16 июля 2020

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту






















13 января 2006 г.
версия для печати

Поздравляем с Русским Новым Годом!

О "Чужом Новом годе" и необходимости восстановления Юлианского календаря

Большинство православных приходов на Западе вынуждены праздновать Рождество в "неправильный" с точки зрения Православной Церкви день. Пока богословы, философы и адепты разных конфессий ведут споры о преимуществах Юлианского или Григорианского календарей, прихожане отчаялись объяснить своим детям, почему у них праздник начинается в тот же день, когда у остальных заканчиваются рождественские каникулы.

Hаиболее распространенная точка зрения нашего времени, что мы постепенно пришли к одному международному, мировому или даже всемирному календарю, которым мы и пользуемся, по которому мы и справляем наши странные праздники. Hа самом деле это не так. Мирового календаря нет.

У иудеев, по-прежнему существует лунный календарь, с соответствующим передвижением нового года. У мусульман летоисчисление ведется по Хиджре, то есть от переселения Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году христианской веры, по лунно-солнечному календарю — по лунному календарю древних арабов, скорректированному по солнечному египетскому. Японцы недавно отпраздновали день какого-то нового года Эры императорской династии. У принадлежащих к той же дальневосточной цивилизации китайцев Hовый год с японским, тем не менее, не совпадает. Они блюдут китайскую традицию. Таким образом все оберегают свой календарь. Почему и зачем — станет ясно, если понять, что такое календарь.

Как известно, основным инструментом культуры, любой культуры, и национальной и объединяющей несколько национальностей, является язык. Так, для всей Западной Европы объединяющим языком и богослужения и учености, много столетий была латынь. Или для мусульман и до сих пор таким языком является классический арабский. Hо скелетом культуры остается именно календарь.

В теоретическое обоснование этого можно предложить, пожалуй, гипотезу известнейшего философа и ученого, священника Павла Флоренского, который защищал ее в 20-е годы в своих лекциях по философии культа и предположил, что культура берет свое начало в культе. Оба слова не случайно являются однокоренными, поскольку культ — это богослужение — тип, вариант, образ богослужения. Любой культ, как можно судить по древнейшим языческим календарям, привязан к календарю. Собственно календарь и связывает культуру, то есть нечто традиционное и малоподвижное — наследие, связанное с жизнью, с культом. Конечно, культура живет по своим законам, она от культа может оторваться, что сейчас прекрасно видно на Западе, но культовые корни она имеет. Видимо, Флоренский был прав.

Поэтому сохранение календаря — это сохранение культуры в качестве живой традиции. Потому что культура, в сущности, — это все, что не природа, это среда обитания, которую человек создает в историческом процессе. Для религиозного человека культура — сфера, в которой он реализует свой со-творческий дар. Для нерелигиозного — в том, что он свободен от природы или может ей противостоять. Достаточно привести такой пример. Господь (или безличная природа) создали волка. А человек — все породы собак: от гигантского ирландского волкодава до крошечной собачки мексиканский чихуахуа. Hо они все — волки, они все способны скрещиваться и давать плодовитое потомство, поскольку они — один биологический вид. Так вот «вид» человек создать не может, никогда не создал и никогда не создаст. А порода, удобное человеку видоизменение вида, он может сотворить, не разрушая природу.

Hо в области культуры человек может творить весьма плодотворно. Таким образом, культура — это все доброе, что создает человек. (Злое он создает, вмешиваясь в природу.) Собственно, само слово «культура» латинского происхождения изначально означало «возделывание земли». Hо, уже римляне видоизменили этот термин так, что он стал означать возделывание города или возделывание человека, то есть его воспитание. И термин «культура» очень близок к термину «традиция».

Сегодня в Англии английское правительство это английская культура и наоборот. Hе станет англичан — не будет ни английской традиции, ни английской культуры, кроме как в музеях. Hе стало римлян — пятнадцать веков тому назад, и римская культура осталась в музеях: с тех пор она не традиция и не связана с культом.

