16 сентября 2019
Правая сторона
Православная карта

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Бражников
21 сентября 2005 г.
версия для печати

Куликово поле: вечное возвращение

Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди.

Александр БЛОК

Лишь при Дмитрии Донском титул «великий князь Московский» стал первостепенным, главным (идентичным титулу «великий князь всея Руси»). Поэтому следует признать, что Владимир так или иначе был «престольным городом» Руси в течение более двухсот лет, а Москва окончательно обрела статус столицы после Куликовской битвы

Е.И.Данилевский. К полю Куликову. 1980.1380 г. Троицкая обитель. Великий Князь Димитрий Иоаннович, выпестованный святым митрополитом Алексием, испрашивает у пре­подобного Сергия благословение на борьбу с татарами. «Тебе, Государь,— говорит благосло­вляющий его праведник,— должно попещись о врученном тебе христоименитом стаде; Бог правды дарует тебе победу и сохранит тебя для вечной славы, а многим из сподвижников твоих готовы венцы мученические». прп. Сергий благословляет на битву Дмитрия Донского. XVI в.

8/21 сентября. Куликово поле. Великий Князь Димитрий, вдохновленный присланными от преподобного Сергия просфорой и его посла­нием, стоя на высоком холме, обозревая озарен­ные ярким осенним солнцем войска, с умиле­нием преклоняет колена и простирает руки к златому образу Нерукотворного Спаса, сияв­шему вдали на черном знамени великокняжес­ком. Молится он в последний раз за Россию. «Милыми братьями» называет он воинов, объез­жая потом полки.

И, веруя,— побеждает.

В Куликовской битве погибло с русской стороны 12 князей, 483 боярина и множество воинов. Потери противника превысили русские. Князь Дмитрий Иванович получил тяжелое ранение в голову. Впоследствии на Куликовом поле нашли его разрубленный шлем. В битве отличились русские богатыри — брянский боярин Пересвет, ставший иноком у преподобного Сергия Радонежского, и Ослябя (ослябя по-калужски — “жердь”). Народ окружил их почетом, а когда они умерли, то были похоронены в храме Старо — Симонова монастыря. При Советской власти в монастыре устроили завод “Динамо” и на могилах Пересвета и Осляби стоял станок. Ныне надгробные плиты восстановлены.

Александр СМОЛИН. Пересвет, начавший первым Куликовскую битвуБитва получила широкий международный отклик. В литературном произведении того времени “Задонщина” сказано, что слава Руси дошла до Италии, Германии и Византии. На Куликовом поле русские осознали силу политического единства. Авторитет Московского княжества неизмеримо возрос. Победа явилась важным шагом на пути к полному освобождению от ордынского ига. Вернувшись с войском 1/14 октября 1380 г. в Москву, Дмитрий сразу заложил церковь Всех Святых на Кулишках и вскоре начал строительство Рождественского монастыря в память о битве.

За победу на Куликовом поле князь Дмитрий Иванович получил прозвище “Донской”. После смерти князя его супруга княгиня Евдокия заложила в Москве Донской монастырь...

+ + +

Лишь при Дмитрии Донском титул «великий князь Московский» стал первостепенным, главным (идентичным титулу «великий князь всея Руси»). Поэтому следует признать, что Владимир так или иначе был «престольным городом» Руси в течение более двухсот лет, а Москва окончательно обрела статус столицы после Куликовской битвы.

+ + +

Монголо-татарское завоевание Руси было названо автором известного литературного памятника XIII века «погибелью» (Слово о погибели Земли Русской). Если в празднике Рождества Богородицы мы усматриваем начало нашего, всех православных христиан, спасения, то победа на Куликовом поле, одержанная именно в этот день, стала началом спасения нашей Родины, нашего народа – от исторической погибели. Зажатый, словно тисками, двумя противоборствующими силами внутри Орды – Мамаем и Тохтамышем – Русский народ проверялся на способность отстоять свое самостоятельное бытие, свое место в истории. Проверялось – насколько крепка его вера, насколько он готов отстаивать свои святыни, насколько прочно он готов связать себя в своем земном существовании служением Божией Матери.

