11 декабря 2018
Правая сторона
Православная карта

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Михаил Сухотин
15 сентября 2004 г.
версия для печати

Минцы

"Молиться научилась в буквальном смысле по телевизору..." - разговор с Екатериной Никитичной Захаровой, старостой церкви св. Георгия. Краткая история и летопись церкви св. Георгия в селе Минцы Боровичского уезда Новгородской епархии.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И ЛЕТОПИСЬ ЦЕРКВИ СВ. ГЕОРГИЯ В СЕЛЕ МИНЦЫ БОРОВИЧСКОГО УЕЗДА НОВГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ.

Откуда происходит название «Минца» или «Минцы» точно неизвестно, но поскольку при впадении р. Минечки в р. Песь находились остатки от выделки какого-то металла, можно предположить, сославшись также и на предание, что в давние времена здесь был завод, на котором какие-то иностранцы выделывали какие-то мелкие вещи и в том числе — монеты, а от немецкого слова «мюнц» – искажённое русское «минц» и получилось само название – Минца.

В метрических книгах, хранившихся с 1808 г. имеются первые сведения о священнослужителях Минецкой церкви. В 1808 году в метрических книгах подписались:

Священник – Леонтий Львов

Дьякон – Матвей Яковлев

Пономарь – Иван Антонов

Часовен в Минецком приходе было 13 (названы по деревням):

в Воронском – в честь Нерукотворного Образа Спасителя,

в Погорелках – тоже,

в Бревново – св. муч. Флора и Лавра и священномученника Климента,

в Демидове – св. муч. Параскевы,

в Каменке – тоже,

в Лебедеве – в честь усекновения главы Иоанна Предтечи,

в Бабьем – Крестовоздвижения и св. Апостолов Петра и Павла,

в Подсоснах – Великомученика Дмитрия Солунского и св. муч. Параскевы,

в Кривандине – Успения Божьей Матери и великомуч. Дмитрия,

в Омошье – иконы Казанской Божьей Матери,

в Осечищах – св. Николая Чудотворца,

в Сосонье – св. муч. Флора и Лавра,

в Обечищах – Введения во храм Божьей Матери и Рождества Иоанна Крестителя.

Часовни все были деревянные, и когда построены неизвестно.

Приход Минецкий составляли следующие 32 деревни:

Воронское, Погорелки, Скоблево, Александрово, Паледи, Минцы, Замостье, Бревново, Скуратово, Демидово, Каменка, Лебедево, Чижово, Заполье, Шварково, Часовня (4 последних наз. иначе «Обечище»), Маслово, Стеньково, Ладыгино, Бабье, Подсосны, Кривандино, Бавыкино, Крушиново, Омошье, Гришутино, Курово, Пестово, Балбино, Измайлова гора (2 последние наз. иначе «Осечище»), Сосонье и Глиницы.

Сюда входили также 4 села, в которых жили дворяне: Марьино, Трубицыно, Шипово и Великое.

Волостное правление существовало с 1861 года. Называлось оно Минецко-Старскогорским и заведовало всеми вышеперечисленными селениями.

Совет церковного прихода собирался для решения важных вопросов приходской жизни и состоял (как следует из нижеприведённых годовых отчётов о. Владимира Добромыслова) из 32 представителей – по одному от каждого селения.

Школа грамоты в Минцах была открыта дьяконом Константином Добромысловым в 1891 г.

Много добра для Минецкого прихода сделала здешняя прихожанка, княгиня Анна Семёновна Шаховская. Она в 1870 г. устроила сельское училище и больницу на 10 кроватей с постоянно находящимися при больнице врачом и фельдшером, много жертвовала на постройку местного каменного храма.

Храм св. Великомученника Георгия каменный, тёплый, освящён в 1874 г. 30 сентября с благословения Преосвященнейшего Варсонофия Епископа Старорусского. Престолов в нём 3: главный – св. Георгия, правый предел – Михаила Архангела, и левый предел – св. Пророка Ильи. Оба предела освящены в 1861 г. Храм этот раньше был деревянным, ветхим, и в тридцатых годах сгорел до тла. И только заботами священника Александра Добромыслова и прихожан был восстановлен в нынешнем виде.