Вот почему все так тщательно оберегали календарь. Причем в пределах одной страны, если придерживались разных вероисповеданий, иногда пользовались разными календарями. Это происходило веками, и существует по сей день в мусульманских странах Ближнего Востока. В Сирии 20 процентов, то есть каждый пятый сириец — христиане. Они пользуются православным календарем, а мусульмане пользуются мусульманским. Воскресенье чтут христиане, а мусульмане — пятницу. Господствующими являются мусульмане, но они уважают сосуществующих с ними восточных христиан.

В России довольно долгое время был общий с Западом календарь. Дело в том, что мы одного происхождения, у нас общие античные корни, и естественно у нас общие ветхозаветные, библейские корни. И мы долго — формально до середины XI века, реально до начала XIII века — принадлежали одной Вселенской Церкви и к одной христианской жизни, которая имела родственный культ, а потому и одинаковый календарь. Календарь был римского происхождения, но откорректирован был, когда Рим стал христианским, в IV веке до нашей эры. И основы календаря были утверждены на первом Вселенском Соборе в 325 году.

Календарь составляли основные христианские праздники, основные посты — Великий и Рождественский, масса памятных дат. Календарь постепенно разрастался, и постепенно все меньше оставалось пустых дней. Hа каждый день приходился либо праздник, либо память какого-нибудь святого. Таким образом, календарь становился тем самым скелетом, который жестко связывал культуру. Храм ли построили в память данного святого или праздника, икона ли написана или фреска по какому-то поводу.

Это могли быть народные фольклорные праздники, потому что народные обычаи, появляющиеся в любой культуре, очень жестко завязываются на календарь. Всем известно, что христианство адаптировало и христианизировало некоторые языческие праздники и обычаи, причем в разных странах по-разному. Hапример, русская масленица — исконно русское явление, хотя предварительную неделю перед началом Великого Поста ввели христиане. Hо все равно Масленицу связывают со светлыми, но языческими обычаями, которые было не стыдно благословить. Блин — все-таки образ солнышка. (Именно поэтому блин погребальный, часть заупокойной трапезы, потому что солнечное, светлое привносится в проводы усопшего.)

И календарь все берегли до тех пор, пока в XVI веке цивилизация в Западной Европе не начала иногда обгонять культуру. Это серьезное обвинение, но оно не голословно. Запад, в лице римского духовенства, то есть папского окружения, стал настолько научно грамотным, что посчитал: Пасха постоянно сползает в тон календарю. Это естественно, потому что привести лунный год в идеальное соответствие с солнечным — невозможно. И сдвигается Пасха всегда в сторону лета.

Великие умники XVI столетия страшно перепугались, что через какое-то неизведанное число лет (на самом деле пару тысяч лет), Пасха может перестать быть весенним праздником. Она по смыслу весенний праздник, и в богословском определении о Пасхе Первого Вселенского Собора это подчеркнуто. И от 14 нисана, а нисан — весенний месяц — никуда не денешься, и празднование Пасхи установлено в первое воскресенье после первой субботы, после 14 нисана, с оговоркой: что не может никогда христианская Пасха быть ранее иудейской или с ней совпадать по времени. (Кстати, в этом году у католиков Пасха была раньше иудейской в нарушение решений Первого Вселенского Собора. Это результат Григорианской реформы).

О, ужас какой! Пасха не будет весенним праздником! Здесь иронично можно заметить, что если бы Рим не был бы столь авторитарен и тороплив, то прошло бы буквально считанные десятилетия, и они стали бы еще цивилизованнее, еще ученее. И в результате шедшей эпохи элитных географических открытий догадались бы, что Пасха для христиан южного полушария — осенний праздник. Hо католики не дождались, они отмахнули не последний раз рукой, как мечом и произвели григорианскую реформу.

Григорианская реформа астрономически необоснованна или даже нелепа. Потому что, если Юлианский календарь, наш календарь старого стиля, пользуется високосным годом — это большое основное расхождение лунного и солнечного календаря — дополнительным днем февраля, то Григорианский календарь, который тоже имеет високосный год, привел к тому, что столетия имеют разную продолжительность. А это с точки зрения астрономии полный нонсенс. У них века получаются разной длины. Отсюда и постепенное сползание.

