19 июня 2019

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту






















13 ноября 2004 г.
версия для печати

"НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ" или НОВАЯ КОНТРРЕФОРМАЦИЯ?

Принятый Госдумой закон о запрете табакокурения в общественных местах стал очередным звеном в цепи принятых этой осенью законов, направленных на укрепление общественной нравственности

«Кто курит табаки, тот хуже собаки», — такая поговорка вошла в русский язык в XVII веке вскоре после того, как царь Алексей Михайлович запретил на Руси табакокурение и даже повелел рвать за него ноздри.

Похоже на то, что всего за несколько месяцев наша страна, в некотором отношении, вернулась в XVII век.

Причем произошло это усилиями избранного год назад парламента и по инициативе «партии власти».

Судите сами — за прошедшие два месяца дума приняла законы о реституции церковных земель, о запрете на употребление пива в общественных местах, о запрете на демонстрацию по телевидению сцен насилия и жестокости, о запрете на курение в тех же самых общественных местах.

Наконец, об отмене праздника в память об историческом событии ХХ и введении праздника об историческом событии XVII вв.

Если к этому прибавить инициативу Архиерейского собора Русской Православной Церкви по воссоединению со старообрядцами и довольно жесткие заявления того же собора с критикой секулярной модели общества, то картина «назад в XVII век» приобретает свою законченность.

Налицо даже не просто «новое средневековье», когда при общей религиозности людей нравы были довольно свободны, а новое пуританство и новая контрреформация.

С одной стороны, все это вполне вписывается в рамки «мирового опыта», перенятие которого у нас было так популярно еще недавно — большинство законов принятых Госдумой не слишком отличаются от правил общественного порядка, принятых в некоторых штатах США.

Но если для Америки пуританство – это живая традиция, то у нас это нечто подзабытое — как минимум с петровских времен некоторая «вольность нравов» была составной частью общественной атмосферы, по крайней мере, в городах.

Поэтому депутаты не столько откликаются на запрос снизу, сколько сами берут на себя роль наших воспитателей и хранителей нравственности.

И вряд ли они делают это совсем уж по собственной инициативе — ни «единороссы», ни «Родина» не шли на выборы под моральными лозунгами.

И как к происходящему относиться — однозначно сказать трудно.

С одной стороны, это сулит рядовому человеку массу стеснений в быту, то есть таких, которые сильно раздражают.

Конечно, в России строгость законов традиционно смягчается их неисполнением, но зато те же законы служат удобным предлогом для многочисленных злоупотреблений.

Обозленный многочисленными стеснениями человек – это далеко не лучший гражданин.

Но, с другой стороны, общество, которое твердо стоит на фундаменте моральных ценностей — это общество и более сильное, и более сплоченное, и, что не менее важно, более свободное.

Поскольку такое общество нельзя поработить, играя на человеческих слабостях и пороках.

Но, наконец, с третьей стороны, так сказать «сверху», — конструируя любое «новое средневековье» и новую «Московскую Русь», не следует забывать, что основой тогдашней русской цивилизации был совсем не морализм, взятый сам по себе.

Это был довольно сложный комплекс представлений об обществе, власти, исторической миссии государства Российского.

И для того, чтобы как-то реставрировать эти представления одних думских решений будет, мягко говоря, недостаточно.А на одном застегнутом на все пуговицы морализме, далеко не уедешь.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019