26 января 2020

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту






















17 февраля 2007 г.
версия для печати

Воспоминание Адамова изгнания из Рая

Прощеное воскресенье

Изгнание Адама из РаяСегодня, в последнее воскресенье перед Велики постом, мы вспоминаем о изгнании наших прародителей из Рая. Грехопадение человека — царя творения — его отпадение от Бога внесло искажение во всю сотворенную природу. Ум человеческий помутился, его тело стало смертным, а земля произрастила ему волчцы и терния (Быт. 3, 18).

Вспоминая об изгнании Адама из Рая, мы вспоминаем о том, что живем в искаженном мире, и что это искажение исправляется, в первую очередь, через восстановление нашего поврежденного естества. Как говорит об этом апостол Павел: "тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего".

Мы вспоминаем, что мир наш — это юдоль изгнания, в которой мы отстоим от Бога не местом, а духом. Никто не лечит телесных болезней сладкими яствами, развлечениями и плотскими утехами, зато в ход идут горькие снадобья и неприятные, и зачастую болезненные процедуры. Также и для исцеления духовных недугов употребляется покаяние, пост и молитва.

Пост и молитву святые отцы называют двумя крыльями, на которых верующий поднимается к Богу. Издревле известно, что пища животного происхождения усиливает страстные движения души, и поскольку дух, душа и тело человека находятся в непосредственном взаимодействии, при помощи поста православные христиане ослабляют влияние плоти на душу и, соответственно, влияние страстных душевных движений на дух – место, где встречаются человек с Богом. Есть в посте и момент жертвы, однако, необходимо помнить, что если говение будет сочетаться с самопревозношением, уничижением ближних, обидами или завистью, оно превратится в бесполезную пищевую диету.

В пост принято особое внимание уделять молитве, посещению богослужений, милостыне, уходу за больными, помощи заключенным. Пост, вопреки невежественному мнению людей невоцерковленных, не является средством для физического оздоровления, выведения шлаков из организма и т.д. На самом деле, пост может быть как полезен, так и вреден для здоровья, а его предназначение находится исключительно в духовной сфере. Лишенный веры, молитвы и добродетели пост напрасен и не имеет никакого смысла. Пост не должен быть показным и лицемерным. Публичный пост не только не благоприятен, но и ведет к осуждению. Именно об этом говорит Господь в сегодняшнем Евангелии: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6, 16-18).

А самое главное, на что указывает нам Спаситель всегда, и особенно сегодня, в преддверии Великого Поста: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. :6, 14).

Поэтому в сегодняшний день, одно из именований которого "Прощеное воскресенье", принято испрашивать друг у друга прощения, и особенно у тех, кого мы оскорбили и опечалили, и у тех, кто оскорбил и опечалил нас. "Какой простой и подручный способ спасения — восклицает святитель Феофан Затворник — Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и все тут".

Строгость поста в наше время, как правило, по снисхождению к немощи человеческой не соответствует всей строгости древних монастырских уставов и сообразуется с состоянием физического здоровья и духовного возраста человека. Обыкновенно те или иные послабления согласовываются с духовником. В большинстве случаев пост рассчитывается таким образом, чтобы он не приводил человека к физическому изнеможению, способному сделать его мрачным, раздражительным, неспособным к труду и добродетелям.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020