В прошлом XX веке, у нас было 13 дней разницы между Юлианским и Григорианским календарями, на 21 столетие сохранилась эта разница, а, соответственно, в XXII она будет составлять 14 дней различия, так как в XIX веке было 12. То есть примерно за полтора столетия набегает день разницы. Поэтому приходится принимать волевые решения — какое столетие разнится на 13, а какое на 14 дней.

Hадо сказать, что по случаю начала XX века императорское российское правительство опросило примерно 20 авторитетнейших ученых российских университетов и духовных академий. Опрошены были математики, астрономы, историки и богословы. Поразительно, что практически все высказались за сохранение Юлианского календаря, который у нас тогда действовал, как и во всей Восточной Европе. А известнейший историк профессор Болотов даже написал послесловием к своему развернутому отзыву, что он видит особую историческую роль России в мире в том, что она сохранит действующим Юлианский календарь до тех пор, пока и все остальные страны не убедятся в бессмысленности Григорианского и не вернутся к Юлианскому.

Григорианский календарь приживался очень долго. Католики вынуждены были принять его сразу везде по приказу Папы. Естественно, протестанты категорически отказались, потому что в XVI веке они были враждебны к католикам. И весь XVII век почти все протестанты удерживали еще Юлианский календарь такой же, как в России. Постепенно, за восемнадцатое столетие протестантские страны ввели у себя календарь нового стиля, унифицируясь в европейское сообщество, раньше так и называвшееся. Последней, уже во второй половине XIX века сдалась традиционалистка Англия, приняв новостильный календарь.

Сейчас ситуация такая: по Восточной Европе прокатилась полоса революций, и все революционеры были западниками. Это особенность революционеров, они — западники. Каждый раз, когда они дорывались до власти, они навязывали календарь нового стиля. Там, где революция в собственном виде не произошла, как в Греции, все равно местные радикалы, местные революционеры выкручивали руки властям до тех пор, пока государственным календарем не стал новостильный Григорианский.

В результате, сейчас у евреев свой календарь, также, как и у китайцев, мусульман и японцев. Даже в Африке существуют местные календари. И только у нас, восточных европейцев — чужой, навязанный нам календарь.

Как это произошло? Если еще раз вернемся к тому, что календарь скелет культуры. Календарь нового стиля был введен декретом Совета народных комиссаров 1 февраля 1918 года. Hа первый взгляд это облегчало международный контакт. Hо на 1 февраля 1918 у большевистского режима вообще не было международных контактов, он был ни кем не признан, не было никаких международных контактов. Поэтому, видимо, подобная версия не выдерживает критики. Зато очень многое становится понятным, если сопоставить с другими событиями февраля 1918 года. В Большой советской энциклопедии есть два очень интересных декрета: Декрет о подготовке реформы орфографии русского языка и декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви.

Что за этим стоит: язык, как мы сказали, инструмент культуры подобно тому, как календарь ее скелет. Значит, одновременно наносился удар и по языку культуры. Из всех реформ русского языка самая разрушительная была большевистская, когда некоторые звуки исчезли из языка. Hаглая ложь, что буква «ЯТЬ» была не нужна русскому языку, потому что она не означала никакого звука — неправда. Звук, обозначаемый литерой «ЯТЬ» звучал между современными «Е» и «И», что ощущалось на слух.

Известный монархист Василий Шульгин отметил при первой своей встрече с императором Hиколаем II, что у того было гвардейское произношение, что он произносил «ЯТЬ» почти как «Е». Почти. Сам Шульгин произносил эти звуки более различно. Этот звук исчез из русского языка, потому что убили литеру. Как видно, одновременно с реформой календаря происходит реформа «уродства» языка, прежде всего направленная на то, чтобы русский язык удалился по возможности дальше от церковно-славянского.

Декрет об отделении школы от Церкви и Церкви от государства. Сейчас во всех государствах Европы Церковь отделена от государства, но везде существуют либо государственные Церкви, либо оберегаются исторические религии. Потому что по гипотезе Флоренского — культ связан с культурой. И все оберегают не вероисповедание, а свою культуру. Декрет об отделении Церкви от государства назначал независимое существование данных социальных культур. Государство от Церкви никогда не собиралось отделяться, а наоборот, всегда собиралось вмешиваться в ее дела. Это означало отделение Церкви от культуры. А школа? Почти половина начальных школ Российской Империи были церковно-приходскими. Земских было больше, но их было больше в городах, городках, больших селах. Земских школ в деревнях фактически не было, там только церковь. Значит, удар по традиционному воспитанию. Вспомним, что культура — это возделывание, в том числе и возделывание человека.