Второй храм в селе – кладбищенский во имя Живоначальной Троицы, на другой стороне р. Минечки, деревянный, холодный с пределом во имя Покрова Божьей Матери. Построен, как значится в ведомости о церкви, в 1772 г. здешними прихожанами (к настоящему времени не сохранился).

О священнослужителях храма св. Георгия:

1) священник Алексей Антонов служил в этой церкви с 1809 по 1825 г. С 1825 по 1845 г. священником был Александр Яковлев. С 1845 по 1896 г. – Александр Добромыслов, сын дьякона из села Борки Старорусского уезда, закончивший Новгородскую Духовную семинарию.

2) Дьякон Константин Александрович Добромыслов, сын местного священника, выпускник Новгородской Духовной семинарии, состоял здесь дьяконом с 19 июля 1887 г.

3) Псаломщик Константин Васильевич Воинов, кончивший курсы в Новгородской Духовной семинарии, состоял псаломщиком при церкви со 2 июля 1892 г.

4) Церковный староста дворянин Александр Путилов. Состоял старостой с 1872 г.

В 1896 г. священник Александр Добромыслов подал прошение об увольнении по старости лет. Вместо него с 13 октября 1896 г. священником определился Константин Добромыслов.

В январе 1897 г. псаломщик Константин Воинов был переведён дьяконом в село Береги Старорусского уезда, а на его место 5 февраля назначен Алексей Небаров, кончивший курсы в Новгородском Духовном училище.

Церковным старостой на трёхлетие с 1897 по 1900 г. избран был прихожанами и утверждён епархиальным начальством проживающий в деревне Бревново уволенный в запас унтер офицер Алексей Захаров.

14 января 1898 г. дьяконом в Минецкую церковь был назначен Владимир Грацианов, кончивший курсы в Киевском двухклассном министерском училище.

В 1899 г. умер священник Александр Иванович Добромыслов, прослуживший Минецкому приходу 52 года.

14 декабря 1918 года священник Константин Добромыслов был беспричинно арестован. Подвергался издевательствам самого грубого характера, в основном оскорблявшим священническое достоинство, был неоднократно избиваем а затем в 1919 г. переведён в тюрьмы – Боровичскую и Новгородскую.

В первых числах марта был выпущен под условием внесения 6000 руб. Эти деньги были собраны прихожанами церкви за любимого пастыря. Разбитый и нравственно и физически перенесёнными страданиями, о. Константин был вынужден оставить служение в приходе, на что и получил разрешение от начальства в июне месяце. На освободившееся место священника в Минецкую церковь 19 июля резолюцией Его Преосвященства Епископа Тихвинского Алексея был назначен Владимир Добромыслов.

Далее летопись велась священником Владимиром Добромысловым. Эта летопись похожа на дневник, где даётся строгий отчёт о событиях в жизни прихода с 1919 по 1924 г. Потом он обрывается.

РАЗГОВОР С ЕКАТЕРИНОЙ НИКИТИЧНОЙ ЗАХАРОВОЙ (дер. Василёво)

Екатерина Никитична Захарова- Екатерина Никитична, расскажите пожалуйста о том что было с церковью св. Георгия Победоносца в Минцах после 30-х годов и до сего дня.

- Мать рассказывала, что когда её разрушали в конце 30-х сбрасывали колокола, все ценности увозили в Москву – позолоченные оклады с икон, богатое большое паникадило, иконы грузили на машины, везли на нашу картонную фабрику и тут же в топке жгли их. Верующих не подпускали, — кто, конечно, успел в своё время что-то спасти, тот и сохранил. Церковь с того времени стояла под замком. А мы уехали в Сибирь. Там брату дали для жилья большой господский дом: он работал по лесной части, закончил лесотехнический техникум. Отсюда нас выгнали, вроде как раскулачили. В 40-м году его взяли в армию. Мы остались ни при чём. Пришлось вернуться нам – маме, отцу, мне и жене брата. Мамина сестра жила в Омошье. Родители работали в больнице, им дали от больницы место где жить. Когда в 41-ом началась война, я училась в 5-ом классе. Брат так и пропал на войне без вести, в самом начале войны только получили от него письмо. Его жена уехала с ребёнком к себе на родину в алтайский край, а мы так и остались здесь.

