29 марта 2020

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту






















3 июля 2006 г.
версия для печати

Мост между Москвой и Лондоном

В Москве 28-29 июня состоялась Международная научно-практическая конференция «Управление городом в 21 веке»

Г-жа Вудворд и г-н Малик — сторонники английской модели мультикультурализмаСам факт, что мэрии двух столиц – Лондона и Москвы решили начать по-настоящему конструктивный диалог по самым животрепещущим проблемам развития мегаполисов, которыми чреваты процессы глобализации, говорит о многом. Вдвойне примечательно, что конференция стала своего рода «преддверием» саммита «большой восьмерки», который состоится в середине июля в Санкт-Петербурге. Не секрет, что России еще совсем недавно наиболее горячие западные головы прочили грандиозную международную «порку» за «энергетический шантаж», «негативный демократический имидж» и прочие «преступления перед человечеством».

Однако у любой, даже самой политизированной оценки ресурс риторики изначально ограничен, если речь идет о серьезных, может быть, даже рутинных вещах. В вопросах выработки системных мер по обеспечению нормального развития современного города это утверждение более чем справедливо. Еще несколько лет назад присутствие русской и английской стороны на совместных «круглых столах» по обсуждению наиболее чувствительных моментов, связанных с темами противодействия международному терроризму и проблемами этнических меньшинств в крупных мегаполисах, было трудно представимо. Но, видимо, июльские взрывы в лондонской подземке в 2005 году, многому научили англичан.

Вспомним – всего год с небольшим назад англичане, чья столица стала настоящим вавилонским смешением языков, рас и вер, были уверены, что им удалось построить наиболее органичную и эффективную модель мультикультурализма. Да, Лондон очень давно, раньше всех иных европейских мегаполисов стал для многих мигрантов по-настоящему благоприятной почвой для экономического процветания. Сегодня в Лондоне живет до 46% самых разнообразных национальных меньшинств из 33 стран (от ирландцев до таиландцев), включая около 200 тысяч русских. Из них более 2 млн. человек родились за пределами Соединенного Королевства. И вроде статистика показывает, что уровень ксенофобии в Лондоне именно благодаря этому уникальному и взаимовыгодному сочетанию языков и культур, пошел на спад. По данным, приведенным старшим советником мэра Лондона по вопросам культуры Джудит Вудворд, количество преступлений на расовой почве с 2000 года на сегодняшний день снизилось на одну треть.

Именно такая уверенность год назад дала повод снизить контртеррористическую, активность лондонских спецслужб, несмотря на продолжающий оставаться высоким общий уровень террористической опасности. Тогда наиболее последовательных борцов с исламским терроризмом отстранили от дел и провели массовую кадровую чистку в британских анти-террористических органах. Эти меры коснулись и уволенного в феврале прошлого года шефа Скотланд-Ярда сэра Джона Стивенса, постоянно призывавшего ужесточить меры безопасности и по этой причине редко находившего язык со своим политическим руководством. Инерция абсолютно неправильной оценки ситуации продолжилась и после 7 июля 2005 года, когда прогремели взрывы в лондонском метро и на улицах британской столицы. Многие журналисты еще помнят, как тогдашний шеф Скотланд-Ярда Ян Блэр на выступлении перед Ассоциацией иностранной прессы 14 июля многозначительно замтели, что, мол «нет необходимости становиться террористом-смертником в либеральном демократическом обществе. Исполнители терактов сами сделали свой выбор».

Но тот факт, что в Лондоне остались трезвые головы, которые способны ясно оценивать ситуацию, тогда же был засвидетельствован сенсационным заявлением Кена Ливингстона, мэра английской столицы. Ливингстон сказал то, о чем другие предпочитали молчать: «мы давали деньги этим людям, пока они убивали русских. Мы не задумывались над тем, что когда они перестанут убивать русских, они начнут убивать нас». Очень показательно, что именно Кен Ливингстон на прошедшей конференции выступил с очень теплым видеообращением к московской аудитории и дал понять, что в области вопросов анти-террористической безопасности у Москвы и Лондона во многом общие позиции.