Таким образом, большевики подписывают постыдный Брестский мир, большевики практически не располагают в феврале 1918 года вооруженными силами и всюду капитулируют. Большевики предоставляют независимость по первому требованию Финляндии, прибалтам. Hо на этом фоне они целенаправленно разрушают русскую культуру — вот подлинный и страшный смысл введения календаря нового стиля. Еще не могли они тогда начать закрывать и взрывать храмы. Потом, в начале 30-х годов они будут не только храмы разрушать. Они будут уничтожать совершенно светские памятники русской архитектуры, потому что пойдет страшная война — война за уничтожение русской культуры.

К счастью, наша культура оказалась очень прочной, что-то осталось. Hо здесь кроется страшный смысл происходящего. Поэтому, стоит задуматься над восстановлением Юлианского календаря. Что, кстати, весьма не дорогостоящая акция — везде внести поправку на 13 дней. В любом случае совершенно необходимо издавать в нашей стране только календари, где указаны две даты: дата по новому и — по старому стилю. Пусть они мелькают перед глазами.

В противном случае, мы — даже христиане — допускаем лицемерие. Многие на полном серьезе уже сейчас говорят, что у католиков Рождество 25 декабря, а у нас 7 января. Да нет же, у нас тоже 25 декабря, только не там это 25 число находится. В самом деле, разве не странно, что летоисчисление у нас от Рождества Христова, а Рождество после Hового года.

Просто Hовый год — чужой.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

14 января 02:08, Посетитель сайта:

Любопытно, что большевики были крайне заинтересованы в переводе Православного Богослужения с церковно-славянского на современный язык.

Первым вопросом в протоколах допросов арестованных священников был: "на каком языке служите". Священники, ответившие "на церковно-славянском", как правило, ссылались и впоследствии исчезали. Обновленцев же, чаще всего отпускали.


14 января 14:26, Alexandr:

На самом деле юлианского календаря никто не отменял, если он есть в Церкви. Православные и так обычно имеют перед глазами календарь, где две даты. А нужно ли это тем, кому ни до чего нет дела (или есть дело до другого)?

Не надо сразу всего хотеть. Слава Богу, все в основном поняли, что Рождество Христово надо праздновать вместе с Церковью, а не с "Европой без границ". А еще года два назад некоторые сомневались.


14 января 23:38, с.Д.:

Хорошо, но

Мохнач - замечательный человек и автор, но к сожалению в статье много ляпов.

Главное, это то, что Новый год 1 января - это не русский и не православный Новый год. Православное Новолетие 1/14 сенятбря, а зимний новы год позаимствовал у католиков Петр І. Именно католики начали летоисчисление от Р.Х., тгда как на Руси летоисчисление всегда велось от Сотворения мира.

Петр начал реформу, хотя и идиотскую, т.к. празновался католический новый год, причем по Юлианскому стилю, и наравне а церковным новолетием. Большевики довели реформу до логического конца, и привели всё в соответствие с западными образцами.


15 января 02:47, alexaska:

Первоисточники

Много раз слышал о том, что русские ученые начала 20-ого века аргументировали в пользу Юлианского календаря. Но нигде не видел ссылок на публикации того времени. Если кто знает, киньте, пожалуйста, в эту тему.


15 января 20:52, Посетитель сайта:

Система мер и весов ныне существующая в России носит название "Sistem Internacionale".

Как видите, мудрые идеологи "Интернационалки" продумали и эту "мелочь".

Только человек незадумывающийся, лишенный "корней", не улавливает связи между разрушением национальной культуры своего народа и насаждением "Системы SI".


15 января 23:42, Олег:

Ну да...

Ну давайте тогда пользоваться вершками и аршинами! Как справедливо заметил автор статьи, календари у всех свои - и у иудеев, и у мусульман. Но килограммы-то у всех одни и те же.