- Что же представляла собой религиозная жизнь верующих людей, когда не было литургии, церковь была на замке, а вера не только не поощрялась, но преследовалась?

- В 41-ом году ещё до начала войны в доме священника была школа. Туда привезли детей и устроили пионерлагерь, а в помещении церкви сделали столовую от этого пионерлагеря. И вот началась война. Детей не успели вывезти, и они остались здесь. Таким образом у нас образовался детский дом. Вначале там было примерно человек 25, а потом стали прибывать дети из разных мест, их становилось всё больше, они уже занимали 3 помещения в Мннцах, около 130 человек. Были просто потерянные родственниками дети. Приёмник таких детей был организован в Левоче. Я тогда закончила 7 классов школы, было мне лет 16, и вот я устроилась в этот детский дом воспитательницей. Дети младшей группы так в школе и остались жить. А в церкви сделали потом зернохранилище и мельницу.

- Да, я помню, там справа от алтаря дверь замурована под штукатуркой.

- К этой двери подъезжали машины, сгружали зерно. Там же прямо у солеи стояла большая мельница, которая это зерно и молола. После войны мама пешком ходила в Ахуну (Пестовский район) и во Внуто. До Внуто добирались тоже пешком от Анциферово 8 км. Делалось это без огласки, тихо. Там были церкви. В 56-ом году, когда сыну исполнилось 7 лет, я решила окрестить его. К нам сюда специально приезжал священник из Внуто со своей супругой, останавливались тут у нас в Василёве. Я тогда работала уже в детском саду. Так вот когда детей всех уложили спать (в обед это было), я незаметно взяла своих двоих детей и дочь заведующей и быстро через дорогу отвела их крестить в тот дом, где как раз остановился священник из Внуто. Так их и покрестили. Всё полным чином. Там в комнате бочка с водой стояла. Но в срочном порядке и без огласки. Верующие люди старались крестить своих детей. Ещё кое-кому удалось тогда это сделать, но потом быстренько в сельсовете об этом узнали, прислали милиционера, и священнику пришлось уехать обратно. У нас тут строгое партийное начальство было.

- Заменяло ли что-нибудь вам литургию? Была ли какая-то хоть общая молитва?

- Нет, мы не собирались нигде. Ничего не было. Я даже иконы свои убрала со стены. Мог зайти кто-нибудь из родителей тех детей, с которыми я работала в детском саду, и сказали бы потом: «Вот она богомолка, а с детьми работает». И на Троицу на кладбище нельзя было на виду пойти. Тоже могли наговорить. Запрещалось тогда работникам образования и детских садов в Бога веровать. Хотя на Пасху и на Троицу всегда по домам пекли и устраивали застолье, но застолье это было светским, никаких общих молитв. На Казанскую ходили в Омошье и в Комарово. Каждая деревня имеет свой праздник. Пестово, например, — иконы Тихвинской Божьей Матери.

- А Минцы?

- Минцы – святой Троицы.

- Это, стало быть, праздник по названию храма или часовни (в Омошье была часовня иконы Казанской Божьей Матери, а в Минцах – деревянный храм св. Троицы)?

- Да. На эти праздники все собирались раньше. Днём работали в колхозе, а вечером сходились в эту деревню. Молодёжь с гармошками, с баянами, с балалайками, с гитарами. Собирались в кучки, — пляски, песни… Так отмечали все праздники. Самого храма уже не было, но в его престольный праздник всё равно было гулянье.

- То есть праздник превратился в выпивку, что ли?

