18 ноября 2019

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту






















25 ноября 2006 г.
версия для печати

Неделя двадцать четвертая

Притча о милосердном самарянине

самарянинВ сегодняшнее воскресенье Церковью установлено чтение притчи Господней о милосердном самарянине.

Притча эта была сказана Спасителем в ответ на вопрос иудейского законника, который, «искушая Его сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

В этой притче под человеком шедшим из Иерусалима в Иерихон символически разумеется род человеческий в состоянии грехопадения движущийся от Иерусалима, то есть от града Божия, от блаженного состояния богообщения, в Иерихон – в город греха, в мир страстей. Церковнославянский текст Евангелия более точно отражает это перманентное движение человечества сверху вниз, используя для его определения не глагол прошедшего времени «шел», а имперфект «схождаше».

Под разбойниками разумеются бесы, которые склонны улавливать удаляющихся от Бога. Бесы, сняв с человека одежду, то есть лишив его благодати которой он был облечен в раю, изранили его и оставили еле живым. То есть греховными ранами нанесли повреждение богозданной человеческой природе, которая частично соделалась смертной в телесной своей части.

Священник и левит – это ветхозаветные Закон и пророки, которые прошли мимо, то есть имели временный педагогический характер, и не исцелили человечества.

Под милосердным самарянином Господь разумеет Сам Себя. Елей и вино, которые самарянин изливал на раны впавшего в руки разбойников – это, с одной стороны, символы Божественной благодати, Таинств, а с другой стороны символы двух природ Христовых, Его человечества и Божества, которыми он спас человечество.

Гостиница, в которую самарянин привез пострадавшего человека на попечение – это Церковь, а гостинник – пастыри и учители церковные. Под двумя динариями некоторые толкователи подразумевают Ветхий и Новый Заветы данные Господом Церкви, а некоторые – Священное Писание и Священное Предание. Обещание самарянина после своего возвращения расплатиться с гостинником в случае дополнительных издержек означает Божественное воздаяние за труды в деле Христовом после Его Второго Пришествия.

Притча сказанная Господом самолюбивому законнику на вопрос о том, кто является его ближним показывает, что ближним является любой человек уже в силу одной и той же, общей всем человекам природы. Фарисей полагал, что ближним для него является во-первых иудей, и во-вторых такой же как он «праведник», поэтому Господь и избрал для Себя образ самарянина, поскольку самарянами иудеи гнушались.

Рассказав эту притчу, Христос спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». То есть Господь указывает законнику, а вместе с ним и всем нам, что не нужно благодетельствовать лишь тем, кто благодетельствует тебе, не нужно выискивать ближнего, а нужно самому приблизиться к тому, кто, встретившись тебе на жизненном пути, может нуждаться в твоем участии. Кроме того, этой притчей Спаситель показывает, до какой степени должно простираться наше участие в судьбе его требующих, а именно до той степени, о которой и говорится в Божьей заповеди о такой любви к ближнему, какую мы испытываем по отношению к самим себе.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

26 ноября 04:53, Игорь:

О ближнем..

И всё таки, под ближним, в первую очередь следует разуметь духовно близкого нам человека. Другое дело. Не следует забывать, что порой, ортодоксальный иудей, может оказаться ближе нам и Богу, чем наши властьимущие ставящие свечи в храмах на Праздниках и "напоказ молящиеся"...Делая же добро, нужно сперва выделять тех, кто в нём больше всего нуждается, а потом уже, помогать всем остальным. Часто мы забываем об этом...



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019