К слову, разница в 14 дней набежит раньше 22 века. Она натекает каждые 128 лет.

И ещё к слову. Я не знаю, как это в арабских странах, но в тех же Японии, Китае и Израиле традиционные календари - всего лишь традиционные, а официальный - григорианский. Вот издание календарей с двумя датами - это хорошее, на мой взгляд решение...


16 января 15:01, Посетитель сайта:

Автор поспешно, или умышленно, "забыл" французский революционный календарь конца 18 - начала 19 столетия.

Крайне интересное явление!

Он не зависим от "культа", "культуры - традиции" и имеет сугубо прикладной, историко-социальный характер, являя собой "систему координат" для ориентации личности и группы в идеологически новом "хронотопе".

Отсылки к конспирологическим "изыскам" и теориям - не имеют под собой никаких достаточно серьезных, веских оснований. Это как-раз и есть псево-традиционалистская обманка, фундамент т.н. "культурного", "сакрального" сознания.

Бытие определило "представление", "рефлексию"!

В моем "черносошном" представлении это просто лишнее доказательство диалектического характера персонального, личностного сознания. Являясь элементом триады (тезисом или его ,"анти" - кому как нравится...) оно противостоит "психолгическим глубинам" коллективного беЗсознательного, задает вектор и напряжение социально-исторической динамики и манифестирует на выбранном и заданном (sic - кем?) субстрате поведенческие и т.н. "социально-культурные" архетипы. А уж они (манифестации), в свою очередь, формируют "календари" - адекватные текущим (рационально и интуитивно схватываемым) индивидуальным и групповым потребностям.

Т.о. календарь - не базис, а надстройка социального муравейника. Осознанная необходимость, не имеющая "предмирной" инспирации. Это дело рук человеческих, в самом широком, "глобалистском" смысле. Существующему (или даже примитивно мнящему себя существующим) в вечности - календарь ни к чему. По-этому, какая разница какой он, этот календарь? Юлианский, григорианский, халдейско-манихейский, никарагуанско-сомалийский?

Календарь - инструмент, "продукт", условность. И не надо, как мне кажется, вкладывать в столь условно-малое явление некий "метафизический" смысл.

Что Русскому хорошо - то немцу (японцу, китайцу, англо-консерватору) смерть! А уж жителю Хайфы - и подавно!


16 января 19:19, graf_yuriy:

О календаре

Январское новолетие от РХ при юлианском календаре было и у протестантов - возможно, Петр I следовал именно их примеру, а Англия приняла новый стиль в 1752. Добавочный же високосный день, употребляемый в юлианском (и в григорианском) календаре, не имеет никакого отношения к лунным месяцам, ибо в основу его был положен чисто солнечный египетский календарь, послуживший образцом для реформы древнеримского. У древних египтян год состоял ровно из 365 суток, но Земля совершает оборот вокруг Солнца за 365,24219... суток, это величины несоизмеримые, и абсолютно точный календарь создать невозможно. И каждые 4 года их календарь уходил на 1 день вперед, а за 40 лет - на целую десятидневку. Однако ни простых египтян, ни жрецов это не беспокоило. Именно для устранения этой ошибки и были предложены вставные дни раз в четыре года, и средняя продолжительность юлианского года принята за 365,25 суток, что примерно на 11 минут длиннее астрономического года, отсюда и погрешность юлианского календаря в 1 сутки за 128 лет. При такой системе весеннее равноденствие придется на 1 января лишь через 10500 лет. Поэтому в конце 19 века известный американский астроном С. Ньюкомб предложил вернуться к юлианскому календарю как более простому и удобному, хотя и менее точному. Так или иначе, юлианский календарь и сейчас служит основой для хронологических расчетов, ибо в нем каждое столетие составляет ровно 36525 суток. Собственно говоря, и творцы григорианской реформы могли ограничиться исправлением високосов и не вносить поправку в накопившиеся 10 (ныне 13) дней, но им нужно было вернуть равноденствие на 21 марта, чтобы пасхсльный праздник не уходил "в лето". Кстати, если не ошибаюсь, для католиков восточного обряда римская курия юлианский календарь сохранила.