- Нет, почему обязательно в выпивку? В веселье. Не смотря на то, что уже забывали, как праздновать религиозный праздник, люди просто отдыхали в этот вечер, как когда-то раньше, хотя завтра им опять надо было выходить на работу.

- Значит, это было исключительно народное, никем не навязанное воспоминание о запрещённой к тому времени религиозной жизни, о старинных праздниках, никак не связанное с ритмом жизни государственной?

- Вот именно. Это и сейчас иногда в сельской местности бытует.

- Мне ещё говорили про поездки на источник.

- Да, я была там в день памяти Ильи Пророка. Но уже только в последнее время, когда все церкви открыли. А раньше мы и не знали про него. Я при жизни мамы и молитв-то толком не знала никаких, а как стали показывать по телевизору службу, так и научилась. Так что молиться научилась в буквальном смысле по телевизору. Но если пойти куда, или перед началом какого-нибудь дела – всегда просила: «Господи, помоги», «Господи, благослови». А когда стали церкви открывать, решили, что ведь надо и общину организовать как-то. Отец Михаил Ложков приехал к нам как раз в 93 году на день пенсионеров. У нас был праздничный вечер, а у меня года полтора как муж умер, и я никуда не выходила. Знакомые пришли уговаривать идти туда. Я не хотела вначале, а потом за компанию согласилась. Вижу — стоит о. Михаил. Первый раз мы увидели священника спустя столько времени. «Надо же, — думаю, — духовенство нас встречает». Батюшка поздоровался, поздравил нас с праздником. Говорил, что надо бы церковь открыть, а для этого кого-то выбрать, кто бы следил за ней. Выбрали старосту, определили небольшую общину, кто верующий, и меня предложили в ответственные за церковь. Я вначале отказывалась: ведь живу не в Минцах у самой церкви, а рядом – в Василёве. Но знакомые обещали помогать и говорили, что нас надо избрать хоть на первое время, а потом можно переизбрать будет: главное, чтоб дело начать. Так я и стала при церкви вначале казначеем, потом, когда староста Виктор уехал (у него семья и жить на что-то нужно, а тут — не на что) осталась я старостой. Когда церковь восстанавливали, к нам из Левочи помощники приезжали, так они у меня жили, я им есть готовила. В 5 утра встану, готовлю завтрак, потом обед. Тут уж у нас и песнопения были общие, и молитвы. Один из них уже монах. С 1993 года, как я старостой-то стала, меня в Левочу позвали учиться, как церковные дела вести, всю документацию. Вот тогда-то я и начала учиться как следует и молитвам, и всему. В Левоче уже Алексей, Николай работали, полы настилали, работа кипела вовсю. А я боялась с документами этими: дело-то ответственное. Вернулась тогда домой, и вот вижу сон, как стоим мы с батюшкой рядом с церковью, а она уже обновлённая, и что-то про неё обсуждаем. Тогда я и решила всё-таки остаться при церкви окончательно. А через несколько лет, когда останавливались-то у меня рабочие, мне батюшка однажды говорит: «Ты хоть видела ли, церковь-то какой стала?» А я всё дома да дома, готовлю еду, то одно, то другое, а до храма-то из Василёва идти надо. Батюшка подвёз меня на машине, вышли мы и стоим у церкви обновлённой и говорим о ней в точности так, как я в том сне видела.

- Что же с войны и до 1993-го года ни одного причастия, никакой общинной молитвы? Какой-то провал в 50 лет!

- Да, вот такой провал. Хоть и в Бога верили. Мать мою, как она скончалась, я отправила в Питер. Там её отпевали. Там её родственники жили. Я записочку написала им, чтоб отпели. Муж когда мой умер (тогда ещё наша церковь закрыта была), его в Сазонове отпели. Там в Сазонове тоже церковь есть. Но в войну, конечно, не было.

- К войне тут вообще ведь полная «зачистка» была: все церкви закрыли, а священников расстреляли.

