории, в то время преимущественно состоявший в предуготовлении человечества к пришествию Спасителя. Святые отцы и праотцы Иисуса, и вообще все святые отцы – это и наши отцы также. Потому что суть данной преемственности не в плотском родстве, а в вере, благодати и обетованиях Божьих. Святой апостол Павел говорит: «Не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя». (Рим. 9, 6-8). Поэтому веру свою мы и называем «верой отеческой». Это духовное сыновство настолько выше плотского, насколько жизнь вечная выше жизни временной.

Ветхозаветные святые жили обетованием о грядущем Мессии. Они — христиане жившие до Христа. Явив великую веру, они, по человеческому, земному рассуждению, шли как бы в никуда, в неизвестность, твердо уповая на Господа. Они, по словам апостола «чрез веру покорили царства, сотворили правду, достигли обетований, заградили пасти львов, угасили силу огня, избежали острия меча, приведены были в силу от немощи, стали крепкими на войне, обратили в бегство полки чужих. Были женщины, которые получили мёртвых своих воскресшими. Другие же были замучены, не приняв освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения. Иные же испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиты камнями, перепилены, подвергнуты пытке; умерли, убитые мечом; скитались в овчинах, в козьих кожах, терпя недостатки, тесноту, страдания: те, которых мир не был достоин, блуждали по пустыням и горам, по пещерам и расселинам земли».

Именно в эти дни, в преддверии Рождества Христова мы вспоминаем и прославляем подвиги поколений святых отцов, предвозвещавших Его явление миру. Обратимся же к ним с молитвой о том, чтобы и мы должным образом восприняли спасение, содеянное для нас Христом на протяжении тысячелетий некогда чаемым ветхозаветными праведниками.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019