20 сентября 2019

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту






















4 апреля 2006 г.
версия для печати

"Русский националист" в Византистском клубе

В пятницу, 31 марта в Институте философии РАН состоялось очередное заседание Византистского клуба, посвященное презентации вышедшей в конце февраля текущего года, новой книги православного публициста, председателя Консервативного совещания Егора Холмогорова, под названием «Русский националист». Как пояснил Егор еще в самом начале, книга должна была носить название «Азбука национализма», но по настоянию издательства «Европа», выпустившего в свет эту работу, было отредактировано в несколько провокационном ключе. Автор отметил, что данный труд является относительно доступным систематическим изложением консервативно-националистического интеллектуального дискурса, разделяемого, по его мнению, подавляющим большинством мыслящих людей, не безразличных к будущему России.

Это полноценный, доктринальный политический манифест «справа», переосмысление исторического пути русской цивилизации, ценное, именно попыткой автора преодолеть фатальную опасность вынесения окончательных оценочных суждений в отношении конкретных исторических лиц и явлений. Такой подход, по мнению Аркадия Малера, позволит социально активным консерваторам «решительно добиться того, чтобы разногласия в понимании нашего прошлого, не мешали совместному и эффективному построению общего будущего консервативно ориентированной России». Что нашло серьезное подтверждение в неоднократно возникавших на протяжении заседания жарких дискуссиях вокруг канонизации патриарха Никона с одной стороны, и Ивана IV Грозного – с другой, вокруг идеи национального символа, способного быть адекватным целям консолидации и преодоления идентификационного кризиса, переживаемого русским народом. Егор Холмогоров, придерживаясь строго дифференцированной позиции, исходил из подхода, использованного им в «Русском националисте», обращал внимание слушателей на необходимость функционализации историософской рефлексии, призывал видеть действительность не только исключительно в черно-белых тонах. Например, в качестве национального символа им был предложен Собор русских святых, как закрепление живого свидетельства многовековой истории Святой Руси, одной из крупнейших православно-христианских держав мира.

В лучших традициях Византистского клуба презентация плавно перетекла в организованное всестороннее обсуждение, в ходе которого Егору удалось раскрыть большое количество смежных, не менее интересных и актуальных тем. В частности, живой интерес присутствовавших вызвала сформулированная им антиномия этнического и гражданского национализма, а также раскрытое выступающим правильное содержание понятия «нация».

По Холмогорову гражданский национализм отличен от этнического, во-первых, своей исключительно экспансивной природой, в то время как последний плох ровно тем, что имеет подчеркнуто оборонительный, изоляционистский характер. Гражданский национализм не имеет также ничего общего с европейским концептом государства-нации, он представляет собой стремление преобразовать окружающее (или уже включенное в империю) культурно-этническое пространство, приучить населяющие его народности идентифицировать себя как принадлежащих к государствообразующей, титульной нации по преимуществу. Здесь преодолевается так характерный для этнического национализма принцип крови. Гражданский национализм – прежде всего национализм культурный.

При этом Егор отметил, что он, естественно, согласившись озаглавить свою книгу упомянутым названием, является сторонником национализма именно в его гражданской редакции. Озвучивая своё понимание нации как таковой, г-н Холмогоров проявил себя как по-настоящему яркий публицист. Он предложил умозрительно представить три абстрактных племени (народа), причем каждый из которых имеет собственное уникальное мироощущение, понимание окружающей природы и способы взаимодействия с ней, ведения хозяйства, быта и прочее. Нацией станет только тот из народов, который попытается навязать привычный для него образ существования и порядок остальным. Генезис нации происходит тем успешнее, чем больше возникает препятствий на пути к реализации универсалистского проекта, запущенного конкретным народом, претендующим на национальность. Кроме того, досадным заблуждением является распространенное в академической среде мнение о том, что процесс массового образования наций относится к периоду наполеоновских войн. Как отметил Холмогоров, понятие нации с той же смысловой нагрузкой употреблялось уже в XIV-XVI веках.

Столкновение национального проекта с сопротивлением внешней по отношению к национальному организму среде или с крупным конкурирующим проектом приводит к резкому взлету самосознания. В этом смысле, Егор выразил свою убежденность в том, что "украинский вопрос" является одним из наиболее существенных для русского национализма: «В тот момент, когда российская политическая элита окончательно смирится с мыслью о неизбежно состоявшейся суверенизации Украины, русская нация, в строгом смысле слова перестанет существовать».

Среди прочего затрагивались, как всегда, вопросы актуальной политики, где была акцентирована неадекватность литовских властей в части их отношения к белорусскому режиму. Литва запретила трансляцию на своей территории белорусских теле-радио программ, опасаясь, видимо, эфемерной белорусской экспансии, что выглядит тем более курьезно ввиду последовательно нейтральной внешней политики, проводимой самоизолировавшейся Белоруссией по отношению к Западу. Егор объяснил это разностью в национальной пассионарности между «частью русского пространства, попавшей под управление Лукашенко» и Литвой.

В заключение выступил недавно прибывший в Москву из Сахалина отец Виктор, секретарь сахалинской епархии, который рассказал собравшимся о катастрофической для православия конфессиональной ситуации на Дальнем Востоке, сложившейся спустя лишь четыре месяца после назначения полномочным представителем президента в Дальневосточном федеральном округе Камиля Исхакова, буквально насаждающего в регионе ислам самыми агрессивными методами. Было принято решение обратить внимание на деятельность этого странного полпреда.

Заседание продолжалось три с половиной часа, из них два было посвящено вопросно-ответной части. В завершении автор также порекомендовал присутствующим к прочтению в дополнение к «Русскому националисту» еще одну свою монографию, недавно изданную всё в том же издательстве «Европа», «Спасет ли Россия Украину». На этом официальная часть завершилась, после которой последовало активное кулуарное обсуждение состоявшегося события. Большинство присутствующих отметило для себя редкий ораторский талант Егора Холмогорова.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

4 апреля 13:49, Посетитель сайта:

Хотелось бы, чтобы побольше национальных мыслителей входило в Общественную Палату при Президенте РФ и составляли ближайшую когорту его советников. Для этого нужна специальная технология продвижения русских патриотов с головой и совестью во властные структуры. Пока такой технологией владеет лиш одно всем известное племя. Не все средства, применяемые этим племенем приемлемы для православного человека, однако ко многому стоит и присмотрется. Сегодня век новых технологий во всем, в том числе и в вопросе изменения природы власти. Россия долго "харкала кровью" после "замены головы" нации в 1917 г., но после некоторого излечения, ей повторили операцию и в 1991-м. Такого не смогла бы выдржать ни одна нация. Посмотрите, что стало с Великобретанией, Францией, Германией, США. "Россия... как ты могла себя отдать на растерзание вандалам"!?...


6 октября 20:21, Антон:

Об ораторском таланте

Орать - не мешки ворочать.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019