17 февраля 2007 г.
новость на сайте

Воспоминание Адамова изгнания из Рая

Прощеное воскресенье

Изгнание Адама из РаяСегодня, в последнее воскресенье перед Велики постом, мы вспоминаем о изгнании наших прародителей из Рая. Грехопадение человека — царя творения — его отпадение от Бога внесло искажение во всю сотворенную природу. Ум человеческий помутился, его тело стало смертным, а земля произрастила ему волчцы и терния (Быт. 3, 18).

Вспоминая об изгнании Адама из Рая, мы вспоминаем о том, что живем в искаженном мире, и что это искажение исправляется, в первую очередь, через восстановление нашего поврежденного естества. Как говорит об этом апостол Павел: "тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего".

Мы вспоминаем, что мир наш — это юдоль изгнания, в которой мы отстоим от Бога не местом, а духом. Никто не лечит телесных болезней сладкими яствами, развлечениями и плотскими утехами, зато в ход идут горькие снадобья и неприятные, и зачастую болезненные процедуры. Также и для исцеления духовных недугов употребляется покаяние, пост и молитва.

Пост и молитву святые отцы называют двумя крыльями, на которых верующий поднимается к Богу. Издревле известно, что пища животного происхождения усиливает страстные движения души, и поскольку дух, душа и тело человека находятся в непосредственном взаимодействии, при помощи поста православные христиане ослабляют влияние плоти на душу и, соответственно, влияние страстных душевных движений на дух – место, где встречаются человек с Богом. Есть в посте и момент жертвы, однако, необходимо помнить, что если говение будет сочетаться с самопревозношением, уничижением ближних, обидами или завистью, оно превратится в бесполезную пищевую диету.

В пост принято особое внимание уделять молитве, посещению богослужений, милостыне, уходу за больными, помощи заключенным. Пост, вопреки невежественному мнению людей невоцерковленных, не является средством для физического оздоровления, выведения шлаков из организма и т.д. На самом деле, пост может быть как полезен, так и вреден для здоровья, а его предназначение находится исключительно в духовной сфере. Лишенный веры, молитвы и добродетели пост напрасен и не имеет никакого смысла. Пост не должен быть показным и лицемерным. Публичный пост не только не благоприятен, но и ведет к осуждению. Именно об этом говорит Господь в сегодняшнем Евангелии: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6, 16-18).

А самое главное, на что указывает нам Спаситель всегда, и особенно сегодня, в преддверии Великого Поста: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. :6, 14).

Поэтому в сегодняшний день, одно из именований которого "Прощеное воскресенье", принято испрашивать друг у друга прощения, и особенно у тех, кого мы оскорбили и опечалили, и у тех, кто оскорбил и опечалил нас. "Какой простой и подручный способ спасения — восклицает святитель Феофан Затворник — Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и все тут".

Строгость поста в наше время, как правило, по снисхождению к немощи человеческой не соответствует всей строгости древних монастырских уставов и сообразуется с состоянием физического здоровья и духовного возраста человека. Обыкновенно те или иные послабления согласовываются с духовником. В большинстве случаев пост рассчитывается таким образом, чтобы он не приводил человека к физическому изнеможению, способному сделать его мрачным, раздражительным, неспособным к труду и добродетелям.