И когда наутро, тучей черной,

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

В предшествующие полторы сотни лет Господь попускал захватчикам с Востока побеждать русских князей.

Если мы вспомним татаро-монгольское иго, то, при всей его жестокости, при всех страшных потерях, которые наш народ понес тогда от этого нашествия, в конечном счете, только оно, в то время, оказалось действенным лекарством для русского народа, чтобы изжить эгоизм удельных князьков, чтобы русский народ сплотился на, по сути, принципах почти что монашеской жизни, для создания сильного, могучего русского государства, которое потом и сбросило с себя иго. И вот этот пример нам говорит о том, что не все атаки наших врагов обязательно ведут к разрушению и катастрофе. Они могут быть целительными.

+ + +

Однако, есть время исцеляться и есть время быть исцеленным. Приходит момент, когда необходимо убедиться в том, что народ окреп в своей вере и в том, что Бог и Божия Матерь более не оставят в беде.

Преподобный Сергий, удостоенный неоднократных посещений Всецарицы, не просто верил – он знал, что это так. И его знание стало уверенностью святого благоверного князя Димитрия.

+ + +

Мистика Куликово

Накануне битвы явление вживую Божией Матери преп. Сергию. Сбор полков на Успение, сама битва на Рождество Богородицы; праздновали победу на Иоакима и Анну, возвращение полков — на Покров. Все событие словно бы "обставлено" Богородичными днями и выглядит как непрерывная милость Божией Матери к русскому войску, над которым — от Успения до Покрова — словно бы протянут благодатный омофор.

+ + +

св. блгв. кн. Димитрий ДонскойВ Куликовской битве проверялась не только, крепка ли рука у русских воинов, но и духовная мощь войска, и в целом жизнеспособность Русской Православной цивилизации. В тот момент она уже включала часть степных народов, часть литовцев и татар. Это был органический союз народов Востока и Запада, объединенных Москвой. Противостоял же ей другой союз – тоже объединение народов Востока и Запада, но заключенный мимо Русских земель, как бы минуя, в обход их. Если бы это объединение победило – стало бы ясно, что самостоятельное Русское государство между Востоком и Западом – не нужно.

И в каждый критический момент нашей истории, как сейчас, например, вопрос встает именно так: а нужно ли Русское государство на этой обширной евразийской равнине? Не лучше ли устранить его, чтобы не мешало, и поделить на зоны? Может ли Русское государство по-прежнему контролировать эти территории или они должны стать ареной вечной борьбы между Востоком и Западом?

+ + +

Куликовская битва, которая вроде бы была битвой с азиатским воинством, по внутренней своей сути являлась результатом акции Запада, сумевшего направить на Русь Мамая и Ягайло.

Русь в 1380 году выступила против, в полном смысле слова, всемирной силы, в которой объединились воля авангарда тогдашнего Запада и мощь азиатского воинства. И Куликовская битва явилась непосредственным выходом Московской Руси на мировую арену и победоносным ее утверждением во всемирной истории — о чем, в частности, осязаемо свидетельствуют отзвуки этой битвы на громадном евроазиатском пространстве от Гамбурга до Шираза.

+ + +

И в который уже раз, чтобы вытеснить Россию, Запад и Восток заключают союз. Так делали татары и литва, турки и поляки; так делают и теперь чеченцы и литва, и снова поляки, и снова литва. Как не случаен был союз Мамая и литовского короля Ягайло, спешившего, но, к счастью, не успевшего на Куликово поле, не случайно и то, что сайт кавказских сепаратистов, на котором Шамиль Басаев «взял ответственность» за убийство сотен детей, находился в тот момент в Литве. Отнюдь не случайна в эти сентябрьские дни и польско-литовская газовая истерика. Именно в этот промежуток времени — между Успением и Покровом — Польша и Литва особенно остро переживают ошибочность своего геополитического выбора. У них были все шансы быть вместе с Россией, под особым покровительством Божией Матери. Но они выбрали быть против, быть лютыми врагами, к огорчению Небесной Заступницы Русской земли, и себе на погибель.