Посол Ее Величества королевы Великобритании Энтони Брентон не зря начал свое выступление с очень нужного посыла, о том, что Москва и Лондон действительно очень близки – и не только в области противодействия международному терроризму. Обе столицы на фоне остальных городов наших стран являются настоящими торгово-финансовыми «монстрами», притягивающими к себе капиталы и человеческие ресурсы. У обоих мегаполисов есть проблемы с этническими меньшинствами. Мэрии обоих городов сближает похожие чувства независимости и даже некоторого «фрондерства» — особенно это характерно для кабинета Кена Ливингстона. И, наконец, оба мегаполиса представляют в мире совершенно поразительный демографический и социальный тандем. В то время, как пальма первенства мирового урбанического развития перешла к малым городам, а почти все мегаполисы мира прекратили свой рост по экспоненте, Лондон и Москва продолжают расти. Очень интересно, что как та, так и другая стороны, наконец начинают понимать серьезность взаимного сотрудничества.

Однако, присутствует и значительный процент непонимания с английской стороны фактора глобализации, очень болезненно затрагивающего жизнь в современном мегаполисе. В частности, речь идет о недооценке негативного влияния этнических меньшинств в наших городах. Вышеупомянутая Джудит Вудворд высказалась на эту тему языком «старой доброй толерантности». Ее доводы оказались бесхитростными и похожими на некие сомнительные социальные аксиомы, не требующие особой доказательной базы. Г-жа Вудворд попеняла американским коллегам, которые сегодня все больше сомневаются в том, что пресловутый «плавильный тигль» в условиях глобализации и торжества мультикультуральных моделей уже не «сплавляет» народы и культуры, а наоборот, способствует их разбросу друг от друга. По мнению г-жи Вудворд, напротив, процветание современного мегаполиса на сегодняшний день невозможно без принятия высокого уровня инокультурной миграции, как абсолютно естественного явления. Рост и разнообразие иноэтнических культур в этом смысле лишь способствует росту экономики города. Да и сам Лондон выглядит очень «бодро и симпатично», имидж его восприятия неанглийских культур чрезвычайно дружественен. Лондон по сути давно превратился в нечто вроде круглогодичной Венеции или Рио-де-Жанейро, когда постоянно у какой-либо общины национальный или религиозный праздник или Новый Год или еще какое-то празднество.

Но праздники – праздниками, а конкретных рецептов по решению проблем, связанных с негативом, идущих от этнических меньшинств, английской стороной таки не было предоставлено. Достаточно острое и недвусмысленное заявление заместителя мэра Москвы Иосифа Орджоникидзе о том, что в Москве свыше 40% всех преступлений совершаются как раз мигрантами, представляющими этнические меньшинства, осталось английской стороной незамеченным.

Зато на фоне нарисованной г-жой Вудворд картины «всеобщей межэтнической гармонии» и «социального оптимизма» достаточно зловеще прозвучало выступление британского консультанта Форума против исламофобии и расизма Абдула-Рехмана Малика. Зловещей она показалась именно потому, что г-н Малик указал на одну из самых главных проблем существования современной цивилизации — встречи веры и неверия. Большие города уже стали местом такой встречи. По мнению г-на Малика, этот диалог нормален, потому что люди непременно захотят выйти на улицы и рынки большого города и выражать там свою веру. Конечно, в идеале речь идет о некоем «среднем горожанине». Но мы отлично знаем, что в природе, как и в человеческой жизни, среднеарифметическое представлено очень редко. Зато крайности цветут полным цветом в том же самом Лондоне – крайности либерально-потребительского гедонизма и крайности гипертрофированной религиозности, очень наглядно представленные исламистскими проповедниками в тиши аллей Финсбери-парка.