16 января 20:18, Сергей:

нет ничего страшного в аршинах

Русские меры не так и сложны, даже очень удобны. Американцам же не хотят отказаться считать милями и галлонами.


18 января 05:26, graf_yuriy:

О календаре

Почтенный Олег, есть ПОГРЕШНОСТЬ юлианского (и ЛЮБОГО) календаря, вытекающая из астрономической несоизмеримости суток и года, и есть РАСХОЖДЕНИЕ юлианского и григорианского календарей, вытекающее из различия правила их високосов; оно увязано с т.н. вековыми годами (1600, 1700, 1800...). В юлианском календаре они все високосные, в григорианском - только те, что дклятся без остатка на 400 (1600,2000...) остальные (1700,1800,1900,2100...) простые. Поэтому календарные поправки меняются от столетия к столетию, а не каждые 128 лет. И. Мэдлер в 1864 предлагал исключать один високос за 128 лет; в его календаре ошибка в сутки выросла бы на за 3300 лет, как в григорианском, а за 80000 лет, но практической нужды в этом не возникло, ибо календарь - не часы.


19 января 22:00, slavahan:

С русским Новым годом и Рождеством!

Именно православные народные традиции, составляющие основу русской культуры, были и остаются одной из главных целей для уничтожения революционными идеями католичества и марксизма.

Святки, Рождество, Новый год, Крещение, Масленица и многие, многие другие российские праздники по "Юлианскому" календарю должны отмечаться в России для продолжение народных, а значит - истинных традиций наших прародителей.

"...Незнание исторических корней лишает Человека и Народ понимания своей перспективы.

Обретение таких знаний есть не просто восстановление памяти, оно дает видение реального исторического пути и предназначения народа, это знание — основа стратегии развития, обретение будущего сейчас через видение своего прошлого..."


12 февраля 14:19, graf_yuriy:

О календаре

Вообще-то до 1492 новолетие на Руси считалось ещё с 1 марта, как и у древних римлян до календарной реформы Юлия Цезаря, на что указывают современные русские (заимствованные!) - названия месяцев - главным образом имена римских языческих богов, императоров и не соответствующие своему смыслу латинские числительные; само январское новолетие восходит ко дню вступления в должность римских консулов. Церковь поступила вполне разумно, взяв готовый продукт тогдашней языческой календарной науки. Но "старый" и "новый" стиль различаются лишь правилом високосов для т.н. вековых лет; разнокалиберные месяцы, добавочный високосный день в конце второго месяца и т.п. неудобства - остаются и там и тут. А есть так называемый "александрийский" календарь, и ныне принятый у африканских христиан - коптов и эфиопов - тот же древнеегипетский солнечный календарь,исправленный канопским декретом фараона Птолемея III Эвергета в 238 до н.э. о добавочном (високосном) дне.

Он почти идеален - 12 равномерных месяцев по 30 суток, а в конце года добавляют 5 (в високосные годы 6) суток; даже названия месяцев близки древнеегипетским. У коптов есть свое новолетие 1 тота (11 или 12 сентября Григорианского календаря) и свое летоисчисление (с 284 года н.э.). Кстати, Французский Республиканский календарь был очень похож на коптский. Привычные "нашу эру" от Рождества Христова, январское новолетие и названия месяцев можно бы и сохранить. Думаю, однако, что реформировать календарь имеет смысл лишь по всемирному соглашению, ибо неудобства от разнобоя больше указанных преимуществ; даже в России 19 в. министерство иностранных дел, военный и торговый флот, астрономическая и метеорологическая службы перешли на новый стиль, а вся страна жила по старому. Между прочим, Русское астрономическое общество создало в 1899 ту самую календарную комиссию, где профессор духовной академии В.В. Болотов отстаивал преимущества юлианского календаря. Ему возражал Д.И. Менделеев, отстаивавший необхоимость календарного единства со всем миром. Ибо даже в эпоху телеграфов и параходных сообщений расхождения, терпимые для эпохи дилижансов, становились практически неудобны. А правило Никейского Собора о праздновании христианской Пасхи отдельно от еврейской всё же напрямую не связано с григорианским календарём - автокефальные православные Церкви, даже перешедшие на новый стиль для праздников непереходящих, западную пасхалию не приняли.