план Куликовской битвы+ + +

Куликово поле стало архетипом нашей истории, в Куликовской битве – смысл существования России, Куликовская битва повторяется вновь и вновь. Пророчески звучат строки Александра Блока:

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Всё так: и мгла, неясность будущего, и кажущаяся тишина, и нет прямых боевых действий. Ведь это почти то же самое, что говорит сегодня президент России: «Линия фронта этой войны может проходить через каждую улицу и каждый дом. В этой войне нет тыла и нет нейтральных зон».

Куликовская битва – продолжается:

Вся Россия стала полем Куликовым

Ополчился ворог: быть нам иль не быть?

Но неслышно клича Дмитрия Донского

Некому Отчизну нашу защитить...

+ + +

Враги думают, что Россия слаба, что ее некому защитить, забывая или не подозревая, что после Куликовской битвы ее защищает Сама Царица Небесная.

В статье использованы отрывки из стихотворений Александра Блока и иеромонаха Романа, а также из книг Н.Д. Тальберга, В.В. Кожинова, М.В. Назарова.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

21 сентября 18:09, Вершинин Владимир:

Всё так! Куликовская битва - это "зачатие" современных Русских как НОВОГО, ЕВРАЗИЙСКОГО народа, духовной основой которого является ПРАВОСЛАВИЕ.

Однако странно утверждение автора: "Если мы вспомним татаро-монгольское иго, то, при всей его жестокости, при всех страшных потерях, которые наш народ понес тогда от этого нашествия...". В чём проявилась "жестокость" монголов? Каковы были "страшные" потери русичей Киевской Руси? Может хватит повторять СКАЗКУ о татаро-монгольском иге и, тем самым, раскалывать народы России как ЕВРАЗИЙСКОЙ державы?


21 сентября 23:32, Посетитель сайта:

Вы занете, что воинам из Поволжья было за что биться против Дмитрия Ивановича. Потому, что в предкуликовский период русские богатыри все основные города на Волге разорили: Булгар, Джукетау, Казань и даже сталицу Сарай сумели. И вовсе не с целью прекратить зависимость от Орды.


22 сентября 11:21, Посетитель сайта:

"Если мы вспомним татаро-монгольское иго, то, при всей его жестокости, при всех страшных потерях, которые наш народ понес тогда от этого нашествия...".

Это цитата из М.В. Назарова


22 сентября 14:09, Посетитель сайта:

Вершинину В.

"Сказка" об иге татаро-монгольском. Почему у русских до сиз пор бытует поговорка - "нежданный гость хуже татарина"? Почему именно татарина? И сколько рабов вывезли с Руси за 300 лет ига? Сколько их увели в Азию, а на венецианских галерах за веслами сидели русские рабы, проданные ордой через Крым. Историю свою знать надо.


22 сентября 16:36, Посетитель сайта:

Оцените вклад Татаро-монгольского ига в развитие монастырей на Руси, а на их основание и строительство нужны деньги, которые, как утверждается, уходили с Руси в Орду в качестве дани.


23 сентября 01:15, Посетитель сайта:

И Москва в значительной мере благодаря Орде возвысилась. Дань собирала Москва. Через москву все финансовые потоки проходили.


23 сентября 13:40, К.П.:

Может такое статься,что это была не Татаро-монгольская Орда,А ХАЗАРСКАЯ,тогда и понятно,что деньги оседали в Москве.Ведь нет точных документов той поры,так же как от нас прятали и документы 1917-1919 годов?называя Октябрскую Революцию безкровной.Но вот,что мистический смысл в эмом Поле Куликовом есть--ДАЙ-ТО БОГ!!


23 сентября 22:42, Вереск:

Г-ну Вершинину. "Противозачаточное".