- А тем, кто с детьми работал, строго-настрого запрещалось иметь к церкви отношение. Когда я старостой церковной стала, все тут искренно удивлялись, всё понять не могли: как же так, работала в детском саду, и вот пожалуйста – в церкви! Они и до сих пор удивляются. Служба у нас совершается раз в месяц, иногда два раза в месяц. Из местных прихожан многие старушки за эти 10 лет поумирали. Я вначале стояла и за ящиком. А икон древних у нас не осталось. Они собраны были на картонной фабрике и потом в конце 80-х проданы в Новгороде её директором Аникиным, когда здесь уже делали не картон, а какое-то другое было закрытое военное производство, вроде как «почтовый ящик» сделали. Так что в церковь к нам ни одной настоящей иконы никто не принёс. Все из Левочи о. Михаил доставил. Так что тут всё – его заботами, без него мы бы тут ничего не могли сделать.

- В Минцах к службе многие приходят?

- Очень мало. Хотя всех жителей 600 человек, и из них 149 детей. Обычно всего несколько человек. Бывает, что я одна на литургии причащаюсь. А служба-то всего раз-два в месяц… Летом дачники из Питера приезжают, тогда прихожан побольше становится. Из постоянных жителей много крещёных, но они никак не могут переступить порог храма. Здесь надо вести большую работу. Кстати, только что сгорело очень хорошее подсобное помещение, под которое нашей церкви была отдана больница. Та самая, которую ещё в 1870 году построили на пожертвования княгини Анны Семёновны Шаховской, прихожанки церкви св. Георгия Победоносца. Эта больница работала и в советское время, вплоть до последних лет. Там был и рентгеновский кабинет, и специалисты хорошие. Её многие добрым словом вспоминают. А потом, когда она к нам перешла, она какое-то время стояла заколоченная. Так там устроили притон, — мы сами обнаружили там девушек с парнями, — курили там… Вот она и загорелась. Не успели перевезти её, хоть я и говорила об этом. А построена была так добротно, что горела несколько дней, всё сгореть не могла никак.

- А детей никто к церкви не привлекает? Воскресная школа, детские кружки есть у вас? В Мякишеве, например, в школе есть кружок, где Антонина Фёдоровна с детьми и в монастырь ездит, и в Миголощи на службу, и на престольном празднике в Левоче была.

- У нас таких нет. Некому вести. В Мякишеве, в Хвойной есть. Но туда детей для этого никто специально не повезёт. Другое бы дело было, если б у нас тут священник жил. К нам приезжал такой отец Валериан из Подмосковья, ему у нас очень понравилось, но нет тут жилья для него. Хотя много домов продаётся. Надо купить ему дом, содержать его надо… А кто ж на себя это возьмёт?





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

8 июля 12:17, Посетитель сайта:

О Минцах

Не знаю насколько это правда, но дочь священника Минецкого П.А., сообщила что при Петре 1 был родственник Минецкий, который отличился в морском деле (как ни странно - вроде связанный с первой подводной лодкой)и в награду получивший эти земли. Она еще жива и в здравом рассудке, если есть интерес - могу отправить ее адрес.


10 марта 04:26, Посетитель сайта:

О Владимире Добромыслове

Я его правнук.Живу в Мошенском.Мануйлов Александр.


14 июля 01:20, Минецкий П.Е.:

фамилия МИНЕЦКИЙ!!??

Господа!... я тут случайно,но увидел в обсуждениях свою фамилию,и стало интересно!....кто что-то знает о моих однофамильцах(а возможно родственниках) - плииз отзовитесь!!


17 ноября 12:28, Виктор:

Отзыв на фамилию Минецкий

Привет однофамильцу! Я живу на Дальнем Востоке - раньше отец жил в Боровичском районе. Потом, после репрессий семьи, он перебрался сюда. Я контактов с другими Минецкими никогда не имел - что знаете про свои корни?


5 декабря 14:28, Елена:

Путиловы

О Путиловых из Минцов что-то известно?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2018