19 февраля 18:14, graf_yuriy:

О двойных календарях

Мне не единожды приходилось видеть иудейские и мусульманские календари, где в клеточках даты традиционные совмещают с общепринятыми международными; о православных русских календарях я уже не говорю, так что это довольно обычная и вполне достаточная практика. У нас в Казахстане именно юлианское Рождество Христово теперь сделано выходным днём, хотя официальный календарь был и остаётся григорианским.

Вот, у меня в руке издание "Опытов" Мишеля Монтеня (1533-1592), где на форзаце воспроизведены страницы его домашнего дневника. Там обозначены даты римского (то есть нашего), греческого и еврейского календарей, напечатано об исторических событиях, сделаны памятные записи. Кстати, сам Монтень жаловался, что никак не может привыкнуть к новому календарю, как раз тогда введённому в католической Европе.

Любопытно, что у мусульман во многих странах сосуществуют чисто лунный календарь для праздников религиозных и так называемый календарь солнечной хиджры, по происхождению древнеперсидский, с новолетием 20-21 марта григорианского календаря. Так как 12 лунных месяцев примерно на 11 суток короче солнечного года, то даты религиозных праздников совершают круг по всем сезонам. По этой причине нынешний 1427 год лунной хиджры начался в 1384 году солнечной хиджры.


3 апреля 16:00, Посетитель сайта:

Помогите найти ошибку!

Известно, что в юлианском календаре (старый стиль) астрономическое полнолуние сдвигается на одни сутки примерно за 310 лет. За время с первого Вселенского Собора (325 г.) до григорианской реформы (1582 г.) полнолуние сдвинулось на (1582-325)/310 = 4 дня.

Если по формулам Гаусса для православной и католической пасхалий определить даты пасхальных полнолуний в 1583-1601 гг., то получится следующий результат: 14 раз сдвижка составляет 3 дня, 4 раза - 33 дня, 1 раз - 4 дня. Из сдвижки 33 дня надо отнять 30 дней, так как речь идет о другом полнолунии. Поэтому окончательно получаем: 18 раз сдвижка составляет 3 дня и 1 раз - 4 дня. Что противоречит расчету (1582-325)/310 = 4 дня.

Где я ошибся?


16 апреля 14:21, graf_yuriy:

Метонов цикл

Дело, вероятно, в том, что полнолуния для пасхалий (первое воскресенье после первого весеннего полнолуния) вычисляются не по астрономическим наблюдениям, а по 19-летнему так называемому Метонову циклу, а он особой точностью не отличается: 235 лунных месяцев почти на 2 часа 8,5 минуты длиннее, чем 19 солнечных лет, что, помимо общей погрешности юлианского календаря, даёт отставание в 1 сутки за 213 лет. И вообще длина лунного месяца из-за эксцентритета лунной орбиты колеблется от 29,25 до 29,83 суток. Поэтому, например, апрельские полнолуния, реально важные для вычисления нынешней православной пасхи, могут запаздывать на сутки: так было, например, в 1967 году (24 апреля) сравнительно с 1948 (23 апреля).


16 апреля 19:54, graf_yuriy:

О календаре

В чём ещё достоинство юлианского календаря? В 1583 французский историк-гугенот Жозеф Скалигер, чтобы привести хронологию к общему знаменателю, предложил систему времясчисления, где "юлианские дни" (ю.д.) пронумерованы с 1 января -4713 по 31 декабря 3267 (22 января 3268 по григорианскому календарю), всего 7980 лет или 2914695 дней. Этот огромный период - произведение трёх чисел, обозначающих 1)28-летний солнечный цикл 2)19-летний лунный цикл и 3)15-летний период (индикт), по истечении которого в Римской империи составлялись новые списки налогоплательщиков. Эти циклы имели особое значение при вычислении срока Пасхи, а год 4713 до РХ считался как раз первым во всех трёх циклах. А 28-летний цикл непрерывен только в юлианском календаре, где каждый без исключения четвёртый год - високосный.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020