С чего это Вы взяли, милостивый государь, что "духовной основой НОВОГО, ЕВРАЗИЙСКОГО народа является ПРАВОСЛАВИЕ"? И что это за новый народ такой, евразийский? Может быть, это татары и башкиры, может калмыки и буряты? Но тогда с какой же стати Вы им усвояете Православие? А Вы загляните на сайт Евразийского Союза молодёжи да почитайте программу и катехизис этой организации. Там не только не упомянуты такие слова как Бог и Православие, там вообще дозволяется верить как и во что угодно, даже в Ничто (?!). Вот такие, сударь, духовные основы...

Лев Ник.Гумилёв, безспорно, замечательный учёный, но как-то и ему не больно-то доверяешь, когда он пытается избавить нас от веры в "сказку" про татаро-монгольское иго. Это иго сделалось особенно жестоким с момента принятия Ордой ислама. И сотни тысяч русских рабов и рабынь, угнанных и проданных, жили и страдали отнюдь не в сказке, а в страшной реальности чуждого для Руси ига. Чеченские скотоводы, ещё вчера промышлявшие похищением людей и их торговлей, - это лишь отдалённое и слабое эхо того кошмара, который принесло на русскую землю татаро-монгольское нашествие.


25 сентября 00:01, Посетитель сайта:

C какой стати чеченская торговля людьми есть эхо монголо-татарского ига? Эта чечня никогда никому конфетой не была, в том числе и Орде. Пословица: "Когда шах сходит с ума - он идет войной на Кавказ" не русскими придумана...

И для чего культивировать весь этот пафос вокруг татаромонгольского ига? Это есть взращивание татарофобии. Если в Татарстане примут региональный праздник в день удачного отпора московскому войску - что же тогда должны чувствовать русские, и скаким выражением лица ходить по Казани? Откуда взята эта оценка в сотни тысяч русских? В Орде рабы-татары были в три раза дороже русских.


25 сентября 21:37, Вереск:

Посетителю сайта от 25 сент. (00:01).

С какой стати эхо? Да по подобию: как те, так и эти всегда жили разбоем и работорговлей, только и всего. Россия пришла на Кавказ, между прочим, не просто войной, а войной оборонительной, когда Россию просила о помощи единоверная Грузия, постоянно терзаемая дикими чеченами и дагестанцами. И когда границам самой России безпрестанно стали угрожать эти же разбойники. Не будете же Вы утверждать, что России не следовало простираться за границы Московского Царства XV века?

Ни о какой татарофобии не должно быть и речи. Разумные татары вполне способны сделать разумную оценку деяниям своих предков. Неразумные - станут спустя несколько веков вынашивать планы реванша. Но, строго-то говоря, нынешние татары казанские - это потомки не татаро-монгол Чингиз-хана, а волжских булгар. О чём сами татары и сами хорошо знают. И потому, как говорят многие очевидцы, в самой Казани и русские и татары сосуществуют вполне миролюбиво, как и дОлжно жить добрым соседям.


28 сентября 13:35, Посетитель сайта:

евразийцам

Не увлекайтесь вы "Великой Степью", а перечитывайте русские летописи и сказания... Татаро-монголы жгли храмы, мощи св. угодников Божиих бросали в огонь (св. равноапостольной княгини Ольги), а жидов ставили баскаками - шкуру с русичей сдирать (а жиды и сами в баскаки просились)...


30 сентября 02:11, ЮТ:

Хорошая статья

это самое главное.


2 октября 23:26, Посетитель сайта:

Я уже говорил, что в предкуликовский период все основные города русские богатыри сожгли. Следуя вашей же логике, походы Мамая и Тохтамыша полностью оправданы.


31 октября 16:13, Посетитель сайта:

Bolgar

татари и татарстан нет такие, они били болгари и Болгаристан!


16 мая 21:18, Посетитель сайта:

Круто!!!


8 ноября 13:26, Посетитель сайта:

печки-лавочки. Коммуно-историки как обычно высший пафос из всего строят. Кончается спором кто кого больше обидел. Попредметней и с сылками на первоисточники.


21 октября 15:28, Посетитель сайта:

Вереску

со всем согласен, только один вопрос: они же (современные татары) вроде потомки половцев?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019