15 октября 2019

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту






















4 декабря 2004 г.
версия для печати

С ПРАЗДНИКОМ ВВЕДНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВО ХРАМ!

Святые родители Пречистой Девы, Иоаким и Анна, молитвенно испрашивая у Бога рождение ребёнка, дали обещание — посвятить родившиеся у них дитя на служение Господу. Поэтому, когда Богоотроковице Марии исполнилось три года, святые родители торжественно повели Её в Иерусалимский храм.

Шествие, сопровождавшееся девочками с зажжеными свечами, с торжественными песнопениями приблизилось к храму. На церковном пороге Деву Марию встретил первосвященник Захария. На его глазах произошло чудо — трёхлетняя Отроковица Сама, без посторонней помощи, поднялась по высоким, недоступным для ребёнка ступеням лестницы ко входу в храм.

Изумлённый увиденным и по особому внушению Божию первосвященник ввёл Богоотроковицу во Святое святых — самое священное место храма, куда он сам мог заходить лишь один раз в год. Это прообразовало грядущее великое служение Девы Марии делу спасения мира и Её величайшую духовную высоту и чистоту.

Готовясь к исполнению Своенго великого служения, Пресвятая Дева пробыла в Иерусалимском храме до пятнадцатилетнего возраста.

____________________________________________________________________

Свяц. Евгений (Гордейчик)

КОМЕНСКИЙ ИЛИ ДОМОСТРОЙ?

Этюд о современной педагогике. К празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Обычно начало киевской зимы довольно унылая пора. Вместе с Российской империей канули в лету времена, когда на Введение, 4 декабря, открывалась ледовая переправа через Днепр. В наши дни, благодаря Никите Сергеевичу, положившему немало трудов по переустройству Божьего мира, согласно решениям энного съезда партии, с Киевского моря, созданного по решению именно этого съезда, ветер гонит мерзкий, холодный туман, превращающий недавно выпавший снег в чавкающую под ногами мокрую грязь.

Скрашивает серость этих дней двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Православная Церковь вспоминает, как избранную промыслом Божиим в матерь Спасителю мира трехлетнюю отроковицу торжественно ввели в Иерусалимский храм для обучения Закону и воспитания согласно древним отеческим традициям.

Священное писание повествует о том, что Праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы долгое время оставались бесчадными. Только в преклонном возрасте, по горячим молитвам, Господь послал им обетованную дщерь, ставшую единственной отрадой в приближающейся старости.

Отдавая ребенка для воспитания в храм, супруги отдавали себе отчет, что могут больше не увидеть свою единственную дочь, введенную по особому Промыслу в Святая Святых, в алтарь Соломонового храма, куда не мог входить никто, кроме самого Первосвященника. Действительно, они не дожили до времени, когда в четырнадцатилетнем возрасте, Божия Матерь вышла из святилища, научившись благочестию, и получив необходимые познания в законе. Но забота о воспитании дочери была для них выше естественного желания находится рядом со своим ребенком.

Подвиг Святых Иоакима и Анны явился примером подражания для всех благочестивых родителей. Имена Богоотцев, как назвала Церковь праведных Иоакима и Анну, ежедневно вспоминаются на Богослужении, напоминая о том, что высшая любовь к детям проявляется не в ублажении прихотей ребенка, а в научении его благочестию.

Образ воспитания Божией Матери стал основой для христианских школ. Великий русский педагог А.А. Ухтомский писал: "Современная педагогика, выросла исключительно на христианской почве, и для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди. Можно ли себе представить, например, сколько-нибудь сносного учителя, который бы не коснулся в школе религиозных истин, если только он не занимается одним механизмом обучения, убийственным для детской головы? На чем же может опираться нравственное развитие, как не на христианстве? Дело народного воспитания должно быть освящено Церковью, и школа должна быть преддверием Церкви".

Современные педагоги любят рассуждать об образовательных системах, принципах народного просвещения. Но за всем многословием речей, невозможно понять основного: что учитель желает образовать в ребенке, чем собирается просвещать юную душу. Между тем, для христианина эти термины имеют вполне конкретное значение. По замечанию выдающегося педагога начала века, протоиерея Василия Зеньковского, образование, это формирование в ребенке образа Божия, утраченного в грехопадении. Помощь юной душе в преодолении своей чувственной природы, в возвышении над законами материального мира, в достижении бессмертия, способности человека ответить на любовь Божию, своею любовью к Нему. Просвещение мыслится как озарение человеческой души Нетварным Божественным светом. Поэтому для христианской школы целью образовательного процесса является не простое накопление знаний о мире, а познание через сотворенный мир Творца, нравственное возрастание ученика, укрепление его в благочестии. «Православная педагогика, пишет выдающейся богослов нашего времени Владимир Лосский, как часть христианского богословия есть только средство, только некая совокупность знаний, долженствующая служить той цели, что превосходит всякое знание. Эта конечная цель есть соединение с Богом, или обожение. Путь православной педагогики — это путь от мышления к созерцанию, от познания к опыту». Читать дальше





Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019