Конечно, уважаемому консультанту не нравятся радикалы-исламисты наподобие арестованного год назад популярнейшего среди британских молодых мусульман террориста и проповедника Абу-Хамзы. Но зато он активно выступает за гражданскую солидарность не только мусульман, но и всех лондонцев против недавнего ареста лондонской полицией семерых подозреваемых в террористической деятельности в мечети Финсбери-парка. А заодно – уравнять в правах абсолютно всех мигрантов и гастарбайтеров. Где здесь искренность, а где – игра, нетрудно догадаться. Особенно, если учесть, что сама игра в демократию и «защиту прав человека» давно уже стала частью самой искренней идентичности любого приверженца «лобби гражданских прав». Г-н Малик вполне искренен в своем торжестве, когда он заявляет, что «строительство любой мечети в современном Лондоне становится общегородским событием. Строительство новой церкви, например, не так заметно. Мечеть сегодня в Лондоне стала символом веры, а вот церковь лишилась этого наполнения».

В одном г-н Малик безусловно прав: этнические группы начинают создавать проблемы тогда, когда начинаются проблемы у всех остальных. Но кто эти самые «все остальные»? И что у них внутри? Ответ протс: это потомки некогда цветущих сословий добропорядочных горожан, отважных мореходов и трудолюбивых фермеров, ныне спивающиеся от безысходности или наоборот, проводящие свою жизнь в бесконечном карнавале? Увы – это так. Поэтому людей вроде Абдула-Рехмана Малика винить здесь не приходится. Их голос сегодня – это голос жестких победителей в пустоте молчаливо вымирающего большинства титульной нации, разменявшей на соблазнительные сиюминутные блестки и золотую мишуру все возможные ценностные приоритеты. Поэтому очень своевременными оказались слова академика Дмитрия Львова, поставившие многие деликатные вопросы межэтнических отношений и глобализационных процессов если и не ребром, то, по крайней мере, под совершенно иным углом зрения. Очень своевременными оказались слова академика Дмитрия Львова, поставившие многие деликатные вопросы межэтнических отношений и глобализационных процессов если и не ребром, то, по крайней мере, под совершенно иным углом зрения

Академик Львов задался простым и, на первый взгляд, бытовым вопросом: насколько уютно и комфортно себя чувствует обыкновенный горожанин сегодня, будь то в Лондоне или в Москве? По социологическим данным более 65% москвичей признались, что стали жить сейчас значительно лучше по сравнению с 2000 годом. Но на вопрос, что это благополучие есть результат продолжающейся политики обнищания иных категорий россиян, включая и москвичей тоже, 40% из опрошенных пожали плечами и ответили: «ну и что?». Сегодня наблюдается реальный разрыв в уровне доходов между различными группами населения. В Москве «средний» уровень доходов в 8 раз превышает уровень доходов ниже среднего. По наблюдению академика Львова мы в России имеем дело с феноменом самовоспроизводящейся бедности. И поэтому целый комплекс проблем, стоящих сегодня перед крупными мегаполисами просто невозможно учитывать без внимания к нуждам «простого человека». А если 98% собственности различных видов, как в России, находится в руках у 8% населения, то страна попадает в распоряжение людей типа английского лэндлорда времен политики Огораживания XVI-XVII веков, который при безудержном обогащении без оглядки на кого бы то ни было, лишает социального равновесия всех остальных. По словам Львова, то, что от Бога, не может принадлежать 8% населения.

Также и с проблемами миграции: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. По мнению академика Львова, главный недостаток глобализации заключается в том, что она пытается подавить огромное разнообразие культур в мире. Но она же должна в идеале приучить людей разных народов, конфессий и рас к уважению культур друг друга. Однако парадокс глобализации заключается именно в росте межэтнических конфликтов, когда большинство мигрантов, прибывая в чужую страну, совершенно не интересуется, чем она живет, какой здесь уклад и обычаи. Но какие могут быть обычаи и традиции народа, который сам от них отказывается, стыдится их? По яркой метафоре Львова, сегодня камни наших городов покинуло духовное и подлинно живое. Однако только обращение к духовному и живому способно их оживить. Как оказалось, и Москве, и Лондону в этой области есть, над чем поработать.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020