19 ноября 2019

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту






















28 мая 2009 г.
версия для печати

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

с праздником!

Вознесение ГосподнеПосле Своих Распятия, Смерти и Воскресения, Господь в продолжение сорока дней являлся Своим ученикам, открывая им тайны Царствия Божьего и умудряя к устроению Церкви.

Святой Евангелист Лука повествует, что Христос явился в собрании апостолов «и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними».

Комментируя этот евангельский эпизод, святитель Феофилакт Болгарский пишет: «Вы, — говорит Христос, — считаете Меня за духа или за привидение, каковых обыкновенно много от умерших представляется, особенно при гробах. Но знайте, что дух не имеет ни плоти, ни костей, а Я имею и плоть, и кости, хотя Божественнейшие и духовные. Ибо тело Господа хотя не было духом, но было "духовно", то есть чуждо всякой вещественной грубости, и управлялось духом. Тело, какое мы ныне имеем, "душевно", то есть управляется душой и оживотворяется естественными и душевными свойствами и силами. А тело, каким оно будет по воскресении, Павел называет духовным (1 Кор. 15, 44), то есть оно оживотворяется и управляется Духом Божиим, а не душой, быв неизреченным и духовным образом пересоздано для нетления и сохраняясь в оном. Так нужно мыслить о теле Господнем по воскресении, именно как о духовном, тонком, чуждом всякой грубости, не нуждающемся ни в пище, ни в другом чем, хотя Господь и вкушал для уверения. Ибо если Он вкушал, то вкушал не по природе тела Своего, но по особенному устроению, именно: чтобы показать, что воскресло то же самое тело, которое страдало. А в природе этого тела было входить сквозь запертые двери, без труда переходить от места до места. — Когда же ученики еще не верили, ни осязанием не убеждались, то Господь присовокупил и еще доказательство — вкушение пищи, потребляя едомое некоторой божественной силой».

Вкусив пищи, Спаситель обратился к апостолам: «вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24, 36-52).

Обетование Отца, о котором говорит Христос, это ниспослание Духа Святого, о чем Спаситель предвозвещал апостолам еще до Своей Смерти: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. (...)Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14. 16 – 26).

Вознесение Христово является событием, имеющим богословское, догматическое значение. Победив смертию смерть, Иисус вознесся на Небеса и удостоил человеческое естество сидением одесную Господа Славы. Это то, о чем говорил Господь ученикам, обещая пойти и уготовать им место в доме Отца Своего. Вознесение Спасителя приоткрывает нам непостижимые грехопадшему уму и даже ангельскому разумению возможности естества человеческого, способного войти в величайшую меру причастия природе неприступного Божества.

Известный церковный деятель прошлого столетия митрополит Антоний Храповицкий говорил, что если бы евреи не отвергли Спасителя, то в Израиле установилось бы теократическое государство-церковь во главе с Богочеловеком. Однако, вопрос этот скорее риторический, так как мир, возлюбивший тьму более света, не мог вынести благодати Христовой и в лице Богочеловека терпеть обличение своей греховности, почему и предал Спасителя смерти. После же Воскресения, как замечает блаженный Феофилакт Болгарский, «следовало сначала явиться плоти нашей на небесах и совершиться полнейшему примирению, и тогда уже сойти Духу Святому».

Также с событием Вознесения Господня, которое, как мы говорили, произошло на сороковой день, связан существующий в Православной Церкви обычай сугубой молитвы об усопшем в сороковой день после смерти. В этот день, согласно преданию, истекает срок пребывания души умершего в мире сем и определяется ее загробная участь.

Еще Вознесение Христово является эсхатологическим образом. В последней перед Вознесением беседе с апостолами, Спаситель, вопреки просьбе любознательных учеников, не открывает сроков Своего Второго Пришествия, но в Своем Вознесении дает его образ. Когда ученики смотрели на возносящегося Господа, «вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

Эти слова ангелов согласуются с предупреждением Самого Спасителя о том, что «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот, [Он] в пустыне", — не выходите; "вот, [Он] в потаенных комнатах", — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого».





Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019