4 августа 2020

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту






















27 августа 2004 г.
версия для печати

С праздником!

Успение Пресвятой Богородицы

«Се, Раба Господня..»

(к празднику Успения Божией Матери)

…и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

(Из тропаря праздника)

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос,

не золотые уборы или нарядность в одежде,

но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого

и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом.

(1 Петр. 3:3-4).

Успение Богородицы…

Кажется, затихает весь мир от этой вести…

икона Успение Пресвятой БогородицыКаждая неотлучившая себя от Церкви душа испытывает высшие волнения… Сумела ли она приготовить себя к последнему часу?.. Так непросто это. Осознание своей немощи среди множества напастей, бед, лютых недугов и болезненных страстей ­– свойственно душе, ищущей в Церкви спасение. «Когда мы видим Божию Матерь вкусившей смерть и лежащей во гробе, это напоминает каждому из нас, что и мы подлежим неотступному закону Божию: человеку положено однажды умереть (Евр. 9:27)», – пишет митрополит Николай (Ярушевич, +1961). Услышим учительное и утешительное слово московского святителя. «Надо, дорогие мои, учиться жить и учиться умирать… Вот, посмотрите своими благоговейными духовными очами на сияющий Божественной славой, духовной красотой облик Преблагословенной Божией Матери, в этот день воспринявшей Свою блаженную кончину! Ее смирение и кротость сделали Ее достойной быть обителью Господа; Ее серафимская чистота удостоила Ее быть Матерью Сына Божия; Ее терпение, Ее преданность воле Божией, Ее жажда спасения души и вечного соединения с Господом возвели Ее на высочайшую степень Царицы Неба и земли и даровали Ей блаженную кончину.

И всем нам, дорогие мои, Богоматерь дает урок, напоминая о том, что нужно ходить в законе Господнем (Пс. 118:4). Нужно оберегать сердце от нечистоты, нужно украшать душу добрыми делами, делами любви, молитвы и покаяния. Ведь жизнь будущая – это продолжение настоящей. И конец не может разногласить с началом. Каков будет конец земной жизни – таково будет и начало, и продолжение жизни вечной. Если эта жизнь земная будет иметь конец, достойный христианина, будет не бесплодно прожитой нами для вечности, то таковым будет и бесконечное продолжение этой вечной жизни: оно будет источником вечной радости». В этих словах – «программа» жизни во Христе, во исполнении заповедей Божиих. Святитель преподает ее нам у дорогого гроба Той, Которая не воспринимается иначе, как живая, как жив и Сын Ее. И убедительно видно, как важно для нас упование на будущую жизнь. Апостол Павел уверял, что язычники не имеют этого упования. Святитель Феофан Затворник называет это чувство – живое упование – «ключом жизни о Христе Иисусе, Господе нашем». «Упование наследия вечного живота стало отличительною чертою христиан и самою сильною поддержкою нравственной крепости к перенесению всех трудов и лишений, неизбежных в жизни по вере в Господа. Выпало это звено из цепи духовных движений человека. И вот Господь вставляет его и восставляет дух, падший в нечаяние. В Себе воскрешает, возносит на небо и посаждает одесную Бога и Отца человеческое естество, предварительно удостоверив, что идеже есть Он, ту и слуга Его будет [i]. Потом в явь представляет переселение к славе Матери Своей и нашей».

икона Успение Пресвятой БогородицыПраздник Успения – как торжество упования христианской души. Странным кажется, что этого упования нет вне Христовой Церкви, что у людей может отсутствовать «ключевое звено» в цепи духовных движений, или же быть ложным, не выдерживающим испытаний… Но об этом следует помнить, чтобы уметь понять иных людей. Люди, не познающие, что ради спасения нас от зла существует Церковь Христова, вольно или невольно попадают в сети диавола, целенаправленно ищущего разрушить все прекрасное в человеке, все Богоугодное. Преподобный Антоний Великий имел видение, что мир лежит в сетях… Трудно человеку не оказаться в них. Господь создал Святую Церковь Апостольскую, освобождающую от сетей лукавства, собирающую для обновленной, преображенной жизни во благодати Божией всех труждающихся и обремененных, незлобивых и правых сердцем… Создал великой ценой Своего подвига Боговоплощения и вочеловечения, Своего заступления – как за братьев и сестер – за грешных, но кающихся людей, ради Своего Господа, ради чистой и светлой жизни по Его Примеру, готовых претерпеть самые крайние испытания: и муки телесные, и душевные страдания, и беспомощность духовную… и голод, и холод, и бездомность, и истязания, и оклеветания, и измены, и позор перед близкими, и смерть, и бесславие… Претерпеть Крест. Как претерпел Господь. Таковы себя и друг друга Христу Богу предающие…

Как первая и Всесвятая среди них – Матерь Божия. Отойдя от страхов, суеты мирской жизни, люди Церкви вновь и вновь собираются к воспеванию и благодарению Ее. Это как долг, и это – как отрада. Жизнь Ее стала Песней, Песнью песней для всякой боголюбивой души. Святое Евангелие сохранило и несравненную песнь Самой Богородицы, украшающую Богослужения во многие дни. Поется она и на Утрени Успения:

«величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение Рабы Своея: се бо отныне ублажат мя вси роди» (Лк. 1:46-48).

