20 октября 2019
Правая сторона
Правые понятия

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















19 января 2004 г.
версия для печати

Третий Рим

«Сие же ныне Третьего нового Рима державного твоего царствия… И да весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианской веры снидошася в твое царство. Един ты во всей поднебесной Христианам царь. Не преступай царю, заповеди еже положиша твоя прадеды: великий Константин и блаженный Владимир и великий богоизбранный Ярослав и прочии блаженнии святии, ихже корень и до тебе... блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти…»

Егор ХОЛМОГОРОВ

ТРЕТИЙ РИМ: ОЧЕРК ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ

Быть «третьим» — это призвание и неотменяемое место русских в истории. Смысл этого места в том, чтобы не допустить «четвертого», стоять на посту и всех возможных кандидатов на римский скипетр отгонять пинками, дубинкой и ядерными ракетами — и никак иначе. Невозможно никакое «превосхождение» кем-либо и чем-либо той идеи, того осуществления царственного призвания, которое несет русская цивилизация...Читать дальше


Владимир ВАРАВА

СЕРБИЯ И РОССИЯ

«Серб Христов радуется смерти!» Вот как говорит преподобный Иустин о трагическом подвиге сербского народа за «Крест честный и за свободу златую» словами диакона-мученика Аввакума. Это «лозунг мученической истории сербского народа». Она очень близка истории русской, столь же мученической и трагической... Читать дальше


М.B. НАЗАРОВ

ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ "ВОЖДЮ ТРЕТЬЕГО РИМА":

Памятка: что делать народу Третьего Рима

О государственной символике

Апокалипсис и Россия

Россия накануне революции и Февраль 1917 года — часть первая

Россия накануне революции и Февраль 1917 года — часть вторая

Россия накануне революции и Февраль 1917 года — часть третья

Россия накануне революции и Февраль 1917 года — часть четвертая


ПРАВАЯ.РУ

ОЧАГИ РУССКОЙ ЖИЗНИ

Интервью с Михаилом Викторовичем НАЗАРОВЫМ

В первую очередь, хотелось бы поговорить о Вашем последнем фундаментальном исследовании, а затем обсудить какие-то злободневные, актуальные вопросы, которые связаны с текущей политикой. Итак, первый вопрос вызывает само заглавие: «Вождю Третьего Рима», как будто бы у Третьего Рима предполагается вождь. Ведь у Третьего Рима может быть только монарх, а не вождь. Не правда ли? Или же Вы видите как-то иначе эту проблему? Почему именно «Вождю Третьего Рима»?

М. В. НАЗАРОВ: Монарх ведь тоже вождь, он профессионально обязан быть им. Но я скорее имел в виду еще не Царя, а того человека, который может привести Россию из нынешнего плачевного полуразрушенного состояния к православной монархии, к восстановлению православной российской государственности. Идея о том, что после падения коммунизма необходим авторитарный переходный период для восстановления настоящей русской государственности (потому что сразу перейти из примитивного состояния в духовно более развитое невозможно), эта идея укоренена во многих разработках и надеждах русской эмиграции. Монарх, монархия вообще, в отличие от всех других форм государственности, может опираться только на подготовленный народ, который воспринимает идею монархии, идею служения монарху как служение делу Божию, которому должен служить и сам монарх. Подготовить народ для этого — и есть задача того вождя, которого у нас пока нет и о котором мечтала русская эмиграция, причем самые разные люди эту идею высказывали — от Ильина (известные его «Наши задачи»), где он много раз он к ней возвращается, говоря о «просвещенной целительной диктатуре», до такого либерального мыслителя, как Франк. Это просто констатация реальности, которую мы никак не можем обойти, и когда некоторые люди начинают спорить: «зачем диктатор, это все дискредитация настоящей государственности, нам подавай сразу монарха», — то встает вопрос: «А как?».

Его, конечно, могла бы подготовить Церковь, если бы Церковь взяла на себя роль такого вождя, но она, к сожалению, не берет на себя эту миссию и я, честно говоря, точно не знаю, каким практическим способом такого вождя нам привести к власти; я об этом в книге и размышляю. Но совершенно точно то, что без создания народного ядра, на которое может этот вождь опереться, он вообще к власти не придет. И вот то, что в наших силах, — простых людей, мирян — это создавать ядро, из которого может быть, и не выйдет вождь прямо, но на которое он может опереться и сказать: «Вот мой народ, я с ним и буду выражать его чаяния, буду служить его идеалу, он будет меня поддерживать, вместе мы — сила».

Дательный падеж в заглавии книги немножко необычен; это скорее может быть для посвящения уместно, но я это сделал, чтобы подчеркнуть необходимость этого процесса и этого вождя, для которого книга предназначена. Это как бы свод главных принципов и знаний, необходимых для спасения России, а для самого вождя , если таковой возникнет, эта система историософских координат будет естественной средой его деятельности. В специальной главе я предлагаю и конкретную программу возможных действий, чтобы это не выглядело только чистым теоретизированием или критикой существующего, нужно всегда искать и предлагать какие-то конкретные пути выхода из нынешнего кризиса.




Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019