икона Успение Пресвятой БогородицыЭти слова Святая Отроковица произнесла, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «ощущая присутствие вожделенного Спасителя в утробе Своей… от действия духовной, благодатной радости». Мы можем полагать: и после эта песнь всегда была с Нею: по преданию, Она пела ее в последний час Своей земной жизни, на смертном одре, в окружении святых, верных друзей Своих… когда явился в лучах Небесного света, с сонмом Ангелов и праведных душ Сам Царь Славы, чтобы принять Ее бессмертную душу.

Чистоту, смирение, любовь называет Церковь тремя особыми добродетелями Богородицы. Эти три славы Ее «запомнены» в песни Ее, их можно услышать. Только из чистого сердца могли родиться эти лучистые, теплые слова о Господе. Только сокрушенная о немощах своих душа могла назвать Бога Спасителем своим. Только Богомудрая душа, вмещающая любовь-заботу о всех людях, может возрадоваться о грядущих благодеяниях для «всех родов», ибо Она верила, что, вот, родится от Нее Спаситель для всех народов – во исполнение обетования Бога Аврааму: «и благословятся в тебе все племена земные». Желание молиться за весь мир, чаяние воскресения, духовного пробуждения всех мертвых, жизни будущего века – передается Песнью Богородицы. И есть непобедимая сила в этой передаче…

Таинственна Красота Дщери Царевой. Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Поистине Она положила восхаждения в сердце Своем. На уневешение Богу Духу Святому взошла девственной чистотой; на материнство Богу Сыну – смирением: яко призре на смирение Рабы Своея (Лк. 1:48); на дщерство Богу Отцу — любовью». Неисчислимы похвалы Пресвятой Владычице нашей Богородице Приснодеве Марии. Святитель Димитрий находит главное слово о Ней: «Кто преставился? Знаю, что всякий, по усердию к Преставившейся, даст ответ в похвальных выражениях. Один скажет: Божия Матерь преставилась к Сыну Своему и Богу; другой скажет: одушевленное Небо взято в Небеса; или – Врата непроходимые отнесены в Небесные двери; или – Божий дом пречистейший перенесен в нерукотворенные храмы; или – Солнце, в котором Вышний положил Свое селение, взошло с земли на Небо…

икона Успение Пресвятой БогородицыА я, обращаясь к самому дивному бессмертному Мертвецу, положенному во гроб только на три дня, спрашиваю: Кто – Ты, лежащий здесь? И слышу отвещающий смиренный глас: Се, Раба господня (Лк. 1:38)… Здесь вспоминаю древнее изречение: «работать Богу – царствовать». Кто истинный раб Божий, тот – наследник Небесного Царства, соцарствующий Христу. Если же Пречистая Дева – Раба Господня, то – Царица воистинну всей видимой и невидимой твари!».

Что противостоит славным добродетелям Божией Матери? Блуд, гордость, злоба, — отличия бесов, злых духов. Потому «образ Матери Божией невыносим для бесов. Имя Ее ненавистно диаволу. Следовательно, это имя для нас спасительно. Ясно, как необходимо нам всегда прибегать к молитвенному покрову и заступлению Пречистой Божией Матери» (Свт. Серафим Софийский Чудотворец).

Предание повествует об удивительных обстоятельствах Успения Божией Матери, погребения… Как в общем благоговейном к Преблагой Госпоже содействии соединились лики святых Ангелов и апостолов, других святых Христовых людей. И ничто не оказалось способным воспрепятствовать им. Ослепление и отсечение рук ожидало нечестивых посягателей. Вместе с тем, по покаянии, они получали исцеление… Таинственно вознесение, взятие Ее на небо с телом: когда на третий день по Успении открыли, ради опоздавшего апостола Фомы, гробницу – тела не было, гроб был пуст… Церковь усматривает [ii] в этом провозвещение будущей жизни. Богоматерь не только бессмертною душою вступила в жизнь будущего века, но и плоть Ее уже пережила изменение из тления в нетление. А в этом есть начаток воссоздания падшего человеческого естества. Верующая душа в любви к Богородице, невидимым Своим участием во всех событиях Церкви боголепно все устрояющей в Ней, не может не уподобить себя Ей – как Рабе Господней. И укрепляется в высших своих чаяниях…

В этом глубинная причина несомненной великой радости, истинной праздничности Успенских дней [iii]. Как бы тихо, в клети сердца переживается Пасха, переход Христовой паствы к новой, обоженной, светлой жизни. Эта тихость, молчаливость, тонкость, сокровенность, относятся к самому существу нынешнего События и всей христианской жизни. Святитель Филарет Московский проповедь на Успение завершает так: «Христианин! Будь, а не кажись – вот одно из важных для тебя правил. Познай несравненное достоинство скромной, тихой, сокровенной добродетели! Ей свойственно быть тайной для земли, потому что она – небесной породы и для неба существует. Совершай ее в тайне и охраняй от глаз человеческих, часто нечистых и вредящих ее чистоте, а представляй тщательно и непрестанно чистому и очищающему оку Божию. Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве».

Пресвятая Богородице, спаси нас!

[i] Ин. 12:26

[ii] См.: Митр. Сергий (Старогородский). «Почитание Божией Матери по Разуму Святой Православной Церкви». В кн. «Всесвятая».

[iii] Праздник с предпразднеством и попразднеством длится 10 дней: с 14 по 28 августа, ст. ст.

Материал предоставлен редакцией газеты "Успенский листок" при храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Газету "Успенский листок" можно приобрести в церковной лавке при храме по адресу: Успенский переулок, д.4





Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020